Жерар Филип. Романтический идеал.

Он не был красавцем, гримеры все время намеревались подклеивать ему его знаменитые уши или же их смущал его дьявольский нос. Но все эти недостатки стали его достоинствами. Высокий, тонкий, отчужденный, смотрящий в себя, Жерар Филип стал идеальным исполнителем романтических ролей - но не идеальных красавчиков, а страстных героев, с налетом французского юмора. Актёр не успел состариться, и напрасно пытаться представить его себе стариком, судьба подарила ему вечную молодость. Он прожил короткую, но очень яркую жизнь…

Театральные успехи актёра привели к тому, что Жерар принял решение овладеть выбранной профессией по-настоящему. И в октябре 1943 года он поступает в Парижскую консерваторию на факультет драматического искусства. На протяжении всех лет обучения Жерар с неизменным увлечением постигал тайны актёрского мастерства под руководством Жоржа Ле Руа и стал для него не просто любимым учеником, но и другом. Как потом вспоминал преподаватель, ещё в студенческие годы он увидел в Жераре равного себе.


Постановка пьесы «Калигула» Альбера Камю сделала актёра знаменитым. Эта роль была с восторгом принята парижской публикой и театральной критикой.
В то же время Жерар снимается в фильме «Страна без звёзд» у Жоржа Лакомба. С этой ленты начался отсчёт его наиболее значительных работ в кинематографе: в период с 1946 по 1951 год Жерар Филип снялся во многих фильмах, принёсших ему большую известность и любовь публики, - от «Идиота» Жоржа Лампена (по Достоевскому) до «Фанфана-Тюльпана» Кристиана Жака. Каждую свою реплику, каждое движение актёр доводил до совершенства и даже на съёмках «Фанфана-Тюльпана» не позволял выполнять свою работу другим, совершая сложные трюки без каскадёра.
В августе 1944 года Жерар Филип примкнул к парижанам, готовящим освободительное восстание, и вместе с бойцами и простыми гражданами принял участие во взятии муниципалитета. Жерар был горячим патриотом, но всегда и везде оставался скромным и незаметным.

Жерар Филип сыграл нашего князя Льва Николаевича Мышкина, прикоснувшись к Федору Михайловичу Достоевскому и оставшись единственным светлым пятном в мутной экранизации с цыганами, тупым купчиком Рогожиным и кокоткой Настасьей Филипповной, хлещущей водку стаканами.

Позднее Жерар называл Ленина самым великим человеком столетия, Ленинград - своим любимым городом. Француз Жерар стал кумиром советской страны, бесспорно. Неслучайно, желая сделать российским артистам большой комплимент, и Геннадия Бортникова, и Андрея Миронова называли в разные времена «русскими Жерарами Филипами».


Побывал он и в Москве, где, конечно же, посетил Красную площадь и торжественно ударил по мячу на стадионе «Динамо». Рассказывают случай - в Москве к Филипу на этой самой площади подбежал какой-то мальчишка и спросил: «Вы Жерар Филип?». «Нет», — решил отшутиться актер. «Ну конечно же, — сказал находчивый мальчик, — вы не Жерар Филип, вы Фанфан-Тюльпан».
Конечно, именно роль Фанфана сделала Жерара Филипа всемирно известным, и именно этот фильм, бесспорно, вошел в историю мирового кино и занял там подобающее место.




Жерар Филип снимался практически без дублеров, работал под дождем, во время съемок ему рассекли лоб и проткнули руку острием сабли. В знаменитой сцене на крыше на десятиметровой высоте Филип настолько перевоплотился в своего героя, что перестал отличать правду от вымысла и начал сражаться с Ноэлем Роквером по-настоящему. Роквер завелся, и Филипу пришлось прятаться за трубу совсем не потому, что так было написано в сценарии.



В экранизациях романов Стендаля – «Пармская обитель» и, спустя шесть лет, в «Красном и черном» – он сыграл молодых честолюбцев, чьё стремление к карьере и богатству столкнулось с силой любви, приведшей к трагическим последствиям. В центре событий фильма «Красное и чёрное» - судьба молодого человека Жульена Сореля, чья настойчивость, целеустремлённость, привлекательность и обаяние помогли вырваться из провинциального захолустья в высший свет. Идею экранизировать роман Стендаля (впервые во французском кино) режиссер Отан-Лара вынашивал двенадцать лет. Фильм, удостоенный Премии Французского синдиката кинокритиков, вызвал споры в среде поклонников творчества писателя. Картина получилась вдвое длиннее обычного метража и для проката была разбита на две серии. Жерар Филип в «Красном и чёрном» создает двойственный образ: перед нами карьерист, готовый добиваться положения в обществе, используя благосклонность женщин, и одновременно умный, искренний, страстный, увлекающийся человек, достойный любви и уважения. Временами кажется, что актер и его герой – одно целое.


Почему Жерар Филипп, ставший самым высокооплачиваемым артистом Франции (его гонорар за фильм составлял миллион старых франков), отказался сниматься в Голливуде? Почему артист на дух не переносил прессу? Почему с заметным равнодушием относился к женщинам и не заводил романы на съемочной площадке - партнерши иногда называли его хладнокровным чудовищем, сосредоточенным исключительно на себе? Загадки... Жерар Филип был крупным общественным деятелем: он являлся одним из наиболее активных сторонников борьбы за мир, участвуя в этом международном движении. Актёр стал своеобразным символом послевоенной мирной Франции - в его героях, романтических натурах, люди видели свои воплощённые в реальность мечты. Долгое время актёр возглавлял французский Союз актёров.

- Поделиться

В ноябре 1950 года Жерар Филип пришёл в Национальный народный театр к Жану Вилару и предложил себя в качестве актёра. Неизвестно, как бы сложилась актёрская судьба Жерара вне стен Национального народного театра и без встречи с Жаном Виларом. Жерар совершенствовал своё мастерство на протяжении всей жизни. Он полагал, что учиться нужно постоянно, и делал это не по принуждению, а по велению сердца.



Жерар Филип в роли Лоренцо Медичи Альфред де Мюссе "Лоренцаччо"
Национальный Народный Театр, фестиваль в Авиньоне, 1952 год


Впервые Жерар попробовал себя в качестве режиссёра в Национальном народном театре, когда неожиданно заболел Жан Вилар и его некем было заменить. Филип осуществил постановку пьесы «Лоренцаччо». Спектакль имел успех, публика и критики оценили режиссёрский талант молодого актёра по достоинству. Всего за год Жерар перечитал огромное количество классики и произведений античных авторов. Жерар мечтал о будущем, которого уже не было. Последней ролью в Национальном народном театре была роль Пердикана в пьесе Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят».




Смерть всегда приходит не вовремя...
Жерар не дожил месяц до своего 37-летия… Прожив после операции только 20 дней, Жерар тихо скончался 25 ноября 1959 года. Он умер от рака.
Актёр завещал похоронить себя в костюме Родриго - в нём он выступал на сцене Национального народного театра в «Сиде» Корнеля. Именно эта роль доказала всему миру, что Жерар Филип - великий актёр.
Франция хоронила Жерара Филипа в чёрно-бело-красном костюме Родриго (главный персонаж пьесы Корнеля "Сид" ). Скромная могила в его имении "Раматюэль" на юге Франции стала местом паломничества. Для всех, кто помнит актёра, - он навсегда останется воплощением прекрасной романтики, порыва, влюблённости в жизнь...

«Филип Жерар. Идеальный актер, персонификация романтического героя, как в духовном, так и физическом плане. В его лице мировая сцена лишилась романтического идеала».

Фильмография
1944 — Малютки с набережной цветов / Les petites du quai aux fleurs
1946 — Идиот / L’Idiot — князь Мышкин
1947 — Дьявол во плоти / Le Diable au corps
1948 — Пармская обитель / La Chartreuse De Parme
1949 — Все дороги ведут в Рим / Tous les chemins m`enent `a Rome
1950 — Красота дьявола / La Beaut’e du diable
1950 — Карусель
1951 — Джульетта, или Ключ к сновидениям / Juliette ou la Cl’e des songes
1950 — Потерянные сувениры / Souvenirs perdus
1952 — Фанфан-тюльпан / Fanfan La Tulipe — Фанфан-тюльпан
1952 — Семь смертных грехов / Les Sept P’ech’es capitaux — организатор аттракциона
1952 — Ночные красавицы
1953 — Горделивые (Гордецы) / Les orgueilleux — Жорж
1954 — Красное и чёрное / Le Rouge et le Noir — Жюльен Сорель
1954 — Тайны Версаля (Если бы Версаль поведал о себе) / Si Versailles m’’etait cont’e — д’Артаньян
1955 — Большие манёвры / Les Grandes Manoeuvres — лейтенант Арман де ла Верн
1955 — Лучшие годы / La meilleure part - инженер-конструктор
1956 — Если бы нам рассказали о Париже / Si Paris nous ’etait cont’e — Ле Трувер
1956 — Приключения Тиля Уленшпигеля / Les Aventures de Till l’Espi`egle — Тиль Уленшпигель
1957 — Чужие жёны / Pot-Bouille — Октав Мурэ
1958 — Жизнь вдвоём / La Vie `a deux
1958 — Монпарнас, 19 / Montparnasse 19 — Амедео Модильяни
1958 — Игрок / Le Joueur — Алексей Иванович
1959 — Опасные связи / Les Liaisons Dangereuses
1959 — Лихорадка приходит в Эль-Пао / La Fi`evre monte `a El Pao

Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: