Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
www.nanya.ruЧто мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?

Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное.

Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова. Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам… В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

• «Осторожно!» — кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

• «Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???» — высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо».

• «Успокойся! Не плачь!» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.

• «Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!» — заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.

• «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».

• «Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)». И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится.

Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных – не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу…).

Первые штук пять «мечт» пошли хорошо, дальше – хуже. В итоге я «наскребла» около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно — два желания. Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: «А больше тебе ничего не надо?» Тут же услышала: «Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться…» Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

• «Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама». И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: «Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю». Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т. д.)?

Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза – то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой – все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите. Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;

2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;

3. Сказать это по-новому.

Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:
«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом она себя чувствует ужасно смелой.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется.

Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»
Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?»

И в заключении я хочу рассказать главное. Все это (а также многое другое, чем поделюсь в следующих выпусках) я узнала на курсе «Секреты детского поведения», который проводят Центры Взаимоотношений. В основе тренингов Центров Взаимоотношений лежит психология Альфреда Адлера и Рудольфа Дрейкурса (психологов с мировым именем).

В частности, на тренинге для родителей «Секреты детского поведения» дается очень много практических знаний по принципу «что делать, если…». Упражнения на курсе позволят не только пропустить знания через голову, но и прочувствовать их, понять чувства ребенка в той или иной ситуации.

Один из основных постулатов тренинга (и Р. Дрейкурса) в том, что у ребенка не бывает плохого поведения, а бывают ошибочные цели. Впрочем, об этом – в следующий раз (хотя рассказывать методику и упражнения курса я не буду – авторское право, как-никак).

Эта статья написана Натальей в 2003 году, но я до сих пор встречаю родителей, которые оберегают своих детей, крича на них. Поэтому эта статья актуальна и сейчас! Поделитесь её, чтобы большее количество родителей узнало, как можно с любовью влиять на своих детей.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
  www.nanya.ruЧто мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. Читать полностью
 

Комментарии

Лирачка
2 ноября 2013 года
+1
у меня есть много неправильных слов... все грешны.. но
Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?
- я именно так говорю девченкам.
когда плачут или расстроены, не успокаиваю, а прошу рассказать почему? не хотят говорить, не настаиваю...
в результате, младшая недавно выдала: мама, почему ты нас научила делать и решать все самостоятельно? Я из-за этого всегда на перепутье?
Сирша_sea (автор поста)
2 ноября 2013 года
0
Сложно найти решение в стандартной ситуации, что бы устраивало всех. Сколько людей столько и мнений.
Главное, наверное любить ребенка и слушать свое сердце.
Ведь кроме нас никто не может знать что лучше нашему ребенку в той или иной ситуации.
У меня очень слезливый ребенок стал (до трех лет и до начала садика была просто фонтан смеха, во сне и то смеялась) и определенного решения я так и не нашла.
Лично я стараюсь делаю так, если есть сомнения и если какая то неприятная ситуация для нас с дочкой - то или разговариваем, или успокаиваю, или предлагаю поплакать ей, раз очень хочется, а после пусть она расскажет что же надо делать... Есть еще крайний вариант, - сделать вид, что ничего не случилось.
Лирачка
2 ноября 2013 года
+1
Евгения78 пишет:
Есть еще крайний вариант, - сделать вид, что ничего не случилось
вот за это тоже получаю со стороны.
слишком много сейчас внимания почему-то уделяется воспитанию... чужих детей со стороны... а своим!!!! ну вы поняли.
Сирша_sea (автор поста)
2 ноября 2013 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам