Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения (читать обязательно)

При этом стиле семейного воспитания родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания
- Доминирующая гиперпротекция.
Ребенок находится в центре внимания родителей, которые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Наряду с этим к нему предъявляются непомерные требования, которые часто не соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований к нему применяются очень строгие санкции. Проявление мелочной опеки, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности
- Требовательная гиперпротекция.
Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто не соответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, что приводит к формированию невротических симптомов у детей
- Ограничивающая гиперпротекция.
Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто несоответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, грозящие ему невротическими срывами. Различие двух последних стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае ребенку предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, а во втором - нет т. е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена. Необходимо отметить, что при таких подходах к воспитанию у ребенка может формироваться не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании
- Снисходительная гиперпротекция.
Дети находятся под бдительным неустанным надзором и чрезмерным навязыванием родительской воли во всем: в выборе одежды, предметах развлечений, друзей. Дети находятся в рамках высоких требований и многочисленных запретов, которые существенно ограничивают свободу и самостоятельность. При таком воспитании ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах. Доминирующей эмоцией является обида на окружающих за то, что другим «все дозволено», и как следствие -бунт против родительского засилья, стремление к конфронтации с другими людьми.
- Потворствующая гиперпротекция отличается пристальным вниманием родителей к вопросам воспитания и удовлетворения потребностей ребенка, при которой ребенок находится на правах«кумира семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, от скучных неприятных обязанностей, непрестанно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности
- Потворствующая гипопротекция.
Этот стиль семейного воспитания отличается отсутствием внимания родителей к детям, их занятостью решением собственных проблем. В этих семьях распространена практика«задабривания»детей путем максимального и некритического удовлетворения их материально-бытовых и других потребностей
- Скрытая гипопротекция.
Этот стиль характерен для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. Требование к ним достаточно высоки, иногда выше их реальных возможностей. Вместе с тем, выполнение ребенком своих обязанностей в семье формально, так как никак не контролируется со стороны родителей
- Гипопротекция с жестоким обращением.
Ребенок находится на периферии внимания родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Так же, как и в первом случае, родители не проявляют устремлений к удовлетворению потребностей ребенка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения
- Скрытая гипопротекция с жестоким обращением
отличается полной самоустраненностъю родителей от решения проблем воспитания, равнодушным отношением к его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. При этом, к ребенку непомерные требований и строгие наказания
- Жесткая (до жестокой) гипопротекция.
Стиль отличается предоставленностью ребенка самому себе. У родителей отсутствуют интерес к воспитанию ребенка и стремление к привлечению его к делам семьи. И при этом, резмерная реакция на незначительные нарушения поведения. Атмосфере от давящей, до деспотичной. Приверженность к применению строгих наказаний. В итоге у детей могут формироваться жестокость и озлобленность
- Эмоциональное отвержение.
Безразличие и холодность со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся, что он обуза в жизни родителей. При этом возможны две модели воспитания: 1) ребенку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений, нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует невротизации, чрезмерной чувствительности к фрустрации, озлобленности детей, а также может приводить к акцентуациям характера; 2) Наоборот, преобладает вседозволенность. Ребенку«все можно». Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает, зная, что не будет спроса. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, пристрастий
- Повышенная моральная ответственность.
Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нем. Встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют результатов гораздо больших, чем ребенок может достичь реально. На этот подход к воспитанию также накладывается приверженность родителей к применению строгих наказаний даже за незначительные нарушения поведения. В результате появляется устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнять какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, непослушании
- Требовательное обращение.
Недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Но вместе с тем к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимании, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск невротизации
- Жесткое обращение.
Отличительной особенностью данного стиля является полное ограничение свободы и
самостоятельности ребенка (ситуация«все нельзя»)
На взаимосвязь агрессивности и стиля семейного воспитания могут влиять следующие факторы:
1) неустойчивость воспитания (колебание между гипер- и гипоопекой)
2) предпочтение в подростке детских качеств, когда у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать возрастную фиксацию таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость, т. е. желание затормозить социализацию ребенка
3) проекция на подростка собственных нежелательных качеств, когда родитель в подростке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Он борется с отрицательными качествами подростка через наказания, и верит в то, что эти качества у него самого отсутствуют
4) вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей; когда каждый или один из родителей, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противной стороне
5) нарушенность супружеских отношений между родителями
6) неразвитость родительских чувств, когда родители предпочитают не иметь дело с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к интересам и потребностям
7) воспитательная неуверенность родителя, когда он «идет на поводу» у ребенка, уступая и потакая ему во всем.
автор И. А. Фурманов
Комментарии
Что именно Вас интересует?
Автор более 250 печатных научных работ: из них 8 научных монографий, 1 учебник, 3 учебных пособия, 6 пособий, 6 методических и 2 учебно-методическое пособий, 4 методических рекомендаций, 3 курсов лекций, 9 учебных программ и 2 программно-методических комплексов, более 120 научных статей в журналах.
Агрессивность и её проявления в детском возрасте (1994)
Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция (1996)
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста (1997)
Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства (1999)
Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства (1999)
Психология детей с нарушениями поведения (2004)
Психология депривированного ребёнка (2004)
Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки (2007)
Агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция (2007)
Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования (2010)
Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия (2010)
Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь (2010)
Очень частое явление - когда родители заставляют есть ребёнка. Или требуют есть ложкой, а сами этому ещё не научили.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: