Развиваем своего ребенка самостоятельно
Хотелось бы немного рассказать об увлекательных для ребенка упражнениях на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, речи и самоконтроля, которые вы можете выполнять вместе с ребенком в любое удобное время в игровой форме.
Развитие мышления
Примеры упражнений на развитие различных видов мышления:
1. Деление на группы. Взрослый называет слова, которые можно отнести к различным группам. Например: » Акула, лев, кошка, щука, слон, карась», ребенок должен назвать отдельно группу животных, отдельно группу рыб.
2. Решение логических задач. Например, такой: «Две девочки, Катя и Оля, рисуют. Одна рисует домик, а другая замок. Оля рисует замок. Что рисует Катя?». Это один из самых простых вариантов, в дальнейшем задания могут усложняться
3. Игры в «Холодно – горячо». Взрослый прячет предмет, ребенок должен задавать вопросы так, чтобы сократить территорию поиска.
4. Игра «Спрятанный предмет». Взрослый прячет или загадывает предмет. А ребенок должен угадать его, с помощью наводящих вопросов. Начиная от более общих и переходя к более конкретным.
5. Игра «Кто кем был?». Примеры: кошка была котенком, петух – цыпленком, возможен и обратный вариант «Кто кем будет?».
6. Разгадывание загадок. Важно, чтобы ребенок не просто предложил свой ответ, но и обосновал его.
Важно развивать такие мыслительные процессы, как синтез информации, сравнение, классификация, обобщение, анализ. Вот несколько упражнений, которые могут вам помочь в этом:
· для развития способности к обобщению. Взрослый называет несколько предметов, а ребенок должен назвать их одним словом. Например: «Роза, лилия, ромашка, что это?».
· для развития способности к классификации можно поиграть с ребенком в игру ”Съедобное – несъедобное».
· для развития способности к анализу подойдет такое упражнение. Взрослый описывает различные свойства предмета, но не называет его, ребенок должен понять о каком предмете идет речь и назвать его.
· для развития способности к сравнению предметов или явлений, ребенку предлагают назвать, чем похожи два предмета и чем отличаются.
Развитие памяти
Начинать упражнения лучше всего с развития у ребенка способности представлять зрительный образ, соответствующий конкретному слову. Ребенку дается бумага и карандаши, взрослый называет слова, которые ребенок должен нарисовать. Начинают с простых слов: «цветок», «дом», «кошка», постепенно усложняя задание, с переходом на менее конкретные образы, например: «ароматный цветок», «игривая кошка», «уютный дом».
После того, как ребенок научится произвольно вызывать зрительные образы, в ответ на словесные понятия, рекомендуется перейти к упражнениям на концентрацию внимания. Предложите ребенку для запоминания карточки с рядами предметов. Первый этап – запоминание отдельных рядов, второй – запоминание всех рядов одновременно.
Развитие ассоциативной памяти. Взрослый дает ребенку несколько слов, которые сначала нужно объединить в группы, а потом придумать историю, которая бы их связывала. После освоения этого упражнения можно перейти к более сложному заданию: попытаться ассоциативно объединить слова, которые никак не связаны между собой, так называемые «нелогичные ассоциации», например «солнце», «машина», «жираф».
Для запоминания текстов, подойдет следующая методика: текст разбивается на составные части, составляется план текста, акцентируется внимание ребенка на основных моментах, потом рассматриваются его детали. Заключительный этап: обсуждение личных впечатлений ребенка по-поводу текста и ответы на вопросы.
Несколько игр на развитие памяти помогут сделать ваши занятия с детьми более интересными и эффективными.
Игра «Фотоаппарат». Ребенку предлагается несколько карточек с картинками, каждую из которых он может рассматривать в течение 30 секунд («фотографировать»), а затем должен будет нарисовать («сделать фотографии»).
Игра «Опиши предмет». Можно играть вдвоем, проводя игру в форме соревнования. Выбирается хорошо знакомый предмет, затем по-очереди нужно называть какие-то отличительные свойства предмета. Выигрывает тот, кто последним называет какое-либо свойство.
Игра «Марионетка». Взрослый – «кукловод» – ведет ребенка, у которого завязаны глаза, в полной тишине по несложному маршруту, затем ребенок должен повторить маршрут, самостоятельно пройдя его с открытыми глазами.
Все эти игры и упражнений будут эффективны, если ребенок имеет возможность полноценно отдыхать, заниматься посильными физическими нагрузками, часто бывать на свежем воздухе, правильно питаться.
Помните, что начинать тренировать память ребенка нужно не в школе, а в дошкольные годы, тогда учеба будет приносить удовлетворение и результат.
Развитие внимания
Вот несколько игр, которые позволят вам развивать внимание ребенка.
Игра «Угадай слово». Играют несколько человек, один игрок выходит (“водящий”), другие загадывают слово. Это должно быть существительное, например слово “дом», “водящий” должен его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать первую букву, в нашем случае – это буква «Д», те, кто подсказывают, называют каждый по слову, в котором есть буква «д». Например, один говорит «доска», второй «комод», а третий «радуга»- немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.
Игра «Исключение». Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.
Игра «Что изменилось?». Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он «водит», “водящий” в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а “водящий” должен понять, что изменилось.
Игра «Цифры-фигуры». Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел. Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.
Чтобы улучшить концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному образцу. Например, дорисовать узор. Начало узора дано как образец, а все компоненты узора должны повторяться.
Упражнение на объем внимания. Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребенок рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков.
Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий.
Несколько советов родителям:
- во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;
- когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;
- задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;
Не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас удивят.
Развитие воображения
Для начала попросите ребенка выполнить несложное задание, которое позволит определить, насколько развито его воображение.
Для выполнения задания понадобится картинка, например, с изображением двора, где на месте домашних животных: кур, уток, собаки, кошки будут пустые кружочки. Отдельно необходимо дать ребенку кружочки, с изображением животных и попросить расставить эти картинки, но не на их «законные» места, а как подскажет воображение. По тому, как ребенок их расставит можно определить, насколько развито его воображение.
Дети с недостаточно развитым воображением просто расставят картинки на те места, где они и должны быть.
Второй вариант. Дети расставят картинки необычно, но дадут вполне логичные объяснения, почему они это сделали. Такой вариант говорит о среднем уровне развития воображения.
Дети, с прекрасно развитым воображением не только необычно расставят картинки, но и придумают целую историю о необычайных приключениях животных.
Существуют специальные методы, научившись которым, ребенок будет фантазировать легко и нестандартно.
- «волшебная палочка». Предложите ребенку поиграть с волшебной палочкой, которая одним взмахом может увеличивать или уменьшать предметы. Имея такую палочку, что бы он изменил в первую очередь? Варианты могут быть разные, например « Сделать шоколадку размером с дом», «Уменьшить все неприятности».
- «новые качества человека». Придумайте вместе с ребенком, какие органы могли бы быть у человека, и как бы это изменило его жизнь. Например: «Если были бы крылья, человек смог бы летать».
- «ожившие картины». Предложите ребенку рассмотреть такую ситуацию: все, что он нарисует, оживает. Что бы он нарисовал в первую очередь?
- «назови картину». Покажите ребенку репродукции картин, и пусть он придумает им название.
- «сказочный гибрид». Что будет, если объединить необъединяемое? Например, человека и птицу?
- «машина времени». Пусть ребенок представит, что у него есть машина времени. Куда бы он отправился на ней?
- «новый транспорт». Попросите ребенка придумать транспорт, который не существует.
- предлагайте детям задачи, которые могут иметь не один, а несколько правильных ответов.
- вырежьте из цветной бумаги различные геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты, предложите ребенку сложить из них узоры, сказочных персонажей, в общем все, что ему подскажет фантазия.
Что отличает гения, одаренного человека, творческую личность? Возможность увидеть проблему с другой стороны, найти нетривиальное решение, казалось бы, это так мало, но иногда этого бывает достаточно, чтобы вся жизнь повернулась по-другому…
Развитие слуха.
Для развития слуха используются упражнения, способствующие развитию слуховой дифференцировки. Например, ребенка просят назвать слова, начинающиеся с определенной буквы или слога. Другой вариант, ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, которое начинается на определенную букву.
Игры для развития речи.
1. Игра «Соедини слова». Ребенок должен придумать слово, которое бы объединило два заданных, например заданные слова «корова» и «трава», слова, которые может использовать ребенок: «ест» или «пасется на».
2. Игра «Сочини предложение». Ребенок должен придумать предложение, используя слова, изображенные на карточках, для этой игры можно использовать карточки от детского лото.
Развитие фонематического слуха.
Взрослый называет несколько слов, в которых присутствует одна буква, ребенок должен определить, какая это буква.
Читая стихотворение, взрослый намеренно ошибается в словах, заменяя одни буквы другими, ребенок должен найти ошибку.
Развитие речевого дыхания.
Ребенок вместе со взрослым собирает осенние листья, упражнение состоит в том, чтобы дуть на них, имитируя ветер. Похожее упражнение – игра «Снежинка»: взрослый раскладывает кусочки ваты на столе, ребенок должен дуть на них, чтобы они взлетали.
Логопедические упражнения.
Чередование вытягивания губ трубочкой и улыбки («трубочка», «улыбочка»).
Упражнение на щелканье и цоканье языком.
Развитие связной речи у детей.
Упражнения на сравнения и обобщения. Например: « Что бывает пушистым?», «Что бывает мягким?», «Что есть у машины?».
Игра «Рассказы по картинкам». Ребенку предлагается несколько картинок, по которым он должен составить связный рассказ.
Как видите, для того, чтобы развить речь ребенка, нужна ваша заинтересованность, немного времени и упорства, а успехи маленького оратора не заставят себя ждать.
Развитие самоконтроля
Вот некоторые простые игры, доступные даже 3-4 летним детям, которые помогут ребенку овладеть навыками саморегуляции и самоконтроля:
1. «Сова». Ребенок – это мышка. Взрослый объявляет: «День наступает, все оживает». Ребенок может прыгать, бегать, до того момента, пока взрослый не объявит: «Ночь наступает, все замирает». Ребенок должен замереть в той позе, в которой он находится, если он пошевелится, «сова» может его поймать.
2. «Вопрос- ответ». Взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок должен ответить на них, но не сразу, а только тогда, когда взрослый скажет ему: «Говори». Это научит ребенка сдерживаться, контролировать свою природную импульсивность.
3. «Спортивная ходьба». Ребенок должен пройти определенную дистанцию, как можно быстрее, но при этом не переходить на бег. Также важны игры, выполняемые по определенному образцу. Это может быть складывание разноцветных геометрических фигур в определенном порядке, рисование узора по картинке, и другие подобные задания.
Подвижные игры для занятий подбирайте таким образом, чтобы ребенок некоторое время мог совершать определенные действия, пользуясь каким-либо правилом. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее, введя второе правило или какое-либо ограничение. Эти игры только на первый взгляд кажутся простыми, на самом деле, они учат детей управлять своим поведением и импульсами. Особенно эффективны такие игры для младших дошкольников (3-4 лет), с детьми постарше (5-6 лет) можно использовать и другие методы. Например, обсуждение действий ребенка, его отношений с друзьями. Такие разговоры помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, как бы осознать себя.
Очень полезно, в таких обсуждениях задавать вопросы, предполагающие свободный выбор: « С кем бы ты хотел играть с Илюшей или с Сережей», «Что бы ты сделал на месте того мальчика?». Такие вопросы учат ребенка принимать решения самостоятельно, а не следовать родительским предписаниям.
Волевые качества лучше всего сформированы у людей, в жизни которых есть какая-то цель, которые знают, чего хотят. Поэтому нам необходимо находить привлекательную для детей мотивацию даже в самых прозаических действиях. Ребенок может хотеть сделать поделку, но долго вырезать, клеить кажется ему скучным. Напоминайте ему о конечной цели, о том, как эта поделка украсит его комнату или каким прекрасным подарком бабушке она будет, и вырезать 20 лепестков, уже не покажется ему невыполнимой задачей.
Когда ребенок станет старше, можно будет побуждать его искать привлекательную мотивацию самостоятельно. Это можно сделать с помощью вопросов, например: «Что ты потом сможешь сделать с этим предметом?», «Для чего это тебе нужно?» и так далее. Если конечный результат будет казаться заманчивым ребенку, работа уже не будет такой неинтересной.
Способность к самоконтролю, умение принимать самостоятельные решения, выдержка на пути к решению проблемы – все эти качества помогут вашему ребенку стать успешным не только в учебе, но и в любом начатом деле. Никто лучше вас не сможет развить эти качества в вашем ребенке. Ваши помощники в этом – игры, беседы и личный пример.
Развитие мышления
Примеры упражнений на развитие различных видов мышления:
1. Деление на группы. Взрослый называет слова, которые можно отнести к различным группам. Например: » Акула, лев, кошка, щука, слон, карась», ребенок должен назвать отдельно группу животных, отдельно группу рыб.
2. Решение логических задач. Например, такой: «Две девочки, Катя и Оля, рисуют. Одна рисует домик, а другая замок. Оля рисует замок. Что рисует Катя?». Это один из самых простых вариантов, в дальнейшем задания могут усложняться
3. Игры в «Холодно – горячо». Взрослый прячет предмет, ребенок должен задавать вопросы так, чтобы сократить территорию поиска.
4. Игра «Спрятанный предмет». Взрослый прячет или загадывает предмет. А ребенок должен угадать его, с помощью наводящих вопросов. Начиная от более общих и переходя к более конкретным.
5. Игра «Кто кем был?». Примеры: кошка была котенком, петух – цыпленком, возможен и обратный вариант «Кто кем будет?».
6. Разгадывание загадок. Важно, чтобы ребенок не просто предложил свой ответ, но и обосновал его.
Важно развивать такие мыслительные процессы, как синтез информации, сравнение, классификация, обобщение, анализ. Вот несколько упражнений, которые могут вам помочь в этом:
· для развития способности к обобщению. Взрослый называет несколько предметов, а ребенок должен назвать их одним словом. Например: «Роза, лилия, ромашка, что это?».
· для развития способности к классификации можно поиграть с ребенком в игру ”Съедобное – несъедобное».
· для развития способности к анализу подойдет такое упражнение. Взрослый описывает различные свойства предмета, но не называет его, ребенок должен понять о каком предмете идет речь и назвать его.
· для развития способности к сравнению предметов или явлений, ребенку предлагают назвать, чем похожи два предмета и чем отличаются.
Развитие памяти
Начинать упражнения лучше всего с развития у ребенка способности представлять зрительный образ, соответствующий конкретному слову. Ребенку дается бумага и карандаши, взрослый называет слова, которые ребенок должен нарисовать. Начинают с простых слов: «цветок», «дом», «кошка», постепенно усложняя задание, с переходом на менее конкретные образы, например: «ароматный цветок», «игривая кошка», «уютный дом».
После того, как ребенок научится произвольно вызывать зрительные образы, в ответ на словесные понятия, рекомендуется перейти к упражнениям на концентрацию внимания. Предложите ребенку для запоминания карточки с рядами предметов. Первый этап – запоминание отдельных рядов, второй – запоминание всех рядов одновременно.
Развитие ассоциативной памяти. Взрослый дает ребенку несколько слов, которые сначала нужно объединить в группы, а потом придумать историю, которая бы их связывала. После освоения этого упражнения можно перейти к более сложному заданию: попытаться ассоциативно объединить слова, которые никак не связаны между собой, так называемые «нелогичные ассоциации», например «солнце», «машина», «жираф».
Для запоминания текстов, подойдет следующая методика: текст разбивается на составные части, составляется план текста, акцентируется внимание ребенка на основных моментах, потом рассматриваются его детали. Заключительный этап: обсуждение личных впечатлений ребенка по-поводу текста и ответы на вопросы.
Несколько игр на развитие памяти помогут сделать ваши занятия с детьми более интересными и эффективными.
Игра «Фотоаппарат». Ребенку предлагается несколько карточек с картинками, каждую из которых он может рассматривать в течение 30 секунд («фотографировать»), а затем должен будет нарисовать («сделать фотографии»).
Игра «Опиши предмет». Можно играть вдвоем, проводя игру в форме соревнования. Выбирается хорошо знакомый предмет, затем по-очереди нужно называть какие-то отличительные свойства предмета. Выигрывает тот, кто последним называет какое-либо свойство.
Игра «Марионетка». Взрослый – «кукловод» – ведет ребенка, у которого завязаны глаза, в полной тишине по несложному маршруту, затем ребенок должен повторить маршрут, самостоятельно пройдя его с открытыми глазами.
Все эти игры и упражнений будут эффективны, если ребенок имеет возможность полноценно отдыхать, заниматься посильными физическими нагрузками, часто бывать на свежем воздухе, правильно питаться.
Помните, что начинать тренировать память ребенка нужно не в школе, а в дошкольные годы, тогда учеба будет приносить удовлетворение и результат.
Развитие внимания
Вот несколько игр, которые позволят вам развивать внимание ребенка.
Игра «Угадай слово». Играют несколько человек, один игрок выходит (“водящий”), другие загадывают слово. Это должно быть существительное, например слово “дом», “водящий” должен его угадать, с помощью подсказок, причем подсказывать ему могут, только три человека, да и то не прямо, а косвенно. Для того чтобы угадать первую букву, в нашем случае – это буква «Д», те, кто подсказывают, называют каждый по слову, в котором есть буква «д». Например, один говорит «доска», второй «комод», а третий «радуга»- немного усилий, и первая буква угадана. Затем переходят к следующей букве и так далее, пока слово не будет угадано.
Игра «Исключение». Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.
Игра «Что изменилось?». Для игры необходимо 5-6 детей. Выбирают одного ребенка, он «водит», “водящий” в течение 1 минуты рассматривает детей, затем отворачивается или выходит из комнаты. Кто-то из детей меняет что-то в одежде, а “водящий” должен понять, что изменилось.
Игра «Цифры-фигуры». Это игра на объем внимания, учит выполнять одновременно несколько дел. Взрослый называет несколько цифр (3-4) и при этом показывает картинки с геометрическими фигурами. Ребенок должен запомнить и назвать и цифры, и фигуры.
Чтобы улучшить концентрацию внимания можно выполнять различные задания по приведенному образцу. Например, дорисовать узор. Начало узора дано как образец, а все компоненты узора должны повторяться.
Упражнение на объем внимания. Взрослый дает ребенку задание рисовать треугольники, а сам, когда ребенок рисует, хлопает в ладоши. Ребенок должен нарисовать как можно больше треугольников и назвать количество хлопков.
Хорошо развивают внимание картинки, на которых нужно найти определенное количество отличий.
Несколько советов родителям:
- во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;
- когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;
- задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;
Не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас удивят.
Развитие воображения
Для начала попросите ребенка выполнить несложное задание, которое позволит определить, насколько развито его воображение.
Для выполнения задания понадобится картинка, например, с изображением двора, где на месте домашних животных: кур, уток, собаки, кошки будут пустые кружочки. Отдельно необходимо дать ребенку кружочки, с изображением животных и попросить расставить эти картинки, но не на их «законные» места, а как подскажет воображение. По тому, как ребенок их расставит можно определить, насколько развито его воображение.
Дети с недостаточно развитым воображением просто расставят картинки на те места, где они и должны быть.
Второй вариант. Дети расставят картинки необычно, но дадут вполне логичные объяснения, почему они это сделали. Такой вариант говорит о среднем уровне развития воображения.
Дети, с прекрасно развитым воображением не только необычно расставят картинки, но и придумают целую историю о необычайных приключениях животных.
Существуют специальные методы, научившись которым, ребенок будет фантазировать легко и нестандартно.
- «волшебная палочка». Предложите ребенку поиграть с волшебной палочкой, которая одним взмахом может увеличивать или уменьшать предметы. Имея такую палочку, что бы он изменил в первую очередь? Варианты могут быть разные, например « Сделать шоколадку размером с дом», «Уменьшить все неприятности».
- «новые качества человека». Придумайте вместе с ребенком, какие органы могли бы быть у человека, и как бы это изменило его жизнь. Например: «Если были бы крылья, человек смог бы летать».
- «ожившие картины». Предложите ребенку рассмотреть такую ситуацию: все, что он нарисует, оживает. Что бы он нарисовал в первую очередь?
- «назови картину». Покажите ребенку репродукции картин, и пусть он придумает им название.
- «сказочный гибрид». Что будет, если объединить необъединяемое? Например, человека и птицу?
- «машина времени». Пусть ребенок представит, что у него есть машина времени. Куда бы он отправился на ней?
- «новый транспорт». Попросите ребенка придумать транспорт, который не существует.
- предлагайте детям задачи, которые могут иметь не один, а несколько правильных ответов.
- вырежьте из цветной бумаги различные геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты, предложите ребенку сложить из них узоры, сказочных персонажей, в общем все, что ему подскажет фантазия.
Что отличает гения, одаренного человека, творческую личность? Возможность увидеть проблему с другой стороны, найти нетривиальное решение, казалось бы, это так мало, но иногда этого бывает достаточно, чтобы вся жизнь повернулась по-другому…
Развитие слуха.
Для развития слуха используются упражнения, способствующие развитию слуховой дифференцировки. Например, ребенка просят назвать слова, начинающиеся с определенной буквы или слога. Другой вариант, ребенок хлопает в ладоши, услышав слово, которое начинается на определенную букву.
Игры для развития речи.
1. Игра «Соедини слова». Ребенок должен придумать слово, которое бы объединило два заданных, например заданные слова «корова» и «трава», слова, которые может использовать ребенок: «ест» или «пасется на».
2. Игра «Сочини предложение». Ребенок должен придумать предложение, используя слова, изображенные на карточках, для этой игры можно использовать карточки от детского лото.
Развитие фонематического слуха.
Взрослый называет несколько слов, в которых присутствует одна буква, ребенок должен определить, какая это буква.
Читая стихотворение, взрослый намеренно ошибается в словах, заменяя одни буквы другими, ребенок должен найти ошибку.
Развитие речевого дыхания.
Ребенок вместе со взрослым собирает осенние листья, упражнение состоит в том, чтобы дуть на них, имитируя ветер. Похожее упражнение – игра «Снежинка»: взрослый раскладывает кусочки ваты на столе, ребенок должен дуть на них, чтобы они взлетали.
Логопедические упражнения.
Чередование вытягивания губ трубочкой и улыбки («трубочка», «улыбочка»).
Упражнение на щелканье и цоканье языком.
Развитие связной речи у детей.
Упражнения на сравнения и обобщения. Например: « Что бывает пушистым?», «Что бывает мягким?», «Что есть у машины?».
Игра «Рассказы по картинкам». Ребенку предлагается несколько картинок, по которым он должен составить связный рассказ.
Как видите, для того, чтобы развить речь ребенка, нужна ваша заинтересованность, немного времени и упорства, а успехи маленького оратора не заставят себя ждать.
Развитие самоконтроля
Вот некоторые простые игры, доступные даже 3-4 летним детям, которые помогут ребенку овладеть навыками саморегуляции и самоконтроля:
1. «Сова». Ребенок – это мышка. Взрослый объявляет: «День наступает, все оживает». Ребенок может прыгать, бегать, до того момента, пока взрослый не объявит: «Ночь наступает, все замирает». Ребенок должен замереть в той позе, в которой он находится, если он пошевелится, «сова» может его поймать.
2. «Вопрос- ответ». Взрослый задает ребенку вопросы, а ребенок должен ответить на них, но не сразу, а только тогда, когда взрослый скажет ему: «Говори». Это научит ребенка сдерживаться, контролировать свою природную импульсивность.
3. «Спортивная ходьба». Ребенок должен пройти определенную дистанцию, как можно быстрее, но при этом не переходить на бег. Также важны игры, выполняемые по определенному образцу. Это может быть складывание разноцветных геометрических фигур в определенном порядке, рисование узора по картинке, и другие подобные задания.
Подвижные игры для занятий подбирайте таким образом, чтобы ребенок некоторое время мог совершать определенные действия, пользуясь каким-либо правилом. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее, введя второе правило или какое-либо ограничение. Эти игры только на первый взгляд кажутся простыми, на самом деле, они учат детей управлять своим поведением и импульсами. Особенно эффективны такие игры для младших дошкольников (3-4 лет), с детьми постарше (5-6 лет) можно использовать и другие методы. Например, обсуждение действий ребенка, его отношений с друзьями. Такие разговоры помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, как бы осознать себя.
Очень полезно, в таких обсуждениях задавать вопросы, предполагающие свободный выбор: « С кем бы ты хотел играть с Илюшей или с Сережей», «Что бы ты сделал на месте того мальчика?». Такие вопросы учат ребенка принимать решения самостоятельно, а не следовать родительским предписаниям.
Волевые качества лучше всего сформированы у людей, в жизни которых есть какая-то цель, которые знают, чего хотят. Поэтому нам необходимо находить привлекательную для детей мотивацию даже в самых прозаических действиях. Ребенок может хотеть сделать поделку, но долго вырезать, клеить кажется ему скучным. Напоминайте ему о конечной цели, о том, как эта поделка украсит его комнату или каким прекрасным подарком бабушке она будет, и вырезать 20 лепестков, уже не покажется ему невыполнимой задачей.
Когда ребенок станет старше, можно будет побуждать его искать привлекательную мотивацию самостоятельно. Это можно сделать с помощью вопросов, например: «Что ты потом сможешь сделать с этим предметом?», «Для чего это тебе нужно?» и так далее. Если конечный результат будет казаться заманчивым ребенку, работа уже не будет такой неинтересной.
Способность к самоконтролю, умение принимать самостоятельные решения, выдержка на пути к решению проблемы – все эти качества помогут вашему ребенку стать успешным не только в учебе, но и в любом начатом деле. Никто лучше вас не сможет развить эти качества в вашем ребенке. Ваши помощники в этом – игры, беседы и личный пример.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: