Скончался актер Георгий Мартынюк.

Родился 03.03.1940, Оренбург
Заслуженный артист РСФСР (1981)
Кавалер Ордена Дружбы (1996)
Народный артист Российской Федерации (2002)
Детство Георгия Мартынюка прошло на Урале, в послевоенном Оренбурге. Гоша рос скромным, застенчивым парнишкой. Его сверстники целые дни проводили у речки, а он мог часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические радиопостановки. Он слушал, и в его воображении разворачивались целые представления. А еще Гоша любил бывать на репетициях и спектаклях старшего брата (тот работал артистом в одном из театров Оренбурга). Это было так интересно, и Гоша мечтал, что когда-нибудь и сам выйдет на сцену.
Гоша учился в старших классах, когда однажды увидел объявление, что при городском Доме учителя организуется детский драматический кружок. Он и сам удивляется, как тогда у него хватило набраться смелости и придти записаться. А вскоре состоялся его дебют. Мальчик сыграл главную роль в спектакле «Когда цветет акация». Спектакль очень понравился зрителям, и Драматический театр стал даже предоставлять им в свободные дни свою сцену.

ГИТИС
Георгий всерьез «заболел» театром. После окончания школы он отправился в Москву поступать в ГИТИС. Родители были категорически против – хватит и одного артиста на семью. Но Георгий был так решительно настроен, что пришлось смириться.
Конкурс был огромный - человек 200 на место. Но к своему удивлению Георгий поступил с первого раза. А затем началась студенческая жизнь: учеба, общежитие, нехватка денег. Студентами они бегали на «Мосфильм» в надежде получить хоть какую-нибудь маленькую роль. Но дальше массовки дело не доходило.
На последнем курсе Георгий Мартынюк много играл в учебных спектаклях. Один из них – «Проводы белых ночей», дипломный спектакль Петра Фоменко (он учился в ГИТИСе на режиссерском факультете) прогремел на всю Москву. Тогда в учебный театр трудно было попасть, спрашивали лишний билетик. Успехи начинающего актера привлекли к нему внимание его земляков. К Георгию приехал директор Оренбургского театра и пригласил работать к себе, обещая предоставить квартиру. Очень заманчиво! И Георгий уже было настроился после окончания института вернуться в родной город, но тут…
Спектакль «Проводы белых ночей» ставился под патронажем руководителя Московского драмтеатра (ныне известного как Театр на Малой Бронной) А. А. Гончарова. Режиссеру приглянулся талантливый студент, и по окончании института в 1962 году он пригласил его в свою труппу. Георгий не стал долго выбирать между Москвой и Оренбургом. С тех пор он так там и работает.
Дебют на экране
В начале своей театральной карьере Георгию Мартынюку довольно долгое время пришлось играть эпизодические роли. Не ладилось поначалу и с кино. Это, естественно, расстраивало молодого артиста. Счастье улыбнулось ему в 1963 году, когда Владимир Басов пригласил в свою картину «Тишина». Георгий Мартынюк вспоминает: «Это был мой первый фильм, и он прошел с огромным успехом - это было время «оттепели», в фильме многое касалось культа личности Сталина, поэтому фильм был успешным, удостоенным участия во многих фестивалях. Таким образом, даже не мечтая, первую большую роль я сыграл не в театре, а в кино».

Уже в следующем году Георгий Мартынюк снялся еще в одной картине Владимира Басова «Метель» - экранизации одноименной повести А. С. Пушкина, исполнив роль Бурмина. Среди других работ 60-х годов – роли в деревенской киноповести Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», драме Владимира Довганя «Гибель эскадры», киноповести «Щит и меч».
Личная жизнь
В 60-е годы произошли изменения в личной жизни актера. Он женился на молодой актрисе. Поскольку первая жена Георгия Мартынюка была москвичкой, то решился и квартирный вопрос. Некоторое время они с женой жили в коммунальной квартире, а со временем жилищные условия удалось улучшить.
Со своей будущей второй женой Ниеле Георгий Мартынюк познакомился в больнице, где она работала врачом. Актер, шутя, говорит: «Она на всю жизнь нашла постоянного пациента, а я - домашнего врача». Вместе они уже почти три десятка лет.

Знаменский
Поворотным этапом в кинокарьере Георгия Мартынюка стал 1971 год. Режиссер Вячеслав Бровкин задумал снимать телевизионный спектакль «Следствие ведут Знатоки» о деятельности советской милиции. Главными действующими лицами должны были стать следователи Знаменский, Томин и Кибрит – из начальных букв их фамилий и складывалось: «Знатоки». Георгия Мартынюка Вячеслав Бровкин знал по Театру на Малой Бронной. Ему-то они и предложил роль Пал Палыча Знаменского. На роль Томина режиссер пригласил Леонида Каневского, а очаровательную Зиночку Кибрит сыграла актриса Театра-студии киноактера Эльза Леждей.


Первая серия «Черный маклер» вызвала большой интерес у зрителей. В том же году были сняты серии «Ваше подлинное имя», «С поличным», «Повинную голову», в следующем – еще четыре серии… «Знатоки» задумывавшиеся, как телевизионный спектакль, превратились в настоящий телевизионный сериал.
С каждой серией росла и популярность сериала. В середине 70-х в период, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное следствие, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминает: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский». В чем же была причина такого обожания. Просто люди увидели в «Знатоках» тот самый идеальный тип милиционера. Справедливые, обаятельные, смелые, интеллигентные.
Для того, чтобы лучше вжиться в образы, «Знатоки» нередко приезжали в МУР, присутствовали на допросах, ездили на происшествия, бывали на обысках. Георгий Мартынюк вспоминает, как он однажды присутствовал на допросе: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо».
Заложник образа

Весь сериал снимался под жестким контролем МВД. Как говорится, никаких шагов ни вправо, ни влево. Из серии в серию «Знатоки» делали одно и то же, и актерам, естественно, это стало приедаться. «Мне порой было даже скучновато играть эту роль, - признается Георгий Мартынюк. - Там же в характерах ничего не развивалось». Актеры не раз обращались с предложениями внести какие-нибудь изменения в сюжет, например, добавить своим героям личную жизнь. Но, получая очередной сценарий, видели все то же самое: допросы, выезды, расследования, и актерам ничего не оставалось, как надевать свои привычные маски.

Роль Знаменского принесла актеру не только всесоюзную славу и любовь, она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссеры не хотели приглашать его в свои фильмы, - актер стал слишком узнаваемым. За два десятилетия он снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке фильмов. Да и в тех картинах запомнилась, пожалуй, лишь одна небольшая роль Лужина («А зори здесь тихие»).
А в это время в театре Георгий Мартынюк играл самых разнообразных персонажей, нередко характерных и комедийных. За годы работы в театре он был занят в спектаклях: «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих); «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм); «Если…» С. Алешина (Крылов); «За час до полуночи» (Эрих Гансен); «Гроссмейстерский балл» (Филипп); «Уйти, чтобы остаться» (Вадим); «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый); «Дон Жуан» Ж. -Б. Мольера (Пьеро); «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин); «Занавески» (Петр); «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович); «Москва - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев); «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров); «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха); «Варвары» М. Горького (Прибыткин); «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев); «Леший» А. П. Чехова (Орловский); «Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин); «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен).
Правда и в театре порой приходилось нелегко, - театралы ведь тоже смотрят телевизор, и у них нередко формируется стереотипное восприятие. Георгий Мартынюк вспоминает, как они с Леонидом Каневским играли в спектакле «Обвинительное заключение». Их персонажами были два зека. Естественно, когда открывался занавес, и зрители видели на нарах знаменитых Знаменского и Томина, то сначала их брала оторопь, а затем начинался всеобщий хохот. Бывало, из-за этого спектакль не могли начать минут пятнадцать.
90-е годы
Последняя серия «Знатоков» - «Мафия» - вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Он вспоминает: «Время было абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время...»
В эти трудные годы единственным утешением для Георгия Мартынюка оставался театр. Да, зрителей было мало, но что поделать, даже для одного зрителя надо играть с полной отдачей. Бывало, что актер подрабатывал в рекламе. Там платили намного больше, чем за творчество на сцене. Гримасы смутного времени…
Возвращение
Когда в конце 90-х Георгия Мартынюка пригласила в свою картину «Тайны дворцовых переворотов» режиссер Светлана Дружинина, это стало для него приятной неожиданностью. Тем более что и персонаж достался актеру совершенно для него необычный - архиепископ Феофан Прокопович. Он признается, что эту роль тогда сыграл с большим удовольствием.
А в 2000 году внезапно возникла идея воссоздания «Знатоков». Режиссером нового сериала выступил Владимир Хотиненко. На роли Знаменского и Томина пригласили все тех же Георгия Мартынюка и Леонида Каневского, а вот с Кибрит… Замечательная актриса Эльза Леждей к тому времени уже ушла из жизни. Решено было ввести в сериал нового следователя – Китаеву. Эту роль доверили Лидии Вележевой.
Новые серии «Знатоков» вышли, когда телеэкран был наводнен детективными сериалами. Тем не менее, поначалу зрители восприняли продолжение с восторгом. Видимо сказалась ностальгия. Сам Георгий Мартынюк вспоминает: «Это тот случай, когда войти в одну и ту же реку дважды было приятно. И волнительно!» В следующем году были сняты еще шесть фильмов, но они уже не вызвали большого интереса. Волна ностальгии прошла…
Актёр скончался 13 февраля 2014 года после продолжительной болезни.
Почётные звания и награды
Заслуженный артист РСФСР (30 сентября 1981)
Народный артист РФ (19 мая 2003)
Орден Дружбы (2 октября 1996)
Театральные работы
1967 «Гроссмейстерский балл» И. Штемлера (Филипп)
1967 «Три сестры» А. П. Чехова (Прозоров Андрей Сергеевич)
1968 «Уйти, чтобы остаться» И. Штемлера (Вадим)
1969 «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый)
1970 «Трибунал» А. Е. Макаёнка (Сыроедов)
1970 «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха)
1973 «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера (Пьеро)
1975 «Снятый и назначенный» Я. И. Волчека (Хонин Виктор Тимофеевич)
1976 «Варвары» М. Горького (Прибыткин)
1977 «Обвинительное заключение» Н. Думбадзе (вор-рецидивист Лимон Девдариани)
1978 «Занавески» М. Ворфоломеева (Петр)
1978 «Если…» С. Алёшина (Крылов)
1978 «Веранда в лесу» И. М. Дворецкого (?)
1979 «Жестокие игры» А. Н. Арбузова (Мишка Земцов)
1980 «За час до полуночи» (Эрих Гансен)
1981 «А всё-таки она вертится» А. Г. Хмелика (Дядя Коля)
1981 «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович)
1984 «Вы чьё, старичьё?» Б. Васильева (Автор)
1985 «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров)
1989 «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин)
1990 «Москва — Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев)
1991 «Жиды города Питера» по братьям Стругацким
1993 «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев)
1994 «Леший» А. П. Чехова (Орловский)
1995 «Идиот» Ф. М. Достоевского (Генерал Иван Фёдорович Епанчин)
2001 «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен)
2001 «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих)
2001 «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм)
2003 «Дети?!» C. А. Найдёнова (Ванюшин)
2008 «Я не Раппопорт» Э. С. Гарднера (Мидж, консьерж)
Фильмография
1962 — У твоего порога — раненый в поезде
1963 — Тишина — Константин Корабельников
1964 — Жили-были старик со старухой — Валентин

Галина Польских и Георгий Мартынюк
1964 — Метель — Бурмин

Георгий Мартынюк и Валентина Титова в фильме "Метель"

1965 — Гибель эскадры — матрос Гайдай

1968 — Щит и меч — Алексей Зубов / Алоиз Хаген

1969 — Комендант Лаутербурга (телеспектакль)
1970 — Умеете ли вы жить? — Савелий
1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Чёрный маклер — Знаменский

Знаменский, Кибрит, Томин. - Георгий Мартынюк, Эльза Леждей, Леонид Каневский.
1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ваше подлинное имя — Знаменский
1971 — Следствие ведут ЗнаТоКи. С поличным — Знаменский
1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Повинную голову… — Знаменский
1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Динозавр — Знаменский
1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж — Знаменский
1972 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай — Знаменский
1972 — Вера, Надежда, Любовь — Артур
1972 — День моих сыновей — Антон, хирург
1972 — А зори здесь тихие — майор Лужин

1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — Знаменский
1973 — Трибунал (фильм-спектакль) — Сыродаев
1973 — Человек со стороны (телеспектакль) — секретарь парткома
1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Свидетель — Знаменский
1974 — Свадьба как свадьба (телеспектакль) — метрдотель Иван Иванович
1975 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар — Знаменский
1976 — Город с утра до полуночи — Сергей Филиппович, отец 16-летнего Жени
- Поделиться

1977 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Любой ценой — Знаменский
1977 — Лунёв сегодня и завтра (телеспектакль) — эпизод
1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. «Букет» на приёме — Знаменский
1978 — Следствие ведут ЗнаТоКи. До третьего выстрела — Знаменский
1979 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом — Знаменский
1979 — Варвары (фильм-спектакль) — Притыкин
- Поделиться

1980 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся — Знаменский
1981 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов — Знаменский
1982 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Он где-то здесь — Знаменский

1983 — Отпуск по ранению (фильм-спектакль) — Николай Егорович
1984 — Первая конная — Пархоменко
1985 — Слушать в отсеках — капитан 1-го ранга Щукарёв
1984 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор — Знаменский
1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар — Знаменский
1986 — Равняется четырём Франциям (фильм-спектакль) — Самарин
1987 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Бумеранг — Знаменский
1988 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета — Знаменский
1989 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия — Знаменский
1992 — Мелочи жизни — полковник милиции
2000 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 1. Завещание императора — Феофан Прокопович
2001 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 3. Я император — Феофан Прокопович
2001 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 4. Падение Голиафа — Феофан Прокопович
2002 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья — Знаменский

Леонид Каневский, Георгий Мартынюк и Лидия Вележева
2003 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пуд золота — Знаменский
2003 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 5. Вторая невеста императора — Феофан Прокопович

Георгий Мартынюк в фильме "Тайны дворцовых переворотов
2003 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 6. Смерть юного императора — Феофан Прокопович
2004 — Узкий мост — Сергей Сергеевич
2008 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 7. Виват, Анна Иоанновна! — Феофан Прокопович


Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: