Чтобы помнили: Алёна Бондарчук.
- Поделиться

31 июля 1962 года – 7 ноября 2009 года
Актриса театра и кино.
Алена Бондарчук родилась 31 июля 1962 года в Москве в семье режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Ирины Скобцевой.

Алена с братом Федором и отцом Сергеем Федоровичем Бондарчуком.
Алена окончила Школу-студию МХАТ в классе у Евгения Евстигнеева, после чего работала в Театре имени Пушкина, затем в Театре имени Моссовета, а с 1998 года Алена Бондарчук была одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького.

Алена Бондарчук также работала в Театре-студии киноактера, где играла Бланш в «Трамвае «Желание».
Ее игра поражала зрителей, вызывая искренние, неподдельные чувства, и настоящие слезы.
У нее была самая трудная роль в спектакле. Ее героиня Бланш запуталась в себе и в своих выдуманных историях, а Алена Бондарчук себя чувствовала опустошенной по окончании этого сумасшедшего эмоционального надрыва. Спектакль длился в течение трех часов с одним небольшим перерывом.
Бурные аплодисменты были заслуженной наградой прекрасной актрисе.

Алена также была известна зрителям по работам в фильмах «Борис Годунов», «Я остаюсь», а также по работе в сериалах «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина».

В сериале «Бедная Настя».
Алена снялась в фильме своего отца Сергея Бондарчука «Тихий Дон».
- Поделиться

Кадр из фильма «Тихий Дон».
Актриса призналась, что отец мечтал, чтобы эту роль сыграла именно его дочь.
– Папа прекрасно понимал, что мне очень близок ее характер, – рассказывала Алена.
– В ней одновременно сочетаются гордость и скромность, страсть и спокойствие.
А еще она очень верный человек.
В этом любовном треугольнике нельзя занимать чью-либо сторону.
Можно понять и Аксинью, и Наталью...
Играть на английском языке мне было легко, ведь мы вместе с братом учились в специализированной школе...
Сергей Бондарчук был режиссером требовательным до крайности: на площадке ничто не должно было отвлекать от съемочного процесса.
– Для меня, как для дочери, не было никогда никаких поблажек, – говорила Алена.
– Отец был жестким режиссером, иногда даже жестоким.
Мне было даже труднее, чем обычным актерам. Ведь постоянно приходилось оправдывать его доверие... Порой я робела перед ним.
К примеру, в кабинет или спальню родителей нам, детям, нельзя было входить без стука.
Папа всегда был в работе.
Он даже не знал, в какой школе мы учимся, путал, в каком классе.
Одно время мы с Федором сильно обиделись, когда папа сказал: «Для меня важна работа, а не дети».
Но и любимчиков среди детей у него не было...
Алена - мать известного актера Константина Крюкова, сестра режиссера Федора Бондарчука.

Алена и сын Константин.
Алена лечилась от рака в израильской клинике, но безуспешно, и в октябре вернулась в Москву.
Алена Бондарчук скончалась 7 ноября 2009 года, и была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с могилой своего отца.

Она долгое время была в тени своего супер активного брата.
Но после выхода «Тихого Дона» о ней заговорили. Все сразу вдруг вспомнили, что кроме Натальи и Федора у Сергея Бондарчука есть еще и дочь Алена, которая, между прочим, актриса, и актриса неплохая.
Алена Бондарчук считает, что Наталья в «Тихом Доне» — это роль, которую она ждала всю свою жизнь.

— Алена, говорят, что вы долгое время находились в тени вашего брата Федора Бондарчука.
Нет желания из нее выйти?
— У каждого из нас своя судьба.
Моя жизнь и работа сложились по-своему.
В какой-то момент думала, что вообще не смогу вернуться в профессию.
Я много времени уделяла своей семье.
— Но вам нравится, как сложилась ваша карьера?
— В театре я сыграла много интересных ролей, а в кино, пожалуй, Наталья в «Тихом Доне» — моя лучшая роль.
Актер — профессия зависимая.
К сожалению, я завишу от предложений…
Сейчас я играю в театре «Империя звезд».
Комедия «Оскар» и «Трамвай желаний» — последние мои работы.
— Федор Бондарчук сейчас снимает фильм по фантастике Стругацких.
Для вас там нашлась роль?
— Как-то Федя сказал: «На твой революционный характер у меня есть роль одной революционерки…»
Но потом предложил роль другой актрисе.
— Вам не обидно?
— Обидно. Мне бы хотелось поработать вместе.
Но я уважаю выбор брата.
И в его картине все такие страшные.
Может, он просто не хотел меня уродовать?
Сейчас я увлечена «Трамваем желаний».
Тема трудная, глубокая драматургия.
Говорили, что зритель не пойдет, но все опасения оказались напрасны.
Каждый вечер зал набит битком, а после спектакля женщины со слезами на глазах несут мне шоколадки…

— Вы любите шоколад?
— Нет. Но они все рано несут не цветы, а шоколадки.
Часто с вареньевой начинкой, что я особенно не люблю.
Женщинам так жалко мою героиню, что им хочется сделать мне что-нибудь приятное.
Мужчины сочувствующе смотрят на все это, но жены их быстро затыкают.
Это настолько трогательно выглядит, что я не могу отказаться от этих шоколадок.
А один раз мне ананас подарили!
—А куда вы отправляете все эти продукты?
— Поначалу я их привозила домой, не хотела кому-то передаривать.
Одна актриса, увидев, что я после спектакля отдаю цветы, сказала: «Не отдавай! Это плохая примета. Цветы — это твой успех. Ты отдаешь свой успех!» И я перестала отдавать…
А шоколадок потом стало так много, что я их начала раздавать нашим костюмерам.
— Не так давно вся пресса обсуждала «Тихий Дон» Сергея Бондарчука, где вы снялись в одной из ролей.
О чем вы подумали, когда узнали, что «Тихий Дон» в России? Кто вам об этом сообщил?
— В тот день я была дома.
Мне позвонил Федор и сказал: «Тихий Дон» в Москве. Кто будет звонить маме?»
Я ответила: «Ты». Это было так неожиданно!
Я очень обрадовалась! Подумала: «Рукописи не горят. У каждого события есть свой час.
Наверное, где-то сверху было решено, что именно в это время все должно произойти».
— Вы сами испугались маме звонить?
— Это было нелегко.
Тринадцать лет работы, писем, разговоров, обращения к адвокатам.
За месяц до смерти отец уже не мог слышать об этом.
Он так и сказал: «Вопрос о «Тихом Доне» закрыт!» Да и мы за тринадцать лет устали биться, подумали: «Как будет — так и будет».
И вот в этот момент, когда, кроме надежды, ничего уже не оставалось, — такой неожиданный поворот событий.
— Что вы ждали от показа фильма и оправдались ли ваши ожидания?
— Мы, конечно, не ожидали такого недоброго приема.
И я очень благодарна и маме, и Федору, что мы достойно выдержали этот удар.
Главное, что фильм есть!
Думаю, пройдет время — и люди забудут свое озлобление по поводу ориентации Руперта Эверетта и неприкрытых волос Аксиньи, тогда они посмотрят эту картину по-другому.
Возвращение «Тихого Дона» мы отметили у меня дома, в тесном семейном кругу.
— Федор в одном из интервью сказал: «Я до сих пор для себя не ответил на вопрос, почему отец несколько десятков лет хотел снимать «Тихий Дон»…»
— Сергея Федоровича часто спрашивали: «Почему вы никогда не снимаете фильмы на темы сегодняшнего дня?»
Это происходило потому, что его всегда интересовали вечные вопросы: кто мы такие, откуда и куда идем…
А размышления на эту тему есть только в великой литературе.
Еще Лев Толстой говорил, что настоящему писателю нужно в своих произведениях поднимать те вопросы, которые будут волновать людей вне времени и пространства.
«Тихий Дон» Шолохова — это эпопея, это судьба народная, это то произведение, которое отвечает на вечные вопросы.
— Как-то вы сказали, что все слова и поступки людей вы меряете по отцу.
Как это выражается в повседневной жизни?
— Я имела в виду свои роли и свою работу как актрисы.
Когда мне присылают какой-нибудь сценарий, я спрашиваю себя: «А что бы сказал по этому поводу отец?
Дал бы на это свое благословение или нет?»
В свое время после окончания театрального института я показывала Сергею Федоровичу поступившие предложения, а он говорил: «Не надо. Это не интересно».
Он считал, что актера делает роль, и ее нужно дождаться.
Я ему говорила: «Пап, пока я буду дожидаться своей роли — все время может пройти».
А он свое: «Подожди, материал нужно отбирать».
— А сейчас вы самостоятельно принимаете решение или с братом советуетесь?
— С Федором я всегда советуюсь.
Но он мне говорит: «Соглашайся! Ты посмотри, с чего я начинал! В каком ужасе я снимался!»

С братом Фёдором
— Ваши дома с Федором стоят рядом.
Как так получилось?
— Когда мы думали, как лучше переделать наш дом, то мама сказала: «Я хочу все оставить так, как было при отце».
На что Федя, в свою очередь, сказал: «Ну и замечательно. А я рядом построю свой дом».
Вот так я и осталась жить в доме-музее Станиславского (его так Федя называет).
Потом, конечно, я его надстраивала, увеличивала.
— А где ваша мама Ирина Константиновна живет?
— То у меня, то у Феди, а то у себя в московской квартире.
Мама очень занятой человек, общественный деятель.
Она много снимается в сериалах, картинах, добилась того, чтобы поставили памятник Сергею Федоровичу на его родине…
Мы с Федей постоянно говорим ей: «Мам, может, ты отдохнешь и поедешь в санаторий?»
«Хорошо. Это моя последняя картина», — произносит она со скорбным лицом до появления следующего сценария.
— В 80-е вы снялись в нескольких фильмах, а потом вернулись на экран спустя почти 10 лет.
Чем вы все эти 10 лет занимались?
— Я жила вместе с мужем и сыном в Швейцарии. Занималась домом, много читала, размышляла, ездила на съемки «Тихого Дона»…
Поначалу мне все это нравилось, а потом стало тяжело, захотелось что-то сделать и для себя.
Я взяла Костю и уехала с ним в Москву (муж приехал за нами через какое-то время).
Сына пришлось отдать в немецкую школу, так как он не умел писать по-русски…
Сейчас я на всякий случай спрашиваю Костю: «Ты бы хотел жить там?» И он отвечает: «Нет».
Три года назад я вновь вышла замуж.
Мой муж творческий человек из близкой мне сферы. У меня все замечательно.
Но и когда я была одна, тоже не очень переживала. После развода у меня появилась свобода, и мне было интересно в ней существовать.
Я могла купить билет и куда-нибудь полететь, что-то посмотреть, я вновь была актрисой, а не только Костиной мамой…
— Какие советы вы могли бы дать женщинам, которые развелись?
— После развода жизнь не заканчивается!
Не бойтесь жить, не чувствуйте себя убогими или обделенными.
Если ты одна, то это не значит, что в тебе что-то не так.
Я заметила, когда ты одна и вдруг появляешься в обществе замужних пар, то многие женщины начинают с неприязнью к тебе относиться.
Они видят в тебе некую опасность.
Сейчас я тоже замужем, но никогда не осуждаю одиноких женщин.
Лучше быть в какой-то момент одной, чем с мужчиной, который тебя подавляет, не дает тебе развиваться.
— Скажите, при таком отце, как ваш, трудно найти себе любимого мужчину?
— Конечно. Когда ты видишь перед собой очень мощную личность, настоящего мужчину, то существует опасность сравнения.
Важно понять, что отец — это отец, что все люди разные и искать мужа и отца в одном лице — занятие бесперспективное.
Мой муж не похож на моего отца, в чем-то он даже полная его противоположность.
Мне в нем интересны совершенно другие вещи.
— В начальных титрах «Тихого Дона» вы записаны как Алена Бондарчук, а в конечных — как Елена. Как правильно?
— Отец хотел назвать меня Олесей, но мама и бабушка настояли на Елене.
Но Елена — совершенно не мое имя.
Я терпеть не могу, когда меня зовут Леной.
В какой-то момент я даже сказала:
«Все! Я — Алена! Могу и паспорт переделать».
— В прошлом году вы говорили, что женитьба в планы вашего сына не входит.
И вдруг через несколько месяцев сыграли свадьбу. Вы удивились, когда Костя сообщил вам о женитьбе?
— Мне слегка поплохело.
Я сразу представила, что Кости со мною нет, что утром я не готовлю ему завтрак и что я отпускаю его куда-то далеко-далеко...
Но, пожив один месяц отдельно, молодые переехали ко мне.
Сейчас у нас опять большая шумная семья, чему я безумно рада.
- Поделиться

На открытии 30-го Московского международного кинофестиваля, 19 июня 2008 года.
— Вы скоро станете бабушкой.
Как к слову «бабушка» относитесь?
— Помню, мама как-то сказала: «Я не бабушка!
Я Ириша!» Вот мы все и называем ее Иришей.
А я, если стану бабушкой, то я — бабушка.
К слову «бабушка» я замечательно отношусь, у меня по этому поводу нет никаких комплексов.
Я знаю примеры очень молодых, спортивных и красивых бабушек, которым только в кайф от того, что у них такие внуки и внучки.
— Выходит, старости вы не боитесь?
— Боюсь, но я на этом не зацикливаюсь.
Красота в определенном возрасте — это труд.
- Поделиться

Если ты хочешь хорошо выглядеть — нужно поддерживать себя в форме.
Я хожу в тренажерный зал, в бассейн, в баню, делаю массаж, практически не пью спиртное, не ем тортики, масло и жирное мясо…
Стараюсь следить за своими мыслями и радоваться жизни.
Ведь чем злее человек, тем он хуже выглядит.
Я в этом убеждена!

Комментарии
Благодаря тебе я становлюсь разносторонне грамотным человечком!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: