Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Восемь факторов, травмирующих детскую психику в детских домах

Восемь факторов, травмирующих детскую психику в детских домах

Автор: Людмила Петрановская
Дата публикации: 03/02/2014
Темы: О воспитании детей
Метки: детский дом, психология, травма

Есть такие обывательские представления, что детям в детском учреждении одиноко, грустно и не хватает общения. И вот стоит нам начать ходить туда, мы устроим детям общение, и их жизнь станет более радостной. Когда же люди действительно начинают посещать детский дом, они видят, что проблемы у детей гораздо более глубокие и порой даже пугающие. Кто-то – перестает ходить, кто-то продолжает, пытаясь изменить ситуацию, кто-то понимает, что для него единственно возможный выход – хотя бы одного ребенка забрать из этой системы. В регионах еще можно встретить детские дома, где дети не ухожены, не лечены и так далее. В Москве подобного учреждения не найдешь. Но даже если мы посмотрим на детей из детских домов, благополучных в материальном плане, то увидим, что они отличаются от «домашних» по восприятию, по реакции на ситуацию и так далее. Понятно, что и детские учреждения могут быть разными: детский дом на 30 детей, откуда дети ходят в обычную школу, отличается от «монстров» на 300 человек. У детей, попавших в детские дома, есть прошлые травмы, непростой собственный опыт. И вот с этими травмами они попадают не в реабилитирующие, а наоборот, стрессовые условия. Некоторые из этих стрессовых условий:

1. «Диктат безопасности»

За последнее время многое изменилось, детские дома стали более оборудованными, но вместе с тем идет наступление «занормированности», диктат безопасности, «власть санэпидемстанции». «Вредными» объявляются мягкие игрушки, цветы на окнах и так далее. Но все-таки жить по-человечески хочется, и вот у ребенка появляется плюшевый мишка, с которым он спит, окна начинают украшать цветы. Перед проверками все эти запретные вещи прячутся в некоторых детских домах.

Очень сильно сократились у детей возможности заниматься чем-либо хозяйственно-полезным (опять же под лозунгом безопасности). Уже почти нет в детских домах мастерских, приусадебных участков, детям не разрешается участвовать в приготовлении пищи и так далее. То есть намечается тенденция «обматывания детей ватой» со всех сторон. Понятно, что в «большую жизнь» они выйдут полностью к этой жизни не готовые.

2. «Режимная жизнь»

Дети в детском учреждении находятся в постоянной стрессовой ситуации. Вот если нас, взрослых, отправить в санаторий советского типа, где в палате – 6 человек, где в 7 часов утра – обязательный подъем, в 7.30 – зарядка, в 8 часов – обязательный завтрак и сказать, что это не на 21 день, а навсегда – мы же с ума сойдем. Из любых, даже самых хороших условий мы хотим попасть домой, где едим, когда хотим, отдыхаем, как хотим.

А дети в таких стрессово–режимных условиях находятся всегда. Вся жизнь подчинена режиму. Ребенок не может подстроить свой день под свое самочувствие, настроение. У него невеселые мысли?
Все равно следует пойти на общее развлекательное «мероприятие». Он не может прилечь днем, потому что в спальню чаще не пускают.

Он не может «пожевать» что-то между приемами пищи, как это делают дети дома, потому что во многих учреждениях еду из столовой выносить нельзя. Отсюда – «психологический голод» — когда дети даже из самых благополучный детских домов со сбалансированным пятиразовым питанием, попадая в семью, начинает беспрерывно и жадно есть.

Кстати, в некоторых учреждениях пытаются решить это вопрос так: сушат сухарики и позволяют детям их брать с собой из столовой. Мелочь? Но ребенку важно поесть в тот момент, когда он захочет…

3. Ребенок не может распоряжаться собой в этом жестком распорядке. Он чувствует, что находится в резервации, «за забором».

4. Отсутствие личного пространства и нарушение личных границ.

Отсутствие дверей в туалетах, в душевых. Менять белье, совершать гигиенически процедуры даже подросткам приходится в присутствии других. Это стресс. Но жить постоянно ощущая его невозможно. И ребенок начинает отключать чувства. Дети постепенно учатся не испытывать стыда, стеснения.

Даже если в детском доме спальни на несколько человек, никому не придет в голову, что тут надо войти, постучавшись.

Понятие о личных границах у ребенка могут появиться, только если он видит, как эти границы соблюдаются. В семье это происходит постепенно.

Сейчас сиротам в обществе уделяют много внимания. Но чаще помощь, которую люди стремятся оказать детским домам, пользы не приносит, а наоборот – нередко развращает. Внешне получается – лоск в детских домах, а внутри – все то же отсутствие личного пространства.

Нет смысла покупать в учреждение ковры и телевизоры, пока там нет туалетов с кабинками.

5. Изоляция детей от социума

Когда говорят, что детей из детских домов нужно вводить в социум, речь чаще идет об одностороннем порядке: сделать так, чтобы дети ходили в обычную школу, в обычные кружки и так далее. Но не только детям нужно выходить, важно, чтоб и социум приходил к ним. Чтобы они могли пригласить в гости одноклассников, чтобы в кружки, которые есть в детском доме могли приходить «домашние» дети из соседних домов, чтобы жители этих домов приглашались на концерты, которые проходят в детском доме.

Да, все это требует от сотрудников лишней ответственности. Но здесь важно расставить приоритеты: ради кого вы работаете – ради детей или начальства?

6. Неумение общаться с деньгами

Многие дети в детских домах до 15 — 16 лет не держали в руках денег и потому не умеют ими распоряжаться. Они не понимают, как устроен бюджет детского дома, с ними не принято это обсуждать. А ведь в семье со старшими детьми подобные вопросы обязательно обсуждаются.

7. Отсутствие свободы выбора и понятия ответственности

В семье ребенок всему этому учится постепенно. Сначала ему предлагают на выбор молоко и чай, потом спрашивают, какую выбрать в футболку. Потом родители дают ему денег, и он может пойти и купить понравившуюся футболку. В 16 лет он уже спокойно один ездит по городу, а иногда и дальше.

Ребенок в детском доме с этой точки зрения одинаков и в три года, и в 16 лет: система отвечает за него. И в 3 года, и в 16 лет он одинаково должен ложиться спать в 21.00, не может пойти купить себе одежду и так далее.

Всем, кто работает с детьми в детских домах важно понять, что они имеют в виду: дети – это люди, которые потом вырастут и начнут жить жизнью нормальных взрослых; или дети – просто сфера ответственности до 18 лет, а что будет потом – уже не важно.

Странно ожидать, что у людей, у которых до 18 лет было 100% гарантий и 0% процентов свободы, вдруг в 18 лет вдруг, словно по мановению волшебной палочки, узнают, что значит отвечать за себя и за других, как распоряжаться собой, как делать выбор… Не готовя ребенка к жизни и ответственности, мы обрекаем его на гибель. Или намекаем, что во взрослом мире для него есть только одно место – «зона», где нет свободы, но и нет ответственности.

8. Неверные представления о внешнем мире

Не вводим ли мы сами детей в заблуждение, делая так, что каждый выход в мир для них – праздник? Когда все носятся с ними, заняты им. А еще по телевизору показываю этот мир, где как будто у каждого встречного – сумки дорогих марок, дорогие авто и мало забот…

Однажды психологи провели эксперимент и предложили детям из детских домов нарисовать свое будущее. Почти все нарисовали большой дом, в котором они будут жить, множество слуг, которые за ними ухаживают. А сами дети – ничего не делают, а только путешествуют.

Психологи сначала удивились, а потом поняли, что ведь дети так и живут: в большом доме, за ними ухаживает много людей, а сами они не заботятся о других, не знают, откуда берутся средства к существованию и так далее.

Поэтому, если вы берете ребенка домой на «гостевой режим», важно стараться вовлекать его в вашу повседневную жизнь, рассказывать о ней. Полезнее не в кафе ребенка сводить или в цирк, а к себе на работу. Можно обсуждать при нем семейные заботы: кредит, то, что соседи залили и так далее. Чтобы жизнь внешняя не представлялась ему сплошным цирком и Макдоналдсом.

Людмила Петрановская также отметила, что волонтерам важно изменить тактику в отношениях с руководством детских домов и из таких просителей: «А можно мы поможем детям?» стать партнерами, общаться на равных. Нужно говорить с ними не только о детях, но и о них самих, о возможных вариантах развития. И умные руководители будут прислушиваться, ведь им важно сохранить учреждение (рабочие места) на фоне того, что детские дома в том виде, в котором они существуют сейчас, обречены – может быть через 10 лет, может быть – через пятнадцать… Но сохранить можно, только реорганизовав, не пытаясь цепляться за старое.
http://changeonelife.ru/2014/02/03/vosem-faktorov-travmiruyushhih-detskuyu-psihiku-v-detskih-domah/#.Uu_tR_0RDUQ
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Восемь факторов, травмирующих детскую психику в детских домах
Восемь факторов, травмирующих детскую психику в детских домах
Автор: Людмила Петрановская
Дата публикации: 03/02/2014
Темы: О воспитании детей
Метки: детский дом, психология, травма
Есть такие обывательские представления, что детям в детском учреждении одиноко, грустно и не хватает общения. Читать полностью
 

Комментарии

тётушка Ксю-ксю
9 февраля 2014 года
+1
получается что дд это тюрьма, а дети маленькие зк
amelinka (автор поста)
9 февраля 2014 года
+1
фактически так и есть....
Жужа78
9 февраля 2014 года
0
печально, но факт
есть знакомые, жили в детском доме... в итоге - к бытовым условиям жизни не приспособлены, мало что знают о реальной жизни...
amelinka (автор поста)
9 февраля 2014 года
+1
да так и есть...их же не учат там ничему....
Жужа78
9 февраля 2014 года
0
amelinka пишет:
их же не учат там ничему
в этом то и беда они как изгои в нашем обществе... искренне рада за деток попавших в семьи
Курбанчик
13 февраля 2014 года
+2
есть фильм "Блеф, или с Новым годом". Там о жизни в дет. домах рассказывается. Если интересно посмотрите. Я после него всю ночь спать не могла, все пыталась переварить увиденное. очень жаль деток, они ведь ни в чем не виноваты
amelinka (автор поста)
13 февраля 2014 года
0
я была на закрытом показе этого фильма..еще до того как он вышел в инет...
Курбанчик
13 февраля 2014 года
0
здорово. отличный фильм. Я бывала раньше в дет.домах как волонтер - играли с детьми, мастерили что-нибудь. Знала, что им не просто живется, но не знала, что до такой степени
amelinka (автор поста)
13 февраля 2014 года
0
это еще не все показали...показали хороший дм..где деток мало..а где из по 15-20 человек в группе...это уже другая история...
Курбанчик
13 февраля 2014 года
0
да уж
Aislu80
13 февраля 2014 года
+3
согласна на все 100 процентов ! Но эта статья поможет и тем кто отводит детей в детский садик !! Система давит на детей - я сама воспитатель и вижу это ! Дети в моей группе родители которых рабочие те с 7 до 7 они в саду ! Поэтому и болеют малыши не всякая психика выдержит четкий распорядок дня , тоже не поешь когда хочется , нет мягких игрушек , нет кабинок я стараюсь конечно облегчить жизнь деток но вот эта советскость меня просто саму иногда бесит ! Но увы иначе никак - 32 ребенка в группе ! Без дисциплины ни куда !
amelinka (автор поста)
13 февраля 2014 года
0
когда 32 в группе то
Я-Мамуля-Натуля
13 февраля 2014 года
+1
В ответ на комментарий Aislu80
согласна на все 100 процентов ! Но эта статья поможет и тем кто отводит детей в детский садик !! Система давит на детей - я сама воспитатель и вижу это ! Дети в моей группе родители которых рабочие те с 7 до 7 они в саду ! Поэтому и болеют малыши не всякая психика выдержит четкий распорядок дня , тоже не поешь когда хочется , нет мягких игрушек , нет кабинок я стараюсь конечно облегчить жизнь деток но вот эта советскость меня просто саму иногда бесит ! Но увы иначе никак - 32 ребенка в группе ! Без дисциплины ни куда !

↑   Перейти к этому комментарию
Никогда не задумывалась об этом. Спасибо, что написали.
Танцующая под Луной
17 февраля 2014 года
0
В ответ на комментарий Aislu80
согласна на все 100 процентов ! Но эта статья поможет и тем кто отводит детей в детский садик !! Система давит на детей - я сама воспитатель и вижу это ! Дети в моей группе родители которых рабочие те с 7 до 7 они в саду ! Поэтому и болеют малыши не всякая психика выдержит четкий распорядок дня , тоже не поешь когда хочется , нет мягких игрушек , нет кабинок я стараюсь конечно облегчить жизнь деток но вот эта советскость меня просто саму иногда бесит ! Но увы иначе никак - 32 ребенка в группе ! Без дисциплины ни куда !

↑   Перейти к этому комментарию
согласна с вами, вот и не хочу свою старшую в сад отдавать, хотя свекровь уже достала
takayaya2012
13 февраля 2014 года
+1
Спасибо за освещение этого вопроса...
Танцующая под Луной
17 февраля 2014 года
+1
очень интересная статья! спасибо вам!
amelinka (автор поста)
17 февраля 2014 года
0
всегда рада помочь....

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам