Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Борецкая роспись
























































































1. БОРЕЦКАЯРОСПИСЬ
2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ Методические рекомендации по программе«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ НАОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РУССКОГО СЕВЕРА» Выпуск № 4 Архангельск 1994
3. Печатается по решению редакционно-издательского совета АО ИППК. Автор - ИЗМЕСТЬЕВА Любовь Алексеевна, учитель изобразительного искусства ср. шк. № 27 г. Архангельска. Научный руководитель - Шпика лова Т. Я., доктор пед. наук, профессор НИИ НО, Москва. Ответственный за выпуск - Гришин В^ П., методист АО ИППК. © Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации : работников образования, 1994.
4. ОТ АВТОРА Борок - древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виног-радовского района Архангельской области), возникшее еще призаселении двинского края новгородцами. Предание связывает эти места с боярами Борецкими, и в частностисо вдовой новгородского правителя XV века Марфой Посадницей, злейшим врагом московских князей, защитницей новгородских воль-ностей, главой так называемой "литовской" партии. Очевидно, сюда, на Северную Двину, перебрались и новгородцы-иконописцы со своихмиживописными традициями, хранимыми здесь очень долго. В деревне Скобели, возле пристани Борок, жила Пелагея Мат-веевна Амосова, по прозвищу Польникова. Ее работы по росписипрялок широко известны. Живописцами были и ее братья Степан, Никифор, Василий, Михаил, Кузьма, но на базарах особенно ценилипрясницы Пелагеи Амосовой. У нее был свой стйль росписи. Оналюбила прялки нарядные, рисунок трехъярусный ("став с околь-ницами", "став с древом" и "став с конем" ) с золотом по беломуфону и красными травными узорами. Это общее. "A дальше идетсвое - то, что на Двине называют "Палагина работа". В верхней части у нее на прялке два золотых окна ("окольница" )с красными переплетами и обязательно с цветами, каких соседине пишут: четыре маленьких овала, один на другом, а на стебелькетри пары - желтые, зеленые и красные (бывают и другие цветовыеварианты). Между окнами многоцветный куст, а на нем (так же, как иногдаи на оборотной стороне прялки) - сказочная красная птица с зеленымикрыльями. Птицы у Пелагеи Амосовой особенно красивы. Среднюю часть с полукружием, напоминающим церковные врата, заполняет "древо жизни". По бокам - две пышные птицы. Нижняя часть - приезд жениха. Конь обычно один, красный илизолотой, по форме крепкий, тяжелый, с резво выброшенной впередногой. з
5. Василий Амосов отличался тем, что особенно любил золотить, иной раз делал золотой (а на обороте серебряный) фон, так чтоконь и повозка с человеком только прорисовывались черно-краснымконтуром, а красно-желтые цветы писались тоже по золоту. Большим выдумщиком считался Никифор Амосов. Сюжеты егоросписи порой совсем необычны. Есть прялка его работы, где надвух верхних "ставках" помещен целый зверинец: двугорбый вер-блюд, обезьяна, лев, на ножке слон и какой-то неведомый зеленыйзверь в красных пятнах. Над рисунком, изображающим повозку спарой разноцветных (красный и зеленый) коней и возницей встаромодных кафтане и шапке (все это черты росписи, характерныедля Никифора Амосова), помещены еще всадник на лошади иженщина с сумкой и зонтиком! Кони и у Пелагеи Амосовой и у ее братьев по форме одинаковые, так как контуры коней рисовались по общему трафарету. Надоеще отметить, что все Амосовы пользовались циркулем для про-черчивания полукружий второго "става" и узоров с "громовыми"знаками на ножках прялки. Весьма широк круг сюжетов, которые живописцы любили при-менять при росписи прялок: свадебные катания; сцены крестьянскоготруда - прядение, ткачество, кормление птиц, полевые работы, выгон, убой скота, труд в лесу, в кузнице; сцены отдыха, винопитияи чаепития. Нередко такие бытовые сцены на борокских прялках сопровож-даются надписями: "Везет молодец девицу на златогривых лошадях","Эта прялочка изрядна, а хозяюшка обрядна". Есть прялка Пелагеи Амосовой, где над сценой выезда в серединевместо древа жизни - сцена чаепития, а внизу надпись: "Послечаепития хорошо прокатиться и наоборот". Борокские прялки поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатыйорнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с "волнами", зубчиками и т. п. Изготовлял прялки для Амосовых местный плотник ВасилийИванович Никитин. Почти все, что нужно было сделать крестьянинуиз дерева, выходило из рук Василия Ивановича. Ремесло свое получилот отца, а тот - от деда. В деревне так всегда было: сын наследует"рукомесло" отца. Не случайно, оказывается, здесь прялки крупные, массивные. Вырезали их из целого дерева с корнем. Из нижнейчасти ствола делали ножку прялки и головку, куда привязываласькудель при падении, а из горизонтального ответвления корня -донце (сиденье пряхи). Форма прялки здесь была всегда одна. Верхушку украшали "бобочками" или "бобошками" (верхние круг-4
6. лые выступы; в других описаниях они могут встречаться под на-званиями: "городки", "маковки" ), а низ головки - "сережками". "Бобочки" - так это же ведь "бочки", т. е. вид крыши надеревянных церквях, на верху прялки они вполне на месте. "Се-режками" украшались крестьянские дома, а фигурные ножкипрялки такие же, как столбики балкончиков и крылец. Это сход-ство теперь понятно: ведь и дома и прялки делали одни и те жемастера; совершенствуя мастерство из поколения в поколение, они на прялки перенесли черты древней северной архитектуры, воспетой еще в былинах:... Терема-то все златоверховатые... Каждая с маковкой-жемчужиной... Прялка, расписанная В. М. Амосовым. 1890 г. Северная Двина. Деревня Скобели. Виноградовский район. Архангельская область. БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ (Рисунок 1) Прялка, расписанная Василием Амосовым, - предмет необыч-ный. Это подарок его невесте. Роспись как бы сверкает, каждыйлистик орнамента выписан особенно тщательно. Как обычно, расписное поле делится на три яруса - става (т. е. полочки). Вверхнем - окошки ("став с окольницами" ), средний - с пышнымкустом в цветочном горшке ("став с древом" ), в нижнем - поездка("став с конем" ). Здесь, внизу, "на земле", Василий нарисовалзапряженный парой коней возок с молодыми: впереди на облучкесидит парень, он крепко натянул вожжи, сдерживая бег рвущихсявперед коней, сзади - девушка в модной шляпке держит надголовой раскрытый зонтик. Зонтик и шляпка здесь - последний"крик" деревенской моды конца прошлого века. Изобразив себяс невестой в свадебном выезде, художник, естественно, показали самые модные одежды. В борецком направлении живописного искусства развитиешло по пути все большего отражения окружающей действи-тельности. Ярко расписанные, горящие золотом предметы очень нравилисьжителям края, и, чтобы купить красивую прялку, они могли от-правиться к мастеру или на ярмарку за несколько десятков кило-метров. 5
7. Примеры геометрического орнамента борецкой росписи (Рисунок 2) Анализируя элементы орнамента борецкой росписи, надо обра-тить внимание на их геометрический характер. Орнаменты в полосе состоят из одинаковых по форме треуголь-ников и чередуются по цвету: - красный, зеленый. - красный, зеленый, коричневый; - оранжевый, коричневый, оранжевый, зеленый; - три красных, зеленый. Орнаменты в полосе, состоящей из треугольников, могут бытьзаключены в прямоугольники. Здесь треугольники могут быть поцвету одинаковые или чередоваться. Орнаменты в полосе такжемогут состоять из ромбиков, скобок, между которыми рисуютсякапельки или кружочки. Еще в борецкой росписи используетсякомбинированный узор, состоящий из треугольников, скобок и круж-ков. Здесь также используются красный, зеленый, коричневый, оран-жевый, желтый цвета. Все элементы обводятся черным контуром. Последовательность рисования геометрического орнамента борецкой росписи (Рисунки 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) Проводятся две горизонтальные линии. На верхней линии де-лается разметка на отрезки, равные стороне треугольника. На ниж-ней линии разметка ставится как бы посередине верхнего отрезка. Затем все точки разметок соединяются и получаются треугольники. В цвете работа начинается с проведения горизонтальных линийкрасного цвета, закрашиваются все красные треугольники, затем- зеленые, коричневые и желтые; последней делается обводка черногоцвета. Элементы борецкой росписи ВЕТОЧКА С ЯГОДАМИ (Рисунок 11) Веточка с ягодами представляет собой полукруг с крупной ягодкойпосередине веточки и ягодами поменьше по бокам.6
8. На рисунке 11 показаны в разных положениях веточки, которыеиспользуются в борецкой росписи. Они могут быть красными, ко-ричневыми, оранжевыми, очень редко - синими. Все элементы об-водятся черным контуром. Элементы борецкой росписи ТРИЛИСТНИКИ (Рисунок 12) На рисунке 12 показана последовательность выполнения трили-стника - элемента борецкой росписи. Трилистники в росписи изо-бражаются как отдельные, так и сдвоенные, иногда с веточками иягодками вместе. Трилистники могут быть красными, оранжевыми, коричневыми. Обводка черного цвета. Элементы борецкой росписи ВАРИАНТЫ УГОЛКОВ (Рисунок 13) На рисунке 13 изображены различные варианты уголков, ко-торые могут быть использованы при составлении борецких ком-позиций. Это части рамок, состоящие из геометрическихорнаментов (ромбики, треугольники, скобки), трилистников иветочек с ягодками. Здесь также используются цвета, характерные для борецкойросписи. Элементы борецкой росписи ТЮЛЬПАНЫ. ДРЕВО (Рисунок 14) Как символ борецкой росписи раскинул свои прихотливыелепестки огромный цветок тюльпана. В обе стороны от негобегут изящные, изогнутые листья. Это царственно прекрасныйцветок. Здесь же изображены декоративные цветы, которые напоминаютдерево, в росписи их называют древом жизни. Это огромные цветыс толстыми прямыми стволиками стеблей, со сдвоенными трилист-никами и ягодами клюквы под цветком. Древо обычно изображалось на среднем ставе прялки. Вокругнего - пышная растительность, на фоне которой сидели птицы. 7
9. Последовательность выполнения тюльпанов и цветущих растений в борецкой росписи (Рисунок 15) РОЗЕТКИ (Рисунок 16) На рисунке 16 изображены различные виды розеток - узоры вкруге. Шесть или четыре лепесточка заключены в центре розетки, обрамленные круговым геометрическим орнаментом из треуголь-ников или скобочек. Здесь также используются цвета, характерные для борецкойросписи, - красный, оранжевый, коричневый, зеленый, синий, жел-тый. И обязательно обводка - контуры черного цвета. Последовательность выполнения розетки (Рисунки 17, 18, 19, 20) На рисунках 17, 18, 19, 20 показана последовательность выпол-нения различных розеток. Для проведения круга используется циркуль (в старину мастерапо росписи тоже использовали циркуль). Проводятся несколько окружностей разных диаметров, которыенеобходимы для данной розетки. Затем внутренний круг делитсяна столько частей, сколько будет лепестков в центре розетки. Далеерисуются лепестки и маленькие листочки между лепестками. Затемизображается цепочка "бегущих" треугольников в круге. Элементы борецкой росписи птицы (Рисунки 21, 22, 23) Один вид птиц, характерный для борецкой росписи, похож натетерева. Особенность их формы - округлые певучие линии. Опе-рение напоминает многоцветный узор. Некоторые из них изобра-жены в резком повороте назад, голова их почти пригнута к хвосту. Красное оперение оттенено зелеными крылышками и опояской пошее. Такими птицами часто украшали круглые "серьги" и "городки"("бобошки" ). Другой вид птиц напоминает павлина, остальные - просто ска-зочные декоративные птицы. На борецких прялках птицы обычно изображаются между окон-цами или сидящими на древе.8
10. Последовательность выполнения птицы (Рисунок 24) Последовательность выполнения борецкого коня (Рисунок 25) На рисунке 25 показано, как проще нарисовать борецкого коня. Начать лучше с рисования двух больших "капелек" на небольшомрасстоянии друг от друга. Одна из них напоминает шею и грудь, другая в перевернутом виде - бедро коня. Затем эти "капельки"соединяются. Далее рисуются голова и ноги. Причем одна передняянога часто рисуется приподнятой. В борецкой росписи кони могут быть красными, оранжевыми, иногда зелеными. Мастера изображали борецких коней сильными, крепкими, мо-гучими. На всех прялках кони были совершенно одинаковы, так какАмосовы, мастера по росписи борецких прялок, пользовались однимтрафаретм. КОМПОЗИЦИИ В КВАДРАТЕ (Рисунки 26, 27) На первых двух композициях (рисунок 26) в центре изображеныдекоративная розетка или птица. Из уголков квадрата к ним направлены кустики из веточек сягодами и трилистников. Одна композиция обрамлена геометриче-ским орнаментом из чередующихся по цвету треугольников, другая- цепочкой из скобочек. Следующие две композиции в квадрате (рисунок 27) полностьюсостоят из растительного узора. В одной из композиций от центра по диагоналям изображенытюльпаны с трилистниками, между ними веточки с ягодами. Всякомпозиция обрамлена геометрическим узором. На другой композиции в квадрате изображен декоративный цве-ток - древо, вокруг которого расположена пышная растительность. Растительный узор, изображения птиц, декоративные розетки, геометрический орнамент - все исполнено в традициях борецкойросписи. КОМПОЗИЦИИ В КРУГЕ (Рисунок 28) На рисунке 28 изображены две композиции в круге. 92 Заказ
11. В центре каждой - декоративные розетки, вокруг которых рас-положились сдвоенные трилистники и бегущие цепочки геометри-ческого орнамента из треугольников. Здесь использованы цвета, характерные для борецкой росписи. Фрагменты росписи борецкой прялки НИЖНИЙ СТАВ С КОНЕМ.(Рисунок 29) На рисунке изображена сцена катания (по-видимому, жениха)на коне, запряженном в возок. Все свободное поле фона занимаетпышный растительный узор, состоящий из трилистников и веточекс ягодками. Сцена катания вместе с растительным узором обрамленагеометрическим орнаментом, состоящим из цепочки бегущих тре-угольников. Здесь преобладают красный, оранжевый и зеленый, вокруг -черный контур. Композиция выглядит очень яркой, праздничной, нарядной, чтохарактерно для борецкой росписи. Скопкарь. 1823 г. Борецкая роспись Архангельская область. Виноградовский район. Пристань Борок. Деревня Скобели. (Рисунок 30) Росписью покрыт не весь скопкарь, а только его верхняя часть. По самому краю идут узкие полосы-узоры из треугольников ицветочков. "Грудь" скопкаря украшена декоративной розеткой, от которой в обе стороны как бы разбегаются гибкие стебли, унизанные крупными изогнутыми листьями со штриховкой и"оборочками" по краям. Среди них красные цветы тюльпана, характерные для борецкой росписи. Около самой розетки, нагруди скопкаря, узор веток особенно густой и широкий. Посте-пенно двигаясь к бокам, он становится уже менее пышным ипостепенно замирает к хвосту сказочной птицы. На хвосте скоп-каря мастер написал крохотный красный тюльпанчик с пышнойоборкой красных лепестков с красными и зелеными листами. Наширокой части хвоста-ручки в круг вписано изображение птицы. Роспись восхищает не только декоративностью крупного по формеорнамента, но и сочностью колорита, где основные цвета - яркаякиноварь и изумрудная зелень, ю
12. Прялка. Вторая половина XIX века. Архангельская область. Виноградовский район. Пристань Борок. Деревня Скобели. БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ (Рисунок 31) Роспись прялки типична для Борка. В основе ее также лежитдревняя схема, где большая часть лопасти была занята композицией, напоминающей иконостас с царскими вратами (так представлялсяхудожнику терем невесты), а ниже изображалась сцена катания(по-видимому, жениха) на саночках. Именно эта композиция ло-пасти, постепенно меняясь, в конце XIX века получила три четкихделения, которые художники Борка называли ставами. Перед намиклассический образец борецкой прялки с тремя ставами. Ряд крупныхгородков с розетками и сдвоенными трилистниками украшает вер-хний срез прялки. Под ними птица, напоминающая тетерева, и дваоконца по краям. Это верхний став. Ниже, в углах среднего става,- поясные портреты двух мужчин с цветками в руках - мотив, нередко встречающийся в борецкой росписи. А в центре - огромный, традиционный для Борка цветок тюльпана, красно-коричневый, сдекоративными крупными тычинками. Нижний став - с конем, запряженным в саночки. Все свободное поле фона и здесь занимаетроскошный цветок тюльпана. Нижнюю часть лопасти украшаюткруглые серьги с розетками. Ножка прялки состоит из розеток. Всякомпозиция лопасти обрамлена декоративными бордюрами, состо-ящими из треугольников. Роспись выполнена в основном красным, коричневым и оранжевым, а контур - черным цветом. Прялка от-личается красотой композиционного решения, богатством орнаментаи тщательной отделкой деталей. il
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Борецкая роспись
 
1. БОРЕЦКАЯРОСПИСЬ
2. АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ БОРЕЦКАЯ РОСПИСЬ Методические рекомендации по программе«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ НАОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА РУССКОГО СЕВЕРА» Выпуск № 4 Архангельск 1994
3. Печатается по решению редакционно-издательского совета АО ИППК. Читать полностью
 

Комментарии

dasha47
30 января 2014 года
+1
Спасибо!!!
Аришкин (автор поста)
30 января 2014 года
0
Светлана РЫЖИКОВА
3 февраля 2014 года
+1
Аришкин (автор поста)
3 февраля 2014 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам