Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ! ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ

(1919—1992) — советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Народная артистка РСФСР (1963)
орден Трудового Красного Знамени (1990)
Приз «Серебряный лев святого Марка» I степени Венецианского кинофестиваля (1955) за роль в фильме «Попрыгунья»

Она не падала духом и говорила под конец жизни своему внуку: «Старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я. Иначе жизнь превратится в кошмар сумасшедшего...»

При всей своей невероятной популярности - на фронтах Великой Отечественной войны солдаты поднимались в бой со словами «За Родину! За Сталина! За Целиковскую!», а после спектаклей Людмилу Васильевну спускали по пожарной лестнице, потому что у входа ее караулила толпа поклонников - она так и не сыграла ни одной настоящей глубокой роли. Ее наивные, беззаботные, жизнерадостные героини, хлопающие глазами, тиражировались из фильма в фильм, что не могло устраивать неглупую и одаренную актрису. Но других ролей ей не предлагали ни в кино, ни в театре.
Имя Людмилы Целиковской всегда окружали легенды. Солнечная женщина с лучистыми глазами, она была кумиром 40-х годов прошлого столетия. Казалось, без участия Целиковской не обходился ни один фильм того времени, а на самом деле на счету актрисы всего пятнадцать картин.


Чета Целиковских уж было совсем отчаялась: в жарком климате Астрахани их единственная дочурка чахла на глазах, лихорадка упорно не желала отступать. Врачи разводили руками: «Хотите спасти ребенка – уезжайте в северные широты»… Да хоть на край света, лишь бы Люсеньке полегчало!



Переезд в Москву и впрямь пошел на пользу, Люся поправлялась не по дням, а по часам. Родители не могли нарадоваться! Смышленая девчушка выучила ноты раньше, чем азбуку, Господь наделил малышку абсолютным музыкальным слухом. А вообще чему тут удивляться? Отец – дирижер Большого театра, мама – оперная певица, наследницу отдали в Гнесинскую школу по классу фортепьяно. Кем могла стать дочь, как не профессиональным музыкантом?


Могла, да не стала. Романтичное чадо 16 лет от роду не на шутку увлеклось театром. «Что ж, будем поступать в Щукинское училище», - безропотно приняла выбор дочери мама и занялась подготовкой абитуриентки к экзаменам.
Поступление в «Щуку» можно назвать первым триумфом будущей актрисы. Конкурс в тот год был небывалый: всего 13 мест, а желающих – 900 человек! Но она прошла, покорив экзаменационную комиссию. Нет, не пушкинский «Сон Татьяны» и не спетый романс обеспечили победу (хоть и они были исполнены на должном уровне). Девушка невзначай рассмешила преподавателей. На вопрос: «С кем вы готовились к экзаменам?» - простодушно выдала: «С мамой». Те рассчитывали услышать имена известных театральных репетиторов, а тут – мама! И она тут же «добила» педагогов следующим ответом:
- Ну, и как вас зовут?
- Людмила Васильевна…
Взрыв хохота, абитуриентка в слезах... И в списках студентов «Щуки».


На театральную сцену Людмила Целиковская вышла еще будучи студенткой училища. А вскоре подоспел кинодебют – роль пионервожатой Вали в фильме «Молодые капитаны». Ни для критиков, ни для зрителей игра молоденькой актрисы не стала открытием, однако Люсю «заметили». Юная красавица получила предложение сыграть Шурочку Мурашову в «Сердцах четырех». Как позже говорила Людмила Васильевна, эта роль ее любимая, ведь она играла саму себя. Щебетунья Шурочка обожала сладкое, восторгалась музыкой и ненавидела математику – сходство «по всем статьям»!
«Сердца четырех» планировалось выпустить в прокат в 1941 году, но, увы - «завтра была война». Заслуженный успех настиг киноленту в 44-м, мгновенно сделав актрису кумиром всех советских солдат


Людмила Целиковская в сопр. оркестра ВРК - Осенние флажки (1956г.)

Яркая, искрометная девушка не могла не привлекать мужские взоры, и вот вам, пожалуйста – на втором курсе «Щуки» Люсенька уже стала законной супругой. Правда, уместнее сказать не «вышла замуж», а «выскочила» - за однокурсника Юрия Алексеева. Брачное недоразумение молниеносно завершилось, чтобы вскоре повториться вновь. На этот раз избранником стал писатель Борис Войтехов. На фоне Целиковской, уже известной актрисы, он был незаметной персоной. Зато искренне любил, а много ли женщине для счастья надо? Может, второе супружество и продлилось бы долго, если бы она не встретила Михаила Жарова…


Судьба свела их на съемках «Воздушного извозчика». И все, финита, оба в омут с головой. Сколько пришлось пережить влюбленным в борьбе за свое чувство! Ей – 23, ему - 42 года, оба несвободны. Людмила не стала ничего скрывать от Войтехова, написала письмо в Москву. Разгневанный муж ответил потоком телеграмм: «Берегитесь!», «Ждите беспощадности!», да что толку… Нелегко дался развод и Жарову. Хотя его брак и без того трещал по швам, супруга и теща устроили изменщику такую «веселую жизнь», что он на полтора месяца слег в больницу. И все-таки они прошли испытание…


Безмятежное счастье продлилось пять лет. Ах, как зрелый супруг баловал молодую женушку! С удовольствием исполнял все ее капризы, задаривал дорогими украшениями, кутал обожаемую Люсеньку в меха. Да разве можно было не любить? «У нее был легкий характер, - вспоминала потом племянница Михаила Жарова Светлана, - красивая, кокетливая… Дядя ее боготворил. В их доме часто собирались гости, Люся любила попеть романсы, поиграть в карты. Живопись, музыка, книги – все приводило ее в восторг».



Как много вместилось в эти пять лет! Нашлось место (далеко не последнее) и для киноработ. Ради жены Жаров взялся за режиссуру, дело закончилось фильмом «Беспокойное хозяйство». В картине снялось целое созвездие актеров: Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Виталий Доронин, а любимая Люсенька сыграла роль ефрейтора Тони. Критики безжалостно обругали фильм, назвав его безыдейным и рассчитанным на «серого» зрителя. А советский зритель, ничуть не стыдясь своей «серости», валом валил в кинотеатры. «Беспокойное хозяйство» стало одной из самых кассовых картин того времени.
А еще был «Иван Грозный». Роль царицы Анастасии досталась Людмиле Целиковской также благодаря влиянию Жарова. И что она принесла исполнительнице? Неправильно установленные софиты «сожгли» хрусталики глаз – вот в чем секрет искрящихся васильковых глаз актрисы. Кроме того, она – единственная из съемочной группы, кто не получил Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович собственноручно вычеркнул фамилию Целиковской из списка, заявив: «Такими царицы не бывают». Спорить с ним не посмел ни Жаров, ни великий Сергей Эйзенштейн.


Какими бы безоблачными ни были отношения в браке, рано или поздно на горизонте возникает туча. Так произошло и с семейным дуэтом Жарова и Целиковской. Возможно, от расставания их уберегло бы рождение ребенка, но малыш все не появлялся. Зато появился Каро Алабян. Известный архитектор, депутат Верховного Совета СССР, а также отличный певец и заядлый театрал. По досадному совпадению, поклонник Целиковской и соперник Жарова.

Каро Алабян - главный мужчина в ее жизни

Однажды 50-летний Каро Алабян взял актрису за руку, посмотрел на линии и сказал: «А знаете, вы будете моей женой». Линии не солгали… Она в четвертый раз вышла замуж, а бывший супруг Жаров «расплатился» за ушедшее счастье микроинфарктом и отменой спектаклей.

В 1949 году произошло то, чего так хотела Людмила, – родился сын. По словам знакомых, она была фанатичной, сумасшедшей матерью. «Сын – это ни с чем не сравнимо, никто не займет место Саши в моем сердце», - ликовала сияющая родительница.



Счастье – штука изменчивая. Кто мог подумать, что мужчина, подаривший ей сына, буквально доведет до нищеты? Однажды Каро Алабян резко высказался в адрес Берии, назвав затею строительства «сталинских высоток» показухой. Приказ об освобождении архитектора от должности, подписанный Сталиным, последовал незамедлительно. Значит, на очереди «титул» врага народа и космополита. Алабян пришел домой, встал на колени перед женой и произнес: «Прости меня, Люся. Если бы я только мог представить, что такое произойдет, никогда бы не посмел жениться на тебе»…

От ареста опального вольнодумца спас срочный отъезд в Ереван, на родину. Людмила осталась одна, с маленьким ребенком на руках и фактически без средств к существованию… Вновь семья воссоединилась только в 1953 году. Много ли на этот раз выпало им счастья? У сына обнаружили полиомиелит. Людмила Васильевна признавалась позже, что если бы сразу узнала все про болезнь, выбросилась бы с балкона, так было жутко. Но она, как девиз, повторяла слова Кафки: «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца, оно зальет тебя сразу и беспредельно». И солнце выглянуло – страшный недуг отступил. Но на смену явилась другая беда: от рака легких умер муж. Значит, опять ждать, стоя под дождем?



После смерти мужа Людмилу Васильевну поддержал режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов. Поддержал… и задержался в ее жизни на 20 лет – без штампа в паспорте, но на правах мужа. Неизвестно, чего больше принес этот союз – плюсов или минусов. Она отдавала ему все силы, а его интересовал только театр. По мнению современников, человеческого тепла от Любимова исходило не больше, чем от камня.
Разошлись они без ссор и скандалов. Просто в какой-то момент Людмила Васильевна сказала: «Уходи» - и долго не вспоминала о нем.
Людмила Целиковская и Юрий Любимов



Формально Целиковская продолжала числиться в Вахтанговском театре, но… Сменилось руководство, директором назначили Михаила Ульянова, который жене политически неблагонадежного Любимова ролей не давал. За исключением крохотного эпизода в "Закате" Бабеля, когда она врывалась на сцену в матросской тельняшке с залихватским разбойничьим свистом в два пальца и зал вставал, взрываясь бурей аплодисментов.


Отчаявшись дождаться милости от руководства Театра им. Вахтангова, Целиковская начала искать себе роли сама. Ей было уже семьдесят, здоровье оставляло желать лучшего, она перенесла инфаркт, и многие думали, что ей уже не выкарабкаться, но она не мыслила жизни без любимой работы. Людмила Васильевна прочитала сотни пьес, выбирая ту, в которой могла бы сыграть и которую, она надеялась, разрешат поставить в театре. Но Ульянов отвергал одно за другим ее предложения. Особые надежды она возлагала на известную историю, когда в пожилую, но по-прежнему прекрасную женщину влюбился семнадцатилетний юноша. Эта роль была как раз для нее. Но Ульянов и тут опустил ее с небес на землю, заявив, что юношам противоестественно влюбляться в пожилых женщин.

Не лучше обстояли дела и в кино. Одной из последних ее ролей была Раиса Павловна Гурмыжская в экранизации пьесы А. Островского "Лес". На телевидении ее последними работами стали "Портрет" и "Репетитор".

В ПОСЛЕДНИЕ годы жизни Целиковская тяжело болела. У нее был рак, но, пока могла, она играла в театре. 6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна Целиковская скончалась.

Лишь незадолго до смерти призналась сыну: «Чтобы жить с гением, нужно быть «душечкой», нужно хвалить, а я хвалить не умею. Помню, однажды Любимов сказал: «Когда мы разойдемся, у тебя в доме будет праздник». Так и получилось, праздник продолжается до сих пор». Когда в 1992 году Людмилы Васильевны не стало, Юрий Любимов на похороны не пришел, телеграммы не прислал.
Видео

Стала бы она его осуждать? Неизвестно. Но незадолго до ухода в мир иной в записной книжке Людмилы Васильевны появилась запись: «Жаров любил меня больше всех, а я больше всех любила Алабяна». Позже к строчке присоединилась цитата из Астафьева: «Теперь я знаю: самые счастливые игры – недоигранные, самая чистая любовь – недолюбленная».
Людмила Целиковская и недоиграла, и недолюбила.



Молодые люди присылали ей письма, где предлагали руку и сердце. Однажды она шла по улице в Ленинграде, а навстречу шла рота солдат. Когда они увидели Целиковскую, остановились, взяли ее на руки и несли несколько кварталов на руках. А вся улица ей аплодировала. Она любила жизнь во всех ее проявлениях. Играла в теннис, любила лес, походы за грибами, ягодами. Любила вязать, переводила с английского пьесу "Хэлло, Долли!" и пьесы Теннесси Уильямса. Обожала принимать гостей, причем столы накрывались отменные. Все готовила сама с мамой, любила угощать, поиграть в карты, спеть романсы. Обожала музыку, живопись, книги.

Вячеслав Шалевич, артист Вахтанговского театра: "В ней был азарт. Она была легендой всей страны. Со спектаклем "Деньги, коварство и любовь" по "Голубой книге" Михаила Зощенко мы объездили весь СССР. Украина, Молдавия, Грузия, Армения - повсюду ее встречали с восхищением: "Целиковская!".

Людмила Максакова: "Она ничего и никого не боялась! Однажды она мне рассказала: "Представляешь, мне предложили заниматься стукачеством! Я тут же нашлась и сказала: "Не могу! Вы знаете, я во сне разговариваю!".

Да, она действительно никогда и ничего не боялась. Ни в творчестве, ни в жизни, ни трудностей, ни бедности, ни сильных мира сего. Она, не задумываясь о последствиях, всегда делала так, как считала нужным. И никогда ни о чем не жалела. Очень любила слова Кафки: "Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно". Таким было ее отношение к жизни.
Памяти Л. Целиковской.


Фильмография
1939 — Молодые капитаны — пионервожатая Валя
1941 — Сердца четырёх — Шура Мурашова
1941 — Антон Иванович сердится — Сима Воронова
1943 — Воздушный извозчик — Наташа Куликова
1944 — Иван Грозный — Анастасия Романовна, царица
1945 — Близнецы — Люба Карасева
1946 — Беспокойное хозяйство — ефрейтор Тоня Калмыкова
1948 — Повесть о настоящем человеке — Зиночка
1948 — Карандаш на льду (короткометражный фильм)
1954 — Мы с вами где-то встречались — Лариса Левкоева
1955 — Попрыгунья — Ольга Ивановна Дымова
1956 — Много шума из ничего — Беатриче
1970 — Семья, как семья — Коробова
1976 — Дамы и гусары — Анеля
1978 — Однокашники — Поповская
1980 — Лес — Раиса Павловна Гурмыжская
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — мадам Брыкович
1987 — Портрет — Полная дама
1987 — Репетитор — Ксения Замятина

Роли в театре
Театр им. Е. Вахтангова

«Мадемуазель Нитуш» Эрве — Дениза
«Великий государь» Соловьёва — царица Мария Нагая
«Глубокие корни» Гоу и Д’Юссо — Дженевра
«Перед заходом солнца» Гауптмана — Инкен Петерс
«Ромео и Джульетта» Шекспира — Джульетта Капулетти
«Каменный гость» Пушкина — Лаура
«Идиот» Достоевского — Аглая
«Фома Гордеев» Горького — Медынская
«Слуга двух господ» Гольдони — Клариче
«Соломенная шляпка» Лабиша и Марк-Мишеля — Элиза
«Много шума из ничего» Шекспира — Беатриче
1955 — «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» (радиоспектакль), режиссёр Рубен Симонов — Лиза Синичкина
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам ЧТОБЫ ПОМНИЛИ! ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ
  (1919—1992) — советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Народная артистка РСФСР (1963)
орден Трудового Красного Знамени (1990)
Приз «Серебряный лев святого Марка» I степени Венецианского кинофестиваля (1955) за роль в фильме «Попрыгунья»
Она не падала духом и говорила под конец жизни своему внуку: «Старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я. Читать полностью
 

Комментарии

autumn-i
1 августа 2013 года
+1
Очень интересная статья! Несмотря ни на что, человек прожил долгую и насыщенную жизнь...Спасибо! Очень понравилось!
delechka (автор поста)
1 августа 2013 года
+1
Пожалуйста,Наташа! Рада,что тебне понравилось!
САПЕШКА
14 августа 2013 года
+1
Какая она была красивая! и безгранично талантливая
Спасибо!
delechka (автор поста)
14 августа 2013 года
+1
Показать картинку
САПЕШКА
14 августа 2013 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам