Готовимся идти в сад
Вы готовы отдать ребенка в сад? А Ваш ребенко готов?
Давайте попробуем оценить адаптационные возможности вашего ребенка - это очень важно, для поступления в сад. Не много теории выложу чуть позже. Пока давайте отвечать на вопросы:
1. Возраст ребенка
2. Каковы причины помещения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим?
3. Какова, на ваш взгляд вероятность реализации ваших ожиданий и как вы думаете, от кого это зависит?
4. От кого зависит благополучие вашего ребенка в детском саду?
5. Чего вы опасаетесь и как можете справиться со своей тревогой?
Давайте попробуем оценить адаптационные возможности вашего ребенка - это очень важно, для поступления в сад. Не много теории выложу чуть позже. Пока давайте отвечать на вопросы:
1. Возраст ребенка
2. Каковы причины помещения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим?
3. Какова, на ваш взгляд вероятность реализации ваших ожиданий и как вы думаете, от кого это зависит?
4. От кого зависит благополучие вашего ребенка в детском саду?
5. Чего вы опасаетесь и как можете справиться со своей тревогой?
Комментарии
1.думаю от воспитателя, ее отношения к детям.
2. ну и родители должны сделать все возможное что б ребенку там нравилось!
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
1. Бодрое, уравновешенное - 3 балла
2. Неустойчивое - 2 балла
3. Подавленное -1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
1. Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
2. Долго не засыпает - 2 балла
3. Неспокойно — 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и др.)?
1. Да -1 балл
2. Нет - 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
1. 2 ч - 3 бал
2. 1 ч - 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
1. Хороший - 4 балла
2. Избирательный - 3 балла
3. Неустойчивый - 2 балла
4. Плохой - 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
1. Положительно - 3 балла
2. Отрицательно -1 балл
Просится ля Ваш ребенок на горшок?
1. Да - 3 балла
2. Нет, но бывает сухой - 2 балла
3. Нет, ходит мокрый - 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
1. Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) -1 балл
2. Нет - 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
1. Да - 3 балла
2. Иногда - 2 балла
3. Нет -1 балл
Проявляет ля ребенок интерес к действиям взрослых?
1. Да - 3 балла
2. Иногда - 2 балла
3. Нет - 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
1. Умеет играть самостоятельно - 3 балла
2. Не всегда - 2 балла
3. Не играет сам - 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
1. Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла
2. Трудно - 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
1. Легко идет на контакт - 3 балла
2. Избирательно - 2 балла
3. Трудно - 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
1. Да - 3 балла
2. Не всегда - 2 балла
3. Нет - 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
1. Есть - 3 балла
2. Не всегда - 2 балла
3. Нет - 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
1. Перенес разлуку легко - 3 балла
2. Тяжело - 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
1. Есть - 1 балл
2. Нет - 3 балла
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
1. Бодрое, уравновешенное - 3 балла
2. Неустойчивое - 2 балла
3. Подавленное -1 балл
Как Ваш ребенок засыпает?
1. Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
2. Долго не засыпает - 2 балла
3. Неспокойно — 1 балл
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и др.)?
1. Да -1 балл
2. Нет - 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
1. 2 ч - 3 бал
2. 1 ч - 1 балл
Какой аппетит у Вашего ребенка?
1. Хороший - 4 балла
2. Избирательный - 3 балла
3. Неустойчивый - 2 балла
4. Плохой - 1 балл
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
1. Положительно - 3 балла
2. Отрицательно -1 балл
Просится ля Ваш ребенок на горшок?
1. Да - 3 балла
2. Нет, но бывает сухой - 2 балла
3. Нет, ходит мокрый - 1 балл
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
1. Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) -1 балл
2. Нет - 3 балла
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
1. Да - 3 балла
2. Иногда - 2 балла
3. Нет -1 балл
Проявляет ля ребенок интерес к действиям взрослых?
1. Да - 3 балла
2. Иногда - 2 балла
3. Нет - 1 балл
Как Ваш ребенок играет?
1. Умеет играть самостоятельно - 3 балла
2. Не всегда - 2 балла
3. Не играет сам - 1 балл
Какие взаимоотношения со взрослыми?
1. Легко идет на контакт - 3 балла Избирательно - 2 балла
2. Трудно - 1 балл
Какие взаимоотношения с детьми?
1. Легко идет на контакт - 3 балла
2. Избирательно - 2 балла
3. Трудно - 1 балл
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
1. Да - 3 балла
2. Не всегда - 2 балла
3. Нет - 1 балл
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
1. Есть - 3 балла
2. Не всегда - 2 балла
3. Нет - 1 балл
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
1. Перенес разлуку легко - 3 балла
2. Тяжело - 1 балл
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
1. Есть - 1 балл
2. Нет - 3 балла
↑ Перейти к этому комментарию
С нами работать тоже бесполезно?...
Тема замечательная!!!
Второй год, конечно, с первым не сравнить. Вернее, сравнить можно - разница существенная.
1. Нарушился ли сон вашего ребенка после поступления в детский сад?
2. Изменилось ли поведение Вашего малыша до и после сада? С каким настроением он идет в сад? С каким настроением Вы его забираете? Как он (она) ведет себя вечером и на выходных дома?
3. Как Ваш ребенок относиться к еде в детском саду? Были ли проблемы с приемом пищи до поступления в детский сад?
4. Не заметили ли Вы изменений во взгляде и мимике ребенка, его осанке и манере двигаться?
5. Как часто Ваш ребенок болеет респираторными заболеваниями? Нет ли обострений хронических заболеваний?
после сада часто возбужденное состояние, в сад идем с хорошим настроение, только просыпаемся тяжело, забираю довольную иногда аж по 10-30 минут жду когда наиграется, вечером когда очень активная когда просто рисуем, в выходные всегда поразному, стараюсь занять чем то полезным сделать апликацию, порисовать, почитать...
все нравится, иногда дома говорит нам в саду это не даю ты скажи что б давали
иногда копирует привычки детей в саду, на вопрос кто так делает говорит такая то девочка...
раз в 2 месяца, но сейчас в основном проблема с аллергией
1. Нарушился ли сон вашего ребенка после поступления в детский сад?
2. Изменилось ли поведение Вашего малыша до и после сада? С каким настроением он идет в сад? С каким настроением Вы его забираете? Как он (она) ведет себя вечером и на выходных дома?
3. Как Ваш ребенок относиться к еде в детском саду? Были ли проблемы с приемом пищи до поступления в детский сад?
4. Не заметили ли Вы изменений во взгляде и мимике ребенка, его осанке и манере двигаться?
5. Как часто Ваш ребенок болеет респираторными заболеваниями? Нет ли обострений хронических заболеваний?
↑ Перейти к этому комментарию
Теперь ответы:
1. Сон был нарушен в первую неделю. Вместо 21-22 часов засыпал в 19 вечера и спал беспробудно до 7 утра. К концу первой недели-во вторую неделю посреди ночи вскрикивал "Не пойду в садик!". Стал писиться в кровать один раз за ночь, хотя давно не писился. Хотя может это стало случаться и чуть раньше сада - не помню.
2. Уходит из сада с удовольствием, торопится уйти. Капризничает много, много негативизма - на все мои просьбы почти "НЕТ!". Но это началось до сада уже. Вчером и на выходных - приходит в себя, играет как обычно, правда стал больше драться с братом, отнимать игрушки.
3. Ест хорошо всегда, в садике не исключение. Хотя однажды ночью признался, что дома еда вкуснее, а в садике плохая. Может хитрит, потому что его брат говорит противоположное.
4. Однажды вечером после сада заметила нервное вытягивание верхней губы вдоль зубов с приоткрыванием рта, каждую минуту так делал. Стала делать замечания, отвлеклись, отдохнули в обнимку у пруда - вроде прошло.
5. Стали болеть чаще из-за присутствия братишки, он первый подхватывает инфекцию, а следом и мой заболевает обязательно - в одном доме живут 5 дней в неделю. Уже неделю были на больничном, сегодня опять сопли побежали, а братишка его - на втором больничном уже за месяц.
1. Нарушился ли сон вашего ребенка после поступления в детский сад?
2. Изменилось ли поведение Вашего малыша до и после сада? С каким настроением он идет в сад? С каким настроением Вы его забираете? Как он (она) ведет себя вечером и на выходных дома?
3. Как Ваш ребенок относиться к еде в детском саду? Были ли проблемы с приемом пищи до поступления в детский сад?
4. Не заметили ли Вы изменений во взгляде и мимике ребенка, его осанке и манере двигаться?
5. Как часто Ваш ребенок болеет респираторными заболеваниями? Нет ли обострений хронических заболеваний?
↑ Перейти к этому комментарию
1. Сон не нарушился.
2. Поведение практически не изменилось. На третий день в сад идти не хочет. Иногда плачет перед тем, как зайти в группу. Забираю, сына в хорошем настроении. Первое время по приходу домой, сын сразу прикладывается к груди.
3. В детском саду с питанием проблем нет.
4. Изменений нет.
5. Болеть стал часто. Почти до 2-х лет не болел вообще. Хронических заболеваний нет.
Прим: На полный день сын стал ходить к концу декабря.
А, потом я чувствовала, что сын "специально" болеет, чтобы в д.сад не ходить... Именно, когда стала приходить другая воспитатель и сменилась нянечка. Мы перестали водить в ее (воспитателя) смену, ждали пока она нас покинет. Постепенно все нормализовалось. Наша воспитательница очень хорошая.
В нашем случае "часто болели" - почти каждый месяц 7-10 дней.
"Встречала" нас воспитательница одна, через 1,5 месяца вернулась "наша" из отпуска. Еще через пару недель наша воспитательница стал работать посменно с другой воспитательницей (она была временно из другого д.сада). Также сменилась нянечка (этот факт особенно осложнял).
На "смены" другой воспитательницы водить перестали.
1. Не изменился.
2.В сад идет с хорошим настроением. Забираем тоже в приподнятом настроении, делится впечатлениями о проведенном дне. Вечером несколько неуправляем, плохо слушается. Ждет выходных.
3. В саду кушает лучше, чем дома. Съедает все, что дают.
4. Изменений не замечаю.
5. Почти каждый месяц болеет по 2 недели в период обострения ОРВИ и гриппа. Обострения были единожды.
В первый день - плакал. Во 2 й утром - тоже. На 3й день пришла за ним в обед, а он отказался идти домой, остался на весь день! Считаю, что привык очень легко.
Правда, болели долго... 2 недели работаю, неделю на больничном. Пропили курс рибомунила, болеть перестал.
1. Нарушился ли сон вашего ребенка после поступления в детский сад? нет
2. Изменилось ли поведение Вашего малыша до и после сада? С каким настроением он идет в сад? С каким настроением Вы его забираете? Как он (она) ведет себя вечером и на выходных дома? С хорошим, забираем когда как ( такая работа у обоих)
3. Как Ваш ребенок относиться к еде в детском саду? Были ли проблемы с приемом пищи до поступления в детский сад? Нет
4. Не заметили ли Вы изменений во взгляде и мимике ребенка, его осанке и манере двигаться? Нет
5. Как часто Ваш ребенок болеет респираторными заболеваниями? Нет ли обострений хронических заболеваний ? - у нас с детства выставлен диагноз аллергия. Отношение ребенка к воспитателям и воспитателей к ребенку - хорошее.
1. Уважаемые родители! Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
2. Вам необходимо привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик».
3. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
4. Например: «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно, Утром я тебя отведу в детский сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло и скоро я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и правила детского сада».
5. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - он сможет посещать его. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о том, что его приняли в детский сад, что там ему будет хорошо, он будет играть с другими детьми.
6. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
7. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки, бутылочки, груди.
8. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», «Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
9. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. Тогда по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязывать отношения с другим ребенком.
10. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.
11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Маше. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
12. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
13.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты у меня молодец, ты смелый. У тебя все получится».
15. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.
16. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться более двух месяцев. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
17. Если через месяц ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.
18. Если у вас есть потребность в контакте со специалистами, педагоги и психолог детского сада ждут вас!
19. Любите своих малышей просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!
Индивидуальные консультации назначают и проводят после анализа результатов анкетирования и наблюдения. Во время встречи обсуждаются полученные результаты и разрабатываются совместно рекомендации по введению ребенка в группу на основе прогноза адаптации. Иногда нужно просто подготовить родителей к грядущим проблемам и совместно наметить стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития .
И правильно, что в памятке "собственная уверенность" идет первым пунктом.
Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?
1. Бодрое, уравновешенное - 3 балла - в отсутствие брата
2. Неустойчивое - 2 балла - в присутствии брата
Как Ваш ребенок засыпает?
1. Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и др.)?
2. Нет - 3 балла
Какова продолжительность дневного сна ребенка?
Днём не спит с 1,5 лет
Какой аппетит у Вашего ребенка?
2. Избирательный - 3 балла
Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
сама ходит в туалет.
Просится ля Ваш ребенок на горшок?
Нет, всё делает сама.
Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
А постоянно обижается - привычка?
Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
1. Да - 3 балла
Проявляет ля ребенок интерес к действиям взрослых?
1. Да - 3 балла
Как Ваш ребенок играет?
2. Не всегда - 2 балла
Какие взаимоотношения со взрослыми?
Избирательно - 2 балла
Какие взаимоотношения с детьми?
1. Легко идет на контакт - 3 балла
Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
1. Да - 3 балла
Есть ли у ребенка уверенность в себе?
1. Есть - 3 балла
Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
Не более 12 часов.
Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
Периодами. То неделю от меня не отходит, а потом неделю подойти просто так не уговоришь.
Дочке 3,5 года.
Адаптивное поведение ребенка связано с преодолением стрессовых ситуаций при изменении социальных условий.
В основе определения типа реакций ребенка в процессе адаптации выступает характеристика ее интенсивности и эмоциональная окраска. Нижняя граница обозначается как отсутствие эмоциональной реакции и поведенческой активности ребенка.
1 балл: отсутствие активности при стертых (неявных) отрицательных эмоциональных реакциях (тихий плач, хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления).
2 балла: отсутствие активности, направленной на изменение ситуации при более выраженных отрицательных эмоциях (подавленность, капризность, ни пассивное подчинение).
Показанные характеристики эмоциональных и поведенческих реакций (1-2 балла) свидетельствуют о неготовности ребенка к преодолению стрессовой ситуации, ведут к дезадаптивному варианту поведения.
3. балла: появление агрессивно-раздражительной активности, направленной на выход из ситуации (активный двигательный процесс, крик, агрессивные действия, переход от пассивного к активному эмоциональному состоянию).
4. балла: активный протест ребенка, в некоторых случаях ведущий к преодолению стрессовой ситуации и последующей благоприятной адаптации. При неверной оценке аффективных и поведенческих реакций ребенка со стороны взрослого может быть неблагоприятный вариант протекания адаптации. Патологическое формирование характера.
5. баллов: появление положительного эмоционального фона с незначительными проявлениями конструктивной активности. Состояние ребенка описывается как нестабильное, любой новый раздражитель приводит к негативной эмоциональной реакции ребенка. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации, чем обусловлена быстрая смена его реакций на изменение условии.
6. баллов: устойчиво-спокойное эмоциональное состояние ребенка в период адаптации, проявление поисковой активности, анализ наличной ситуации на предмет ее безопасности. Активность ребенка может быть выражена как в речевом, так и в действенном плане (смех, свободное передвижение в пространстве).
7. баллов: преобладание позитивных эмоций, ребенок вступает в активный контакт со взрослыми, сверстниками, окружающими предметами, может проявлять поисковый, ориентировочный интерес.
Оценка адаптационного процесса ребенка в пределах 5-7 баллов свидетельствует о благоприятном варианте развития адаптации: объединяются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка, характеризующие проявление позитивного эмоционального фона и созидательной активности
В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.
Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого.Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям.Следует отметить, что невротические расстройства — преходящие состояния, т.е. их отличает динамизм, они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы. Особенно это касается невротических реакций, они являются начальной формой психической дезадаптации, т.е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. Например, ребенок, который не хочет ходить в детский сад, потому что боится воспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие родители, он попадает в привычную ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест и засыпает, хотя до поступления в детский сад таких изменений в поведении ребенка в домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение к этому ребенку способствовало его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При этом изменения поведения исчезли без медикаментозной коррекции.
При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства — неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, что более половины хронических заболеваний (до 80%) — это психо- и нейросоматические болезни. Как говорят у нас в России: «Все болезни от нервов».Исходя из приведенного определения психического здоровья при его оценке не следует ограничиваться лишь выявлением невротических расстройств. У ребенка важно оценивать также показатели нервно-психического развития: в раннем возрасте детей (первые 3 года жизни) это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние;
Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации.
Изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то адаптация к дошкольному образовательному учреждению пройдет легче и быстрее.
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.
Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по тем показателям, о которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели восстанавливается. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.
Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.
На этапе поступления ребенка в детский сад главной проблемой становится его адаптация к новым нормам и правилам жизни, и далеко не вес дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «дезадатанионного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня как в детском саду. Вопрос же, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателя. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительнее быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школе.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «дезадаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в детский сад, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.
Признаками дезадаптационного синдрома у ребенка является:
1. Сон. Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.
2. Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома. Точно так же поведение после детского сада должно быть тщательно проанализировано. Гиперактивность, агрессивность, капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность, сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны насторожить.
3. У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы с едой, дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в детском саду. Боязнь прийти в детский сад к завтраку, остаться там на обед, негативная реакция малыша на запах еды в детском саду - это результат общего стресса, который ребенок переживает в адаптационный период. Если не обратить на это внимание вовремя, стресс от нежелания есть в детском саду можно довести до рвотной реакции на еду, предлагаемую в детском саду, или до дискинезии желчевыводящих путей.
4. Одним из неярких, но очень важным признаком детсадовской дезадаптации является изменение взгляда и мимики ребенка, его осанки и манеры двигаться. Не стоит думать, что это пройдет само собой.
5. Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний - один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении ребенком детского сада ему не по силам.
Как уже отмечалось выше, поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение – серьезное испытание для психики ребенка. педагогом – психологом ДОУ № 43 г. Петропавловск – Камчатский Давыдовой Е.В. была разработана памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» (см. приложение № 7) и рекомендации по введению ребенка в группу на основе прогноза адаптации. Данные рекомендации заключаются в следующем.
1. Семьям новых воспитанников необходимо дать возможность побывать в группе, познакомиться с воспитателем и помощником воспитателя. Воспитатель показывает ребенку его шкафчик, знакомит семью с устройством группы. Предоставляет ребенку возможность поиграть, говорит о том, что ждет малыша, приглашает приходить еще.
2. Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить к 8 часам, а забирать в 12-12.30. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик, там ведь Мария Николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупреждён о состоявшемся разговоре. Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу.
3. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора. Задача воспитателей и психолога помочь ребенку установить отношения со взрослыми и с другими детьми. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, остаются на дневной сон. Чаще всего это дети с легкой степенью адаптации и часть детей со средней степенью адаптации.
4. Наибольшие трудности на этом этапе связаны с приучением ребенка к дневному сну в детском саду. Родители и воспитатели рассказывают, что ожидает малыша. Ему показывают кроватку, где он будет спать, объясняют, где он будет оставлять свою одежду, предлагают взять с собой любимую игрушку. Воспитатели переодевают ребенка в домашнюю пижаму. Взрослые всячески подчеркивают то, как хорошо теперь малышу: у него появилась еще одна своя кроватка. Желательно, чтобы родители в первую неделю, когда оставляют ребенка на дневной сон, приходили не позже 16 часов.
5. Родителям, у чьих детей прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу покушать и говорят, что мама подождет ребенка на улице, в холле детского сада либо отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду на то, что завтра он зайдет поиграть и покушать в группу. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача воспитателей и психолога установить доверительные отношения с ребенком. Если малыш комфортно чувствует себя в группе во время и после обеда, родителям предлагается приводить его с самого утра.
6. Если в течение двух недель ребенок не соглашается отпустить маму, педагоги вместе с психологом продолжают работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией.
7. Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам на прогулку. Перед воспитателями и психологом ставится задача установить, в первую очередь, тесный контакт с родителями. Ребенок, наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Примерно одну-две недели такие дети приходят только на прогулку. Один-два раза в неделю после вечерней прогулки консультация психолога, после которой мама с малышом может поиграть в группе. К этому моменту детей в группе немного, воспитатели могут больше времени уделить такому малышу.
8. После установления воспитателями доверительных отношений с родителями, а потом и с ребенком, малышу предлагается после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ожидают в холле. Далее работа строится по общему плану. Опыт показывает, что очень тяжелая адаптация наблюдается у детей, родители которых целенаправленно не готовят ребенка к посещению детского сада, имеют серьезные личностные проблемы (нередко это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по такому же плану, как с детьми с тяжелой степенью адаптации. Больше времени отводится на работу психолога с семьей.
Таким образом, анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Ценным в таких отношениях являются равноправные позиции, позволяющие своевременно прояснять без оценки и критики желания и возможности каждой из сторон, способность педагогов признавать собственное несовершенство, терпимо относиться к фактам несовершенства родительского поведения, в результате трудности адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать со специалистами
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: