Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Продолжаем подробный анализ эпопеи Роулинг. Гарри Поттер и Питер Петтигрю

Ещё одна часть размышлений Алексея Втулова.

Я, пожалуй, не буду придерживаться той же последовательности в рассмотрении персонажей, которая получилась в теме "Прощение грехов". Тогда она была избрана более или менее произвольно, сейчас же есть причины рассматривать героев и отношение их с ГП в несколько ином порядке.


Итак, следующего мы рассмотрим Питера Петтигрю. Опять же, в прошлый раз я выражал сомнение в том, удастся ли Поттеру простить, м. б. - пожалеть бывшего Мародера. Этих двух героев Роулинг сталкивает лично всего три раза за весь цикл (если не считать периода жизни Питера в образе домашней крысы Рона).


Первый - в Визжащей хижине, когда на главного героя разом обрушивается правда и о Сириусе, и о Люпине, и о Хвосте. Здесь, среди стремительно сменяющих друг друга событий, среди невероятного эмоционального накала, Гарри впервые делает шаг, который показывает его внутренний мир с максимальной глубиной - останавливает казнь предателя. Как бы не было глубоко отвращение к Сириусу, обратившееся теперь на голову Хвоста, но оттолкновение от убийства, будь оно хладнокровным, как для Люпина, или аффективным, как для Блэка, оказывается сильнее. Человек создан Богом для жизни, жизни вечной, и смерть - такая онтологическая катастрофа, перед которой трепещет и от которой отвращается всякое, даже самое храброе, сердце. Даже и Сам Богочеловек "скорбел и тосковал", и просил, аще возмощно, пронести чашу сию мимо Него.

Можно, конечно, вспомнить ап. Павла, да и немалое число подвижников, желавших скорее "разрешиться и жить со Христом", но эти случаи относятся к истории после Воскресения Господня, да и тогда такое отношение доступно все-таки не большинству. Нужна необыкновенная пропитанность Жизнью, Духом Господним животворящим, чтобы приобрести такую свободу в Нем и не бояться разлучения с телом. В мальчике 13 лет, каким предстает ГП в третьей книге, этого нет и быть не может. Но его совесть, против голоса которой он, как кажется, никогда не идет, по крайней мере, в по-настоящему серьезных вопросах, подталкивает его сделать то, что он делает.

Предлагаемый им вариант развития событий на будущее - справедливое воздаяние: Питера в Азкабан, Сириусу - оправдание. И все, по законам сказки, могли бы быть счастливы: добро торчит, порок наказан, но у автора нет планов остановиться на этой земной, плотской, падшей, в конце концов, справедливости, она хочет возвести своего героя выше, к евангельскому видению мира, пусть и путем тяжких испытаний и нелегких откровений, и - Петтигрю сбегает. "Слуга Темного Лорда возвращается к своему господину", а в отношении Гарри к Хвосту надолго доминирующим становится некий знак вопроса на общем отрицательном фоне.


Вторая встреча Гарри с Питером происходит через год на кладбище. Посредством Питера Гарри становится соучастником возрождения старика Волди ("Кровь недруга, взятая силой, воскреси твоего врага!" ). Петтигрю приходится преодолеть свой страх боли, пожертвовав рукой (ну, все-таки он гриффиндорец, если вспомнить), но его отношение к Гарри в этой сцене подчеркнуто "никакое". По сути, он здесь не более, чем руки Темного Лорда, которыми тот совершает свое воскрешение. С ГП Хвост вообще не говорит, все его действия механистичны, точно так же он мог брать кровь и у любого другого. В чем-то он даже более подчинен Волдеморту, чем несчастный Квиррелл. Он весь сосредоточен на Темном Лорде, и его состояние - обратное павловскому ("Не я живу, но живет во мне Христос" ). В Хвосте живет Волдеморт. Но в любом случае, симпатии со стороны ГП это Питеру не добавляет.


Третья встреча - последняя. Происходит она в поместье Малфоев, куда приводят плененных главных героев. Пока Белла допрашивает Гермиону, Гарри и Рон, запертые в подвале, с помощью Аберфорта Дамблдора и Добби спасают найденных там же других пленников. Находящиеся наверху что-то услышали.
"- Драко – нет, позови Хвоста! Пусть он пойдёт и проверит!
Шаги пересекли комнату наверху, и наступила тишина. Гарри знал что
люди в гостиной слушают, что происходит в подвале.
- Нам нужно попытаться обезоружить его, - прошептал Гарри Рону. У них не было выбора: в ту секунду, когда кто-то войдёт в комнату и увидит, что трое заключённых исчезло, будет означать для них конец".

Завязывается борьба.

"Палочка Хвоста испускала искры; его серебряная рука обхватила горло Гарри".
Та самая серебряная рука, дар Волдеморта, верно служит своему пользователю (кто ее настоящий хозяин станет ясно чуть позже).
"Гарри уже с трудом дышал.
- Ты хочешь убить меня? – задыхался Гарри, пытаясь разжать серебряную руку. – После того, как я спас тебе жизнь? Ты мой должник, Хвост! "
Обреченная на провал попытка остановить душителя... Кого когда останавливали такие аргументы в подобный момент? Но вдруг эта соломинка превращается в канат.
"Серебряные пальцы разжались. Гарри не ожидал этого: он вывернулся, прикрывая рукой рот Хвоста".

Мы уже не узнаем, то ли это действительно что-то дрогнуло в душе Питера, какая-то недопорванная струнка его совести, то ли, наоборот, сработал выработанный службой у волдеморта рефлекс - "за все надо платить равной мерой" - но, что сделано, то сделано. Впрочем, Роулинг делает небольшой намек, который склоняет нас в пользу первого предположения:
"Он так же был потрясён, как и Гарри, тем, что рука сделала... в крошечном милосердном импульсе"., Петтигрю пожинал результат своего колебания, мгновения жалости

Может быть, этот белый камешек был очень мал, но и его было достаточно, чтобы начали действовать сразу две силы. Упомянутый волдемортовский закон талиона требует воздаяния, теперь уже в отношении самого Петтигрю.

"Удивлённые, беспомощные глаза Петтигрю расширились от ужаса. Его взгляд перескакивал с Гарри на кое-что другое. Пальцы его серебряной руки непреклонно двигались к его собственному горлу.
- Нет… "

Как и водится у тиранов (ведь это "любовь... всему верит" (1 Кор), а Тому Реддлу это чувство, как мы помним со слов Дамблдора, знакомо не было), Волдеморт не доверяет никому, и его дар был заодно и контрольным аппаратом душевного состояния, казалось бы, верного слуги (если уж Люциус назван "скользким другом", то Хвост - тем паче). Как только появилась хоть тень измены - включился механизм самоликвидации. Характерная черта тоталитарного режима - контролировать не только внешние проявления, но - внутреннее устроение подданных. Бойтесь данайцев, дары приносящих.


Но не только эту лавину сдвинул белый камешек милосердия Питера Петтигрю. Подобное рождает подобное, это старая истина. В многократно порваной на части душе Волдеморта уже никакое милосердие возникнуть не может, но на души противников Хвоста оно воздействует со всей возможной силой и - рождает ответное действие. Какова же реакция юных волшебников?

"Не задумываясь, Гарри попробовал оттянуть руку назад, но не смог. Серебряная рука, которую дал своему самому трусливому слуге, Лорд Волдеморт, направлялась к своему разоружённому и бесполезному владельцу. Петтигрю пожинал результат своего колебания, мгновения жалости; он давился перед глазами мальчиков.
- Нет!
Рон тоже отпустил Хвоста, и вместе, он и Гарри, пытались остановить металлические пальцы, но всё было бесполезно. Петтигрю становился синим от удушья.
- Релашио! – крикнул Рон, указывая палочкой на серебряную руку, но ничего не произошло; Петтигрю упал на колени... Глаза Хвоста закатились вверх на его фиолетовом лице, он дёрнулся последний раз, и упал".

Итак, опять мы видим то же поведение, что и при первой их встрече - Гарри, а за ним и Рон, стараются спасти жизнь человека. Опять-таки, это происходит не просто неожиданно, как в случае с Дадли, но - в пылу борьбы, когда так естественно воспользоваться ослаблением натиска противника и... И потом еще посмеяться над телом убитого врага: "Попался на такую простую уловку!"

Но, видно, Гарри, благодаря Дурслям, мало смотрел голливудских боевиков (а у Уизли дома телевизора по недостатку средств отродясь не было), соответствующая модель поведения у него в сознании/подсознании отсутствует. Забыв предательство родителей, мучения Сириуса, возрождение Волдеморта, наконец, мальчики пытаются спасти Питера. "Да будете сынами Отца вашего небесного. Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над добрыми и злыми, и посылает дождь Свой на праведных и неправедных". Опять исполнение заповедей Спасителя... Евангельская проповедь Джоан Роулинг звучит все громче.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Продолжаем подробный анализ эпопеи Роулинг. Гарри Поттер и Питер Петтигрю
Ещё одна часть размышлений Алексея Втулова.
Я, пожалуй, не буду придерживаться той же последовательности в рассмотрении персонажей, которая получилась в теме "Прощение грехов". Тогда она была избрана более или менее произвольно, сейчас же есть причины рассматривать героев и отношение их с ГП в несколько ином порядке.
Итак, следующего мы рассмотрим Питера Петтигрю. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам