Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Нанайская свадьба

На Сахалине проживают около 4 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, относящихся к четырем основным этническим группам: нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы.
Сахалинские нанайцы — это переселенцы с Амура. Несколько нанайских семей после Второй мировой войны (в 1947-1948 годах) переехали на Сахалин вследствие организованной советским правительством активной вербовки переселенцев из других частей страны для работы на шахтах, нефтяных промыслах, в леспромхозах и рыболовецких колхозах. Тогда, в 1947 году, в Поронайском районе было создано одиннадцать рыболовецких колхозов, располагались они в бывших японских рыбацких поселках. Сюда и приехали амурские нанайцы, имевшие опыт рыболовецких промыслов. И большинство сахалинских нанайцев, которых в области 164 человека, по-прежнему, живет в Поронайском районе.
Слово "нанай" растолковывается как "на" — земля, "най" — человек, человек земли. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды. Пекинский договор 1860 года, сделав реки Амур и Уссури границами между странами, разделил район проживания нанайцев между Россией и Китаем.
Большинство нанайцев России проживает в Хабаровском крае — 10 993 человек, из них 4469 человек — в Нанайском районе.
Известные в России нанайцы: Дерсу Узала (1849-1908)- охотник, проводник российского ученого и путешественника Владимира Арсеньева, Кола Бельды (1929-1993) — эстрадный певец. Григорий Ходжер (1929-2006) — писатель, лауреат государственной премии имени М. Горького, Максим Пассар — снайпер, герой Великой Отечественной войны и др.
В 2013 году компания "Сахалин Энерджи" представила общественности перевод на нанайский язык Всеобщей декларации прав человека, осуществленный в рамках совместного проекта c управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. Авторами перевода являются Раиса и Софья Самар, редактором Антонина Киле.



На днях в Поронайске в киноконцертном зале "Мир" состоялся праздник "Традиционные обряды нанай".





Зрители стали участниками обряда "Унди" ("пробуждение природы" ), который издавна проводился раз в три года весной после вскрытия льда на реках и прилета птиц, и свадебного нанайского обряда "Гема-та".
Под звуки природы, шума леса и звуки воды, птичий щебет и ритмы шаманского буна начинается большой красочный обряд "Унди".

Ритуальный обход родовой территории начинает шаман — традиционная фигура в культуре народов Сибири и Дальнего Востока. Впереди идут два помощника — дахаламди с "мечами" в руках, расчищая путь от злых духов.
Во время проведения праздника все жители стойбища привязывали цветные ленточки к поясу шамана, который назывался соона. Тем самым они просили здоровья, удачи, благополучия для себя и своих близких...
Свадьбы были общественными праздниками у всех дальневосточных народов. Особенно торжественно, со всеми обрядами, они отмечались у нанайцев, когда в брак впервые вступали молодые люди — юноша и девушка.
К этому событию готовились заранее. Свое приданное девушка вместе с матерью или бабушкой начинала шить сразу, как только усваивала уроки вышивки. Множество узоров, вышитых на кусочках ткани, складывалось в берестяные коробочки. Халатов, в которые невеста облачалась в день свадьбы, должно было быть не менее пяти, и надевались они один на другой. Верхний свадебный халат орнаментировался особенно богато. Наряд невесты дополнялся оригинальной шапочкой и расшитой узорами обувью — унтами.

Нарядный воротник из тяжелого шелка с аппликацией или вышивкой, с отделкой мехом, металлическими подвесками или бусами служит декоративной деталью к свадебному халату. Поверх халата передник с металлическими подвесками-оберегами ("три килограмма" — поделилась потом "невеста" ). Последним надевается красивое серебряное украшение. Все действие сопровождаются песнями на нанайском языке.

В последние десятилетия свадебные нанайские халаты шьют, как правило, из шелка, но еще в начале XX века их изготавливали из рыбьей кожи. И сейчас на халатах орнамент, состоящий из соприкасающихся друг с другом крупных полукружий. Он символизирует рыбью чешую. Это панцирь, защищающий девушку от злых духов, что нередко норовят напасть исподтишка.

Не менее заботливо украшалось свадебное одеяние жениха. Ярким, красочным орнаментом покрывался весь костюм. Мать и сестры заблаговременно, прилагая все свое умение, готовили художественные детали орнамента к наряду сына и брата. Они нашивали их на шелковый короткий халат с разрезами по бокам, выделяя и подчеркивая красоту вышитых узоров орнамента умело подобранными узенькими кантами и разными по ширине полосками из однотонных цветных тканей. Не менее нарядными были и ноговицы и богато орнаментированный широкий праздничный пояс. Шапка с вышитым верхом и унты с меховой мозаикой довершали убранство жениха.
В отличие от костюма с символическими узорами, в который невеста наряжалась только раз в жизни, наряд жениха извлекался из сундука от случая к случаю.

После третьего визита к будущим родственникам родители жениха возвращались домой и начинали готовить свадьбу.
В день отъезда невесте заплетали волосы и особым способом укладывали на голове, ровным пробором делили на две части, в прическу вплетали три полоски материи — две черные и одну красную.

Невеста просила благословения родителей, прощалась с подругами. Мать и отец собирали ее огниво, кресало и трут, чтобы разжечь собственной огонь. Отец давал ей копье, чтобы отпугивать духов, которые попробуют помешать ей в супружеской жизни.

Она шла, расчищая дорогу копьем, и никто не мог преступить ей дорогу…
Жених встречал ее у своего дома, и — новые ритуалы.
Захватывающее зрелище завершалось обрядом очищения — проходом всех через тоннель из распростертого над головами пучков папоротника.











В фойе "Мира" тем временем была развернута выставка декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера.

— Здесь богатейшая коллекция мастеров Хабаровского края и Сахалинской области, да и сами мастера приехали. Работы из рыбьей кожи, ровдуги, бересты и ткани — они известны всему миру. Здесь же изделия и наших поронайских мастеров, нашему сувенирному цеху уже более двадцати лет, — рассказывает Елена Панник, художественный руководитель народного национального ансамбля "Мэнгумэ Илга".

Искусство украшения бытовых вещей, которому учились с детства. занимало особое место в жизни малых народов Приамурья. Это искусство было их светлой радостью, целым миром рукотворной красоты. От матери к дочери и от отца к сыну передавались традиции орнаментального искусства. Тесно связанное с созданием предметов материальной культуры, различной домашней утвари, одежды, обуви, средств передвижения, лодок и нарт, оружия, жилища, а также предметов культа, оно украшало жизнь людей, давало возможность развернуться незаурядным талантам отдельных мастеров и мастериц, удовлетворяло их стремление к красоте.

Национальную одежду нанайцев непременно украшают полоски и канты из цветной ткани, медные подвески, ракушки. Конечно, подлинным произведением искусства является свадебный халат невесты, в чем только что убедились многочисленные зрители...

С концертной программой на празднике выступили народный национальный ансамбль "Мэнгумэ Илга" ("Серебряные узоры" ) из Поронайска, участники этнокультурного центра "Люди Ых миф" В. Золотова и Е. Дзяпи (Южно-Сахалинск), народно-песенный ансамбль "Гивана ("Рассвет" ) из Комсосмольска-на-Амуре, народно-фольклорный ансамбль "Илга дярини" (село Джари Нанайского района Хабаровского края), исполнитель песен на нанайском языке и игры на музыкальных национальных инструментах Алексей Актанко (Хабаровск).



Алексей увлекся национальной музыкой, песенным творчеством народа нанай десять лет назад. Сейчас ему 37 лет. На Сахалине второй раз. В активе — песни на нанайском языке "Анда", "Мангбо", "Рождество", "Мэргэн", "Кидури", "Эндури", "Миаван". Для многих из которых он сам сочинил музыку. Вышли два диска с песнями в его исполнении.

— Настает новое время, и молодежь начинает понемногу беспокоиться о сохранении своего языка и своей культуры во всех ее проявлениях, — говорит Алексей Актанко. — Хотя мы не делаем всего, что для этого нужно. В нас много русского. Я, например, с удовольствием ем борщ. В провинции Хэйлуцзян (северный Китай) есть поселения нанайцев, там они известны как хэчжэ. Мне кажется, что китайские нанайцы более бережливы к традициям нашего народа, чем мы в России…



http://www.poronaysk.ru/news/poronaysk/93134/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Нанайская свадьба
На Сахалине проживают около 4 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера, относящихся к четырем основным этническим группам: нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы.
Сахалинские нанайцы — это переселенцы с Амура. Читать полностью
 

Комментарии

Annytik
30 мая 2014 года
+1
красиво
Татьяна_65 (автор поста)
30 мая 2014 года
+1
согласна))
профиль удалён удалённого пользователя
30 мая 2014 года
+1
интересно было посмотреть) как раз последний проект в школе был культура эвенков
Татьяна_65 (автор поста)
30 мая 2014 года
0
приезжай))
профиль удалён удалённого пользователя
30 мая 2014 года
0
кстати мы 5 получили) смеюсь что проекты эти скорее для родителей.
хоть 3м отдыха
Татьяна_65 (автор поста)
31 мая 2014 года
0
Ар_ника
30 мая 2014 года
+1
Колоритно, однако.
Татьяна_65 (автор поста)
31 мая 2014 года
+1
ага
Бэллочка
31 мая 2014 года
+1
В роли жениха - мой племянник.
Татьяна_65 (автор поста)
2 июня 2014 года
0
Ух ты!!!!
Здорово!!!
Капля дождя
31 мая 2014 года
+1
Из рыбьей кожи, надо же!
Татьяна_65 (автор поста)
2 июня 2014 года
0
да)))
они ещё не то делают из неё
Светланка Андониу
5 июня 2014 года
+1
Живу за много тысяч км.далеко и было очень интересно читать ваш пост!!!! Все так подробно и красочно написано,как-будто сама там побывала Спасибо!!
Татьяна_65 (автор поста)
5 июня 2014 года
0
пожалуйста)))

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам