Врожденная грамотность. Что это?
Врожденная грамотность – это один из самых популярных мифов о языке. Впитать грамотное написание слов с молоком матери нельзя. Получить эту возможность генетическим путем - тоже. Но определенные способности, необходимые для будущей грамотности, несомненно, даются от природы.
В первую очередь, конечно, хорошая зрительная память. Это основа «чувства языка». Большинство грамотных людей, не помнящих никаких правил, признаются: «Я вижу ошибку сразу же, она режет мне глаз». Вот в этом самом «режет глаз» и кроется истина. Грамотный человек запоминает образы слов целиком, а не отдельными частями, как нас учат в школе – «жи-ши», «ча-ща» и т. д. Для тех, кто в силу своих врожденных способностей может удерживать в памяти большое количество образов слов эти правила, в принципе, бесполезны. Немного сложнее с пунктуацией – там обычно срабатывает интонационная логика, напрямую связанная с хорошо развитой устной речью.
А что делать тем, кого природа не наградила такими возможностями?
Как показывает практика, заучивание правил не дает желаемого результата, и человек, как ни старается, все равно делает в тексте кучу ошибок.
Существуют методы, способные повысить грамотность при письме. Нейропсихологи считают, что патологически неграмотные люди обладают «неправильной стратегией орфографии». Грамотный человек при произнесении слова вслух способен увидеть образ слова во внутреннем взоре – как написанное или напечатанное по буквам. Человек с нарушенной стратегией орфографии такого образа не видит.
Следующие упражнения, которые предлагает в своей книге «Интенсивное повышение грамотности на основе нейролингвистического программирования» психолог и преподаватель русского языка Марина Павлова, помогают развивать визуальный канал восприятия и учиться видеть образы слов.
Напишите крупно (лучше печатными буквами) слово и положите перед глазами.
Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь хорошем.
Откройте глаза, еще раз посмотрите на слово, затем поднимите глаза влево вверх (именно так, а не иначе!) и постарайтесь «нарисовать» слово во внутреннем взоре.
Сверьтесь с образцом. Если вы ошиблись, попробуйте сделать все сначала.
Если у вас получилось с первого раза, попробуйте еще раз представить себе образ слова и записать его справа налево (с последней буквы к первой).
Если такое упражнение покажется сложным, то можно помогать себе, подставлять «костыли»: закрашивать слово своим любимым цветом, выделять на образце те буквы, которые плохо представляются внутренним взором, проговаривать слово вслух в прямом и обратном порядке, рисовать в воздухе пальцем слово, которое нужно представить.
Если выполнять подобные упражнения ежедневно, можно до известной степени развить визуальный канал восприятия информации и зрительную память. Но все же абсолютно грамотным человеком вы станете вряд ли.
с сайта moi-roditeli.ru
В первую очередь, конечно, хорошая зрительная память. Это основа «чувства языка». Большинство грамотных людей, не помнящих никаких правил, признаются: «Я вижу ошибку сразу же, она режет мне глаз». Вот в этом самом «режет глаз» и кроется истина. Грамотный человек запоминает образы слов целиком, а не отдельными частями, как нас учат в школе – «жи-ши», «ча-ща» и т. д. Для тех, кто в силу своих врожденных способностей может удерживать в памяти большое количество образов слов эти правила, в принципе, бесполезны. Немного сложнее с пунктуацией – там обычно срабатывает интонационная логика, напрямую связанная с хорошо развитой устной речью.
А что делать тем, кого природа не наградила такими возможностями?
Как показывает практика, заучивание правил не дает желаемого результата, и человек, как ни старается, все равно делает в тексте кучу ошибок.
Существуют методы, способные повысить грамотность при письме. Нейропсихологи считают, что патологически неграмотные люди обладают «неправильной стратегией орфографии». Грамотный человек при произнесении слова вслух способен увидеть образ слова во внутреннем взоре – как написанное или напечатанное по буквам. Человек с нарушенной стратегией орфографии такого образа не видит.
Следующие упражнения, которые предлагает в своей книге «Интенсивное повышение грамотности на основе нейролингвистического программирования» психолог и преподаватель русского языка Марина Павлова, помогают развивать визуальный канал восприятия и учиться видеть образы слов.
Напишите крупно (лучше печатными буквами) слово и положите перед глазами.
Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь хорошем.
Откройте глаза, еще раз посмотрите на слово, затем поднимите глаза влево вверх (именно так, а не иначе!) и постарайтесь «нарисовать» слово во внутреннем взоре.
Сверьтесь с образцом. Если вы ошиблись, попробуйте сделать все сначала.
Если у вас получилось с первого раза, попробуйте еще раз представить себе образ слова и записать его справа налево (с последней буквы к первой).
Если такое упражнение покажется сложным, то можно помогать себе, подставлять «костыли»: закрашивать слово своим любимым цветом, выделять на образце те буквы, которые плохо представляются внутренним взором, проговаривать слово вслух в прямом и обратном порядке, рисовать в воздухе пальцем слово, которое нужно представить.
Если выполнять подобные упражнения ежедневно, можно до известной степени развить визуальный канал восприятия информации и зрительную память. Но все же абсолютно грамотным человеком вы станете вряд ли.
с сайта moi-roditeli.ru
Есть ли у вас или вашего ребенка врожденная грамотность?
Опрос завершен.
Как это будет выглядеть?
да, у меня
25
(64%)
у ребенка
0
(0%)
нет
14
(36%)
Всего проголосовало: 39
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
|
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Страна Мам
Опрос: Врожденная грамотность. Что это?
В опросе приняли участие 39 пользователей.
Опрос: Врожденная грамотность. Что это?
Есть ли у вас или вашего ребенка врожденная грамотность?

В опросе приняли участие 39 пользователей.
Комментарии
Сын - умеренный читатель. Довольно грамотный для своих лет. По крайней мере, не путает написание "-тся" и "ться".
Сейчас читаю гораздо меньше, времени нет. Но все-таки читаю. А вот студентов своих никак не могу заставить - лентяи страшные...
Сейчас читаю гораздо меньше, времени нет. Но все-таки читаю. А вот студентов своих никак не могу заставить - лентяи страшные...
↑ Перейти к этому комментарию
абсолютно точно!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: