Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

История развития Хохломской росписи

Хохломская роспись – это вид художественной обработки дерева. Возникло это искусство в конце 18 века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века.
Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием "Хохломская Ухожея" (Ухожея - место, расчищенное от леса под пашню). Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X-XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.


На основе этого наследия произошло формирование уже нового искусства, связанного в своей дальнейшей судьбе с оформлением предметов быта. Уже в XVIII веке промысел широко распространился среди крестьянского населения и стал известен далеко за пределами страны. Традиции неизменно передавались из поколения в поколение и ревностно оберегались от чужеродных влияний нового времени. Любили мастера исконные народные мотивы, близкие самым широким слоям крестьянского населения. "Из поколения в поколение писали они то, что переняли от отца и деда, что было близко и понятно. Но столь небольшая иконография образов, хранимых мастерами промысла, не стесняла их творческих возможностей. Писали каждый раз по-новому, словно пели песню". Нарядно расписанная деревянная посуда не уступала по красоте царской. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно, так - как древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется, от горячей пищи трескается. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой - вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.
Расписанная посуда с использованием золота была тоже не долговечна, и к тому же бедный крестьянин не мог позволить себе её покупать. Вот и стали крестьяне думать, как сделать посуду такой, чтобы она была не хуже боярской, а пользоваться ею могли бы крестьяне. Народные мастера решили эту задачу благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приёмом "вызолачивания" изделий. Не случайно основой росписи был золотой фон. Известно, что в глубокой древности у славян, а затем и на Руси, серебро, а позже и золото применялось как символ света. Так было в произведениях народного искусства, в книжной миниатюре, иконописи. Искусствоведы предполагают, что именно от техники писания икон берёт своё начало диво дивное - "золотая хохлома". Но потом, ради удешевления, мастера вместо золота стали применять серебряный порошок. В создании "хохломского золота" участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других - завиваются или бегут по кругу.
Оживленный несколькими белильными полосками сказочно красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник воспроизвел здесь, по-видимому, тот волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году - в ночь на Иванов день. В соответствии с новой техникой окраски изменился и орнамент: место пышных цветов с белильными оживками заняла скромная и изящная хохломская травка. Веточки с ягодами и цветами с удивительной свободой размещались по поверхности предмета, следуя его форме, тонкие волнистые стебельки то охватывали его плавными изгибами, то тянулись вверх. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников.
Украшая самые разные по форме изделия, хохломские художники проявили себя искусными декораторами. Расписывая, например, чашку или блюдо, мастер четко выделял дно, помещая в нем розетку, а от ее центра, подобно солнечным лучам, разводил линии к краям предмета. По стенкам чашки наносил узор - осочку - из косых черных и красных мазков. Они напоминали собой стебли травы, как бы склонившейся от порыва ветра.
http://www.tvorim-sami.ru/526-istoriya-razvitiya-hohlomskoy-rospisi.html





http://fantastikmakosh.ru/index.php/vitrazch/648-razn/8919-2012-01-08-15-11-15.html





http://www.liveinternet.ru/users/4258208/post255246919/


****

ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ!
Пятница, 31 Марта 2017 г. 20:10


http://www.liveinternet.ru/users/ramata/post412344615/
.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам История развития Хохломской росписи
  Хохломская роспись – это вид художественной обработки дерева. Возникло это искусство в конце 18 века в Заволжье (село Хохлома Горьковской области). Зарождение хохломского промысла искусствоведы относят ко второй половине XVII века. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Читать полностью
 

Комментарии

vera_vd
8 июня 2014 года
+1
Спасибо за информацию! Очень интересно и познавательно!
САПЕШКА (автор поста)
8 июня 2014 года
+1
Спасибо
rodnuly
8 июня 2014 года
+1
САПЕШКА (автор поста)
8 июня 2014 года
+1
Анринушка
8 июня 2014 года
+1
Спасибо Галиночка, очень интересно
САПЕШКА (автор поста)
8 июня 2014 года
+1
Спасибо, Ириша.

https://www.stranamam.ru/album/7359952/
Анринушка
8 июня 2014 года
+1
САПЕШКА (автор поста)
8 июня 2014 года
+1
Лилия Шу
8 июня 2014 года
+2
обожаю такие вещи. У меня много чего на кухне имеется.
САПЕШКА (автор поста)
8 июня 2014 года
+1
и я обожаю
Лилия Шу пишет:
много чего на кухне
Лилия Шу
10 июня 2014 года
+1
zzzluka
9 июня 2014 года
+1
мне так нравится это все !!!!
САПЕШКА (автор поста)
9 июня 2014 года
+1
тоже нравится
idyle
9 июня 2014 года
+1
а как подделку от настоящей хохломы отличить?
САПЕШКА (автор поста)
9 июня 2014 года
0
не могу подсказать, дилетант я в этом деле))
Вишенка Д
9 июня 2014 года
+1
Люблю русские художественные промыслы. И гжель и хохлому и скань. Да вообще всё! Браво рукодельницам и мастерам!
САПЕШКА (автор поста)
9 июня 2014 года
0
тоже восхищаюсь и любуюсь
Вишенка Д
14 июня 2014 года
+1
Многие наши промыслы намного интереснее зарубежных. Но вот эту тягу к иностранному в нас никак не убрать
САПЕШКА (автор поста)
15 июня 2014 года
0
"... нас так долго учили любить твои запретные плоды..."
Вишенка Д
19 июня 2014 года
+1
Ага. И своё не ценить тоже. А это у нас, между прочим, Левша блоху подковал. И к нам всё время ехали на умельцев посмотреть.
delechka
9 июня 2014 года
+1
Люблю красивое!!!!
САПЕШКА (автор поста)
9 июня 2014 года
+1

догадываюсь)) в Вашем дневнике столько красивого читаю и наслаждаюсь
delechka
9 июня 2014 года
+1
САПЕШКА (автор поста)
9 июня 2014 года
+1
Darklight
13 июня 2014 года
+1
Очень интересно и познавательно!
САПЕШКА (автор поста)
13 июня 2014 года
+1
Спасибо
ЕленаВиталя
24 февраля 2015 года
+1
САПЕШКА (автор поста)
24 февраля 2015 года
0
ЕленаВиталя
24 февраля 2015 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам