Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Жена поэта

Свою будущую жену Пушкин увидел впервые зимой в конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля. Ей было в ту пору шестнадцать лет, и она только-только начала выезжать.



Впрочем, о ней уже заговорили в свете, называя одной из первых московских красавиц. В белом воздушном платье, как на известном портрете, с золотым обручем на голове, она поразила Пушкина гармонической, одухотворенной красотой. Он потерял покой, «голова пошла кругом», как он признавался. Очарованный ее романтической прелестью, он вскоре сделал предложение. В ответ – полуотказ-полусогласие.
…Наталья Гончарова родилась в самое тяжелое время Отечественной войны 1812 года. Она была шестым ребенком в семье Николая Афанасьевича Гончарова. Ее мать, Наталья Ивановна, урожденная Загряжская, славилась в молодости исключительной красотой.
В младенчестве Таша Гончарова слыла обычной девочкой, в которой трудно угадывалась будущая ослепительная красавица.
Детство ее было нелегким: отца терзала неизлечимая душевная болезнь – «травматического происхождения», как сказали бы теперь медики. Мать, и до того не отличавшаяся ровным характером и мягким нравом, после несчастья, случившегося с мужем, стала истеричной и даже жестокой к детям.
Сестры Гончаровы боялись матери и не решались вымолвить слова в ее присутствии, она же могла запросто отхлестать дочерей по щекам. Может, эти обстоятельства и привели к некоторой замкнутости Натальи Николаевны, к ее неумению мгновенно включаться в светскую беседу.

Влюбленный Пушкин не сразу отважился появиться в доме Гончаровых.
Ввел поэта в их гостиную старый знакомый Федор Иванович Толстой, скоро ставший его сватом. Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства.
Наталья Ивановна была наслышана о политической «неблагонадежности» Пушкина и вдобавок опасалась, что жених потребует приданого, которого просто не существовало.
Поэт изо всех сил старался устроить свои денежные дела, что в конечном итоге позволило обеспечить приданое невесты – дело в свадебной традиции в общем-то нечастое. «…став уже реальной тещей, – с иронией, но не без удовлетворения замечает пушкиновед, директор Института русской литературы (Пушкинского дома) Николай Скатов, – Наталья Ивановна своим зятем будет быстро и решительно укрощена». В начале апреля 1830 года согласие матери Гончаровой было завоевано.
Знавшая Гончаровых их современница Н. П. Озерова рассказывала: «…мать сильно противилась браку своей дочери, но… молодая девушка ее склонила. Она кажется очень увлеченной своим женихом». Это наблюдение подтверждается и письмом самой Наташи деду с просьбой о разрешении на брак с Пушкиным:
«Любезный дедушка!.. Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые Вам о нем внушают, и умоляю Вас по любви вашей ко мне не верить оным, потому что они суть не что иное, как лишь низкая клевета…»
На «мальчишнике», который устраивал Пушкин накануне свадьбы, он казался весьма мрачным. Все заметили это, и многие предрекали несчастливый брак. Но доподлинно известно пушкинское признание после помолвки:
«Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она… почти моя…»

18 февраля 1831 года Пушкин и Натали Гончарова наконец соединили свои руки и сердца. Во время обряда венчания Александр Сергеевич нечаянно задел за аналой, с которого упали крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них тоже упало, и вдобавок погасла свеча. Можно только догадываться о том, что пережил в эти неприятные мгновенья поэт, придававший столь большое значение всяческого рода приметам и «знакам судьбы».

И все-таки на какое-то время вся его жизнь озарилась счастьем. Продолжались, конечно, тревоги, неприятности, мучительные мысли о деньгах, которых постоянно не хватало, но надо всем теперь царило радостное и непривычное чувство.

«Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось, лучшего не дождусь», – писал поэт своему другу П. А. Плетневу через пять дней после свадьбы. «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом», – признавался он в письме к своей теще Н. И. Гончаровой уже в 1834 году. Исполнилось то, о чем он мечтал: «мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец» вошла в его дом…

Пушкин хорошо понимал, что Наталье Николаевне всего двадцать лет, что она прекрасна, а кокетство и женское тщеславие так естественны для ее возраста.
Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы, Натали Пушкина почти сразу же стала «наиболее модной» женщиной высшего света, одной из первых красавиц Петербурга.
Красоту ее Д. Ф. Фикельмон называла «поэтической», проникающей до самого сердца.
Тонкий, «воздушный» портрет Н. Пушкиной работы А. П. Брюллова передает юную прелесть облика Натали.



За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей.
Но любовь к детям никак не заслоняла в ее душе стремления к светским успехам.
По мнению родителей Пушкина, Натали испытывала большое удовольствие от возможности быть представленной ко двору в связи с назначением Александра Сергеевича камер-юнкером и танцевать на всех придворных балах.
Она как бы вознаграждала себя за безрадостные детство и юность в угрюмом доме, между полубезумным отцом и страдавшей запоями матерью. Ей льстило, что красота ее произвела впечатление на самого царя.

Александр Сергеевич был весьма озадачен всем этим, так как ему «хотелось поберечь средства и уехать в деревню».
Но… любовь Пушкина к жене «была безгранична, – вспоминала супруга одного из самых близких друзей поэта, Вера Александровна Нащокина, – Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем сердцем, и я убеждена, что он никогда, даже мыслью, даже намеком на какое-либо подозрение не допускал оскорбить ее…



В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».
Обнаруженные в архивах Гончаровых письма Натальи Николаевны к старшему брату многое проясняют. Блестящая светская красавица, очаровательная Натали в этих письмах предстает перед нами вполне земной женщиной, беспокоящейся о семье, заботливой женой, прекрасно разбирающейся в делах своего мужа и старающейся ему помочь.
Во всем оправдывая Наталью Николаевну, некоторые авторы возносят ее на недосягаемый пьедестал – она, мол, не более чем орудие в руках убийц великого русского поэта. Тем ценнее кажутся объективные рассуждения, например, такое: «Сколько бы ни стремились вывести гибель Пушкина за рамки семейных отношений, никуда от них не уйдешь.
Да, была «московская барышня» с провинциальной застенчивостью, была женщина с отзывчивой душой и верная жена.
Но была и вспыхнувшая влюбленность в «белокурого остроумного котильонного принца» (определение А. Ахматовой), и ревность Пушкина.
И подлость Геккернов. И дуэль. И гибель поэта» (Н. Грашин).
Наталья Николаевна считала кокетство занятием вполне невинным.
На вопрос княгини В. Ф. Вяземской, чем может кончиться вся история с Дантесом, она ответила:
«Мне с ним весело. Он мне просто нравится, будет то же, что было два года сряду».



Не стоит отметать свидетельства современников, которые своими глазами видели, как вела себя жена поэта: «В толпе я заметила Дантеса, но он меня не видел… Мне показалось, что глаза его выражали тревогу, – он искал кого-то взглядом и внезапно исчез в соседней зале. Через минуту он появился вновь, но уже под руку с г-жою Пушкиной. До моего слуха долетело:
– Уехать – думаете ли вы об этом – я этому не верю – вы этого не намеревались сделать…
Выражение, с которым произнесены эти слова, не оставляло сомнения насчет правильности наблюдений, сделанных мною ранее, – они безумно влюблены друг в друга!
Пробыв на балу не более получаса, мы направились к выходу: барон танцевал мазурку с г-жою Пушкиной. Как счастливы они казались в эту минуту!» (из дневника фрейлины Мари Мердер, 5 февраля 1836 г.).
Широко известен тот факт, что даже император Николай Павлович однажды сделал Пушкиной отеческое внушение по поводу ее поведения. Это, как и все прочие увещевания, не дало никаких результатов.
Барон Геккерен после смерти поэта предлагал допросить Наталью Николаевну: «Она сама может засвидетельствовать, сколько раз предостерегал я ее от пропасти, в которую она летела…» Правда, барону не приходило в голову, что красавица и при этом допросе могла солгать. А ведь во время бесед посланника с Пушкиной ее сестра Екатерина уже ждала ребенка от любимого ею Дантеса, и оба иностранца, опасаясь скандала, спешили завершить роман женитьбой Жоржа на мадемуазель Гончаровой. Именно поэтому Геккерен уговаривал Наталью Николаевну не завлекать его приемного сына… И, вероятно, еще потому, что Дантес являлся… троюродным племянником императрицы Александры Федоровны, и громких скандалов его родственникам не очень-то и хотелось.
Сети светских интриг… В них – из-за одного неверного шага – рискует запутаться даже и многоопытный царедворец. Что уж тогда говорить о мало искушенной в жизни Натали?
«Слишком приметна была она, – отмечал пушкинист А. Ф. Онегин, – и как жена гениального поэта, и как одна из красивейших русских женщин. Малейшую оплошность, неверный шаг ее немедленно замечали, и восхищение сменялось завистливым осуждением, суровым и несправедливым».
Справедливости ради надо сказать, что исследователи зачастую оставляют без внимания свидетельство А. П. Араповой, которой ее мать, Н. Н. Ланская, бывшая Пушкина, рассказывала многое из своей жизни.
«Время ли отозвалось пресыщением порывов сильной страсти, или частые беременности вызвали некоторое охлаждение в чувствах Ал. Сер-ча, – но чутким сердцем жена следила, как с каждым днем ее значение стушевывалось в его кипучей жизни. Его тянуло в водоворот сильных ощущений… Пушкин только с зарей возвращался домой, проводя ночи то за картами, то в веселых кутежах в обществе женщин известной категории. Сам ревнивый до безумия, он даже мысленно не останавливался на сердечной тоске, испытываемой тщетно ожидавшей его женою, и часто, смеясь, посвящал ее в свои любовные похождения».

Княгиня Вера Федоровна Вяземская, хорошо осведомленная о семейной жизни Пушкиных, также рассказывала о том, что Наталья Николаевна привыкла к неверностям мужа и таким образом обрела холодное спокойствие сердца. Это спокойствие, как оказалось, обладало смертоносной силой…



Гибель мужа не просто повергла Наталью Николаевну в отчаяние – она ошеломила ее наивную душу своей полной неожиданностью. В близкой ей семье Карамзиных ее жалели, защищали от нападок и называли бедной жертвой собственного легкомыслия и людской злобы.
Она же жаждала прочесть все, что касалось ее мужа, жаждала «говорить о нем, обвинять себя и плакать». Старшая дочь Карамзина, Софья Николаевна, увидев вдову поэта на второй день после смерти Пушкина, была поражена: взгляд ее блуждал, на нее нельзя было смотреть «без сердечной боли».
Отчаяние Натальи Николаевны наиболее ярко можно представить, обратившись к свидетельству В. Ф. Вяземской. «Конвульсии гибкой станом женщины были таковы, что ноги ее доходили до головы». Не происходило ли это отчаяние от всепоглощающего чувства вины Натальи Николаевны – перед людьми, перед своей совестью, перед Богом? Или все-таки ошибался Петр Андреевич Вяземский в одном из своих писем:
«Пушкин был прежде всего жертвою бестактности своей жены и ее неумения вести себя…»?
Впрочем, и уже упомянутая Софья Николаевна Карамзина в письме к брату сокрушалась спустя несколько дней после гибели Пушкина:
«Нет, эта женщина не будет неутешной… Бедный, бедный Пушкин! Она его никогда не понимала. Потеряв его по своей вине, она ужасно страдала несколько дней, но сейчас горячка прошла, остается только слабость и угнетенное состояние, и то пройдет очень скоро».
Через две недели после трагедии Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод, к брату Дмитрию. Почти два года она прожила в деревне, как и просил ее поэт перед смертью. К ней приезжали отец Пушкина, Нащокин, Жуковский.
Потом она возвратилась в Петербург. Растила детей, занималась хозяйством. Ездила в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина. Долго еще не выходила замуж.



Практичность Натальи Николаевны отступала перед любовью к детям, с годами ставшей главным свойством ее характера. В годы вдовства у нее было три серьезных претендента на ее руку. Никто из них не соглашался жить под одной крышей с детьми Пушкина, поэтому все были отвергнуты Натальей Николаевной.
Благодаря публикациям ее писем о последних годах жизни Натальи Николаевны известно больше, чем о тех, что были прожиты с Пушкиным. По-видимому, она во многом изменилась, прибавив полученную горьким опытом мудрость к редкостной доброте.



В 1844 году Наталья Николаевна приняла предложение генерала Петра Петровича Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла за него замуж. Ей исполнилось тридцать два года, Ланскому – сорок пять.
Прежде он женат не был. Детей Пушкина Петр Петрович принял как родных. В новой семье родилось еще три дочери. Наталья Николаевна никогда не забывала поэта, и к этому ее чувству Ланской относился с большим тактом и уважением.
«Тихая, затаенная грусть всегда витала над ней, – свидетельствовала ее дочь А. Арапова. – В зловещие январские дни она сказывалась нагляднее: она удалялась от всякого развлечения, и только в усугубленной молитве искала облегчения страдающей душе».

Осенью 1863 года в семье Александра Александровича Пушкина родился мальчик – тоже Александр. По просьбе сына Наталья Николаевна отправилась из Петербурга в Москву – на крестины внука. Она и раньше страдала легочным заболеванием, а тут еще простудилась. Возвратившись в Петербург, слегла с тяжелым воспалением легких и скончалась 26 ноября 1863-го.

Дети похоронили Наталью Николаевну на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Через пятнадцать лет рядом прибавилась могила Петра Петровича Ланского и строгое, черного мрамора надгробие; около него – небольшая дощечка с надписью о том, что в первом браке Наталья Николаевна Ланская была за поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.
Она пережила Пушкина на двадцать шесть лет…
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Жена поэта
Свою будущую жену Пушкин увидел впервые зимой в конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля. Ей было в ту пору шестнадцать лет, и она только-только начала выезжать.
Впрочем, о ней уже заговорили в свете, называя одной из первых московских красавиц. Читать полностью
 

Комментарии

БормоТУШКА
28 ноября 2010 года
+1
Спасибо. Очень интересная статья.
камира
28 ноября 2010 года
+1
Спасибо, прочитала с большим интересом!
наседка (автор поста)
28 ноября 2010 года
0
А я очень люблю ее портрет, который в шапочке с пером. Его редко публикуют.
Мися
28 ноября 2010 года
+1
Спасибо!
Водочникова
28 ноября 2010 года
+1
Спасибо прочитала с удовольствием. И подборка портретов отличная. Да пожалуй в шляпке самый красивый портрет, но мне ещё нравится с розой на груди.
Teri-cat
28 ноября 2010 года
+1
Спасибо, очень интересно ! И да, портрет с пером - просто восхитителен)
nalin
28 ноября 2010 года
+1
Спасибо!!!!!
no_milk
29 ноября 2010 года
+3
Может быть, потому, что я не поклонница Пушкина, - меня так и тянет цепляться к словам...
наседка пишет:
Та, которую любил я целые два года,
Это много? Два года - это срок? Для вертопраха Пушкина, вероятно, да... И куда девался восторг от того, что он завоевал эту женщину, что она его жена?
наседка пишет:
Время ли отозвалось пресыщением порывов сильной страсти, или частые беременности вызвали некоторое охлаждение в чувствах Ал. Сер-ча,
Честно, нет слов
А портреты прекрасны. Тут уж не поспоришь
наседка (автор поста)
29 ноября 2010 года
+1
Я люблю Пушкина, и его недостатки - тоже! Хотя, судить о нём мы можем только с чужих слов. А вы хотели бы, чтобы о вас судили не по своему о вас впечатлению, а по впечатлению другого человека. То есть, если бы я сказала, что вы - вот такая и такая, потому что о вас мне так рассказала Марьванна?
Я люблю его за то настроение и состояние, которое он во мне вызывает!
no_milk
29 ноября 2010 года
+2
наседка пишет:
Я люблю его за то настроение и состояние, которое он во мне вызывает!
Я сначала не полюбила его творчество С самого детства. А остальное потом приложилось. Поэтому у меня с точностью до наоборот.
наседка пишет:
Я люблю Пушкина, и его недостатки - тоже
наседка пишет:
судить о нём мы можем только с чужих слов
Но почему-то когда из АСП делают икону - получившийся образ не внушает доверия. Ну и потом, судить о нем мы можем и с его слов - письма-то остались.
В общем, я не поклонница АСП, тут ничего не попишешь.
наседка (автор поста)
29 ноября 2010 года
+1
Я точно не делаю из него икону. Для меня он - обычный, грешный человек, который воспринимает мир так, что мне в этом мире хочется жить. И за это я его люблю.
А вот то, как мне показывает мир Лермонтов, я его боюсь.
Характерно, что мы с мамой всю жизнь их сравниваем. Она балдела от Лермонтова, а я от Пушкина. И даже два издания собрания сочинений так и стоят у нее в доме рядом. И совсем недавно, когда я решила, что буду избавляться от огромной библиотеки, я посмотрела на эти книги, стоящие рядом, и поняла, что они останутся со мной.
no_milk
29 ноября 2010 года
+1
наседка пишет:
Я точно не делаю из него икону
Я не про вас Я про то, что Пушкин - он и новатор, он и борец, он и друг, и дамский угодник... И все со знаком плюс. Есть такие научные работы, учили мы...
Мне Лермонтов ближе, пожалуй. Хотя не могу сказать, что я верная его поклонница. Но что ближе - это точно.
наседка (автор поста)
29 ноября 2010 года
0
Так же, как и мне - Пушкин. А насчёт учёбы: я к этому относилась, как к обязанности - надо, выучу. А своё отношение к чему-либо, держала глубоко в себе и не допускала туда чужого мнения. Надо ответить так, как положено и как кто-то написал, отвечу. А то, что думаю про себя - это уже только моё дело. Как-то удалось разделять это...
no_milk
29 ноября 2010 года
+1
Учиться на филфаке и не изучать Пушкина было бы проявлением виртуозного уклонения от учебного процесса У нас были знатные пушкинисты, отлично преподавали, им - верилось... Они старались научить полюбить Пушкина, объясняли, чем он велик и славен. Объяснили, поняла Но не полюбила. Так же как вы -
наседка пишет:
держала глубоко в себе и не допускала туда чужого мнения.
только с обратным знаком.
Не могу сказать с уверенностью, что какой-то определенный поэт всем своим творчеством вызывает у меня экстаз наслаждения.
наседка (автор поста)
29 ноября 2010 года
+1
У меня отчим - преподаватель филфака МГУ, и дома было много учеников, которых он готовил на филфак.
Поэтому, КАК я должна воспринимать того или другого писателя или поэта, я знала с детства. И хорошо, что мне удалось сделать так, чтобы я могла слышать себя и свои чувства по отношению к авторам. Я люблю по созвучию, а не по долгу.
no_milk
29 ноября 2010 года
+1
наседка пишет:
Я люблю по созвучию
Ну я ж говорю - с детства не залюбила я Пушкина. Когда мне пытались читать "Золотую рыбку" и прочие дела. И не в том даже дело, что лексика не актуальна, а вот именно - не нравилось никогда. Я, как вы говорите,
наседка пишет:
могла слышать себя и свои чувства по отношению к автор
И чувства эти были вполне определенными.
Думаю, мы можем продолжать до бесконечности - вы о своем Пушкине, я о своем. Смысл?
наседка (автор поста)
29 ноября 2010 года
+1
Я вообще-то уже о другом!
И, правда, закончим!
Зухра
30 ноября 2010 года
+1
Спасибо,очень интересная статья.
Я люблю очень Пушкина.томик с его стихами у меня на столе всегда лежит.
ИрНика
1 декабря 2010 года
0
Спасибо, Ольга, очень интересная статья! Вы тут рассуждаете о Пушкине и о Лермонтове. А статья-то о Наталье. О ее любви. Конечно, общество могло осуждать ее за то, что полюбила Дантеса, это будучи-то замужем. Но тогда время было другое. Те барышни только и жили мечтами о большой любви и были способны на большую любовь. А вот сейчас уже не часто встретишь такую сильную, крепкую любовь, когда эмоции переполняют и хочется писать стихи.
наседка (автор поста)
1 декабря 2010 года
+1
ИрНика пишет:
Вы тут рассуждаете о Пушкине и о Лермонтове
Я просто ответила на коммент, а потом разговор продолжился в другом направлении...

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам