Закон Божий. Часть третья. СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА. Введение в Священную историю Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет. Сотворение земли - видимого мира
После сотворения неба – невидимого, ангельского мира, Бог сотворил из ничего, одним Своим Словом, *землю*, то есть вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный) мир: видимое небо, землю и все, что на них.
Бог мог бы создать весь мир в одно мгновение, но так как Он с самого начала хотел, чтобы этот мир жил и развивался постепенно, то и создал его не сразу, а в продолжение нескольких периодов времени, которые в Библии названы "днями".
Но эти ""дни"" творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три "дня" творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом "иом". Но точно знать, какие это были "дни" мы не можем, тем более что нам известно: "*У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день*" (2 Петр. *3*, 8; Псал. *89*, 5).
Святые отцы Церкви считают седьмой "день" мира продолжающимся и поныне, а затем, по воскресении мертвых, настанет *вечный восьмой день*, т. е. вечная будущая жизнь. Как и пишет о том, например, *св. Иоанн Дамаскин* (VIII век): "Считается семь веков сего мира, от сотворения неба и земли до общего скончания и воскресения людей. Ибо хотя есть частное скончание – смерть каждого; но и есть общее совершенное скончание, когда будет общее воскресение людей. А осьмый век – будущий".
*Св. Василий Великий* еще в IV веке писал в своей книге "Беседы на Шестоднев": "Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие".
Итак, сначала, созданная Богом земля (материя) не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроена (как туман или вода) и покрыта тьмою, и Дух Божий носился над нею, давая ей живоносную силу.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Св. Библия начинается словами: "*В начале сотворил Бог небо и землю*" (Быт. *1*, 1).
"*В начале*" по-еврейски "*берешит*" значит "сперва", или "в начале времени", т. к. до этого была только вечность.
"*Сотворил*" здесь употреблено еврейское слово "*бара*", означающее *сделал из ничего* – сотворил; в отличие от другого еврейского слова "асса", означающее созидать, образовывать, делать из наличного материала. Слово "бара" (сотворил из ничего) всего три раза употребляется при творении мира: 1) в начале – первый творческий акт, 2) при сотворении "души живой" – первых животных и 3) при сотворении человека.
О небе, в собственном смысле, дальше ничего не говорится, т. к. оно было закончено благоустроением. Это был, как выше изложено, мир духовный, ангельский. Дальше в Библии будет говориться о *тверди* небесной, названной Богом "небом", как напоминание о высшем духовном небе.
"*Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою*" (Быт. *1*, 2).
Под "землею" здесь разумеется первоначальное еще неустроенное вещество, из которого Господь Бог в шесть "дней" устроил или образовал потом видимый мир – вселенную. Это неустроенное вещество или хаос называется *бездною*, как необозримое и ничем не ограниченное пространство, и *водою*, как водообразное или парообразное вещество.
*Тьма* была *над бездною*, т. е. вся хаотическая масса была погружена во мрак, за совершенным отсутствием света.
*И Дух Божий* носился над водою: – здесь начало уже образовательного творчества Божия. По значению самого выражения: *носился* (еврейское слово, употребленное здесь, имеет такой смысл: обнимал собою все вещество, как птица распростертыми крыльями обнимает и согревает птенцов своих), действие Духа Божия на первозданное вещество надобно понимать как сообщение ему жизненной силы, необходимой для его образования и развития.
В творении мира равно участвовали все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святый Дух, как Триединый Бог, Единосущный и Нераздельный. Слово "Бог" в этом месте поставлено во множественном числе – "*Эло-гим*", т. е. *Боги* (ед. число Элоах или Эл – Бог), а слово "*сотворил*" – "*бара*" поставлено в единственном числе. Таким образом подлинный еврейский текст Библии, с первых же своих строк, указывает на единосущие Лиц Св. Троицы, говоря как бы так: "в начале сотворил Боги (Три Лица Св. Троицы) небо и землю".
Об этом так же ясно сказано в псалмах: "Словом Господа сотворены небеса, и духом усть Его – все воинство их" (Пс. *32*, 6). Здесь под "Словом" разумеется *Бог Сын*, под "Господа" – *Бог Отец*и под "Духом усть Его" – *Бог Дух Святый*.
Сын Божий, Иисус Христос, в Евангелии прямо именуется "*Словом*": "*В начале было Слово... и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть*" (Иоан. *1*, 1-3).
Это особенно для нас важно знать, потому что было бы невозможным и сотворение самого мира, если бы не было изначала добровольного желания Сына Божия принести крестную жертву для спасения мира: " *- все Им* (Сыном Божиим)*и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство: ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное и небесное*" (Колос. *1*, 16-20).
И сказал Бог: *"Да будет свет!"* И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро. Это и был *первый "день" мира*.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: