Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Обряд "перепекания" ребенка.

ОБРЯД "ПЕРЕПЕКАНИЯ" РЕБЕНКА: на лопату и в печь.



Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В. Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? — Вот об этом и поговорим.

Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.

Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.

При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри.
Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.

Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня.
В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.

Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.

Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.

Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь.

Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.

Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.

Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.

«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо прийдется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».

После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, - и Ванькю не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить – Ее запекай, а Ваньку мне продай».

Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.

Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья - мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы

Дореволюционный этнограф и краевед В. К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет:

«Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П. В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто».

Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.

Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов - очищение огнем.

А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.

Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила:

«Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…

Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В. И. Валеева (1928 г. р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.

Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем - сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».

По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.

Давно замечено, что в тяжелые годы испытаний и лихолетья, когда у лю­дей постепенно теряется всякая надежда на выход из создавшегося поло­жения, когда нависает какая-нибудь страшная опасность, из глубины ве­ков вдруг начинают всплывать, казалось бы, давно забытые обряды и обы­чаи. Люди как бы внезапно вспоминают, как поступали их деды и праде­ды в аналогичных ситуациях.

Русских печек становится все меньше. Детская смертность, что ни говори, гораздо ниже, чем в стародавние времена, но больных детей рождается всё больше...
Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор).

Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку?
Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.

Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болез­ни, могло символизировать одновременно:

повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;

символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;

временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируе­мое печью, и его второе рождение;

временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизи­руемом печью, и возвращение в этот мир.
... Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Обряд "перепекания" ребенка.
ОБРЯД "ПЕРЕПЕКАНИЯ" РЕБЕНКА: на лопату и в печь.
Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше... Читать полностью
 

Комментарии

martulka
23 апреля 2014 года
+6
интересно, но все-таки хорошо, что не в то время живу..
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
ну да тогда много было чего не понятного нам сейчас, а те люди принимали это и им не казалось ужасным
martulka
23 апреля 2014 года
0
да уж... увидели бы они хотя бы скайп...
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
или наши медицинские процедуры - например тот же укол или гастроскопию
martulka
23 апреля 2014 года
0
balzhit-jan
23 апреля 2014 года
+1
В ответ на комментарий martulka
интересно, но все-таки хорошо, что не в то время живу..

↑   Перейти к этому комментарию
GulnazKa1302
23 апреля 2014 года
0
очень интересно! спасибо!
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
не за что
Бамбушка
23 апреля 2014 года
0
На счет перепекания малышей ничего не знаю, я вот бабушка моя, она цыганка была, рассказывала, что купали детей в печи русской и называли - банька по-чёрному Помню ребенком очень удивительно было - какое же купание - там же копоть вот до сих пор не знаю - правда это или нет
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
Бамбушка пишет:
что купали детей в печи русской и называли - банька по-чёрному
Да и моя мама про такое рассказывала и бабушка рассказывали. но все равно не понятно, перепачкаются же еще больше
Бамбушка
23 апреля 2014 года
0
а сегодня - мылко такое и сякое и кремики и маслица и ванночки гипо-там-чего-то
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
Ага а раньше корытце в печи и золой!
nataliavs
23 апреля 2014 года
+1
В ответ на комментарий Mamaduny
Бамбушка пишет:
что купали детей в печи русской и называли - банька по-чёрному
Да и моя мама про такое рассказывала и бабушка рассказывали. но все равно не понятно, перепачкаются же еще больше

↑   Перейти к этому комментарию
ничего там не пачкается)) настоящая русская печь очень просторная, в ней взрослый человек может стоять почти в полный рост. она ведь совсем не такая,как в детских книжках рисуют.большой таз в ней подогревают,и тепло в печи-вот там и моются))
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
У нас была в деревне русская, но взрослый туда не залезет. Ребенок может, но все равно не знаю как это делали.
nataliavs
23 апреля 2014 года
0
у моей тети была настоящая русская печь. там внутри как комнатка))) нам любопытно было,мы заглядывали
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
У нас была настоящая тоже, но поменьше, много места, но мне кажется взрослый не влез бы
nataliavs
23 апреля 2014 года
0
наверное их тоже разные делали. может от размера дома зависело или еще от чего
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
ну да, блин забыла у отца спросить, он у меня печник
nataliavs
24 апреля 2014 года
0
спросите!
МарМар
23 апреля 2014 года
0
В ответ на комментарий Бамбушка
На счет перепекания малышей ничего не знаю, я вот бабушка моя, она цыганка была, рассказывала, что купали детей в печи русской и называли - банька по-чёрному Помню ребенком очень удивительно было - какое же купание - там же копоть вот до сих пор не знаю - правда это или нет

↑   Перейти к этому комментарию
Да правда, конечно. Вот моей свекрови тоже так мыться доводилось в детстве.
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
моя бабушка и тетя точно мылись, надо у мамы спросить
Annanimka
23 апреля 2014 года
0
Спасибо большое! Очень познавательно!
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
Да не за что, и мне показалось интересно!
Мама двоих дочек
23 апреля 2014 года
+1
первый электрофорез - и прогревание, и закалка.
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
makoria
23 апреля 2014 года
0
Как интересно!
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
ага
Звезда по имени Яна
23 апреля 2014 года
0
Ух,ты! Не знала. Благодарю за повествование-просвещение! Очень интересно!
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
+1
да не за что. самой было интересно
Ланина мама
23 апреля 2014 года
0
вот это да! И про сказки интересно очень. Смотрела фильм, не помню, какой. По Чингизу Айтматову, старый. Там вначале рождается ребенок и тоже много всяких обрядов показано, и родовых, и послеродовых, но ничего не объясняется. Там женщина рожала не дома, а в каком-то сарае ) а потом отец или дед клал новорожденного на лопату, ходил с ним вокруг дома, а в конце просовывал в какое-то маленькое окошко-не окошко, не знаю. Причем, все это зимой. Тоже любопытное что-то
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
да везде лопата! а мы ничегошеньки и не знаем, все утеряно
ФилОлух
23 апреля 2014 года
+1
Ага, я тоже об этом читала... Мы в институте изучали, на примере сказок, разные архетипы. А еще обряд инициации, который во многих сказках присутствует как поход "Не знаю куда" или к Бабе Яге.
У В.Я.Проппа в его работах по сказкам много интересного можно такого прочесть.

А, еще недоношенных детей часто держали в шубе на печи - на самом теплом месте, или вообще, слышала, в валенке.
nataliavs
23 апреля 2014 года
+4
у меня родственницу в шапке на печи держали) было это не так давно,сейчас ей сорок лет. родилась 900 граммов,роддом от нее отказался. сказали не выходим,забирайте домой и делайте что хотите. они ее в носовые платки запеленали и в шапку на печку)) выросла ростом 174 и с модельной фигурой))))
ФилОлух
23 апреля 2014 года
+1
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
В ответ на комментарий nataliavs
у меня родственницу в шапке на печи держали) было это не так давно,сейчас ей сорок лет. родилась 900 граммов,роддом от нее отказался. сказали не выходим,забирайте домой и делайте что хотите. они ее в носовые платки запеленали и в шапку на печку)) выросла ростом 174 и с модельной фигурой))))

↑   Перейти к этому комментарию
ой как интересно, малышу в шапку
nataliavs
24 апреля 2014 года
0
не представляю как это выглядело)) но малышка выросла в довольно рослую красавицу)))
Mamaduny (автор поста)
25 апреля 2014 года
0
да уж раньше все подряд не фоткали,
Хамсият Раджабова
30 апреля 2014 года
0
В ответ на комментарий nataliavs
у меня родственницу в шапке на печи держали) было это не так давно,сейчас ей сорок лет. родилась 900 граммов,роддом от нее отказался. сказали не выходим,забирайте домой и делайте что хотите. они ее в носовые платки запеленали и в шапку на печку)) выросла ростом 174 и с модельной фигурой))))

↑   Перейти к этому комментарию
У моего мужа друг есть, один из близняшек, родился 700 граммов, так его бабушка в шапке из овечьей шкурки и на русской печи выходила. Сам рассказал, пришел с пряжей носки заказать на зиму, конца краю не было, вяжу и вяжу - 45 размер, вымахал такой великан.))
nataliavs
1 мая 2014 года
0
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
В ответ на комментарий ФилОлух
Ага, я тоже об этом читала... Мы в институте изучали, на примере сказок, разные архетипы. А еще обряд инициации, который во многих сказках присутствует как поход "Не знаю куда" или к Бабе Яге.
У В.Я.Проппа в его работах по сказкам много интересного можно такого прочесть.

А, еще недоношенных детей часто держали в шубе на печи - на самом теплом месте, или вообще, слышала, в валенке.

↑   Перейти к этому комментарию
ФилОлух пишет:
У В.Я.Проппа в его работах по сказкам
а не подскажете как называются работы
makoria
23 апреля 2014 года
+1
Морфология сказки. и еще Исторические корни волшебной сказки.
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
Спасибо, найти бы теперь почитать, люблю я все это
makoria
23 апреля 2014 года
0
помню отрывки читала. оочень интересно. почему полностью не прочитала сейчас даже не вспомню. пожалуй надо прочитать полностью
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
надо, люблю сказки и собираю их у меня разных народов мира, даже есть книга "Сказки цыган СССР" я когда ее увидела у знакомой просто выпросила, нахально
makoria
23 апреля 2014 года
0
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
Так что у меня уже много не считая - русских - украинские, вот этих цыган, африканские, грузинские, польские, китайские, и еще некоторые забыла какие, вот буду сейчас книги перевозить вспомню
makoria
23 апреля 2014 года
0
у меня у бабушки тоже сборники советских времен. сказки народов... сейчас уж не вспомню каких. могу глянуть когда поеду.
Кстати, в начале июня (вроде бы 4-7 числа) в Коломенском исторический фестиваль Времена и Эпохи.
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
0
makoria пишет:
могу глянуть когда поеду.
интересно глянь
makoria пишет:
в Коломенском исторический фестиваль Времена и Эпохи.
а здорово, а какая в этом году эпоха интересно. Сестра приглашает летом в Кимры, там говорит будет интересно
makoria
24 апреля 2014 года
0
"фестиваль посвящён по войне - начальный период ПМВ: 1914-1916.
Мирная часть - гражданский костюм начала 20 века." нарыла в группе в контакте.
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
0
Спасибо, мне этот период не так интересен как более древний, скажу мужу, если ему интересно съездим
makoria
24 апреля 2014 года
0
да, более ранний более привлекателен.
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
0
ФилОлух
24 апреля 2014 года
0
В ответ на комментарий Mamaduny
ФилОлух пишет:
У В.Я.Проппа в его работах по сказкам
а не подскажете как называются работы

↑   Перейти к этому комментарию
Исторические корни волшебной сказки.
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
0
Спасибо, попробую в список поставить на прочтение, а то там уже очередюга
ФилОлух
24 апреля 2014 года
0
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
0
ну да много чего хочется прочитать, слава богу появились электронные, а то не всякую книгу потащишь с собой в метро
ФилОлух
24 апреля 2014 года
0
У меня тоже есть планшет, с большим экраном, читала в автобусе, люди пристают
Только читать некогда. На работу на велике езжу в наушниках...
Mamaduny (автор поста)
25 апреля 2014 года
0
ФилОлух пишет:
люди пристают
а че им надо???
мне есть время только когда на работу с работы на метро час туда час обратно и без пересадок, так что 2 часа в неделю (пока я один раз работаю в неделю) у меня есть для чтения!
ФилОлух
26 апреля 2014 года
0
Они спрашивают: А че это?, Где купила, почем?, А что, если я такую своей внучке куплю? А какая лучше? А почем та, которая лучше, а какая самая дешевая? А чем планшет от эл.книги?
Это я 1 раз только проехалась и попробовала почитать.
Mamaduny (автор поста)
26 апреля 2014 года
0
ФилОлух пишет:
Они спрашивают: А че это?, ....А чем планшет от эл.книги?
вот ведь любопытные
Ну у нас в москве никого этим не удивишь. Я в телефоне теперь читаю, лишнее не таскать
ФилОлух
26 апреля 2014 года
0
Я тоже в телефоне читала, но батарейка быстро садится, на день не хватает, а там же еще говорилка - как без телефона-то)))
Mamaduny (автор поста)
26 апреля 2014 года
0
не, у меня не так быстро. да и на работе зарядка есть
polza
23 апреля 2014 года
+2
Очень интересно

А мы тут недавно спорили - имеют ли место заговоры в нашей жизни или нет
Вот верю я верю, что все раньше на Руси было не просто так
И утеряно многое и насильно забыто. Но ведь как интересно-то
А то в школе учат легенды и мифы древней греции, а про Русь ничего Вообще ничего.

Очень познавательно, заберу в избранное
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
да ничего просто так не было!
polza пишет:
А то в школе учат легенды и мифы древней греции, а про Русь ничего Вообще ничего.
вот это мне тоже не понятно
polza
23 апреля 2014 года
0
надеюсь в ближайшее будущее многое изменится
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
Мария Косымская
23 апреля 2014 года
0
О как! Прочитала все! Оторваться не могла
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
+1
да, Я тоже
Мария Косымская
24 апреля 2014 года
0
Интересно какой процент детей выживал
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
+1
Маш не будем...
Мария Косымская
24 апреля 2014 года
0
Не будем.....
Наталья свет Витальевна
23 апреля 2014 года
0
О, тоже об этом читала, когда готовилась младшенького рожать НО младшенький на 43 неделе родился....наверно весь в материнской утробе испекся
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
вот это пирожок!
NASKALA
23 апреля 2014 года
0
Очень интересно. Знаю человека, которого "перепекали", он родился семимесячным, сейчас такой крепкий 2-х метровый дедушка
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
вот класс! испекли, что надо!
Twinmama Tina
23 апреля 2014 года
0
На днях на Карусели рассказывали про это дело
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
не смотрю телик
Twinmama Tina
24 апреля 2014 года
0
Я тоже,но тут как раз мы "Спокойной ночи,малыши!" ждали
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
0
а понятно, да мы и спокойной не сиотрим
Twinmama Tina
24 апреля 2014 года
0
Mamaduny (автор поста)
24 апреля 2014 года
0
стараюсь, но все труднее сдерживать старшую
Светик21
23 апреля 2014 года
0
Очень интересно, я об этом узнала впервые!
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
и я впервые
МарМар
23 апреля 2014 года
+1
Очень интересно. Вообще наши сказки - это такой сундучок мудростей. Жалко, что разучились мы их расшифровывать.
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
МарМар пишет:
Жалко, что разучились мы их расшифровывать.
жаль, ммы когда учились - учились трактовать сказки.
Ирчикус
23 апреля 2014 года
0
Очень интересно почитала с удовольствием, спасибо.
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
ИлонаИло
23 апреля 2014 года
0
ого ........ну развлекались как могли
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
не говори
Лесовая
23 апреля 2014 года
0
Боже храни врачей. Очень интересно и как по мне дико. Но через пару сотен лет все с квадратными глазами будут читать про инкубаторы для новорожденных.
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
да вот именно, а если бы нам расказывали бабушки и книжки были и в школе про обычаи то мы бы не ужасались, а просто знали про это
Лесовая
24 апреля 2014 года
0
Вандима
23 апреля 2014 года
0
Интересно. Не знала.
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0
ага ,я тоже не знала
tail-wind
23 апреля 2014 года
0
ого. не знала
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
+1
да вот представь!
JULIYASLEJ
23 апреля 2014 года
0
наташа32
23 апреля 2014 года
0
Очень интересно, очень
Mamaduny (автор поста)
23 апреля 2014 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам