Золотые правила мамы. Правило №12.

Продолжаю размещать Золотые правила хороших мам Лены Даниловой.
Ссылки на первые 6 правил можно увидеть здесь: https://www.stranamam.ru/post/6476695/
Ссыка на правило №7 https://www.stranamam.ru/post/6484426/
Ссылка на правило №8 https://www.stranamam.ru/post/6487486/
Ссылка на правило №9 https://www.stranamam.ru/post/6493170/
Ссылка на правило №10 https://www.stranamam.ru/post/6497923/
Снова приведу длинную цитату из замечательного эссе моего друга и коллеги Николая Курдюмова "Как мы создаем избалованность, упрямство и беспомощность детей"
БАЗИСНЫЙ ЗАКОН МОТИВАЦИИ
К счастью, он существует. Он работает. Его можно использовать всегда. Жизнь – явление, процветающее в своей основе. Жизнь не делает ничего себе во вред, - иначе она не была бы жизнью. Все действия, приносящие улучшение, удовольствия или защиту, фиксируются как ПРИЯТНЫЕ и повторяются с охотой, или становятся потребностью. Все, что не приносит улучшения, или приносит боль и потерю (в том числе потерю свободы), становится опасным и отталкивающим. Закон: ЧТО НАГРАЖДАЕШЬ, ТО И ПОЛУЧАЕШЬ. Вытекающая аксиома: ЕСЛИ ЧТО-ТО ЕСТЬ, ТО ПОТОМУ, ЧТО ЭТО БЫЛО НАГРАЖДЕНО. Происходит только то, что кому-то выгодно. Не только материально, а вообще выгодно, нужно. Понимание этого существенно проясняет существующие проблемы.
Нам платили за отсутствие продукта, и мы прекратили производство.
Нам оплачивают больничные листы, и мы любим болеть, и даже гордимся своими болезнями. Эта форма самоубийства заслуживает отдельной книги!
Ваш ребенок упрямится, капризничает? Значит, Вы ухитрились награждать это. Конечно, Вы этого не осознавали, Вы ПРОСТО РЕАГИРОВАЛИ - но Вы это ДЕЛАЛИ. Он не хочет учиться, значит, Вы награждаете неучебу и игнорируете учебу, - реально, на деле. И знаете, какая самая большая награда для вашего отпрыска? ВАША РЕАКЦИЯ, ВАШЕ ВНИМАНИЕ. Реагируете – значит, управляемы! Что может быть ценнее!?
Если вы хотите что-то исправить, изменить в человеке, вот технология: 1. Точно определите нежелательное качество или поведение. 2. Точно определите, каким образом Вы награждаете это. 3. Несмотря на внутренний бунт и дискомфорт, перестаньте награждать. 4. Несмотря на смущение и страх, НАГРАЖДАЙТЕ то, что желательно.
Если это ПРИМЕНЯТЬ, самые устойчивые недостатки стираются за месяц. Это работает с детьми, со взрослыми, с марсианами, с животными всех видов, потому что это направлено на выживание, процветание. Это и есть путь в Рай. Тем, кто до сих пор верит в эффективность наказаний: нам ведь не важно, чтобы человек, как робот, пошел и сделал то, что говорят. Нам важно, чтобы ОН САМ ЭТОГО ХОТЕЛ. Вы видели среди наказывающих хоть одного счастливого?
Вот, если хотите, более правильное понимание воспитания: продуктом воспитания является НАМЕРЕНИЕ ребенка, принятое САМООПРЕДЕЛЕННО, без всякого давления и условий, делать то, что нужно. Это ОЧЕНЬ просто, если воспринимаешь детей как свободных партнеров. Это почти невозможно, если "обязан воспитать..." Обязан - значит ПИН. А жизнь с детьми - это партнерство. (ПИН: потенциальный источник неприятностей – человек, позволивший себя подавлять. Отдавший кому-то право решать за себя, свои цели и свободы, и потому несчастный и злой, не смотря на правильность морали).
Двухлетняя дочка моего товарища, человечек очень зависимый и "избалованный" (об избалованности - далее), постоянно мочила штанишки. Я предложил награждением исправить ситуацию. И мы наблюдали, как филигранно точно работает закон мотивации. "Садись на горшок, и тогда дам конфетку". Через два дня (!) девочка с энтузиазмом снимала штанишки и брякалась на горшок по двадцать раз в день, а писала... в штаны. Было НЕВЕРНО определено исправляемое качество, награждался ПСЕВДОРЕЗУЛЬТАТ - и он был получен!
“Но это же все равно, что дрессировать собаку! Вы сами приравниваете ребенка к животному! А он - человек, он же должен понимать!..” Уно моменто!. Опять - "должен"? ОН НИЧЕГО ВАМ НЕ ДОЛЖЕН. Он должен только себе: улучшать свою жизнь. Вы, простите, ХОТИТЕ от него одно, а НАГРАЖДАЕТЕ совсем другое, извините. И он ВЫНУЖДЕН понимать то, что выгоднее.
Мы просто очень БОИМСЯ сознательно награждать нормальное поведение. Мы привыкли подавлять. Так нам проще. И наше возмущение больше ничего не означает. (Сия тиррада - не Вам, читатель, а отдельной Вашей проблеме с ребенком. Таковая обязательно найдется!).
НАГРАЖДАТЬ - конкретный, неасоциальный навык, с которым у нас хило. "Сделал то, получишь это" - нормальные деловые отношения. Если они честно соблюдаются, мы чувствуем себя прекрасно, охотно работаем, видим перспективы, уверены в завтрашнем дне. Мы сами ТРЕБУЕМ награды. И не желаем награждать детей. И тогда дети, естественно, делают то, что выгодно им. И вместо того, чтобы решать эту проблему, мы выдумываем МИФ "ДЕТИ ДОЛЖНЫ", и верим в него, и создаем на его основе моральные принципы и воспитательные концепции, упрямо игнорируя свои результаты - бунт, отчуждение, неразумность, горе, апатию наших детей.
А дрессура, кстати, как и воспитание, может быть продуктивной и улучшающей жизнь, а может быть асоциальной, - в зависимости от дрессировщика. И наша беда в том, что мы НЕ ВЛАДЕЕМ ПРОДУКТИВНОЙ ДРЕССУРОЙ. Продуктивная дрессура - просто разумное сожительство, когда один награждает желательные действия другого, делая их приятными. Хочу проиллюстрировать это.
КАК ДОБИТЬСЯ ОТ КОГО УГОДНО ЧЕГО УГОДНО
Принципы продкутивной дрессуры создала этолог из США Карен Прайор. Лет десять назад в "Науке и жизни" печаталась ее книжка "не рычите на собаку!" Я отношу эту книгу к шедеврам человеческой разумности, ибо там описана конкретная точная технология формирования без подавления и ограничений.
Карен научилась дрессировать даже крабов - они звонили в колокольчики. Звонили не за страх, и НЕ ЗА СОВЕСТЬ, а потому, что это им было приятно.
Иначе они не стали бы звонить, это же понятно! Не понятно, как можно отнимать эту приятность у детей только на том основании, что они не крабы.
Процесс дрессуры прост: любое желательное действие награждается.
Важно:
а) награждать В ТО ЖЕ МГНОВЕНЬЕ, как только действие совершено. Иначе награда не связывается с действием, и действие не становится полезным для жизни.
б) награда должна быть достаточно маленькой, чтобы не отвлекать от работы, и чтобы было желание получить ее еще и еще, и работа могла бы продолжаться.
Легко понять, что в таком процессе нет места наказаниям: они сразу создадут ОТТОРЖЕНИЕ дрессировщика, и дальнейшая работа станет невозможной. А при систематическом наказании отторгаться будет и все, что связано с дрессурой. И тут сразу представляется школьный класс... детсадовская группа... Институтская аудитория - слава Богу, мы там уже имели возможность заниматься чем угодно, кроме учебы. Об армии вообще молчу. Семья. Семья - туда же!
Еще раз: важно верно определить желаемое действие. Моя дочь применяла дрессуру к нашему щенку Тяпке. Дочь бросала тапок, и награждала Тяпку за то, что он его приносил. Они работали всего часа два. А Тяпка до сих пор растаскивает всю обувь по веранде, с надеждой заглядывая нам в глаза. И он абсолютно прав – это его выживание!
Понять на деле суть дрессуры позволяет блестящая игра, которую Карен проводит на своих семинарах. ДРЕССИРОВЩИК и зрители договариваются: ведущий должен, например, взять в руки карандаш и нарисовать кружок. Ведущий входит, не зная об этом. Задача дрессировщика - добиться желаемого от ведущего. Наградой служит свисток или хлопок в ладоши. Дрессировщик следит за ведущим и награждает любые поползновения в нужном направлении. Ведущий следит за наградой и пытается найти нужные варианты. Зрители болеют за обоих – то есть за их взаимопонимание.
Эта игра - реальная модель ЖИЗНИ. Достичь цели можно только при полном взаимодействии обоих партнеров. Ясно, что никакое наказание не поможет ведущему понять, чего от него хотят. Это - жизнь. Характерно, что, когда наконец успех достигнут, все страшно радуются, а партнеры начинают чувствовать друг к другу симпатию, как будто давно знакомы. Поиграйте в эту игру с Вашими детьми. Преодолейте смущение. Научитесь быть хорошим ведущим. И хорошим дрессировщиком. И Вы увидите, что значит партнерство с детьми. Поиграйте друг с другом, и вы обнаружите, почему у вас проблемы с детьми.
Теперь ясно, что такое послушание. Это когда в ответ на наш диктат человечек или фальшивит, делает вид, или сломлен до апатии – то есть уверен, что не имеет права поступать иначе. Последний случай особенно страшен: в апатии человеку всё по барабану.
Вот так...
На первый взгляд это выглядит очень грубо. Но не спешите плеваться и ругаться. Потому что это правда!
Я попробую более мягко растолковать, что к чему. Итак, как мы подкармливаем плохое поведение ребенка?
Когда он хорошо себя ведет, например, тихо сидит и играет сам - мы его не трогаем, на него почти не реагируем (боимся спугнуть!). Только раскричался, мы вокруг него «пляшем». Ведь так? Или поругаем? Или приласкаем, или как-то еще отреагируем.
А ему и надо, чтоб вокруг него «плясали». Ребёнку нужно любое наше внимание - лишь бы было внимание в его сторону!
Так давайте реагировать на детей, когда они хорошо себя ведут!
Например, ребенок тихо и спокойно занят сам собою, например, строит из «Лего». Подойти и погладить по макушке со словами "Как ты здорово играешь! Мне особенно нравится вот эта башенка!".
Или ребенок убрал за собой со стола, вроде как, так и надо. Но можно сказать ему «спасибо» за то, что помог маме. Не говорить "Молодец, умница!", а просто «спасибо». Можно сказать, что вы ему, как большому, разрешаете помыть тарелку (метод Тома Сойера).
Или ребенок спокойно согласился выключить телевизор после просмотра мультиков и не устроил обычный крик "Еще!", говорите "Ты уже такой взрослый, сам ушел от телевизора! Я удивлена и очень обрадована!". А на завтра напомните об этом перед просмотром.
В общем, ребёнка надо хвалить. Но, конечно, похвала должна быть адекватной, чтобы ребёнок не привык ждать похвалы за каждую-каждую мелочь.
Если пятимесячного похвалить за то, что он в нужное место сходил в туалет, то это адекватная похвала. А пятилетний сделал то же самое - его мы не станем хвалить, ведь правда?
Или, допустим, трехлетний ребёнок сам без подсказки убрал за собой посуду после обеда. Это точно заслуживает если не похвалы, то внимания родителей. А если так сделал семилетка? Это ж в порядке вещей...
Если и менее очевидные примеры, но есть одно правило: надо оценивать ситуацию исходя из возраста и умений ребёнка, а не хвалить за простейшие дела!
***
Как с помощью мотивации добиваться от ребёнка желаемых действий? Да еще так, чтобы это не было банальной торговлей, типа: сделаешь – дам.
Я стараюсь использовать разные идеи и предложения так, чтобы ребёнок сам захотел делать то, что мне сейчас нужно.
Допустим, мы уходим из кружка по танцам. Ребёнок возится и не одевается. Я не скажу: «Одевайся скорее и я тебе куплю по дороге конфетку». Я скажу «Хочешь пойти после занятий в парк? Тогда надо поторапливаться! А то парк закрывается в восемь. И мы успеем мало погулять». И ребёнок начинает со свистом одеваться, потому что ему самому хочется погулять.
В чем разница?
Во-первых, я не предлагаю материальное вознаграждение (мороженое, конфетку, банан, игрушку), я предлагаю удовольствие вполне мирное и очень любимое.
Во-вторых, в моём предложении у ребёнка есть выбор. Если он реально захочет в парк, то поторопиться. А если нет, тут уж я даже и не попытаюсь подгонять. В примере с конфеткой тоже есть выбор. Но ответственность за свой поступок ребёнок ощутить не сможет. Даже если он медленно оденется, вам придется купить конфетку. Он будет ныть, конфетки будут вокруг продаваться. А чувства времени у ребёнка пока и нет вовсе и он может считать, что оделся быстро... Когда парк закрывается, то он закрывается. С этим не поспоришь.
А теперь еще немного примеров правильного создания мотивации. Вот истории из жизни разных мам:
У нас в последнее время были проблемы с умыванием. Я вчера купила дочке мыло с акулой (это ее кумир в последнее время) и очень вкусно пахнущее. Сегодня я сама вымыла руки этим мылом, и дала понюхать дочке, как приятно пахнут руки после мытья. Ева помыла руки, потом лицо, зубы почистили. И вот так, очень для нас приятно умылась Ева. Потом еще всем домашним давала понюхать свои ручки.
На прогулке собирался быть скандал, Кирюша уже плакал и идти никуда не хотел. И тут я вспомнила - уже около 2-х недель он просит покататься на большой зеленой маршрутке, но так как останавливается она не у дома, то мы на ней обычно не ездим. Я обещала Кирюше, что как-нибудь покатаемся на такой маршрутке. Я предложила: " А давай на зеленой маршрутке покатаемся?" Он сразу же согласился! Я предупредила, что идти далеко. Он шел быстро, иногда даже бежал, так ему хотелось покататься! Без маршрутки такое расстояние и за такое время мы не прошли бы. По дороге и в магазин зашли, на все был согласен.
Вечером предлагаю купаться, а Илюша отказывается. Предлагаю ванну с пеной (очень любит), снова отказывается. Тогда я говорю: " А давай попозже пойдем, а сейчас дедушке уступим?". Сразу же побежал первым занимать ванну. Я говорю: "Раздевайся скорее, чтобы успеть", он быстро разделся и залез в ванну. Удалось сыграть на Илюшиной «вредности».
У сына любимые игрушки - динозавры. Так я этим всегда пользуюсь.
Не любит рано просыпаться в детский сад, канючит, что не пойдет. Я говорю: "Ты же Марату (друг в саду, который тоже увлекается динозаврами) обещал трицератопса принести!", тут же вскакивает с кровати и собирается.
Или играет во что-нибудь и не хочет идти купаться. Выдаю ему набор динозавров, которые меняют цвет в зависимости от температуры (они у нас не лежат в свободном доступе, т. к. очень мелкие, легко теряются, а он расстраивается), и он с удовольствием бежит в ванну. Было еще много всяких случаев, когда мне помогали динозавры.
Ванька долго сидел на горшке после гуляния и никак не хотел вставать идти кушать (такое бывает редко, но видно уже ему было не очень хорошо). Ничто не помогало поднять, потом я предложила посмотреть, какая у Вани теперь будет тарелочка, такая же, как у папы (а папу он просто обожает). Сразу встал и пошел на кухню.
Вчера приехали на работу на велосипеде - мы поехали кататься, и тут позвонили и сказали, что надо, чтобы я срочно появилась. Приехали, там с Санькой дядя Юра классно играл, пока я была занята. Я дела сделала, надо ехать обратно, а я знаю, что Сашку от дяди Юры не оторвать. Говорю ему, Саша, нам пора ехать, давай ты дяде Юре покажешь какой у тебя шлем, как ты его надеваешь, и как ты на велосипеде с мамой ездишь. Подумал, подумал, и пошел. Сели на велосипед, он даже дяде Юре ручкой помахал.
Комментарии
- Мотивация "внешняя" - похвала, награды, стимулы, подарки - которая и используется в механизме дрессировки, и ПРИНОСИТ ОБРАТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
- Мотивация "внутренняя" - то есть помощь ребенку найти свою собственную точку интереса и желания - обычно вопросы и предложения, позволяющие ребенку увидеть ситуацию по-другому (о коих приведены прекрасные примеры в конце статьи). Только к начальному пассажу о дрессировки это не имеет никакого отношения, там работают совершенно иные психологические механизмы.
Я когда-то переводила блестящую книгу "Безусловные Родители", там есть как раз про вредность поощрений глава. Вот пара цитат:
"Большинство из нас считают, что есть вещь, под названием «мотивация», которой может быть много, мало, или не быть вообще. Естественно, мы хотим, чтобы у наших детей были ее неиссякаемые запасы ее, или иными словами, мы хотим, чтобы они были высоко мотивированы делать домашнее задание, вести себя ответственно, и так далее.
Проблема заключается в том, что мотивация бывает разная. Большинство психологов различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация означает, что вам просто нравится что-то делать, потому что это вам нравится, а внешняя, что вы делаете что-то, чтобы закончить это и получить награду или избежать наказания. Это разница в том, читает ли ребенок книгу, потому что ему интересно, что произойдет в следующей главе, или потому, что за ее прочтение ему пообещали шоколадку.
Главное даже не в том, что эти мотивации отличаются, или что внешняя мотивация стоит ниже внутренней, хотя и то, и другое правда. Я хочу подчеркнуть, что внешняя мотивация постепенно разрушает внутреннюю. Чем больше внешней мотивации, тем меньше внутренней. Чем больше людей награждают за какое-то действие, тем больше шансов, что они потеряют интерес к тому, что им приходилось делать ради получения награды. Естественно, из такого обобщения любого психологического исследования всегда есть исключения, однако это общее заявление было доказано буквально десятками исследований людей разных возрастов, полов и культур – с массой различных заданий и поощрений."
"А теперь самые плохие новости: то, что можно сказать о материальных вознаграждениях (деньги и пища), или символических наградах (оценки или золотые звезды), является правдой и по отношению к вербальному поощрению. Во многих случаях результаты похвалы могут быть так печальны, как результат осыпания ребенка подарками.
Для начала, «Молодец, постарался!», может напрямую влиять на то, на сколько ребенок постарается. Исследователи не перестают отмечать, что люди, которых хвалят за успехи в творческом задании, зачастую не в состоянии выполнить следующее задание. Почему? Частично потому, что похвала создает давление «быть молодцом и дальше», которое мешает быть молодцом. Частично потому, что интерес к заданию уменьшился, так как появился интерес заслужить похвалу. Частично потому, что они уже менее склонны рисковать – необходимое качество для творчества – как только начинают задумываться, как добиться похвалы. Положительное подкрепление так же не работает для достижения остальных задач, а не только результатов."
Ссылка на всю главу тут http://olkan.livejournal.com/?skip=10&tag=unconditional%20parenting
- Мотивация "внешняя" - похвала, награды, стимулы, подарки - которая и используется в механизме дрессировки, и ПРИНОСИТ ОБРАТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
- Мотивация "внутренняя" - то есть помощь ребенку найти свою собственную точку интереса и желания - обычно вопросы и предложения, позволяющие ребенку увидеть ситуацию по-другому (о коих приведены прекрасные примеры в конце статьи). Только к начальному пассажу о дрессировки это не имеет никакого отношения, там работают совершенно иные психологические механизмы.
Я когда-то переводила блестящую книгу "Безусловные Родители", там есть как раз про вредность поощрений глава. Вот пара цитат:
"Большинство из нас считают, что есть вещь, под названием «мотивация», которой может быть много, мало, или не быть вообще. Естественно, мы хотим, чтобы у наших детей были ее неиссякаемые запасы ее, или иными словами, мы хотим, чтобы они были высоко мотивированы делать домашнее задание, вести себя ответственно, и так далее.
Проблема заключается в том, что мотивация бывает разная. Большинство психологов различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация означает, что вам просто нравится что-то делать, потому что это вам нравится, а внешняя, что вы делаете что-то, чтобы закончить это и получить награду или избежать наказания. Это разница в том, читает ли ребенок книгу, потому что ему интересно, что произойдет в следующей главе, или потому, что за ее прочтение ему пообещали шоколадку.
Главное даже не в том, что эти мотивации отличаются, или что внешняя мотивация стоит ниже внутренней, хотя и то, и другое правда. Я хочу подчеркнуть, что внешняя мотивация постепенно разрушает внутреннюю. Чем больше внешней мотивации, тем меньше внутренней. Чем больше людей награждают за какое-то действие, тем больше шансов, что они потеряют интерес к тому, что им приходилось делать ради получения награды. Естественно, из такого обобщения любого психологического исследования всегда есть исключения, однако это общее заявление было доказано буквально десятками исследований людей разных возрастов, полов и культур – с массой различных заданий и поощрений."
"А теперь самые плохие новости: то, что можно сказать о материальных вознаграждениях (деньги и пища), или символических наградах (оценки или золотые звезды), является правдой и по отношению к вербальному поощрению. Во многих случаях результаты похвалы могут быть так печальны, как результат осыпания ребенка подарками.
Для начала, «Молодец, постарался!», может напрямую влиять на то, на сколько ребенок постарается. Исследователи не перестают отмечать, что люди, которых хвалят за успехи в творческом задании, зачастую не в состоянии выполнить следующее задание. Почему? Частично потому, что похвала создает давление «быть молодцом и дальше», которое мешает быть молодцом. Частично потому, что интерес к заданию уменьшился, так как появился интерес заслужить похвалу. Частично потому, что они уже менее склонны рисковать – необходимое качество для творчества – как только начинают задумываться, как добиться похвалы. Положительное подкрепление так же не работает для достижения остальных задач, а не только результатов."
Ссылка на всю главу тут http://olkan.livejournal.com/?skip=10&tag=unconditional%20parenting
↑ Перейти к этому комментарию
Только насчет вредности похвалы мне не понятно. Вот приходит дочь: "мама, смотри, какой рисунок!" - и что, нельзя похвалить?
↑ Перейти к этому комментарию
ребенок рисует потому что любит рисовать, но всегда несет показать с целью одобрения, как вы написали. А иногда сама начинает тереть пыль или убирать за собой именно чтобы похвалили, как помощницу, а не ради самого процесса - значит здесь неправильно похвалить за уборку?
Если мы с вами договоримся не путаться в слове "похвала", то думаю, мы сойдемся в том, что оценивать - стараться меньше, а радоваться, обнимать, благодарить, сопереживать - больше
- Мотивация "внешняя" - похвала, награды, стимулы, подарки - которая и используется в механизме дрессировки, и ПРИНОСИТ ОБРАТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
- Мотивация "внутренняя" - то есть помощь ребенку найти свою собственную точку интереса и желания - обычно вопросы и предложения, позволяющие ребенку увидеть ситуацию по-другому (о коих приведены прекрасные примеры в конце статьи). Только к начальному пассажу о дрессировки это не имеет никакого отношения, там работают совершенно иные психологические механизмы.
Я когда-то переводила блестящую книгу "Безусловные Родители", там есть как раз про вредность поощрений глава. Вот пара цитат:
"Большинство из нас считают, что есть вещь, под названием «мотивация», которой может быть много, мало, или не быть вообще. Естественно, мы хотим, чтобы у наших детей были ее неиссякаемые запасы ее, или иными словами, мы хотим, чтобы они были высоко мотивированы делать домашнее задание, вести себя ответственно, и так далее.
Проблема заключается в том, что мотивация бывает разная. Большинство психологов различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация означает, что вам просто нравится что-то делать, потому что это вам нравится, а внешняя, что вы делаете что-то, чтобы закончить это и получить награду или избежать наказания. Это разница в том, читает ли ребенок книгу, потому что ему интересно, что произойдет в следующей главе, или потому, что за ее прочтение ему пообещали шоколадку.
Главное даже не в том, что эти мотивации отличаются, или что внешняя мотивация стоит ниже внутренней, хотя и то, и другое правда. Я хочу подчеркнуть, что внешняя мотивация постепенно разрушает внутреннюю. Чем больше внешней мотивации, тем меньше внутренней. Чем больше людей награждают за какое-то действие, тем больше шансов, что они потеряют интерес к тому, что им приходилось делать ради получения награды. Естественно, из такого обобщения любого психологического исследования всегда есть исключения, однако это общее заявление было доказано буквально десятками исследований людей разных возрастов, полов и культур – с массой различных заданий и поощрений."
"А теперь самые плохие новости: то, что можно сказать о материальных вознаграждениях (деньги и пища), или символических наградах (оценки или золотые звезды), является правдой и по отношению к вербальному поощрению. Во многих случаях результаты похвалы могут быть так печальны, как результат осыпания ребенка подарками.
Для начала, «Молодец, постарался!», может напрямую влиять на то, на сколько ребенок постарается. Исследователи не перестают отмечать, что люди, которых хвалят за успехи в творческом задании, зачастую не в состоянии выполнить следующее задание. Почему? Частично потому, что похвала создает давление «быть молодцом и дальше», которое мешает быть молодцом. Частично потому, что интерес к заданию уменьшился, так как появился интерес заслужить похвалу. Частично потому, что они уже менее склонны рисковать – необходимое качество для творчества – как только начинают задумываться, как добиться похвалы. Положительное подкрепление так же не работает для достижения остальных задач, а не только результатов."
Ссылка на всю главу тут http://olkan.livejournal.com/?skip=10&tag=unconditional%20parenting
↑ Перейти к этому комментарию
- Мотивация "внешняя" - похвала, награды, стимулы, подарки - которая и используется в механизме дрессировки, и ПРИНОСИТ ОБРАТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
- Мотивация "внутренняя" - то есть помощь ребенку найти свою собственную точку интереса и желания - обычно вопросы и предложения, позволяющие ребенку увидеть ситуацию по-другому (о коих приведены прекрасные примеры в конце статьи). Только к начальному пассажу о дрессировки это не имеет никакого отношения, там работают совершенно иные психологические механизмы.
Я когда-то переводила блестящую книгу "Безусловные Родители", там есть как раз про вредность поощрений глава. Вот пара цитат:
"Большинство из нас считают, что есть вещь, под названием «мотивация», которой может быть много, мало, или не быть вообще. Естественно, мы хотим, чтобы у наших детей были ее неиссякаемые запасы ее, или иными словами, мы хотим, чтобы они были высоко мотивированы делать домашнее задание, вести себя ответственно, и так далее.
Проблема заключается в том, что мотивация бывает разная. Большинство психологов различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация означает, что вам просто нравится что-то делать, потому что это вам нравится, а внешняя, что вы делаете что-то, чтобы закончить это и получить награду или избежать наказания. Это разница в том, читает ли ребенок книгу, потому что ему интересно, что произойдет в следующей главе, или потому, что за ее прочтение ему пообещали шоколадку.
Главное даже не в том, что эти мотивации отличаются, или что внешняя мотивация стоит ниже внутренней, хотя и то, и другое правда. Я хочу подчеркнуть, что внешняя мотивация постепенно разрушает внутреннюю. Чем больше внешней мотивации, тем меньше внутренней. Чем больше людей награждают за какое-то действие, тем больше шансов, что они потеряют интерес к тому, что им приходилось делать ради получения награды. Естественно, из такого обобщения любого психологического исследования всегда есть исключения, однако это общее заявление было доказано буквально десятками исследований людей разных возрастов, полов и культур – с массой различных заданий и поощрений."
"А теперь самые плохие новости: то, что можно сказать о материальных вознаграждениях (деньги и пища), или символических наградах (оценки или золотые звезды), является правдой и по отношению к вербальному поощрению. Во многих случаях результаты похвалы могут быть так печальны, как результат осыпания ребенка подарками.
Для начала, «Молодец, постарался!», может напрямую влиять на то, на сколько ребенок постарается. Исследователи не перестают отмечать, что люди, которых хвалят за успехи в творческом задании, зачастую не в состоянии выполнить следующее задание. Почему? Частично потому, что похвала создает давление «быть молодцом и дальше», которое мешает быть молодцом. Частично потому, что интерес к заданию уменьшился, так как появился интерес заслужить похвалу. Частично потому, что они уже менее склонны рисковать – необходимое качество для творчества – как только начинают задумываться, как добиться похвалы. Положительное подкрепление так же не работает для достижения остальных задач, а не только результатов."
Ссылка на всю главу тут http://olkan.livejournal.com/?skip=10&tag=unconditional%20parenting
↑ Перейти к этому комментарию
Как нащупать внутреннюю мотивацию? А если читать не интересно, то не читать?
Про себя - взрослую тетеньку - нет у меня внутренней мотивации на определенные очень нужные мне действия, а внешняя есть и она хоть как-то да работает...
В общем, не нашла я для себя ответа...
Это на самом деле вопрос больше: какую часть своей жизни мы занимаемся нам не интересной, не близкой, занудной ерундой, только потому, что в нас так это вбили, что надо. Надо ли? Не жалко ли жизни?
В школе нас мотивировали деньгами за хорошо оконченную четверть.без троек одна сумма, на отлично- другая.Меня мотивировало учиться лучше, а сестру мотивировало оценки затирать плохие.
Еще надо смотреть по ребенку.Одному легко читать, но сложно убрать, значит больший мотиватор должен быть за сложное.
В школе одна учительница могла поставить тройку вместо двойка ученику, который вместо 20 ошибок, сделал 15.И отличнику 3 за три ошибки.
Прочитала, и сказала дочке, что она молодец, что раненько легла спать
Нужно менять мышление. Если например понимаешь важность,то не надо мотивировать.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: