Занятия для развития речи 8 Ориентация в пространстве
Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди), сзади, посередине, справа и слева
ВПЕРЕДИ

СЗАДИ

ПОСЕРЕДИНЕ

СПРАВА И СЛЕВА

Попросите ребенка указать, где находятся собачка, ваза, дети. Например: "Собачка бежит впереди мальчика", "Собачка бежит за мальчиком (сзади)" и т. д. Если ребенок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Занимаясь с ребенком, обязательно сядьте рядом так, чтобы ваша правая рука была с той же стороны, что и правая рука ребенка. Затем спросите, кто на рисунке стоит справа от мамы, а кто слева от нее. Дайте поручение встать впереди другого ребенка или предмета; позади него; встать справа, слева от другого ребенка или предмета; встать посередине комнаты. Попросите ребенка подойти ближе к окну, встать дальше от него и т. д. Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится дальше, ближе, выше, ниже.
ДАЛЬШЕ - БЛИЖЕ

ВЫШЕ - НИЖЕ

Обратите внимание на то, как ребенок понимает инструкции, насколько точно их выполняет и как быстро переключается на выполнение других поручений
Понимание предлогов в, на.
ЦВЕТЫ СТОЯТ В ВАЗЕ

ВАЗА СТОИТ НА ПОЛКЕ

РЫБКИ ПЛАВАЮТ В АКВАРИУМЕ

КНИГА ЛЕЖИТ НА СТОЛЕ

ПЛАТЬЕ ВИСИТ В ШКАФУ

КУРТКА ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ
Понимание предлогов на - над
БАБОЧКА СИДИТ НА ЦВЕТКЕ

БАБОЧКА ЛЕТАЕТ НАД ЦВЕТКОМ

КНИГИ СТОЯТ НА ПОЛКЕ

КАРТИНА ВИСИТ НАД ПОЛКОЙ

ВОРОНА СИДИТ НА КРЫШЕ

ВОРОНА ЛЕТИТ НАД КРЫШЕЙ
Понимание предлогов за - из-за, под - из-под
МАЛЬЧИК СПРЯТАЛСЯ ЗА ДЕРЕВО

МАЛЬЧИК ВЫГЛЯДЫВАЕТ ИЗ-ЗА ДЕРЕВА

ДЕТИ СИДЯТ ЗА СТОЛОМ

ДЕТИ ВСТАЛИ ИЗ-ЗА СТОЛА

КОШКА ЗАЛЕЗЛА ПОД КРЕСЛО

КОШКА ВЫЛЕЗАЕТ ИЗ-ПОД КРЕСЛА

МЯЧИК ЗАКАТИЛСЯ ПОД СТОЛ

ДЕВОЧКА ДОСТАЕТ МЯЧИК ИЗ-ПОД СТОЛА
Понимание предлогов со, между
КОШКА ПРЫГАЕТ СО СТУЛА

РУЧКА УПАЛА (ПАДАЕТ) СО СТОЛА

ЛИНЕЙКА ЛЕЖИТ МЕЖДУ ТЕТРАДЬЮ И КНИГОЙ

КАРТИНКА ВИСИТ МЕЖДУ ЧАСАМИ И ТУМБОЧКОЙ

СТОЛИК СТОИТ МЕЖДУ КРЕСЛАМИ
Дети часто затрудняются в употреблении предлогов над, из-за, из-под, со, между. (Предлог между употребляется в значении посередине.) Обратите внимание ребенка на согласование слов после употребления этих предлогов. В младшем возрасте дети иногда не употребляют даже предлоги в и на. Потренируйтесь на аналогичных примерах. После предлога со обязательно должно стоять слово со стечением согласных (со стола, со Светой, со Славой, со сковороды).
ВПЕРЕДИ

СЗАДИ

ПОСЕРЕДИНЕ

СПРАВА И СЛЕВА

Попросите ребенка указать, где находятся собачка, ваза, дети. Например: "Собачка бежит впереди мальчика", "Собачка бежит за мальчиком (сзади)" и т. д. Если ребенок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. Занимаясь с ребенком, обязательно сядьте рядом так, чтобы ваша правая рука была с той же стороны, что и правая рука ребенка. Затем спросите, кто на рисунке стоит справа от мамы, а кто слева от нее. Дайте поручение встать впереди другого ребенка или предмета; позади него; встать справа, слева от другого ребенка или предмета; встать посередине комнаты. Попросите ребенка подойти ближе к окну, встать дальше от него и т. д. Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится дальше, ближе, выше, ниже.
ДАЛЬШЕ - БЛИЖЕ

ВЫШЕ - НИЖЕ

Обратите внимание на то, как ребенок понимает инструкции, насколько точно их выполняет и как быстро переключается на выполнение других поручений
Понимание предлогов в, на.
ЦВЕТЫ СТОЯТ В ВАЗЕ

ВАЗА СТОИТ НА ПОЛКЕ

РЫБКИ ПЛАВАЮТ В АКВАРИУМЕ

КНИГА ЛЕЖИТ НА СТОЛЕ

ПЛАТЬЕ ВИСИТ В ШКАФУ

КУРТКА ВИСИТ НА ВЕШАЛКЕ

Понимание предлогов на - над
БАБОЧКА СИДИТ НА ЦВЕТКЕ

БАБОЧКА ЛЕТАЕТ НАД ЦВЕТКОМ

КНИГИ СТОЯТ НА ПОЛКЕ

КАРТИНА ВИСИТ НАД ПОЛКОЙ

ВОРОНА СИДИТ НА КРЫШЕ

ВОРОНА ЛЕТИТ НАД КРЫШЕЙ

Понимание предлогов за - из-за, под - из-под
МАЛЬЧИК СПРЯТАЛСЯ ЗА ДЕРЕВО

МАЛЬЧИК ВЫГЛЯДЫВАЕТ ИЗ-ЗА ДЕРЕВА

ДЕТИ СИДЯТ ЗА СТОЛОМ

ДЕТИ ВСТАЛИ ИЗ-ЗА СТОЛА

КОШКА ЗАЛЕЗЛА ПОД КРЕСЛО

КОШКА ВЫЛЕЗАЕТ ИЗ-ПОД КРЕСЛА

МЯЧИК ЗАКАТИЛСЯ ПОД СТОЛ

ДЕВОЧКА ДОСТАЕТ МЯЧИК ИЗ-ПОД СТОЛА

Понимание предлогов со, между
КОШКА ПРЫГАЕТ СО СТУЛА

РУЧКА УПАЛА (ПАДАЕТ) СО СТОЛА

ЛИНЕЙКА ЛЕЖИТ МЕЖДУ ТЕТРАДЬЮ И КНИГОЙ

КАРТИНКА ВИСИТ МЕЖДУ ЧАСАМИ И ТУМБОЧКОЙ

СТОЛИК СТОИТ МЕЖДУ КРЕСЛАМИ

Дети часто затрудняются в употреблении предлогов над, из-за, из-под, со, между. (Предлог между употребляется в значении посередине.) Обратите внимание ребенка на согласование слов после употребления этих предлогов. В младшем возрасте дети иногда не употребляют даже предлоги в и на. Потренируйтесь на аналогичных примерах. После предлога со обязательно должно стоять слово со стечением согласных (со стола, со Светой, со Славой, со сковороды).
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: