Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Тревожные родители... Тревожные дети... Как выбраться из этого круга?

Тревога за здоровье и даже жизнь малыша иногда не отпускает тогда, когда ребенок здоров.


Только-только наступили первые осенние холода, а многие дети сразу же умудрились захворать. И так обидно: вроде и отдохнули за лето, и окрепли. Но никуда от детских хворей не деться. Мамам остается только терпеливо и с достоинством переживать все невзгоды, быть бодрой самой, морально поддерживать и малыша, и других домочадцев. Но всегда ли это удается?

Следует знать, что повышенная материнская тревожность может серьезно навредить маленькому больному.
Психологи Киево-Святошинского центра социально-психологической реабилитации населения работают в стационарных отделениях Киевской областной детской больницы (г. Боярка).

Им постоянно приходится наблюдать ситуации, когда мать может служить источником опасности для своего больного ребенка.
Стандартная картина: мама хлопочет возле заболевшего малыша. Но нередко возникают сомнения в том, насколько адекватно она воспринимает ситуацию и способна ли реально помочь своему ребенку. Порой женщина суетлива, несобранна, не в состоянии сосредоточиться на том, чтобы правильно выполнять назначения врача.

Она паникует, начинает делать сразу несколько дел, но бросает их, не окончив: то начинает читать инструкцию по приему лекарства, то бросается готовить питье, то ей вдруг кажется, что лучше сначала накормить ребенка… В таком состоянии мать может перепутать лекарственные препараты, правила их приема, превысить допустимую дозировку. Она может дважды дать одно и то же лекарство, но при этом забыть дать другой препарат. Может много времени уделять второстепенным действиям, забывая про главные, а может и вовсе замучить малыша лишними процедурами.

При этом негативное воздействие на ребенка оказывает уже само поведение матери. Ей, как правило, не удается скрывать от малыша свое состояние, и тот, почувствовав ее панику, может сильно испугаться. Некоторые матери изливают свою тревогу, причитая, сетуя вслух на судьбу, ругая малыша и вызывая тем самым у него чувство вины.

Такая мама может даже бить ребенка, если тот капризничает, не хочет кушать или подвергаться врачебным процедурам. Все это, конечно, только усугубляет его состояние.

Причины возникновения материнской тревожности

Абсолютно нормально, если мать испытывает беспокойство о своем ребенке. Материнская тревожность напрямую связана с механизмами выживания. Нечто подобное можно наблюдать у самок в тот короткий период, когда у них появляется потомство. Это связано с необходимостью защищать детенышей от хищников и превратностей дикой природы до тех пор, пока они подрастут и уйдут в самостоятельную жизнь.

А в человеческом обществе период детства настолько затягивается во времени, что мать не перестает тревожиться о своем ребенке даже тогда, когда тот становится взрослым, самостоятельным и уже имеет своих детей.

Это связано с тем, что в женщине природой заложена способность иметь большое потомство, и инстинкт велит ей все время «заниматься детьми». А искусственно ограниченное количество детей приводит к тому, что каждый из них приобретает для матери гиперценность.

Вследствие этого приходится наблюдать ряд патологических материнских реакций: попытки искусственно удержать подросшего ребенка «в гнезде», желание постоянно его контролировать и, конечно, болезненная тревога за жизнь ребенка. (Другая крайность — это вообще атрофированное чувство материнства.) Психологические сбои — это неизбежная расплата за нарушение законов человеческой природы.

Материнская гипертревожность может также быть связана с личностными особенностями женщины, которая и в других ситуациях склонна выискивать повод для волнений и переживаний.

Вместе с тем повышенная тревожность может быть следствием тяжелых или даже трагических обстоятельств, как то: смерть первого или одного из детей; ряд неудачных попыток забеременеть; невозможность в дальнейшем иметь детей; значимость ребенка для сохранения семьи; предыдущие болезни с угрозой жизни малыша; серьезное хроническое заболевание; тяжелый диагноз.

Однако, каковы бы ни были причины гипертревожности, самое главное — чтобы мать отдавала себе отчет в том, что своим поведением она может серьезно навредить ребенку. В сложных случаях тревожные мамочки нуждаются в помощи специалистов-психологов. Однако чаще всего речь идет о ситуативной тревожности, которая в большей или меньшей мере свойственна каждой матери и в норме почти полностью проходит после того, как малышу становится лучше. В этом случае тревогу можно преодолеть самостоятельно (или с помощью близких), если придерживаться ряда весьма простых правил.

Рекомендации женщинам, склонным к чрезмерной тревожности

1. Постарайтесь не демонстрировать свою тревогу ребенку. Но наигранной бодрости будет мало. Вам придется постараться взять себя в руки по-настоящему, т. к. дети безошибочно чувст¬вуют истинное душевное состояние матери.

2. Если в семье есть кто-то, склонный к чрезмерным эмоциональным проявлениям, нагнетанию ситуации и даже панике (нередко это бывают бабушки), постарайтесь вывести этого члена семьи «из игры» (хорошо помогают вежливые просьбы о помощи и простенькие поручения).

3. Если вы сомневаетесь в том, стоит ли обратиться за врачебной помощью, то лучше не тяните с вызовом врача или неотложки. Сомнения и переживания не позволят вам сосредоточиться на помощи ребенку. Чем быстрее вы будете знать диагноз, тем конструктивнее будет ваше поведение и тем раньше начнется грамотное лечение малыша. Не забывайте, что медработники всегда знают эпидемиологическую ситуацию и то, какими именно болезнями в вашем районе болеют дети. Поэтому они быстро смогут распознать и атипичное протекание болезни, и просто стертую форму того или иного заболевания.

4. Готовясь к визиту врача, помните, что в состоянии паники вы можете либо не дать полной информации о болезни, либо перепутать рекомендации по ее лечению. Поэтому обязательно запишите, как и когда началась болезнь ребенка, основные симптомы заболевания и все вопросы, которые вас волнуют. Точно так же вам предстоит зафиксировать и все рекомендации врача. При этом обязательно переспрашивайте, если вам что-то не совсем понятно; уточняйте, какие из рекомендуемых лекарственных препаратов аналогичны по действию, чтобы потом приобрести только один из них.

5. Много душевных сил уходит на постоянное напряжение и попытки вспомнить о том, «что я забыла» и «что еще нужно (или можно) сделать». А это только добавляет суеты, усиливает тревогу и изматывает всех, включая больного ребенка. Степень тревоги заметно упадет, если вы четко будете знать, что нужно делать и на чью помощь можно рассчитывать.

Поэтому после ухода врача запишите абсолютно все действия по уходу за ребенком. Затем решительно вычеркните то, что сделать по какой-либо причине невозможно (нет условий, ребенок категорически не переносит какую-либо из процедур и т. п.).

Если некоторые советы врача дублируют друг друга (или — или), выберите что-то одно. То, что осталось, распишите как распорядок дня, укажите время приема и дозировку лекарственных препаратов, необходимые процедуры, диету и пр. Продумайте, чем могут помочь другие члены семьи, и согласуйте с ними ваши действия.

6. Если у вас хронически больной ребенок, который подвержен внезапным обострениям болезни, приступам, патологической реакции на повышение температуры и пр., позаботьтесь о том, чтобы необходимый набор лекарственных препаратов всегда был укомплектован и находился в одном и том же месте. Необходимые действия запишите в той последовательности, в которой это рекомендовано врачом, и храните эту инструкцию вместе с препаратами.

Проинформируйте всех домашних, где находятся лекарства и что нужно делать в случае вашего отсутствия. Со временем это будет полезно и подросшему ребенку, когда он сможет уже сам о себе позаботиться.

Рекомендации мужьям

Если вы знаете за своей супругой такую черту, как гипертревожность, не позволяйте, чтобы она «заразила» вас этим. В случае болезни ребенка возьмите на себя ответственность и контроль над ситуацией: вызовите участкового врача или «скорую»; сходите в аптеку; в случае необходимости по-доброму нейтрализуйте бабушку, если она добавляет паники.

Не ругайте жену за ее поведение — в данной ситуации это только ухудшит ее состояние. Помните, что болезнь ребенка — это не тот момент, когда стоит «воспитывать» жену и доказывать, в чем она не права. Постарайтесь успокоить свою супругу теми методами, которые по вашему опыту лучше всего на нее действуют: успокаивающие средства, ласковое или твердое слово. Проследите, чтобы инструкции врача были записаны, а потом расписаны по часам. Обсудите с женой, чем именно вы можете быть полезным в данной ситуации. Если ее поведение совсем неадекватно, возьмите несколько отгулов или побеспокойтесь о том, чтобы в ваше отсутствие дома находился трезвомыслящий спокойный человек.
Рекомендации медработникам

Мамам, находящимся в состоянии паники, необходимо уделить особое внимание.
Внешне материнская гипертревожность может проявляться по-разному. Одна женщина может быть раздраженной, жаловаться на судьбу и на то, что ребенок заболел, говорить долго и возбужденно. Другая, наоборот, может быть несколько заторможенной, с трудом фиксировать взгляд, будучи не в состоянии сосредоточиться.

Она не сразу понимает то, что ей говорят; часто переспрашивает одно и то же; невпопад задает вопросы. Могут быть и вовсе атипичные модели поведения, но основой критерий — это то, насколько адекватно мать воспринимает информацию, в состоянии ли запомнить порядок выполнения процедур и приема лекарственных препаратов.

Отнестись к такой мамочке необходимо со всей серьезностью. Помните, что речь может идти не только о здоровье, но и о жизни ребенка. Насколько позволяет ситуация, постарайтесь успокоить женщину, не перегружайте ее лишней информацией. Разговаривайте с ней спокойно, не повышая голоса, даже если она вывела вас из себя бестолковым поведением. Обязательно запишите (четко и большими буквами) порядок приема лекарств, постарайтесь выяснить, правильно ли она все поняла.


==================================================================================

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Против тревог и страхов

1. Дыхательные упражнения под музыку в быстром и медленном темпе.

2. Пропевание мантры «Ом» с мысленным представлением, что вместе со звуком из организма выходит тревога и страх в виде серого потока воздуха. На вдохе представлять, что вдыхаете серебристый поток свежего воздуха.

3. Выполнение медитативных упражнений для достижения глубокого расслабления, внутреннего покоя и безмятежности.

4. Пение формул с сайта «О покой, тишина», «Пальцы рук моих спокойны и расслаблены» для достижения релаксации, снимающей тревогу и страх.

5. Представление образа страха на фоне энергичного марша одновременно с внутренним произнесением формул: «Я справлюсь!», «Я знаю, я верю, я всё преодолею!»

6. Повышение самооценки через пропевание формул «Кто здесь самая красивая»,

7. Пропевание тонизирующих формул и песен: «Жизнь – солнце и гроза», «Выше знамена духа», «Да – нет», «Только смеяться», «Сто тысяч солнц», «Заповедь», «Я люблю тебя, жизнь» и др.

8. Прослушивание музыкальный произведений, через которые можно изжить эмоции страха – симфонии Шостаковича, Чайковского.



Тревожность, как и страх, является эмоциональной реакцией на возможную опасность. Но нормальная тревога всегда сопряжена с реальной угрозой, например, ребенок находится рядом с огнем и может обжечься.

Невротическая тревога, как правило, мало связана с объективной ситуацией и зависит в большей степени от внутренних переживаний и волнений женщины. Вследствие этого мамы ограничивают свои действия или действия ребенка, а также сужают поле своего сознания. Некоторые пути развития фильма сына или дочери (например, занятия спортом или карьера юриста) даже не рассматриваются, потому что несут потенциальную опасность.

Испытывать тревогу и страх за своего ребенка совершенно естественно, ведь материнский инстинкт направлен на то, чтобы беречь жизнь своего детеныша, а также следить за тем, чтобы он был сыт, одет и здоров. Материнская тревожность напрямую связана с механизмами выживания. Но, на то мы и люди, чтобы не бездумно защищать своего ребенка от вражеского окружения, как это делает самка животного. В человеческом обществе материнский инстинкт облагораживается способностью женщины к самоанализу, уважением и интересом к своему ребенку как к личности.

Действительно, способность бояться и избегать опасности эволюционно передалась нам от животных. Например, если собаку один раз зацепил автомобиль, то в дальнейшем она будет сторониться других машин. Отличие человека от животных в том, что мы получаем несоизмеримо большее количество информации о бедах и несчастьях других людей. Ежедневно мы слышим, как маньяки нападают на детей, как малыши гибнут от массовых эпидемий, авто- и авиакатастроф. И сразу - так уж мы устроены - начинаем опасаться того, что, по нашим сведениям, может лишить жизни нас и наших детей.

В чем основные причины возникновения повышенной тревожности у матери?

Женщина, которая не осознает смысла своей жизни, считает, что основная ее обязанность - это рождение детей. Свою роль могут играть моральные установки, религиозные постулаты и традиции общества, в котором живет мать, заставляющие ставить детей на первое место в жизни. Вследствие этого страх таких матерей за своего ребенка возрастает: не будет детей - незачем жить.

Повышенная тревога часто встречается у женщин, перенесших смерть своих детей или (реже) других близких родственников. Излишнюю тревогу испытывают матери, у которых были очень
тяжелые роды, или жизнь ребенка в первые месяцы была в опасности.

Если родители обладали повышенной тревожностью по отношении к своей дочери, то, скорее всего и дочь будет слишком тревожна по отношению к своим детям.

Это не единственные, но наиболее часто встречающиеся причины возникновения невротической тревоги у матерей. Однако каковы бы ни были причины тревоги, важно, чтобы каждая мама отдавала себе отчет в том, что своим поведением она может серьезно навредить ребенку. В сложных случаях тревожные мамочки нуждаются в помощи специалистов-психологов.

Женщинам, склонным к чрезмерной тревоге, необходимо придерживаться следующих советов, которые помогут не перейти грань между нормальной и невротической тревожностью:

1. При любой ситуации не демонстрируйте свою тревогу ребенку. Вам придется по-настоящему взять себя в руки, т. к. дети безошибочно чувствуют истинное состояние матери.

2. Если в вашей семье есть люди, которые способны нагнетать атмосферу и приводить вас в состояние паники, лучше вывести их «игры», хотя бы на время. Чаще всего такую роль играют бабушки, которые своими «страшилками» могут усиливать ваши тревожные мысли. Поручите им задание, отвлеките, не вступайте с ними в диалог. Не позволяйте довести себя до паники.

3. Если дело касается здоровья ребенка, не стесняйтесь лишний раз проконсультироваться обо всех нюансах протекания болезни у врача. Только полная информация о том, что происходит с вашим ребенком, поможет избежать надуманных проблем.

4. Часто излишне встревоженные мамы не могут адекватно действовать в той или иной ситуации. Например, если ребенку прописано много лекарств, то они боятся что-то упустить, начинают путаться и по ошибке могут дать не то лекарство или перепутать дозу. В этом случае все предписания лучше записать и создать для себя схему приема лекарств, она поможет вам контролировать себя.

5. Попробуйте проанализировать ситуацию и понять, что именно вызывает тревогу. Бороться со страхом продуктивно можно только понимая реальную причину опасности. Например, вас может пугать не сама болезнь ребенка, а перспектива лечь с ним в больницу, где, по рассказам знакомых, нервная и тяжелая обстановка. Осознав это, вы можете морально подготовиться к госпитализации и продумать план действий на любой случай.

6. Уделяйте больше времени себе, не стоит концентрироваться только на интересах ребенка. Не забывайте, что вы личность, у вас есть свои интересы. Найдите себе увлекательное хобби, займитесь своим здоровьем или внешностью.

7. За своими тревогами многие матери забывают и о других близких людях, которые также нуждаются в вашем внимании и заботе. Уделите время мужу, пообщайтесь с ним, поделитесь своими тревогами по отношению к ребенку, возможно, он поможет Вам рассеять напрасные страхи.

8. Осознайте, что Ваш ребенок не всегда сможет быть под вашим пристальным вниманием и ему в любом случае придется жить самостоятельно, сталкиваться с проблемами, ему важно научиться решать их самому. Чем меньше свободы вы даете малышу, тем сложнее ему будет выжить во взрослом мире.

9. Помните о том, что своей излишней опекой вы можете не только не уберечь ребенка от опасностей, но и оттолкнуть от себя. Часто в подростковом возрасте дети стараются уберечься от излишнего внимания взрослых.

К чему может привести материнская тревожность ребенка

Во-первых, большая вероятность того, что ребенок будет обладать повышенной тревожность, с осторожностью и недоверием относиться к внешнему миру.
Продолжительное тревожное состояние может приводить к психосоматическим нарушениям: потере аппетита, нарушению сна и т. д.

Во-вторых, материнская тревожность может привести к замедлению психологического и физиологического развития. Постоянные запреты на проявление физической активности «не лезь на горку, дерево, лестницу» не дает ребенку развиваться физически.
Слишком теплая одежда ребенка, чрезмерное слежение за комнатной температурой и температурой воды, а также навязчивое мытье овощей и фруктов ослабляет естественный иммунитет ребенка. Запреты за встречи с друзьями, самостоятельные прогулки разрывают его социальные связи.

В-третьих, ребенок может подвергаться насмешкам сверстников из-за слишком сильной опеки родителя, что может привести к его снижению самооценки, комплексам, замкнутости в себе.

В-четвертых, многие дети, повзрослев, просто бегут от назойливой слежки за всеми действиями слишком тревожного родителя. Велика опасность потерять эмоциональную связь с ребенком. Такие мамы ограничивают свободу своих детей, не позволяют им стать самостоятельными и приобрести собственный жизненный опыт.

Реакция детей на излишнюю тревожность может быть двоякой - либо полное игнорирование (они считают, что все, что говорит мама это ее личные выдумки, так как многое, чем она пугала не сбылось); либо инфантилизм и неумение за себя постоять, а также полная несамостоятельность в жизни.

Слишком встревоженные мамы не дают своим детям самостоятельно разбираться в возникающих сложных жизненных ситуациях, конечно, они делают это из лучших побуждений, но в итоге получается, что мать не верит в своего ребенка, не уверена в его силах и не считает его способным самостоятельно решить свои проблемы.

Например, мальчик, у которого мама работает учительницей в школе, подрался со своим одноклассником, получил синяк. Он рассказал все маме, но попросил ее не вмешиваться в эту ситуацию. Мама пообещала ему остаться в стороне, но на следующий, же день вызвала обидчика к себе и отчитала его. Конечно, она действовала из благих побуждений, стремилась постоять за честь и достоинство своего сына, но на самом деле, она помешала формированию его мужской психологии.

Мать обманула своего ребенка, дала ему понять, что не уверена в его мужских силах и его самостоятельности. А нормальная материнская поддержка должна быть прежде всего эмоциональной. В старшем дошкольном, и особенно школьном возрасте важно, чтобы мама меньше вмешивалась в дела сына или дочери, а просто радовалась победам и поддерживала в неудачах своего ребенка. Не все жизненные ситуации требуют обязательного вмешательства матери.

Дайте своему ребенку самостоятельно приобрести жизненный опыт. Ему нужна ваша поддержка, а не навязывание вашего личного опыта. Естественно не стоит пускать все на самотек и давать ребенку полную свободу. Найдите золотую середину. Будьте ребенку близким человеком, к которому он может придти и поделиться не только радостями, но и проблемами. А самое главное помните, что даже отрицательный опыт - это тоже опыт, который также важен для человека и без которого невозможно стать полноценной личностью. В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени", эмоциональный дискомфорт.

Виды тревожности

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах - слезы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству.

Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех - у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.
Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток - такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т. д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т. д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях.

Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом.

На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе.

Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т. д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.

Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может "заразиться" тревожностью от близких.

Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими


Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)


Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право.

Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами.

Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход.

Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т. д.

Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…" ). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.

Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т. о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то..., но потом произошло то-то и мне удалось..."

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра" ): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Тревожные родители... Тревожные дети... Как выбраться из этого круга?
Тревога за здоровье и даже жизнь малыша иногда не отпускает тогда, когда ребенок здоров.
Только-только наступили первые осенние холода, а многие дети сразу же умудрились захворать. И так обидно: вроде и отдохнули за лето, и окрепли. Но никуда от детских хворей не деться. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам