Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

История грамзаписи

Сейчас мы измеряем объемы наших звукозаписей в мега- и гигабайтах... А когда-то все было совсем по-другому


В XVI веке делались первые попытки звукозаписи с помощью механических инструментов - от примитивных музыкальных табакерок и шкатулок, часов-будильников до сложных стационарных напольных часов, полифонов, оркестрионов, башенных курантов и "озвученных" карет. В это же время музыкальные игрушки и аппараты появляются, в России. Но особо широкое распространение музыкальные ящики получили в XIX, начале XX века.

Выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон (1847-1931г. г.) сконструировал прибор для механической записи и воспроизведения звука (фонограф) в 1877 году. Однако, приоритет изобретения принадлежит французскому ученому, блестящему музыканту и поэту Ш. Кро.

Запись звука производилась на восковой валик тонкой металлической иглой. Конечно, такая запись не могла быть долговечной и качественной. Конструкций фонографов было разработано в эти годы большое количество. Они имели огромный успех.

Фонографами, правда, усовершенствованными, наши прадеды пользовались вплоть до тридцатых годов.
Фонограф (Германия начало XX века)

Фонограф с восковыми валиками


В 1888 году немец Э. Берлинер изобрел граммофон - чудо века, и началась эпоха массовой культуры. Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида и хранится сейчас в Национальном музее США в Вашингтоне. В 1897 году ей на смену пришел диск из шеллака, шпата и сажи. Он был очень дорог - ведь шеллак - органическое вещество, вырабатываемое лаковым червецом. Чтобы сделать одну пластинку, нужно было воспользоваться трудом четырех тысяч этих существ. До 1948 года мы закупали это сырье за границей на золото и валюту.


Граммофоны



Детский граммофон


Этикетка российской пластинки "Сирена-Гранд-Рекорд" Начало XX века


Этикетка российской пластинки "Пишущий Амур" Начало XX века


Этикетка российской пластинки "Звукопись" Начало XX века


Этикетка российской пластинки "Gramophone concert record" Начало XX века


В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" - Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным, а в обиходе стал называться патефоном.


Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них - ордена Ленина завод "Молот" в Вятских Полянах, Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод "Грампласттреста". Завод "Северный пресс" в Ленинграде в послевоенное время производил и портативные патефоны (с встроенным под крышкой рупором).

Патефон ПТ-3 1935г. 1-ый Ленинградский завод "Грампласттреста".


Фирменный знак Ленинградского патефонного завода.


Патефон 1939г. Завод "Граммофон", г. Ленинград


Фирменный знак завода "Граммофон"


Портативный патефон Завод "Северный пресс" 1950-е годы. г. Ленинград (Из запасников музея ГОМРТ г. Казань)


Фирменный знак завода "Северный пресс"


Сведения о датировке грампластинок на 78 об/мин, выпускавшихся в СССР с 1933 по 1969 годы.

"Грампласттрест"*, пришедший на смену "Музтресту", начал производство пластинок в конце 1933 года. (Первая из них записана 21 декабря). Нумерация была начата заново. Каждая сторона пластинки имела свой номер, соответствующий матричному. Как можно увидеть по таблице, количество записей "Грампласттреста" с каждым годом возрастало и в довоенное время в 1939 году достигло максимума, который был перекрыт лишь в 1951 году. Осенью 1941-го производство было временно остановлено и возобновилось на Апрелевском заводе в октябре 1942 года. Поскольку в момент возобновления работы регистрационные книги (в связи с эвакуацией) не были доступны для пользования, и продолжать сквозную нумерацию было невозможно, возникла временная нумерация, действовавшая более полугода. Пластинки конца 1942-го - первой половины 1943 года имели трехзначные номера от №101. В 1943 году, когда регистрационные книги были возвращены в студию "Грампласттреста" (она находилась на улице Качалова в Москве), было принято решение продолжить общую нумерацию. Поэтому к последнему номеру 1941 года - 11056 прибавили 503 номера от 1942 - 1943 годов и продолжили запись от следующего номера после суммы 11056 + 503. Пластинки 1942 - 1943 гг. с трехзначными номерами можно отличить от таких же трехзначных номеров 1934 - 1935 годов по почерку гравировщика-нумеровщика матриц; кроме того, рядом с матричными номерами в 1934-35 г. г. на массе пластинки проставлялась аббревиатура "НКТП" - знак подчинённости грампластиночного производства того периода. В 1942-43 г. г. на первой сотне записей на этикетке и на массе пластинки проставлялся разрешительный номер "Главреперткома" - ГРК/42, ГРК/43. Однако, примерно после № 200 и до возвращения в 1943 году к предыдущей нумерации он не указывался. Затем разрешительный номер ГРК вновь появился на этикетках и на массе дисков, но во второй половине 1944 года (около № 11900) от него снова отказались. Датировать им пластинки можно весьма условно, так как в этом шифре обозначен год разрешения на запись, а не время самой записи. В дальнейшем номер ГРК с указанием года разрешения проставлялся на этикетках пластинок завода "Металлопластмасс" (г. Москва), Рижского завода (вплоть до 1950 года).

Помимо этого важнейшего отклонения от сквозной нумерации имеется еще одно. В 1935 году "Грампласттрест" сделал всего 789 записей, а предыдущие 2000 фонограмм "Культпромобъединения" - "Музобъединения" - "Грампласттреста" НКЛП были включены в активный фонд для последующего тиражирования под эгидой "Грампласттреста" с сохранением прежних матричных номеров. Во избежание повторения и путаницы новым записям "Грампласттреста" не присваивались матричные номера от 1000 до 2999. Таким образом, следует помнить, что общее количество записей "Грампласттреста" на две тысячи меньше, чем итоговая цифра.

В 1941 году, в отличие от предыдущих, номер разрешения ГРК обозначался на массе диска одной буквой К.

Отметим также обозначение вариантов записи под общим номером, практиковавшихся в "Грампласттресте". Первый вариант обозначался только цифровым номером, второй - буквой "А" после цифрового номера, третий "Б" и т. д. На пластинках, как правило, печатался один вариант, принятый исполнителем и художественным советом, но иногда варианты тиражировались одновременно или с разницей в несколько лет (№ 5540 "Два друга", исп. Леонид Утёсов; № 10347 "Если любишь-найди", исп. Леонид Утёсов; № 10117 "Встречи", исп. Клавдия Шульженко).

Варианты разделяли дни и даже месяцы, что затрудняет порою определение точного времени записи. Все отклонения, связанные с датировкой вариантов, отметить в таблице не представляется возможным.

С помощью обычной никелированной матрицы можно было отпечатать 700-800 грампластинок, а хромированной до 2000 штук. Но часто в 30-е - 40-е г. г.-матрицы определённой записи амортизировались ещё до того момента, когда запросы покупателей на неё были полностью удовлетворены. Тогда популярные произведения (в особенности зарубежная танцевальная музыка) повторно переписывались с иностранных оригинальных дисков и вновь тиражировались хотя и под теми же названиями (правда, были случаи и переименования), но уже под другими матричными номерами ("Нинон", № 862 и № 13426; "Цыган", № 4567 и № 8071; "Рио-Рита", № 256 и № 5441; "Маленькая (голландская) мельница", № 755, № 5298 и № 13448 и т. д.) С 1944 года матрицы, полученные в результате переписи зарубежных дисков, стали помечать буквой "п" (перепись) после матричного №. Повторные тиражи с таких матриц выходили вплоть до 1957 года.

Принято думать, что все записи "Грампласттреста" вплоть до перехода на перепись с магнитных фонограмм в 1947 году (с № 14618 "Матросский вальс", исп. Олег Разумовский с анс. Б. Александрова) являются прямыми записями на воск. Таким образом, все записи на пластинки после 1947 года являются копиями магнитных фонограмм. Однако и до 1947 года производилась иногда перепись на диск магнитофильмов (магнитная запись началась у нас в 1945-1946 годах). Существует предположение, что и ранее, в "допленочный" период, некоторые пластинки были записаны с тонфильмов (звуковая дорожка кинопленки). Документального подтверждения этому нет, подобные факты в регистрационных книгах не отмечены, но возможность такой практики не исключается. Во второй половине 40-х г. г. такие записи (№ 12649 "И буду тебя я ласкать", исп. Кэто Джапаридзе; № 12650 "Как хороши те очи", исп. Кэто Джапаридзе) помечались на массе диска буквами пт (перепись тонфильма). Более того, можно с уверенностью считать некоторые довоенные пластинки (например, записи скрипача М. Полянина) аналогами тонфильмовых записей.

Естественно, что датировка фонограмм, перешедших с тонфильма или магнитной ленты на пластинку, разнится с датировкой самих дисков, а после 1947 года дата производства пластинки окончательно перестает быть датой производства самой фонограммы.

Пластинки со скоростью вращения 78 об/мин производства "Грампласттреста" и его преемников (последняя пластинка была записана фирмой "Мелодия" 12 ноября 1969 года) имели одну сквозную нумерацию для подавляющего большинства продукции. Самостоятельно нумеровались лишь учебные записи довоенного периода и отдельные пластинки актуального политического содержания.

С началом применения магнитной записи в производстве грампластинок изменился и характер матричной нумерации. (Например, "Брызги шампанского", № 5348 в / 3-2 -перепись ("восстановленная" запись), станок № 3, вариант № 2). В данном случае номер прежней матрицы был сохранён. Таким образом, восстановленные записи помечались на массе диска после матричного номера строчной буквой "в" ("Вдвоём", исп. К. Шульженко, № 13316 в; "Девушка милая", исп. К. Шульженко, № 13317 в). Здесь матричные №, как и сами записи сохранены. А вот под № 11981 в (в отличие от того же № 11981 1944 года) снова появился вальс "Волшебные мечты" в исполнении духового оркестра, но уже не п/у С. Чернецкого, а Б. Миллера, о чём свидетельствовали и надписи на этикетках и разный характер самого исполнения.

Художественная и историко-культурная ценность многих фонограмм "Грампласттреста" очень высока. Достаточно назвать выдающихся советских артистов, записи которых представляют сегодня огромную художественную ценность, таких, например, как Владимир Софроницкий, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Роза Тамаркина, Мирон Полякин, Давид Ойстрах, Леонид Коган. "Грампласттрестом" были произведены записи Надежды Обуховой, Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Александра Цфасмана, дирижера Семена Чернецкого, Государственного хора СССР под управлением Николая Данилина.

Многие работы "Грампласттреста", реставрированные Всесоюзной студией грамзаписи, вновь звучат на пластинках "Мелодии".

* Имеется в виду "Грампласттрест" Наркомата тяжелой промышленности. В 1933 году недолгое время действовал "Грампласттрест" Наркомата легкой промышленности, имевший собственную нумерацию дисков, в основном продолжавшую нумерацию "Музтреста" и Культпромобъединения, функционировавших в 1928 - 1933 годах.

Этикетки граммофонных пластинок.

Этикетки граммофонных пластинок часто отражают время когда были изготовлены пластинки. Очень подробно и с энциклопедической точностью дизайн граммофонных пластинок советского периода 30х-40х годов описан на странице московских коллекционеров "Советский джаз 30-х - 40-х годов" в разделе "Дизайн граммофонных пластинок". Несколько позднее открылись и другие сайты посвященные этой теме. Сайт Юрия Гришина вообще является уникальным в российском интернете по количеству размещенных на нем изображений этикеток граммофонных пластинок, а недавно открывшийся сайт Виталия Брусникина ("Лица лакового диска" ) гармонично дополняет информацию, уже размещенную на других страницах, посвященных этой теме.

Ниже приводятся изображения этикеток граммофонных пластинок, выпускавшихся в послевоенные годы как Апрелевским заводом (г. Москва), так и местными фабриками. Здесь приводятся далеко не все изображения этикеток. На самом деле их гораздо больше. Чтобы показать их все, нужно было бы посвятить им отдельные страницы.

Апрелевский завод граммофонных пластинок.
40-е годы

40-е 50-е годы. Детская серия

40-е годы

50-е годы

50-е годы

50-е годы

1951г. 175 лет Большому театру.

1958г. - 1964г. Всесоюзная студия грамзаписи

1965г. - 1969г. Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия"


Ленинградский завод граммофонных пластинок.
50-е годы

50-е годы

50-е годы

50-е годы. Артель "Пластмасс"

50-е годы. Фабрика "Пластмасс"

60-е годы. Всесоюзная студия грамзаписи "Аккорд"


Местные заводы граммофонных пластинок.
Рижский завод

Рижский завод

Рижский завод

Рижский завод

Ташкентский завод

Приморский райпромкомбинат г. Одесса

Промкомбинат Шевченковского района г. Львов

Промкомбинат Кагановичевского района г. Харьков

Николаевский райпромкомбинат


Звуковые письма.

В начале 50-х годов в Советском Союзе стали выпускаться оригинальные звуковые открытки - письма. На этом письме была приклеена маленькая грампластинка. На ней помещался только один куплет популярной песни, а на развороте печатались ноты песни. На первой странице помещался текст песни вместе с фотографией певца. На специально предназначенном месте "Для письма" можно было написать небольшое послание или поздравление. Таким образом велась реклама советской песни, но согласитесь, что очень приятно было получить такое письмо.

Звуковые письма выпускали тиражами в 30т. "Художественно-производственные мастерские музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко" под редакцией композитора Вано Мурадели.
Звуковое письмо (наружная часть) (50-е годы)

Звуковое письмо (разворот)


Гибкие грампластинки.

С середины 50-х годов в Советском Союзе появились гибкие грампластинки, выпскаемые совместно фотохудожественными предприятиями со студиями звукозапи. На фотографию наносилась специальная пленка, а сверху по пленке делалась запись на специальном аппарате с помощью резца. Выпуск таких пластинок был распространен на курортах Крыма и Кавказа. Перед музыкальной частью обычно записывалось голосовое послание отдыхающего родственникам или друзьям. Под такие пластинки выпускались специальные почтовые конверты большого размера.

Для того, чтобы проиграть гибкую пластинку на патефоне, согласно правилам, нужно было поставить в адаптер новую иголку и притупить ее, приграв часть фабричной пластинки и, не меняя ее положение, призводить проигрывание.

Следует заметить, что качество записи на таких пластинках были очень далеки от фабричных пластинок и количество проигрываний было очень ограничено.
Гибкая грампластинка (50-е годы). Фотохудожественное предприятие горместпрома. Студия звукозаписи г. Сочи


Реклама на конвертах.

Пластинки, как до 1917 года, так и после выпускались массовыми тиражами. Каждая пластинка упаковывалась в конверт. Этим широко пользовались производители пластинок. Они не упускали возможности широко рекламировать на конвертах свои товары и фирму.

После 1917 года реклама стала менее широкой. На конвертах рекламировался, в основном, только отдельный вид товара или, даже, напоминание населению о каких-то общих требованиях и правилах. На одном из конвертов начала 50-х годов отпечатан знаменитый во все годы призыв "Вносите вклады в сберегательные кассы!"

Конверт российской пластинки. Начало XX века. Реклама музыкальных товаров. Фирма "Рошелев и сын".

Конверт российской пластинки. Начало XX века. Реклама музыкальных товаров. "Торговый дом музыкальных инструментов Я. П. Розмыслова".

Конверт советской пластинки. Начало 40-х годов. Реклама - призыв об обязательной регистрации радиоприемников. Ногинский завод.

Конверт советской пластинки. Конец 40-х годов. Реклама туалетного мыла "Крымская роза". Апрелевский завод.

Конверт советской пластинки. Начало 50-х годов. Реклама "Книга - почтой" (Союзопткниготорг). Апрелевский завод.

Конверт советской пластинки. 1937 год. Посвящен 100 летию со дня гибели А. С. Пушкина. (1837-1937г. г.) Ногинский завод.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам История грамзаписи
  Сейчас мы измеряем объемы наших звукозаписей в мега- и гигабайтах... А когда-то все было совсем по-другому
В XVI веке делались первые попытки звукозаписи с помощью механических инструментов - от примитивных музыкальных табакерок и шкатулок, часов-будильников до сложных стационарных напольных часов, полифонов, оркестрионов, башенных курантов и "озвученных" карет. Читать полностью
 

Комментарии

САПЕШКА
31 января 2014 года
+1
shusa (автор поста)
1 февраля 2014 года
+1
Гусеницакрасивая
3 сентября 2017 года
0
Я помню одну пластиночку...изготовитель приморский райпромкомбинат города Одесса,пластинка называлась "Mahavok ja teineaia kiisud"(Ансамбль Махавок и киски второго сада)1985 года. Эта пластинка на эстонском и на русском. В Mahavok поют Хейни Вайкмаа,Гюльнур Выза и Юуни Кунингас. Поют с "кисками второго сада" т.е с теми леди,которые в группе не поют. А именно:с Кайей и Эле Кылар(родные сестры),с Карэ Каукс(тогда она только начинала петь и в группе не участвовала) и с счастливой зрелой Пильве Ильвес - женой композитора Аскера Ильвеса. Про сестер Кылар у меня в этой же группе есть отдельный пост.Эхх..это прошедшее время...

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам