Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Главы из книги К. Кволс "Радость воспитания" - "Пять шагов, ведущих к исправлению плохого поведения ребенка", "Учите детей так, чтобы они при этом не страдали", "Пос

Главы из книги К. Кволс "Радость воспитания" - "Пять шагов, ведущих к исправлению плохого поведения ребенка", "Учите детей так, чтобы они при этом не страдали", "Пос Http://abvgdeyka.ru/books/02-124.php


Пять шагов, ведущих к исправлению плохого поведения ребенка

Мы с вами уже рассмотрели множество воспитательных приемов, и теперь нужно привести их в систему, определив последовательность применения. Конечно, если вы уже решили применить на практике предложенный в этой книге подход к воспитанию.

Тем, кого мне удалось сделать своими единомышленниками, я предлагаю изучить следующие пять шагов, гарантирующих исправление плохого поведения ребенка.

1. Установите и сохраните отношения равноправия и взаимного уважения.

2. Определите ошибочную цель поведения ребенка.

3. Помогите ребенку распознать его ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.

4. Создайте такие условия, при которых его негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.

5. Поощрив ребенка, предоставьте ему возможность:

• совершить полезный поступок, осознать свою значимость и достоинство;

• объединить его усилия с вашими и признать, что совместными усилиями можно добиться большего;

• принять участие в каком-нибудь полезном мероприятии;

• получить от сделанного радость и удовольствие;

• научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их разрешению.

Вот пример того, как можно использовать все пять шагов.

Тайлеру было девять лет, и в течение нескольких недель мы никак не могли с ним поладить. Напряженность росла с каждым днем, несмотря на то, что мы старались как-то сглаживать все конфликты. Казалось, что наша озлобленность друг на друга не имеет предела

Вот подробное описание наших совместных действий на каждом из пяти этапов разрешения этого конфликта.

1. Установите и сохраните отношения равноправия и взаимного уважения.

Однажды я сидела с Тайлером на ступеньках. Вот уже несколько дней мы оба пребывали в унылом настроении. Положив свою руку ему на плечо, я сказала: «Тайлер, я совсем упала духом из-за того, что мы никак не можем с тобой поладить. А как ты?» Тайлер сказал: «Я тоже».

Заметьте, что, разделив с Тайлером свою ответственность за все, что происходит с нашими взаимоотношениями, я постаралась сохранить в них равноправие и взаимное уважение. Я не стала перекладывать на него всю вину за происходящее.

2. Определите ошибочную цель поведения ребенка.

Осознав, что чувствую сама, я сумела понять, какую цель Тайлер преследует своим поведением. Я злилась и на каждом шагу оспаривала его действия. Поэтому мне показалось, что его намерением было доказать свое влияние.

3. Помогите ребенку распознать его ошибочную цель, не предъявляя ему никаких претензий.

Я спросила: «Тайлер, похоже, мы с тобой стали много спорить и доказывать друг другу, кто из нас прав. Тебе так не кажется?» Сын ответил: «Не знаю. Может быть, мы заболели с тобой "спорным" гриппом?!» Я засмеялась, и он тоже.

Обратите внимание на то, что я выбрала такие слова, в которых отсутствовал малейший намек на обвинение. Я не стала ему говорить: «В последнее время ты стал слишком упрямым». А воспользовалась нейтральной фразой: «Похоже, что...» В данном случае были бы подходящими и фразы типа: «Возможно, это...» или «Интересно, а что если...» Весьма существенно ваше стремление понять и узнать побольше о том, что чувствует ребенок в момент конфликта. Ни в коем случае нельзя «выуживать» у него информацию с целью подчинить все его действия себе.

Задача состоит в том, чтобы помочь ребенку осмыслить свою ошибочную цель, ведь большинство детей еще не отдают себе отчет в собственных поступках. Именно на этой стадии ребенок должен осознать свой поступок, и только тогда перед ним открывается выбор — как вести себя дальше.

Поэтому очень важно суметь донести до него свою мысль так, чтобы она не звучала обвинительным приговором, и, если вы чувствуете, что не сможете этого сделать, лучше вообще ничего не говорите ему. Перешагните через эту третью ступень, потому что как только ваш ребенок почувствует обвинительную нотку в вашем высказывании, то займет оборонительную позицию и откажется участвовать в решении общей проблемы.

4. Создайте ребенку условия, при которых его поведение станет бессмысленным и неуместным.

Я спросила Тайлера: «Как ты думаешь, что мы можем предпринять в сложившейся ситуации?» Он предложил: «Мы могли бы придумать какой-нибудь условный сигнал — например, положить руку на сердце и сказать; "мотор!"» «Замечательная идея!» — с радостью отреагировала я.

Вскоре после нашего разговора я попросила Тайлера принять ванну перед сном, и он снова стал спорить со мной, что ему нет никакой необходимости это делать. Я вспомнила наш условный сигнал, положила руку на сердце и сказала: «Мотор!» Тайлер улыбнулся. Вскочил и убежал в ванную комнату. Я была просто поражена!

Чтобы ребенок осознал ошибочность своего поведения, вы можете прибегнуть к методам естественных или логических последствий, сделать что-нибудь неожиданное или предоставить ему возможность проявить свое влияние в какой-нибудь другой сфере деятельности.

5. Поощрив ребенка, предоставьте ему возможность:

• совершить полезный поступок;

• объединить свои усилия с вашими;

• принять участие в общем деле;

• получить удовольствие от сделанного;

• найти лучший выход из положения.

Когда Тайлер выкупался, я вошла в ванную, достала свою зубную щетку и пасту, он последовал моему примеру С шумными возгласами, корча друг перед другом немыслимые гримасы, мы принялись вместе с ним чистить зубы, шутить и веселиться, получая огромное удовольствие от взаимного общения.

Вот так, совместными усилиями, мы восстановили прежние близкие отношения с сыном.

А этот пример можно использовать учителям для переориентации поведения детей в школе. В него тоже вошли все пять последовательных шагов.

Мэри стучит карандашом по столу и мешает проводить урок. Учительница просит ее перестать, но постукивание продолжается.

Учительница: «Мэри, что это ты все стучишь да стучишь?»

Никакой реакции. Постукивание становится немного громче.

Учительница: «Хочешь знать, что я думаю по этому поводу?»

Мэри: «Мне все равно».

Учительница: «Наверное, ты хочешь продемонстрировать всему классу, что сама себе хозяйка и никто не имеет права распоряжаться твоим поведением и запрещать тебе что-либо делать?»

Мэри (с усмешкой): «Нет».

Учительница, обращаясь к классу: «Дети, вы согласны, если мы сегодня позволим Мэри побыть хозяйкой на уроке?»

Класс: «Конечно!»

Учительница: «Мэри, сколько раз ты бы хотела побыть сегодня хозяйкой?»

Мэри: «Ни разу».

Учительница: «И все же я думаю, что, если ты вдруг изменишь свое решение, мы могли бы предоставить тебе такую возможность. А как насчет такого предложения? Ты можешь удовлетворить свое желание и сегодня почувствовать себя хозяйкой пятьдесят раз. А если не хочешь использовать эту возможность, то и не надо. Тебе решать, как вести себя дальше. Но, если ты используешь все свои пятьдесят шансов и этого будет недостаточно, скажи нам, и мы с удовольствием дадим тебе еще».

Мэри: «Ничего я не хочу!»

Учительница: «Ладно, поступай, как хочешь».

Прошло немного времени, и Мэри снова начинает стучать по столу.

Учительница, дружелюбным, спокойным тоном: «Это один раз, Мэри».

Постукивание прекращается, но через пять минут возобновляется.

Учительница: «Два, Мэри».

Учительница (после того как Мэри в течение пятнадцати минут вела себя спокойно): «Мэри, на днях я увидела, как ты красиво и изящно нарисовала в своей тетради бабочку. Я сейчас пишу научную статью для других учителей и все хочу тебя попросить нарисовать такую же бабочку для меня, чтобы наклеить ее на обложку моей работы».

Учительница, в первую очередь, выяснила, какую цель преследовала ее ученица. Затем помогла Мэри распознать эту цель, не предъявив ей никаких обвинений, и только потом поставила ее в такие условия, которые сделали эту цель бессмысленной.

Открытое неповиновение Мэри не дало ей возможности почувствовать себя хозяйкой положения, потому что трудно вызывающе вести себя, если это позволено. Важно обратить внимание на то, что, когда учительница начала считать, ее голос был спокойным и дружелюбным: в нем не было ни намека на угрозу.

Она делала это так, будто хотела сказать девочке следующее: «Я заметила, что ты снова демонстрируешь мне свою независимость, и решила, что мне надо помочь тебе осознать бессмысленность твоей затеи. К тому же, мне хочется, чтобы ты знала, что я люблю тебя, невзирая на твое вызывающее поведение». Помните, что вашим словам всегда должен сопутствовать добрый и сердечный взгляд.

Когда учительнице удалось сделать все притязания Мэри на влияние несостоятельными, она предусмотрела для нее альтернативу проявить себя в полезном деле, попросив нарисовать бабочку на обложке своей работы. Таким образом она переориентировала цель поведения ученицы и дала ей возможность совершить полезный поступок.

http://abvgdeyka.ru/books/02-110.php

Учите детей так, чтобы они при этом не страдали


Имейте в виду, что к методу логических последствий нужно подходить с особой осторожностью. Логическое последствие может так подействовать на вашего ребенка, что станет для него суровым наказанием, а следовательно, не принесет желаемого эффекта. А ведь мы часто так и поступаем — не следим за выбором слов в общении с ребенком, за тем, в каком тоне они произносятся, а также за тем, какое у нас при этом выражение лица. Довольно сложно избежать этого, потому что наши действия предопределены слепой верой в то, что, пока ребенок не пострадает (не будет наказан), он ничему не научится. Может быть, этот любопытный тест на образ вашего мышления прояснит вам суть сказанного.

Отец и сын попали в автомобильную аварию. Отец скончался на месте происшествия. Мальчика, который получил серьезные травмы, в спешном порядке доставили в больницу и подготовили к операции. В операционную заходит врач и говорит: «Я не могу оперировать этого мальчика. Он — мой сын».

Может ли такое быть? Как вы объясните это? Если вы подумали о том, что врачом был отчим мальчика или, возможно, его настоящим отцом был священник, то ваше умозаключение помешает вам найти верное решение этой задачи. Разгадка теста довольно проста — врачом была мама мальчика.

В данном случае включается в работу наше подсознательное убеждение, заставляющее думать, что врачом был мужчина. Если бы я спросила вас: «Вы уверены в том, что все врачи -— мужчины?», вы, без сомнения, ответили бы: «Конечно нет!». Но в тот момент, когда вам был предложен этот тест, ваше подсознание возобладало над здравым смыслом, которого порой нам так не хватает в критических ситуациях.

Подобное происходит и в те моменты, когда мы хотим урезонить своих детей, вот тут-то наше предубеждение и выходит на первое место — «ребенок должен страдать, чтобы чему-нибудь научиться».

Одна мама, записавшая своего сына в летний лагерь, обратилась ко мне с просьбой проследить за тем, моет ли он руки перед едой. Я наметила применить метод логического последствия. Выбрав удобный момент для разговора, я сказала: «Том, это твое личное дело — моешь ты руки, или нет, но, когда ты приходишь к столу с грязными руками, ты становишься разносчиком микробов. Я не хочу заболеть. Поэтому с этого момента я буду обслуживать только тех, у кого чистые руки».

В этот же день Том пришел на обед с грязными руками, Я спокойно убрала его тарелку со стола. Знаете, что сделал этот ребенок? Он сел прямо напротив меня и все время, пока мы ели, улыбался. Внутри у меня все кипело! Кончилось тем, что я в резком тоне сказала ему: «Вот что, до вечера ты у меня будешь голодным!»

Боже, как я сумела все перевернуть с ног на голову! Задуманное мною последствие стало наказанием. Я сама втянула себя в тот же конфликт, что был у него с родителями. Самым обидным было то, что я подсознательно поверила, что, если Том не пострадает, он ничему не научится.

К счастью, я вспомнила, что говорил в таких случаях Дрейкурс: «Беда не в том, что вы совершили ошибку. Важнее то, что вы сделаете потом, чтобы исправить ее». И я решила действовать по-другому.

В тот вечер, как я и ожидала. Том сел за стол с грязными по самые локти руками. И опять я спокойно убрала со стола его тарелку, а потом сказала: «Эй, Том, спасибо тебе, что помог девочкам установить палатку. А мне за это время удалось побродить по лесу в поисках дров для костра». Постепенно у нас завязалась дружеская беседа, и мы перешли к воспоминаниям о том, как весело и увлекательно все провели вчерашний день, переправляясь через реку на плотах.

Через некоторое время Том сказал: «Я хочу есть». «Думаю, у нас еще осталось масло, — ответила я, — если хочешь, сделай себе бутерброд». Он сделал бутерброд и с аппетитом съел его. Я разрешила ему это: ведь он не сидел за общим столом, и все его микробы оставались при нем! То есть моя проблема не была затронута. Он был доволен, я тоже. И никто не пострадал! Самая приятная часть этой истории в том, что уже на следующее утро Том явился к столу с чистыми руками и потом всегда мыл их перед едой. Положительный результат был достигнут без наказания.

Этот пример еще раз доказывает, какого эффекта можно добиться, указывая детям на то, в чем они уже преуспели. Иногда это дается с трудом, так как наша вера в необходимость наказания еще слишком крепка.

http://abvgdeyka.ru/books/02-099.php


Последовательные шаги, ведущие к разрешению конфликта

Приведенные в этом разделе последовательные шаги можно использовать всякий раз, когда происходит конфликт. Впоследствии эти шаги мы используем в методе логических последствий.

Проблема: трехлетний Джо перед тем, как уснуть, приходит в мамину постель, и мама сердится на него за то, что он мешает ей спать.

Шаг 1. Попросите у ребенка разрешения разобраться в совместной проблеме. («Джо, мне надо поразмышлять вместе с тобой о происходящем. Я думаю, сейчас самое подходящее время для этого».)

Шаг 2. Изложите свою проблему как можно доступнее и яснее, исключив разного рода упреки и преувеличения. («Когда ты среди ночи приходишь ко мне в постель, то мешаешь мне спать».)

Шаг 3. Поделитесь с ребенком тем, какие чувства вы при этом испытываете. («Меня это раздражает, а я не хочу на тебя сердиться».)

Шаг 4. Попросите ребенка поделиться с вами тем, что он чувствует и хочет. Это важно знать для того, чтобы найти взаимоприемлемое решение. (Джо говорит: «Я чувствую себя одиноко в своей кровати. Я хочу спать с тобой».)

Шаг 5. Вместе с ребенком на листке бумаги сон ставьте перечень ваших мнений по поводу решения проблемы.

• По возможности генерируйте идеи, приводящие к удовлетворению обеих сторон.

• Не ограничивайте воображение жесткими рамками действительности, дайте ему «разгуляться»^ Мечтать никогда не вредно.

• Единственное правило — вам не следует осуждать или отвергать любую из идей, которая еще не занесена на бумагу, до тех пор, пока вы не подготовите себя к шагу

6. Это чрезвычайно важно. Если кто-нибудь вдруг становится недоброжелательным и начинает открыто высказывать свое несогласие, процесс не станет созидательным, и вы вряд ли придете к взаимовыгодному решению. Если кто-нибудь все же начнет отрицать или критиковать, вежливо скажите о том, что можно предложить более позитивное решение. Если же и на этот раз он продолжает не соглашаться с вами, то следует прекратить весь процесс и позже снова вернуться к нему.

• Старайтесь делать этот процесс как можно более увлекательным.

• Подбадривайте и вдохновляйте друг друга, например: «Замечательная мысль, я бы сам никогда до такого не додумался» или «Это наводит меня еще на одну мысль!»

• Откройте доступ новому образу мышления. Не планируйте это занятие как скрытое желание сделать все по-своему. Пусть решения каждого из вас будут искренними, тогда вы сможете выработать идеи, на которые порой не способно самое буйное воображение.

Шаг 6. Дайте составленный список ребенку, и пусть он вычеркнет в нем то, что его не устраивает. Важно, чтобы ребенок первым получил этот перечень в свои руки. Затем наступает ваша очередь вычеркивать пункты, с которыми вы не согласны.

Если ребенок еще не* умеет читать, прочитайте ему вслух весь перечень. Но все, что ему не нравится, пусть он под вашим руководством вычеркнет сам.

Шаг 7. Найдите в списке одно из предложений или комбинацию предложений, то есть то, что осталось не вычеркнутым. Это и есть ключ к решению проблемы.

Указания:

• Убедитесь, что обе стороны удовлетворены таким решением.
• Не отступайте от того, что вы хотите. Не соглашайтесь делать то, что вас не устраивает или вызывает чувство недовольства.
• Каждый из вас имеет право наложить «вето» на любое решение.

Шаг 8. Выполняйте принятое решение в согласованном промежутке времени. Если решение «не срабатывает», вернитесь к началу процесса. Извлекайте пользу из своих ошибок и неудач, и пусть они будут для вас отправной точкой на пути к успеху.

Указания:

• Определяйте вместе, «срабатывает» принятое решение или нет.

• Не сваливайте вину друг на друга и старайтесь не употреблять выражений типа: «Я же тебе говорил!»

• Оценку достигнутому давайте, основываясь на позитивных ощущениях каждого, кто изначально участвовал в совместных переговорах.

• Пусть ваши неудачи внесут вклад в приобретение полезного жизненного опыта и станут ступеньками, ведущими к успеху.

• Не останавливайтесь! Не отступайте от задуманного! Будьте уверенными в себе!

Если вы делаете это упражнение всей семьей, то можете одновременно поиграть в одну замечательную игру, которая оживит атмосферу всего процесса и вдохновит вас на новые нестандартные решения. Достаньте десять цветных поролоновых мячиков: пять — одного цвета, пять — другого. Один цвет будет условным символом поощрения.

Мячики этого цвета бросают тому, кто подал какую-нибудь полезную идею. Мячики другого цвета предназначены для того, кто подействует на вас расхолаживающие. Это упражнение можно практиковать во время проведения собраний в коллективе, где вы работаете. По собственному опыту знаю, что и взрослые люди включаются в эту игру с большим энтузиазмом!

Запомните, что если одна из сторон будет чем-то не удовлетворена, то решение «не сработает»! Иногда ребенок соглашается с вами только для того, чтобы вы оставили его в покое.

А иногда вы и сами делаете так, желая просто поскорее замять конфликт. Если вы почувствуете сомнение в искренности слов ребенка, то можете сказать ему: «Не очень то похоже, что ты этим доволен! Давай-ка лучше тобой подумаем, какое решение можно принять чтобы ты был действительно доволен». Как только дети поймут, что вы искренне желаете найти решение, которое принесет им удовлетворение, и стремитесь во что бы то ни стало «купить» их согласие, они станут весьма искусно находить решение самых сложных проблем.

В нашем детском лагере ребята сами выбирают чем они будут питаться в течение дня. Решение принимается только на основе всеобщего консенсуса. И, первый день, когда такая практика была введена, по требовалось более часа, чтобы «разобраться» только лишь с завтраком. Но уже к концу недели дети составляли меню на целый день в течение десяти минут. Вот перечень возможных решений проблемы, который составили мама и Джо.

1. Мама разрешает Джо спать в ее постели.

2. Джо остается спать в своей постели.

3. Джо спит в маминой постели два раза в неделю.

4. Джо спит в спальном мешке на полу рядом с маминой кроватью.

5. Джо спит со своим любимым котом.

7. Мама спит в постели Джо в его комнате.

8. Мама разрешает младшему брату спать в комнате Джо.

Джо вычеркнул все пункты за исключением тех, где говорилось, что он будет спать в маминой постели и в спальном мешке на полу рядом с кроватью мамы. Когда очередь дошла до мамы, она отвергла варианты, предполагающие, что Джо мог спать в ее постели.

Единственным не вычеркнутым остался пункт: «Джо спит в спальном мешке на полу рядом с маминой кроватью». Однако маме вовсе не хотелось, чтобы сын каждый день спал в ее комнате (она ведь имеет право на личную жизнь!).

Поэтому они договорились, что Джо будет спать в маминой комнате два раза в неделю. И обе стороны остались довольны таким решением. Со временем, когда эта «технология» будет отработана, необязательно записывать все идеи.

Процесс пойдет бойко и без «бумажной волокиты». Если рассмотренные нами последовательные шаги, направленные на разрешение конфликта, не помогут и ребенок не захочет выполнять совместное соглашение, у вас может возникнуть необходимость в разработке метода логического последствия. Давайте представим, что Джо входит в спальню к маме со своим спальным мешком третий раз в неделю. Как могла бы поступить мама в этом случае?

Логическим последствием мог бы стать такой поступок мамы: она отводит сына в его комнату и, при необходимости, закрывается на ключ в своей комнате.

Для того чтобы логические последствия дали желаемый результат, они должны сочетать в себе 4 принципа.

1. Всегда и во всем проявляйте к ребенку уважение, разрешая ему как можно полнее участвовать в определении логических последствий. Нужно всячески избегать всего, что вызывает у него чувство вины или стыда, иначе он может расценить логическое последствие как наказание.

2. Последствия должны быть разумными по своей сути. Любое слишком суровое последствие ребенок воспримет как наказание, а не как способ исправления своей ошибки.

3. Последствия должны иметь логическое соотношение с ошибкой ребенка. Если он содержит вещи в беспорядке, то должен найти время прибраться и привести их в порядок. Если он причинил кому-то боль, то должен попытаться ее облегчить. Если он испортил какую-нибудь вещь, то ему нужно ее починить или возместить ущерб другим способом.

4. Логические последствия должны приучать ребенка брать всю ответственность за свои поступки на себя, не заставляя его при этом «расплачиваться» за ту или иную ошибку.

Логические последствия могут использоваться даже в забавных, шутливых, формах, сохраняя при этом свои ценные познавательные свойства.

Во время самого конфликта не пытайтесь разрабатывать логические последствия: у вас могут получиться только логические наказания. Лучше всего, как можно скорее забыть о конфликте, переждать, пока утихнут страсти, и успокоиться.

Потом достаньте примерный план разработки логических последствий и мысленно пройдитесь по всем его пунктам. Этот план предложен в конце раздела. Он применим к любой конфликтной ситуации, в которой по воле случая можете оказаться вы и ваш ребенок.

Заметьте, что его пункты почти во всем совпадают с последовательными шагами, ведущими к разрешению конфликта, за исключением шагов 2 и 7. Шаг 2 при разработке логических последствий в данном случае имеет первостепенное значение, ведь те меры, которые вы уже приняли для разрешения конфликта, не привели к положительному результату, и вы всерьез рассержены на вашего ребенка. А злость, как известно, — самый плохой помощник в принятии позитивных решений. Цель шага 2 (подумайте о трех качествах, которые вы любите в вашем ребенке) — изменить ваше отношение к происходящему таким образом, чтобы вы думали только об истинном последствии, полностью исключив мысли о наказании.

http://abvgdeyka.ru/books/02-010.php


Основные факторы влияния

Убеждения, в основе которых лежит наше детское толкование тех или иных переживаний, часто преследуют нас в зрелом возрасте и становятся источником многих конфликтов среди взрослых. Причина кроется в том, что эти убеждения формируются тогда, когда ребенок попадает в невыгодное положение но не- зависящим от него причинам и может неправильно истолковать происходящее. Вот некоторые основные факторы влияния, которые могут быть неправильно восприняты ребенком:

• порядок рождения;

• разница в возрасте;

• половые различия;

• отклонения или физические недостатки;

• социальная среда;

• трагедии в семье;

• детская ревность (соперничество);

• семейные ценности;

• реакция родителей на поведение детей.


http://abvgdeyka.ru/books/02-019.php

Реакция родителей на поведение детей

Это самый важный фактор воздействия на ребенка, потому что он напрямую связан с контролем над его поведением. Очень часто основа поведения детой закладывается первоначальной реакцией родителей на тот или иной поступок. Если он вызывает поощрительную реакцию, то вам предстоит столкнуться с подобными действиями ребенка неоднократно Термин «поощрительность» не всегда подразумевает поощрение. Например, ребенку может понравиться вызывающе вести себя с родителями и наблюдать, как они расстраиваются, — для него именно такая реакция и будет поощрительной.

Вот два варианта реакции родителей на поведение ребенка, который только что оцарапал себе ногу. Помните, ваш ребенок следит за вашей реакцией, чтобы знать, как вести себя дальше!

Бет радостно играла во дворе. Вдруг она вбегает домой, всхлипывая, и подходит к маме, которая чистит картошку на кухне. Бет тянет к себе мамин халат и говорит: «Мама, мама, я поцарапала ногу!».

Мама бросает чистить картошку, хватает Бет в охапку и усаживает на стул перед собой. «Ой, бедняжечка моя!» — говорит мама и с беспокойным выражением лица осматривает царапину, которая только покраснела, но не кровоточит. «Хочешь, я поцелую это место, и тебе будет легче?»

Бет начинает реветь еще сильнее, корчиться, якобы от боли, в то время как мама осматривает ее ногу. Мама крепко обнимает ее и говорит: «Сейчас мама отнесет тебя на ручках, промоет тебе ранку и наложит на нее бинт».

Заметьте, как много внимания Бет привлекла к себе своей царапиной. Мама — чересчур добра, если она и в дальнейшем будет столь же трепетно реагировать даже на пустяковые проблемы дочери, то Бет надолго усвоит, что особое внимание на нее обратят тогда, когда ей будет больно. Вероятнее всего, когда она вырастет, то попадет в зависимость от жизненных обстоятельств и от других людей, забота которых будет ей просто необходима.

Однако иногда родители проявляют чрезмерную твердость по отношению к своим детям:

Бет радостно играла во дворе. Вдруг она вбегает домой, всхлипывая, и подходит к маме, которая чистит картошку на кухне. Бет тянет к себе мамин халат и говорит: «Мама, мама, я поцарапала ногу!»

Мама продолжает невозмутимо чистить картошку, испытывая раздражение потому, что ее отрывают от дела. С отвращением она резко обрывает: «Подумаешь, царапина. Не умрешь».

В этом примере ответная реакция мамы может быть истолкована Бет следующим образом: «Никому нет дела до того, что я чувствую». Вот и мама отвергла право Бет на свои собственные чувства. Бет может научиться «сдерживать» свои чувства. Мама определенно проявила чрезмерную твердость. В этом случае Бет извлечет для себя следующий урок: ей нужно быть независимой, потому что никто не протянет ей руку помощи в трудный момент. А я бы предложила такой подход к данной проблеме:

Бет радостно играла во дворе. Вдруг она вбегает домой, всхлипывая, и подходит к маме, которая чистит картошку на кухне. Бет тянет к себе мамин халат и говорит: «Мама, мама, я поцарапала ногу!»

Склонившись так, чтобы поравняться Бет, мама смотрит на царапину и начинает слегка поглаживать Бет по спине. Мама с сочувствием произносит: «Наверное, это очень больно». Бет чувствует, что ее любят и понимают, она успокаивается и кивает головой. «Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы ранка перестала болеть?» — спрашивает мама. Бет пожимает плечами, но уже не плачет: «Я не знаю».

Мама улыбается Бет и спрашивает: «А ты видела, что я делала, когда порезала себе пальчик?» Лицо Бет разглаживается, и она говорит: «Перевязала бинтом?» Мама кивает ей и так согласия и предлагает: «Да, тебе только надо промыть ранку, чтобы не занести инфекцию. Тебе помочь?»

В этом примере ответная реакция мамы означает примерно следующее: «В жизни бывают синяки и шишки. Тебе нужно научиться брать себя в руки, справляться с неприятностями и уметь "бинтовать" собственные раны». Здесь ребенок учится сдерживать свои чувства и проявлять о себе заботу. А мама существует для того, чтобы предложить свою помощь. Мама проявила доброту и твердость одновременно. И ребенок учится быть взаимозависимым, справляться с житейскими проблемами, а если ему потребуется поддержка, он может ее получить.

Трудно не поддаться нашему первому желанию сделать все возможное для облегчения состояния ребенка. Однако если не противиться этому соблазну, мы научим ребенка постоянно зависеть от кого-нибудь другого, кто может облегчить его боль.

Мы часто недооцениваем, какое огромное влияние оказывает на наших детей ответная реакция на их поведение. Ниже приводится пример того, как ребенку пришлось добиваться внимания к себе негативным поведением, потому что с помощью положительного ему этого сделать не удалось.

Одна мама рассказала мне о том, какой способ применила ее годовалая дочка, чтобы привлечь внимание своего отца.

Дочь сидела спокойно, покачиваясь в своем креслице-качалке, в то время как отец читал газету. Девочка стала раскачиваться все быстрее и быстрее, пока креслице не опрокинулось, а она не оказалась под ним, на полу. Отец сразу о i бросил газету, подбежал, подобрал креслице и освободил из-под него малышку. Потом понес ее на руках в свое кресло и четверть часа успокаивал.

Спустя три дня девочка опять подошла к отцу, который читал газету. Она попыталась залезть к нему на руки, но папа явно не желал ей помочь в этом. Он ласково отстранил ее от себя, сказав: «Не сейчас, миленькая, я хочу почитать газету». Тайком наблюдавшая за происходящим мама увидела, как ее малютка подошла к своему креслицу-качалке, оглянулась на отца, который был поглощен чтением последних новостей, наклонила креслице вперед, пока оно не опрокинулось на спинку. Тихонько, чтобы его не задеть, девочка пробралась под опрокинутое креслице и заплакала.

Ей удалось! Папа отбросил газету, стремглав бросился к ней, извлек из-под креслица и снова стал утешать ее в своих объятиях.

Получить негативное внимание — лучше, чем остаться вообще без внимания, и часто наши дети предпочитают такое внимание, если родители игнорируют их. В приведенном примере маленькая девочка старалась пробудить папин интерес к себе не так, как это следует делать. Но она ведь не смогла добиться его позитивного внимания.

Рекомендации

Определите (и лучше всего — запишите!), как каждый в вашей семье старается занять в ней свое особое место и что он для этого делает. Эта информация поможет вам учесть интересы каждого и создать в семье атмосферу единения и взаимоподдержки.

http://abvgdeyka.ru/books/02-038.php


КАК СТАТЬ УВЕРЕННЫМ

Освободитесь от комплекса вины

Очень трудно никогда не сердиться на детей. Ведь когда мы злимся, то лишь напрасно растрачиваем свою драгоценную энергию, которая пригодилась бы нам в поисках более эффективного метода. Но и ощущение вины — неоправданное расточительство собственных сил. Разве можно решить сложную проблему, чувствуя вину?

Вместо того чтобы «зацикливаться» на своей вине, подумайте о том, что бы вы могли сделать по-другому, не так, как всегда.

Вот пример...

В девятый раз я попросила Сару перестать бегать сломя голову в комнате для гостей.

Это очень раздражало меня, потому что, казалось, Сара была глуха к моим просьбам. Поэтому я отшлепала ее. отвела в свою комнату и строго приказала не выходить оттуда до тех пор, пока она не будет вести себя как следует.

Теперь, если подобное происходит, я прошу ее перестать только один раз. Если она никак не реагирует на мою просьбу, я нежно беру ее за руку и отвожу в другую комнату или, скажем, на улицу. Больше я ей ничего не говорю. Ведь она и так прекрасно знает, что нельзя бегать в этой части квартиры. Если я буду напоминать ей об этом или ругать ее, то лишний раз уделю ей негативное внимание.

Найдите альтернативу чувству вины, потому что оно ослабляет нашу уверенность в себе и ни в коей мере не ограждает от совершения такой же ошибки в будущем.


http://abvgdeyka.ru/books/02-159.php


Как поддерживать дома чистоту и порядок

Существует много способов поддержания порядка и чистоты в доме. Вот некоторые из них.

Одна семья приспособила для поддержания порядка большую коробку, которую хранится в чулане. Каждый может положить в эту коробку любой предмет, найденный в доме не на своем месте, включая вещи, принадлежащие отцу и матери. Чтобы извлечь из коробки предмет, который вам вдруг понадобился, нужно предварительно опустить в специальную банку-копилку символическую плату за оказанную услугу. В конце месяца все собранные деньги вынимаются, и семья устраивает себе небольшой праздник.

В другой семье на семейном собрании составляется список домашних обязанностей, и каждый выбирает то, что ему предстоит делать на следующей неделе. На каждом очередном собрании происходит смена и чередование домашних обязанностей.

Хорошо зарекомендовал себя метод, ограничивающий наведение порядка в доме заранее установленными временными рамками. По окончании определенного времени все, как правило, справляются Со своей работой и устраивают семейный праздник. Масштабы коллективной работы, проделанной в столь короткие сроки, зачастую просто поражают своей грандиозностью!

Родители, использующие метод «скоростной уборки», говорят, что раньше дети тяжело вздыхали каждый раз, когда слышали о том, что пора наводить порядок дома. А теперь засекают время и сразу принимаются за дело, как только услышат знакомую команду: «На старт, внимание, марш!»


http://abvgdeyka.ru/books/02-098.php

Если вы диктуете свои условия ребенку, готовьтесь к расплате!

Прекрасно осознавая всю тщетность попыток уследить за каждым шагом ребенка, вы часто прибегаете к диктату в буквальном смысле этого слова, потому что именно такое воспитание получили большинство из нас. Обычная реакция ребенка на такое «воспитание» — во что бы то ни стало рассчитаться с обидчиком. Если вы замечаете, что ваш ребенок пытается вам навредить, то это может быть верным признаком того, что вы диктуете ему свои условия.

Дети «сводят счеты» по-разному. Одни начинают дерзить, другие — убегать из дому, а третьи — плохо учиться в школе. Этот список можно продолжить. Обычно они чувствуют примерно следующее: «Обидно, что вы не цените меня, ну ничего, вы еще пожалеете об этом!»

Как-то раз мне довелось консультировать одну мать, у которой было четверо маленьких детей. Мама высказывала недовольство по поводу того, что ее ребятишки постоянно забывали о своих обязанностях по дому.

«Я попрошу их сделать что-нибудь, и минут через десять они обо всем забывают!»

Тогда я решила поговорить с детьми и спросила у них, что бы они хотели изменить в поведении своей мамы. Они сказали: «Мы не хотим, чтобы мама ругалась и била нас». И тут я спросила их: «А что вы делаете, чтобы отомстить маме за то, что она вас бьет?» Семилетний мальчик ответил: «Мы делаем вид, что обо всем забываем. Это выводит ее из себя!»

Я посоветовала маме не навязывать детям свои условия, а поговорить с ними о «ее проблеме», которая, по всей вероятности, заключается в том, что ей одной приходится делать всю домашнюю работу. Вместе с мамой они составили перечень домашних обязанностей на каждую неделю. И все они, включая маму, по очереди выбирали для себя ту обязанность, за выполнение которой собирались нести ответственность. В итоге дети стали выполнять всю работу по дому без всяких напоминаний.



http://abvgdeyka.ru/books/02-041.php

Не забывайте — вы тоже человек!

Важно найти в себе мужество признать несовершенство собственной натуры. Мы обычные люди, а это значит, что у нас могут быть те или иные ошибочные намерения или скрытые желания, мешающие достигать желаемого результата.

Может быть, вы чересчур обеспокоены тем, любят ли вас ваши дети, и хотите убедиться в этом. Это затруднит проявление твердости во взаимоотношениях с ними, потому что тенденция уступить детям наверняка возьмет верх над вашей строгостью, например: «Ну ладно, я куплю тебе эту игрушку, только перестань плакать».

Может быть, вы придаете большое значение тому, чтобы вам беспрекословно подчинялись.

Еще одна причина, мешающая нам добиваться эффективного результата, — это желание ощутить собственную значимость. Очень приятно ощущать себя незаменимым. Представьте себя, говорящего своему начальнику: «Я решил уволиться». Ваш начальник умоляет вас остаться, объясняя, что с вашим уходом встанет вся работа. Вам будет приятно.

В воспитательном процессе мы тоже часто стремимся «заработать» подобное чувство.

А ведь мы незаменимы уже по своей природе, так как никто не заменит ребенку его родителей. Но мы зачастую предпринимаем суетливые попытки еще и еще раз доказать то, что ни в каких доказательствах не нуждается. Некоторым родителям становится обидно и горько, когда ребенок перестает быть беспомощным. Им кажется, что он уже не нуждается в них, и они не знают никаких альтернатив «жизни ради детей». Часто мы позволяем привлекать себя к абсолютно ненужному содействию детям, чтобы избежать более сложных «взрослых» проблем.

Нам ведь проще завязать шнурки на туфлях, решить за детей, сколько им следует смотреть телевизор, и добиться, чтобы они вовремя вставали по утрам, нежели, скажем, решить, как открыть собственное дело.

Когда мы перекладываем все больше ответственности и обязанностей на наших детей, приходит чувство, будто мы уже исчерпали себя. Не поддавайтесь ему! Нужно искать другие пути самореализации. Сама жизнь вынуждает нас находить их для того, чтобы ощущать свою значимость. Нелегко отказаться от чувства незаменимости, которое приходит каждый раз, когда мы делаем что-то за своих детей. Однако наша миссия как раз и состоит в умении постепенно отойти от этих дел и позволить им жить самостоятельно. И это позволит им почувствовать уверенность в себе.

http://abvgdeyka.ru/books/02-044.php

Дети — наши учителя

Очень важно, чтобы мы уважительно относились к нашим детям. Помогает в этом умение видеть в них своих учителей. Дети дают нам бесценные уроки того, как любить без всяких условностей, сдерживать свой гнев, не таить обиды, находить свои радости в каждом прожитом дне. Замечали ли вы, что когда маленький ребенок злится, он просто дает выход своим чувствам, затем его злость бесследно проходит. А некоторые из нас научились только умело скрывать в себе это чувство, что приводит к депрессии, недовольству, а часто и к физическим недугам.

Маленькие дети не держат в себе обид. У взрослых же все иначе. При первом удобном случае они припоминают давний неприятный инцидент и применяют его как оружие против своего обидчика.

Я использую своих детей в качестве «барометров», измеряющих мой внутренний душевный покой. Как правило, мои дети «ведут себя плохо» тогда, когда я сама теряю душевное равновесие. Поэтому, как 3 только их поведение ухудшается, я «беру себя под контроль». И порой выясняется, что я слишком много работаю, и времени на себя почти не остается.

Иногда это случается потому, что я недостаточно времени уделяю поддержанию благоприятной атмосферы в семье.

Еще в одном отношении ребенок может быть вашим учителем. Когда вы обнаружите, что реагируете на то или иное поведение ребенка с излишней опаской, то задумайтесь, не является ли ваше поведение проявлением собственных неразрешенных проблем. Например, когда мой сын начал проявлять вполне естественный повышенный интерес к половому различию, меня это сильно встревожило и расстроило. И тут я поняла, что оказалась затронута моя собственная детская проблема. Когда я была в его возрасте и делала первые шаги в исследовании «запретной» темы, мои родители узнали об этом и сильно пристыдили меня.

Поэтому когда мой сын стал исследовать свой «запретный плод», то весь мой прежний стыд, не нашедший выхода в свое время, вылился наружу, и я с опаской отреагировала на его вполне нормальный интерес к этой области жизни.

Может быть, в детстве вам не разрешали злиться или плакать, поэтому, когда ребенок начинает вести себя подобным образом, вы невольно стараетесь пресечь такое поведение раз и навсегда. Призадумайтесь на несколько минут и оцените обстановку, в которой поведение ребенка вызывает у вас наибольшее раздражение. Примите во внимание все факторы, которые могут служить причиной вашей реакции: детская ревность, проявление злобы, плач, оценки в школе и успеваемость, домашние обязанности, денежная проблема или питание.

Обнаружив, что ваша реакция связана с определенной жизненной ситуацией, спросите себя: «А как мои родители выходили из подобных ситуаций? Какие знания из этого я вынес для себя, когда был ребенком? Чему мне хотелось бы научить своих детей сейчас?»

http://abvgdeyka.ru/books/02-108.php

Покажите детям пример самоуважения, установив границы допустимого поведения

Родители склонны считать, что если они не будут говорить своим детям об их проблемах («твоя комната в ужасном беспорядке», «ты еще не искупался» и т. д.), то не смогут контролировать их поведение. Истина — в обратном. Контролируя не их, а свои собственные действия, вы сможете оказать существенное влияние на поведение детей, не нарушая при этом ваших отношений с ними.

Главное — показать детям, что мы уважаем себя и не переходим установленные пределы своего поведения даже тогда, когда дети вынуждают нас это сделать. Мы можем предоставить другим допустимую свободу действий и при этом будем делать все, чтобы соблюсти границы уважительного отношения к себе. Если же конфликт нарастает, сосредоточьтесь на своем поведении, на том, что вы хотите или не хотите делать, не пытаясь навязывать свою волю другому.

Мама и ее четырехлетний сын шли по магазину. Вдруг мальчика что-то заинтересовало. И он обратился к маме: «Мама, купи мне вон ту игрушку!» Мама сказала: «Нет», но сын продолжал надоедать ей. Мама хотела было ответить ему: «И не проси меня больше покупать тебе игрушки. Ты же знаешь, чтр я не могу себе этого позволить».

Но вместо этого она просто пошла дальше. Мальчик снял свое пальто, бросил его на пол и завопил: «Если ты не купишь мне эту игрушку, я оставлю свое пальто на этом самом месте!» Мама остановилась и с улыбкой сказала: «Том, я не буду покупать тебе игрушку и не хочу покупать тебе новое пальто. Я только подожду здесь, пока ты успокоишься. И мы пойдем дальше». Мальчик был потрясен до глубины души, но, постояв с минуту в раздумье, сказал: «Ладно» — и, подобрав свое пальто, спокойно вышел с мамой из магазина.

А вот еще один пример.

Однажды вечером мы с дочерью, взявшись за руки, катались на роликовых коньках. Дочь сказала мне в довольно требовательном тоне: «Катись быстрее!»

Уже не в первый раз я стала замечать, что она предъявляла мне повышенные требования, поэтому сказала: «Я не хочу, чтобы ты говорила со мной в таком тоне. Это заставляет меня чувствовать, что у нас с тобой вдвоем ничего не получается, и, если ты не перестанешь вести себя так, я буду кататься одна, без тебя».

Я не хотела, чтобы моя дочь неуважительно разговаривала со мной, и вместо того чтобы навязывать ей свою волю по поводу ее дальнейших действий, сказала, какое действие сама предприму, если она продолжит вести себя так.

Одна супружеская пара тщетно пыталась приучить двух своих мальчиков не бросать велосипеды на улице без присмотра, а оставлять их на замке. Родители жаловались: «Мы испробовали все, что только возможно, — наказывали их и поощряли, задабривали и угрожали. Но они вечно находили оправдания и теряли то замки, то цепи, то ключи. Мы истратили на эти велосипеды много денег и хотим, чтобы дети научились беречь свое имущество».

На курсах для родителей они почерпнули необходимые знания и поняли, что дети в таких случаях должны сами выбирать — беречь им свое имущество или нет и что, по всей вероятности, они обижались на родителей за то, что те вмешивались «не в свое» дело. Родителям нужно было задать себе такой вопрос: «В чем заключается наша проблема в истории с велосипедами?»

Улучив удобный момент для дружеской беседы, отец сказал мальчикам: «Ребята, давайте посоветуемся, как мне лучше поступить. Я заметил, что стал не в меру придирчив к вам из-за того, что вы часто оставляете велосипеды на улице без замков. За это, наверное, вы и злитесь на меня, так?»

Мальчики озадаченно посмотрели на отца и, поколебавшись, ответили: «Да».

Отец продолжал: «Я, кажется, догадался, что меня так беспокоит. Разумеется, эти велосипеды принадлежат вам, — ведь я их вам подарил. И не мое дело, что вы рискуете потерять свое имущество. Однако мне будет ужасно неприятно, если эти велосипеды украдут, потому что они дорогие, а покупать вам новые я не хочу! Как же мне выйти из положения? У вас есть, ребята, какие-нибудь идеи на этот счет?»

И мальчики ответили: «Папа, мы больше не будем оставлять их без замков».

Такое обещание отец слышал уже не раз, поэтому он отреагировал так: «Ну что же, это действительно меняет дело. А что бы вы посоветовали мне сделать, если вы вдруг, случайно, забудете об этом?»

«Мы не знаем», — отозвались мальчики. «Ну, а что вы на это скажете? В те дни, когда я все-таки увижу ваши велосипеды, стоящие у дома без замков, то сам поставлю на них замки».

«Ладно», — ответили мальчики.

В завершение отец сказал: «Теперь посмотрим в течение нескольких недель, что же у нас получится. Если у вас, ребята, возникнут идеи получше, дайте мне знать, и мы обсудим их вместе».

Уже на следующий вечер папа заметил, что велосипеды опять оставлены без замков. После ужина он поехал в хозяйственный магазин, купил цепь и прицепил оба велосипеда на замки к веранде.

На следующее утро один из мальчиков вбежал в комнату с криком: «Кто-то прицепил мой велосипед к веранде!»

Мама устояла перед соблазном объяснить, почему так случилось, а просто улыбнулась, похлопала его по плечу и вышла из комнаты. Через пять минут он снова вернулся: «Я уже поставил свой велосипед на замок. Мама, отцепи, пожалуйста, его от веранды». В дружелюбном тоне мама ответила: «Ключи у папы, а он сам — на работе». Тогда сын попросил: «А ты не довезешь нас до школы?» Мама ласково сказала: «Извини, но я опаздываю на работу». В это утро мальчишкам пришлось идти в школу пешком.

Когда отец пришел домой и увидел, что оба велосипеда стоят на замках, он тут же снял цепь. Спустя примерно две недели, ему снова пришлось «сажать на цепь» велосипеды. И с той поры мальчики уже никогда не забывали каждый вечер вешать замки.

http://abvgdeyka.ru/books/02-166.php


Утренние часы пик

Вот некоторые способы того, как свести до минимума проблемы утренних часов пик.

1. Накануне вечером добейтесь от ребенка, чтобы он в специально отведенном месте заранее приготовил все свои вещи и принадлежности: туфли, одежду, школьные принадлежности, деньги на завтрак и т. д.

2. Установите постоянное время отхода ко сну и строго придерживайтесь его!

3. Не будите вашего ребенка. Дайте ему будильник, чтобы он сам отвечал за то, чтобы встать вовремя.

4. Следите за тем, чтобы каждое утро у вас оставалось в запасе, как минимум, пятнадцать минут только для своих личных нужд.


http://abvgdeyka.ru/books/02-168.php


Профилактика плохого поведения детей

В завершающем разделе своей книги я подведу итоги нашего разговора о методах воспитательного воздействия на детей.

Выполняя перечисленные ниже рекомендации, вы избавите себя от бесконечного ряда проблем, связанных с воспитанием ваших детей, или, по крайней мере, сведете эти проблемы до минимума.

1. Следите за собой и своим самочувствием.

2. Если вы состоите в браке, придавайте большое значение своим супружеским взаимоотношениям.

3. Старайтесь хотя бы несколько минут в день посвящать себя неформальному общению с детьми.

4. Не запрещайте детям выражать свои чувства, а, наоборот, старайтесь побудить их к, этому. Почаще доверяйте им собственные чувства.

5. Не требуйте от детей немедленного исполнения ваших желаний, старайтесь обо всем договариваться с ними заранее.

6. Всегда держите данное слово.

7. Стимулируйте поддержание порядка и определенного режима дня.

8. Старайтесь как можно больше узнать нового о себе, о своих потенциальных возможностях. Не замыкайтесь в себе.

9. Исключите из своей жизни чрезмерное напряжение и торопливость.

10. Побольше шутите и веселитесь!
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Главы из книги К. Кволс "Радость воспитания" - "Пять шагов, ведущих к исправлению плохого поведения ребенка", "Учите детей так, чтобы они при этом не страдали", "Пос
  Http://abvgdeyka.ru/books/02-124.php
Пять шагов, ведущих к исправлению плохого поведения ребенка
Мы с вами уже рассмотрели множество воспитательных приемов, и теперь нужно привести их в систему, определив последовательность применения. Конечно, если вы уже решили применить на практике предложенный в этой книге подход к воспитанию. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам