Конкретно об абстрактном
Абстрактные игры не надоедают никогда, в отличие от игр тематических, которые периодически отправляются на дальнюю полку, чтобы мы по ним могли соскучиться. Самые известные представители абстрактных игр - это шахматы, шашки, нарды, домино.
У меня же любимые вот эти:
Калах (Kalaha)
Древняя, почти первобытная игра, пришедшая к нам из африканских племён. Для неё нужна лишь доска с лунками и горсть бобов, но можно обойтись даже ямками в земле, да пригоршней камешков. Мой калах выполнен из ореха и укомплектован самоцветами. Он очень красив и изящен и помимо удовольствия от собственно игры, приносит ещё и эстетическое наслаждение.
Несколько следующих игр от компании Джигамик (Gigamic) так же радуют своим видом.
Кварто (Quarto!)
Для победы надо выстроить четыре фишки в ряд, объединённые каким-то одним признаком: цвет, форма, высота или наличие/отсутствие выемки на макушке. А чтобы жизнь мёдом не казалась, фишку для хода выбирает вам соперник.
Пилос (Pylos)
Игроки по очереди выставляют на поле шары, каждый своего цвета. Если вам удалось составить квадрат из шариков вашего цвета, вы можете забрать два своих шарика обратно в запас. Кроме того, вы можете сэкономить шар, подняв на уровень выше один из ранее выставленных. Победит тот, чей шар увенчает вершину пирамиды.
Гигс (Gyges)
Все фишки на поле общие. Ходить вы можете только теми, которые в данный момент находятся на самой близкой к вам линии. Фишка делает столько шагов, сколько в ней самой ярусов. Кроме того, если фишка завершает ход на занятой клетке, она отталкивается от стоящей там пирамидки и ходит дальше на количество шагов, равное высоте этой пирамидки. Для победы надо занять наиболее отдалённую от вас клетку (она единственная в своём ряду).
Гобблет (Gobblet)
Гремучая смесь крестиков-ноликов с матрёшками. В процессе игры более широкие колпачки могут накрывать более узкие. Кроме того, уже выставленные на поле колпачки можно переставлять с места на место. Поэтому очень важно запоминать, что прячется под тем или другим колпачком, чтобы случайно не открыть фишку соперника, которая окажется четвёртой в ряду себе подобных и, тем самым, вывести соперника в победители.
Несколько игр из ГИПФ-проекта:
Зерц (ZERTZ)
В запасе все шары общие. Игроки по-очереди выставляют их на поле, одновременно убирая крайние кольца. После вашего хода соперник может "съесть" подходящий шар так же, как это происходит в шашках, например. Поле постепенно уменьшается, места для манёвра всё меньше и меньше. Кто же первым соберёт необходимое количество шаров определённого цвета?
Инш (YINSH)
Эта игра родственница Реверси и Рендзю. Точно так же фишки постоянно переворачиваются то белой, то чёрной стороной вверх. Точно так же надо выставить в ряд пять фишек своего цвета. При этом вы сможете забрать с поля одно своё кольцо. Победит тот, кто первым соберёт три кольца. Думаете, в этом нет ничего сложного? Попробуйте сами!
Цаар (Tzaar)
Нет, это не шашки, хотя внешне игры и похожи. У каждого игрока фишки трёх видов. Одних больше, других меньше, но в игре должны присутствовать все три вида. Соперник будет методично выбивать ваши фишки, наращивая мощность собственных. Вы тоже. И тут очень важно сохранить баланс и грамотно выбрать одно действие из двух - атаку соперника или усиление своих позиций.
Двонн (Dvonn)
Чем выше башня, тем дальше она может продвинуться, но тем меньше у неё возможностей для передвижения. Для победы надо накрыть фишками своего цвета как можно башен, захватывая таким образом фишки соперника. Но ещё важнее при этом не оторваться от одной из трёх нейтральных красных фишек, потому что оторвавшись от них вся башня выходит из игры.
Гениальность/Просто гениально (Ingenious)
Фишки выставляются на поле по принципу домино, а вот очки подсчитываются в зависимости от того, сколько ячеек того же цвета окажется рядом с новенькой. В игре очень интересный способ определения победителя: учитываются не первые, а последние маркеры игроков. У кого этот маркер окажется дальше других от старта, тот и победил.
Ётта (IOTA)
Для того, чтобы выложить новую карточку, надо правильно найти для неё место. Она должна либо совпадать с уже выложенными карточками по какому-то признаку, либо полностью отличаться. Признаков всего три: цвет, форма, номинал. Но учитывать их надо одновременно. То есть в ряду все фигуры могут быть красными, квадратными, но при этом разными по номиналу или это могут быть круги с цифрой три, но непременно разноцветные.
Квиркл (Qwirkle)
Близкая родственница Ётты. Она попроще, что позволяет брать в игру малышей.
Триомино (Triominos).
По сути это треугольное домино. У нас вот такая, с цветными точками (мне она симпатичнее):
Но существует и классический вариант, с арабскими цифрами:
Мексиканский поезд (Mexican Train)
Очень динамичная разновидность домино за счёт того, что фишки можно выставлять не в два пункта, как в классической версии, а минимум в два - в свой "поезд", и в общий, мексиканский. И ещё периодически открывается возможность выставлять свои фишки в "поезда" соперников.
Тайу (Ta Yu)
По-восточному минималистичная игра. Надо соединить "водными каналами" два противоположных "берега". Фишки вынимаются из мешочка по-одной за ход и присоединяются к уже выложенным на поле так, чтобы продолжить один из каналов, стараясь уводить его подальше от берегов соперника и направляя в свою сторону.
Руммикуб (Rummikub)
Пример того, как под невзрачной внешностью может скрываться жемчужина. Игра, заставляющая вас почувствовать, как шевелятся извилинки в вашей голове. При этом она вполне под силу детям уже с младшего школьного возраста, считать в ней не надо, только просчитывать варианты сочетаний.
В эти игры могу играть в любое время и в любом настроении.
Все картинки найдены в сети
У меня же любимые вот эти:
Калах (Kalaha)
Древняя, почти первобытная игра, пришедшая к нам из африканских племён. Для неё нужна лишь доска с лунками и горсть бобов, но можно обойтись даже ямками в земле, да пригоршней камешков. Мой калах выполнен из ореха и укомплектован самоцветами. Он очень красив и изящен и помимо удовольствия от собственно игры, приносит ещё и эстетическое наслаждение.
Несколько следующих игр от компании Джигамик (Gigamic) так же радуют своим видом.
Кварто (Quarto!)
Для победы надо выстроить четыре фишки в ряд, объединённые каким-то одним признаком: цвет, форма, высота или наличие/отсутствие выемки на макушке. А чтобы жизнь мёдом не казалась, фишку для хода выбирает вам соперник.
Пилос (Pylos)
Игроки по очереди выставляют на поле шары, каждый своего цвета. Если вам удалось составить квадрат из шариков вашего цвета, вы можете забрать два своих шарика обратно в запас. Кроме того, вы можете сэкономить шар, подняв на уровень выше один из ранее выставленных. Победит тот, чей шар увенчает вершину пирамиды.
Гигс (Gyges)
Все фишки на поле общие. Ходить вы можете только теми, которые в данный момент находятся на самой близкой к вам линии. Фишка делает столько шагов, сколько в ней самой ярусов. Кроме того, если фишка завершает ход на занятой клетке, она отталкивается от стоящей там пирамидки и ходит дальше на количество шагов, равное высоте этой пирамидки. Для победы надо занять наиболее отдалённую от вас клетку (она единственная в своём ряду).
Гобблет (Gobblet)
Гремучая смесь крестиков-ноликов с матрёшками. В процессе игры более широкие колпачки могут накрывать более узкие. Кроме того, уже выставленные на поле колпачки можно переставлять с места на место. Поэтому очень важно запоминать, что прячется под тем или другим колпачком, чтобы случайно не открыть фишку соперника, которая окажется четвёртой в ряду себе подобных и, тем самым, вывести соперника в победители.
Несколько игр из ГИПФ-проекта:
Зерц (ZERTZ)
В запасе все шары общие. Игроки по-очереди выставляют их на поле, одновременно убирая крайние кольца. После вашего хода соперник может "съесть" подходящий шар так же, как это происходит в шашках, например. Поле постепенно уменьшается, места для манёвра всё меньше и меньше. Кто же первым соберёт необходимое количество шаров определённого цвета?
Инш (YINSH)
Эта игра родственница Реверси и Рендзю. Точно так же фишки постоянно переворачиваются то белой, то чёрной стороной вверх. Точно так же надо выставить в ряд пять фишек своего цвета. При этом вы сможете забрать с поля одно своё кольцо. Победит тот, кто первым соберёт три кольца. Думаете, в этом нет ничего сложного? Попробуйте сами!
Цаар (Tzaar)
Нет, это не шашки, хотя внешне игры и похожи. У каждого игрока фишки трёх видов. Одних больше, других меньше, но в игре должны присутствовать все три вида. Соперник будет методично выбивать ваши фишки, наращивая мощность собственных. Вы тоже. И тут очень важно сохранить баланс и грамотно выбрать одно действие из двух - атаку соперника или усиление своих позиций.
Двонн (Dvonn)
Чем выше башня, тем дальше она может продвинуться, но тем меньше у неё возможностей для передвижения. Для победы надо накрыть фишками своего цвета как можно башен, захватывая таким образом фишки соперника. Но ещё важнее при этом не оторваться от одной из трёх нейтральных красных фишек, потому что оторвавшись от них вся башня выходит из игры.
Гениальность/Просто гениально (Ingenious)
Фишки выставляются на поле по принципу домино, а вот очки подсчитываются в зависимости от того, сколько ячеек того же цвета окажется рядом с новенькой. В игре очень интересный способ определения победителя: учитываются не первые, а последние маркеры игроков. У кого этот маркер окажется дальше других от старта, тот и победил.
Ётта (IOTA)
Для того, чтобы выложить новую карточку, надо правильно найти для неё место. Она должна либо совпадать с уже выложенными карточками по какому-то признаку, либо полностью отличаться. Признаков всего три: цвет, форма, номинал. Но учитывать их надо одновременно. То есть в ряду все фигуры могут быть красными, квадратными, но при этом разными по номиналу или это могут быть круги с цифрой три, но непременно разноцветные.
Квиркл (Qwirkle)
Близкая родственница Ётты. Она попроще, что позволяет брать в игру малышей.
Триомино (Triominos).
По сути это треугольное домино. У нас вот такая, с цветными точками (мне она симпатичнее):
Но существует и классический вариант, с арабскими цифрами:
Мексиканский поезд (Mexican Train)
Очень динамичная разновидность домино за счёт того, что фишки можно выставлять не в два пункта, как в классической версии, а минимум в два - в свой "поезд", и в общий, мексиканский. И ещё периодически открывается возможность выставлять свои фишки в "поезда" соперников.
Тайу (Ta Yu)
По-восточному минималистичная игра. Надо соединить "водными каналами" два противоположных "берега". Фишки вынимаются из мешочка по-одной за ход и присоединяются к уже выложенным на поле так, чтобы продолжить один из каналов, стараясь уводить его подальше от берегов соперника и направляя в свою сторону.
Руммикуб (Rummikub)
Пример того, как под невзрачной внешностью может скрываться жемчужина. Игра, заставляющая вас почувствовать, как шевелятся извилинки в вашей голове. При этом она вполне под силу детям уже с младшего школьного возраста, считать в ней не надо, только просчитывать варианты сочетаний.
В эти игры могу играть в любое время и в любом настроении.

Все картинки найдены в сети
Комментарии
Есть ещё Спящие королевы (https://www.stranamam.ru/post/3322759/). Почти чистая математика.
В игре 100 000 лет до нашей эры (https://www.stranamam.ru/post/2318788/) надо умножать и делить в процессе добывания ресурсов. Это не основное, поэтому дети даже не замечают, что тренируют устный счёт. Всё происходит мимоходом, между делом.
Корова 006 (https://www.stranamam.ru/post/4844895/) оперирует числами до сотни в отличие от аналогичной Трафик Джем от Банды умников, где цифры в пределах пяти десятков.
На днях я рассказывала про доминошный пасьянс, который назвала Траволатор (https://www.stranamam.ru/post/6432394/) Там постоянно надо считать, правда только до 12. Другие пасьянсы больше просто на состав чисел 6 и 12 натаскивают, но тоже неплохи.
Из упомянутых сегодня, это Триомино, Квиркл и особенно Ётта. Там требуется постоянный подсчёт очков в процессе партии.
Ну, и банальная Монополия. Особенно, если ребёнку доверить игровой банк. У меня вот такая версия: https://www.stranamam.ru/post/2558594/ Но это дело вкуса, главное, чтобы она была с бумажными банкнотами, а не с пластиковыми картами.
Игра Фитц тоже использует пентамино. Это такой настольный тетрис:
Хорошая игра Блокус:
И очень много всяких головоломок есть у Бондибон: IQ-Гений, IQ-Твист, IQ-Элемент, IQ-Энигма
Кроме того, посмотри на:
- головоломки от Thinkfun: https://www.stranamam.ru/post/2328883/
- игру Панорама: https://www.stranamam.ru/post/2626214/
- Танграм: https://www.stranamam.ru/post/4647202/
Я сегодня такой заказище в Игроведе оставила
Как думаешь, Метро можно дарить взрослому человеку?
Мне просто понравилось, как она сделана, приятная на ощупь.
↑ Перейти к этому комментарию
А всей остальной вашей компании могу посоветовать Каркассон Средневековье (базовая версия минут на 30-40 времени, потом к ней можно будет купить дополнения):
Симпатичная не сложная экономическая игра Счастливая ферма:
Достойна внимания приключенческая игра Запретный остров, в которой все участники выступают, как одна команда, вместе сражаясь с трудностями:
Я вам назвала несколько игр, которые вполне уже могут дать представление о том, что такое современная настолка. Они красочны, увлекательны, с хорошим качеством компонентов, но при этом цена их не слишком высока.
А всей остальной вашей компании могу посоветовать Каркассон Средневековье (базовая версия минут на 30-40 времени, потом к ней можно будет купить дополнения):
Симпатичная не сложная экономическая игра Счастливая ферма:
Достойна внимания приключенческая игра Запретный остров, в которой все участники выступают, как одна команда, вместе сражаясь с трудностями:
Я вам назвала несколько игр, которые вполне уже могут дать представление о том, что такое современная настолка. Они красочны, увлекательны, с хорошим качеством компонентов, но при этом цена их не слишком высока.
↑ Перейти к этому комментарию
А всей остальной вашей компании могу посоветовать Каркассон Средневековье (базовая версия минут на 30-40 времени, потом к ней можно будет купить дополнения):
Симпатичная не сложная экономическая игра Счастливая ферма:
Достойна внимания приключенческая игра Запретный остров, в которой все участники выступают, как одна команда, вместе сражаясь с трудностями:
Я вам назвала несколько игр, которые вполне уже могут дать представление о том, что такое современная настолка. Они красочны, увлекательны, с хорошим качеством компонентов, но при этом цена их не слишком высока.
↑ Перейти к этому комментарию
А всей остальной вашей компании могу посоветовать Каркассон Средневековье (базовая версия минут на 30-40 времени, потом к ней можно будет купить дополнения):
Симпатичная не сложная экономическая игра Счастливая ферма:
Достойна внимания приключенческая игра Запретный остров, в которой все участники выступают, как одна команда, вместе сражаясь с трудностями:
Я вам назвала несколько игр, которые вполне уже могут дать представление о том, что такое современная настолка. Они красочны, увлекательны, с хорошим качеством компонентов, но при этом цена их не слишком высока.
↑ Перейти к этому комментарию
А Запретный остров понравился тем, что там не надо играть друг против друга, а только помогать
Будет интересно узнать про вашу коллекцию и про ваши впечатления от игр.
↑ Перейти к этому комментарию
Колорама
любые вариации Змей и лестниц, у нас такая Даша-путешественница (ребенку не всегда хватает терпения до конца пройти)
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: