Прогулки
Понаблюдайте, как гуляют родители с малышами. Вот на скамеечке, оживлённо беседуя, расположились две мамы. Дети – рядом в колясках, смотрят по сторонам, друг на друга, на своих мам и явно скучают. На другой скамейке сидит папа и читает газету, а малыш в это время в одиночестве возится в песочнице, запихивая в рот песок. Ещё одна мама прогуливается, везя лицом к себе в коляске ребёнка, но даже не смотрит на него, а он в свою очередь безучастно глядит перед собой. Все эти родители убеждены, что выполняют очень полезное для ребёнка дело – гуляют с ним. Конечно, дышать свежим воздухом и получать новые впечатления полезно.
Но в современных городах от "свежего" воздуха скорее больше вреда, чем пользы, а вот впечатлений на улице ребёнок действительно может получить немало. Но подумайте, какие впечатления получают малыши в тех случаях, которые мы описали.
А вот мама везёт ребёнка в коляске, но при этом говорит: "Посмотри, Дашенька, вот веточка, на ней листочки, потрогай, какие они мяконькие", – и протягивает девочке ветку. Устроившись на скамейке, она берёт игрушки и играет с дочкой. Другая мама показывает сыну, как делать куличики, учит копать совочком. Этот папа вместо чтения газеты рассматривает со своим малышом картинки в книжке и показывает: "Вот воробышек на картинке, а вот воробышки живые, они прыгают. А это голуби. Гуля, гуля... давай им крошек побросаем, покормим птичек", – и они вместе с ребёнком кормят птичек.
Очевидно, что во втором примере дети от прогулки получают больше пользы, чем в первом. Ведь в процессе общения все впечатления малыша организованы, его внимание направляется на конкретный объект или действия, которые тут же называются, ребёнок действует вместе со взрослым.
Из сказанного отнюдь не следует, что в каждый момент жизни ребёнок непременно должен взаимодействовать со взрослым, конечно, ему нужно учиться и самому занимать себя. В то же время многие родители жалуются, что у них совсем нет времени для общения и игр с младенцами. Почему бы не использовать для этого прогулки?
Гуляя, разговаривайте с ребёнком, обращайте его внимание на то новое, что можно встретить на улице. "Это машина. Вот какая большая, у нас дома маленькая, красная, а эта такая же, но настоящая, большая. А это зелёная машина. Смотри, какое колесо огромное! А вот поехала пожарная машина. Быстро едет, торопится, пожарная машина всегда красная. А это скорая помощь, она – белая". Пусть Вас не смущает, что ребёнок ещё не знает названия цветов, что этому нужно учить позже, малыш поймёт и воспримет из Ваших слов, что сумеет.
Темы для разговоров в разных возрастах могут быть примерно одинаковыми, но малыш воспримет то, на что способен в данном возрасте, да ещё забежит вперёд. Зимой Вы обратите его внимание на снег, для некоторых это будет незнакомое и, возможно, пугающее впечатление. Маленькая Марьяна первое время зимой боялась ступать в рыхлый снег, хотя спокойно вышагивала по протоптанной дорожке. Однако боязнь длилась недолго. Видя, как играют в снегу другие дети, девочка перестала пугаться.
Если ребёнок мал и сам ещё не умеет слепить снежок, покажите ему, как это делается. Слепите снежную бабу, сделайте глазки из камешков, носик и ротик из палочек или других подручных материалов (если не найдётся традиционной морковки). Пусть малыш покажет, где носик, где глазки, а может быть он с Вашей помощью сумеет вставить их – это доставит ему огромное удовольствие. Стряхните вместе с малышом снег с веток деревьев – сколько радости доставит ему эта игра! Можно нарисовать на снегу домик, куклу, да что угодно, пусть ребёнок покажет Вам, где что нарисовано. Дайте ему в руку палочку, он, проведя хотя бы линию на снегу, будет очень доволен. Протопчите след "ёлочкой", а затем ножками ребёнка попробуйте вытоптать такой же. Вот и тема для разговора. "Папины (мамины, бабушкины) ножки большие, а Танечкины – маленькие, видишь? Вот моя ножка – большая, а вот твоя – маленькая". Можно слепить снежки и дать малышу бросать их. Это тоже интересное занятие. Да мало ли что ещё можно придумать! Дайте простор своей фантазии, привлеките ребёнка к игре, всё это гораздо содержательнее, чем молча прогуливаться с ним.
А какое раздолье летом! Вместо снега можно играть с песком. Делать куличики, копать ямку, строить дом, рисовать на песке, закапывать и откапывать игрушки, наполнять ведёрко и т. п. Любимое занятие – бросать в речку (или, на худой конец, в лужу) камешки. А сначала можно их вместе собирать, складывать в ведёрко или формочку, вынимать оттуда – этой игрой ребёнок может заниматься всё время прогулки. Если Вы выехали за город, то сколько нового можно там показать малышу! Прогулки в лес, в поле, на речку, сопровождаемые Вашими рассказами обо всём увиденном, подходят не только старшим детям, для младенцев – это тоже увлекательные путешествия. А любимые игры с водой! В тёплую погоду можно вынести на улицу таз (если нет рядом реки или озера) и пустить в него плавающие и тонущие игрушки.
Помимо всего прочего, на прогулке малыши встречаются со своими сверстниками. Со взрослыми они учатся общаться дома, а возможность общаться со сверстниками появляется чаще всего только во дворе. Одни малыши боятся чужих детей, другие обожают их, приветствуя радостными восклицаниями и улыбками. Учите детей общаться между собой на прогулках.
Автор(ы): Авдеева Н. Н. Мещерякова С. Ю. Ражников В. Г. Выходные данные:
Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. - М.: Издательство ACT, 1996. - 384 с.
Но в современных городах от "свежего" воздуха скорее больше вреда, чем пользы, а вот впечатлений на улице ребёнок действительно может получить немало. Но подумайте, какие впечатления получают малыши в тех случаях, которые мы описали.
А вот мама везёт ребёнка в коляске, но при этом говорит: "Посмотри, Дашенька, вот веточка, на ней листочки, потрогай, какие они мяконькие", – и протягивает девочке ветку. Устроившись на скамейке, она берёт игрушки и играет с дочкой. Другая мама показывает сыну, как делать куличики, учит копать совочком. Этот папа вместо чтения газеты рассматривает со своим малышом картинки в книжке и показывает: "Вот воробышек на картинке, а вот воробышки живые, они прыгают. А это голуби. Гуля, гуля... давай им крошек побросаем, покормим птичек", – и они вместе с ребёнком кормят птичек.
Очевидно, что во втором примере дети от прогулки получают больше пользы, чем в первом. Ведь в процессе общения все впечатления малыша организованы, его внимание направляется на конкретный объект или действия, которые тут же называются, ребёнок действует вместе со взрослым.
Из сказанного отнюдь не следует, что в каждый момент жизни ребёнок непременно должен взаимодействовать со взрослым, конечно, ему нужно учиться и самому занимать себя. В то же время многие родители жалуются, что у них совсем нет времени для общения и игр с младенцами. Почему бы не использовать для этого прогулки?
Гуляя, разговаривайте с ребёнком, обращайте его внимание на то новое, что можно встретить на улице. "Это машина. Вот какая большая, у нас дома маленькая, красная, а эта такая же, но настоящая, большая. А это зелёная машина. Смотри, какое колесо огромное! А вот поехала пожарная машина. Быстро едет, торопится, пожарная машина всегда красная. А это скорая помощь, она – белая". Пусть Вас не смущает, что ребёнок ещё не знает названия цветов, что этому нужно учить позже, малыш поймёт и воспримет из Ваших слов, что сумеет.
Темы для разговоров в разных возрастах могут быть примерно одинаковыми, но малыш воспримет то, на что способен в данном возрасте, да ещё забежит вперёд. Зимой Вы обратите его внимание на снег, для некоторых это будет незнакомое и, возможно, пугающее впечатление. Маленькая Марьяна первое время зимой боялась ступать в рыхлый снег, хотя спокойно вышагивала по протоптанной дорожке. Однако боязнь длилась недолго. Видя, как играют в снегу другие дети, девочка перестала пугаться.
Если ребёнок мал и сам ещё не умеет слепить снежок, покажите ему, как это делается. Слепите снежную бабу, сделайте глазки из камешков, носик и ротик из палочек или других подручных материалов (если не найдётся традиционной морковки). Пусть малыш покажет, где носик, где глазки, а может быть он с Вашей помощью сумеет вставить их – это доставит ему огромное удовольствие. Стряхните вместе с малышом снег с веток деревьев – сколько радости доставит ему эта игра! Можно нарисовать на снегу домик, куклу, да что угодно, пусть ребёнок покажет Вам, где что нарисовано. Дайте ему в руку палочку, он, проведя хотя бы линию на снегу, будет очень доволен. Протопчите след "ёлочкой", а затем ножками ребёнка попробуйте вытоптать такой же. Вот и тема для разговора. "Папины (мамины, бабушкины) ножки большие, а Танечкины – маленькие, видишь? Вот моя ножка – большая, а вот твоя – маленькая". Можно слепить снежки и дать малышу бросать их. Это тоже интересное занятие. Да мало ли что ещё можно придумать! Дайте простор своей фантазии, привлеките ребёнка к игре, всё это гораздо содержательнее, чем молча прогуливаться с ним.
А какое раздолье летом! Вместо снега можно играть с песком. Делать куличики, копать ямку, строить дом, рисовать на песке, закапывать и откапывать игрушки, наполнять ведёрко и т. п. Любимое занятие – бросать в речку (или, на худой конец, в лужу) камешки. А сначала можно их вместе собирать, складывать в ведёрко или формочку, вынимать оттуда – этой игрой ребёнок может заниматься всё время прогулки. Если Вы выехали за город, то сколько нового можно там показать малышу! Прогулки в лес, в поле, на речку, сопровождаемые Вашими рассказами обо всём увиденном, подходят не только старшим детям, для младенцев – это тоже увлекательные путешествия. А любимые игры с водой! В тёплую погоду можно вынести на улицу таз (если нет рядом реки или озера) и пустить в него плавающие и тонущие игрушки.
Помимо всего прочего, на прогулке малыши встречаются со своими сверстниками. Со взрослыми они учатся общаться дома, а возможность общаться со сверстниками появляется чаще всего только во дворе. Одни малыши боятся чужих детей, другие обожают их, приветствуя радостными восклицаниями и улыбками. Учите детей общаться между собой на прогулках.
Автор(ы): Авдеева Н. Н. Мещерякова С. Ю. Ражников В. Г. Выходные данные:
Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества. - М.: Издательство ACT, 1996. - 384 с.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: