1 ноября - день памяти святого царевича Димитрия Угличского. М. П. Мусоргский. "Борис Годунов".
По версии русского историка Н. М Карамзина, благоверный царевич Димитрий Угличский, законный наследник русского царства, мальчик лет семи, последний сын царя Иоанна Грозного и царицы Марии из рода Нагих, был убит по тайному приказу боярина Бориса Годунова, шурина царя Феодора Иоанновича. Годунову надо было расчистить себе путь к трону... Кто на самом деле отдал приказ о зверском убийстве, по сегодняшний день окутано тайной: есть историки, которые версию Карамзина считают неубедительной. Царевич действительно был зарезан (хотя пытались оправдать страшную рану от ножа тем, что мальчик в припадке эпилепсии "сам зарезался" ), но вот кто стоял за заговором...
А. С. Пушкин в своей драме "Борис Годунов" опирается на версию Карамзина, но при этом у Пушкина царь Борис оправдывает свое деяние необходимостью и собственным произволением:
Я чувствовал: вся кровь моя в лицо
Мне кинулась и тяжко опускалась...
Так вот зачем тринадцать лет мне сряду
Всё снилося убитое дитя!
Да, да — вот что! теперь я понимаю.
Но кто же он, мой грозный супостат?
Кто на меня? Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха,—
Но презирать не должно ничего...
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
У Мусоргского в его опере "Борис Годунов", написанной по сюжету Пушкина - совсем другое... у него Борис кается в содеянном, и кается страшно, с приступами отчаяния и мучимый видениями. Другая эпоха, другое видение ситуации. И, в общем-то, неважно, каков был истинный Борис Годунов: перед нами - произведение искусства. О чём оно? Об искушении властью и о покаянии. А это остаётся актуальным во все времена.
Предлагаю всем, кто интересуется нашей историей, посмотреть замечательный фильм-оперу 1954 года. В роли Бориса - Александр Пирогов, в роли Юродивого - великий Иван Козловский. Игра актёров великолепна, музыка - гениальна. Всё вместе производит потрясающий эффект и очень сильно воздействует.
А. С. Пушкин в своей драме "Борис Годунов" опирается на версию Карамзина, но при этом у Пушкина царь Борис оправдывает свое деяние необходимостью и собственным произволением:
Я чувствовал: вся кровь моя в лицо
Мне кинулась и тяжко опускалась...
Так вот зачем тринадцать лет мне сряду
Всё снилося убитое дитя!
Да, да — вот что! теперь я понимаю.
Но кто же он, мой грозный супостат?
Кто на меня? Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвет с меня порфиру,
Иль звук лишит детей моих наследства?
Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха,—
Но презирать не должно ничего...
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
У Мусоргского в его опере "Борис Годунов", написанной по сюжету Пушкина - совсем другое... у него Борис кается в содеянном, и кается страшно, с приступами отчаяния и мучимый видениями. Другая эпоха, другое видение ситуации. И, в общем-то, неважно, каков был истинный Борис Годунов: перед нами - произведение искусства. О чём оно? Об искушении властью и о покаянии. А это остаётся актуальным во все времена.
Предлагаю всем, кто интересуется нашей историей, посмотреть замечательный фильм-оперу 1954 года. В роли Бориса - Александр Пирогов, в роли Юродивого - великий Иван Козловский. Игра актёров великолепна, музыка - гениальна. Всё вместе производит потрясающий эффект и очень сильно воздействует.
Комментарии
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6556.htm
А преставление - 28 мая.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: