Артикуляционная гимнастика. Дополнила
Нам, конечно, еще рановато... Но боюсь потерять статейку - поэтому публикую!
Ну и у некоторых членов группы уже есть старшие детки, так что может и пригодится кому уже сейчас
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.
Окошко
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"
Чистим зубки
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить" ) нёбо
Грибочек
улыбнуться
поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу
Киска
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Слоник пьёт
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
Индюки болтают
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
Орешки
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
Качели
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
Часики
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки"
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Шарик
надуть щеки
сдуть щеки
Гармошка
улыбнуться
сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабанщик
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
Парашютик
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Загнать мяч в ворота
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)



Дополнила:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
2. «МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
3. «БАРАБАНЩИК»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». темп убыстряется постепенно. Варианты:
• Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося «дын-дын-дын» (звоночек)
• Стучим и произносим «т-д-т-д» (скачет лошадка)
• Многократно произносим «а-д-д-д», «а-д-д-д» (песенка)
4. «ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка (лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
5. «ГРИБОК»
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы уздечка была натянута (ножка гриба). Удерживать в таком положении 10-15 секунд.
6. «ГАРМОШКА»
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивается гармошка). При этом растягивается уздечка языка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
7. «КУЧЕР»
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
ЗВУК р
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Произнесение слоговых сочетаний с ритмичным постукиванием рукой по столу с ударением на последнем слоге:
ТА-ТА-ТА-ТАК
ТЫ-ТЫ-ТЫ-ТЫК
ТО-ТО-ТО-ТОК
ТИ-ТИ-ТИ-ТИ-ТИК
ТУ-ТУ-ТУ-ТУК
2. Игра «поймай звук» - хлопки в ладоши, если услышишь звук Р, взрослый произносит звуки:
С, З, Р, М, Ф, В, Р, Т, Р
3. Выполнить упражнения на дыхании:
• «лошадка фыркает» - сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации
• «кучер останавливает лошадку» - набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: ПРРРРР
4. Произнесение слоговых сочетаний за взрослым, на каждый слог хлопок в ладоши:
ШТА-ШТА-ШТЫ
ШТО-ШТО-ШТУ
ШТИ-ШТИ-ШТЕ
ШТУ-ШТУ-ШТЫ
5. Игра «поймай звук» - хлопки в ладоши, если услышишь звук Р, взрослый произносит слоги:
РА, ЛА, ША, РА, ЛУ, РУ, ЛИ, РЫ
6. Скажи, где живёт звук Р в слове РАМА, КОМАР (в начале, середине, конце). Взрослый произносит слово, выделяя голосом звук Р.
7. Выполнить упражнение «дятел стучит по дереву» - открыть широко рот, поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по бугорочкам, произнося: Т-Т-Т-Т, Д-Д-Д-Д, ТД-ТД-ТД-ТД. Нижняя челюсть неподвижна!
8. Выполнить игровое упражнение «дятел подаёт сигнал своим птенцам» - произнесение слоговых сочетаний с ударением на последний слог:
ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫК
ДА-ДА-ДА-ДА-ДА-ДАК
ДО-ДО-ДО-ДО-ДО-ДОК
9. Произнесение слогов за взрослым: ДЫ-ДА, ДЫ-ДА, ДЫ-ДА, ДУ-ДО-ДЫ, ДА-ДУ-ДЫ
10. Выполнить игровое упражнение «поедем на лошадке за грибами» - присасывание языка к нёбу и пощёлкивание. Остановим лошадку. Вибрация губ: ПРРРРР
11. Произнесение звуков: Т-Д-Т-Д-Т-Д (стук колес).
12. Выполнить упражнение «играем на барабане» - повторение слоговых сочетаний за взрослым, с движением указательных пальцев рук: ТА-ДА, ТА-ДА, ТА-ДА, ТА-ДА, ТА-ДА; ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ.
13. Где живёт звук Р в словах: ХУРМА, БУГОР, РЫСЬ?
14. Найти картинки, в названии которых есть звук Р.
15. Продолжи штриховку по образцу.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р
1. Выполнить упражнение «холодно» - набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: БРРРР.
2. Выполнить упражнение «дрель» - произнесение слогов: ДЖЖЖА, ДЖЖЖИ, ДЖЖЖО, ДЖЖЖУ, ДЖА-ДЖУ, ДЖИ-ДЖО.
3. Произносить слоговое сочетание ЗА с нескольким удлинённым звуком З: ЗЗЗЗЗА, ЗЗЗЗЗА, ЗЗЗЗЗА.
4. Упражнение: рот приоткрыт, язык широкий наверху. Произносить звук З- ЗЗЗЗЗЗ (должен получиться звук, похожий на З-Ж), постепенно усиливать воздушную струю. Если будет получаться Ж, нужно переместить язык ближе к зубам.
Ну и у некоторых членов группы уже есть старшие детки, так что может и пригодится кому уже сейчас

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.
Окошко
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"
Чистим зубки
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить" ) нёбо
Грибочек
улыбнуться
поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу
Киска
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Слоник пьёт
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
Индюки болтают
языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
Орешки
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
Качели
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
Часики
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки"
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Шарик
надуть щеки
сдуть щеки
Гармошка
улыбнуться
сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабанщик
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
Парашютик
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Загнать мяч в ворота
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)




Дополнила:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ» (с внутренней стороны)
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
2. «МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
3. «БАРАБАНЩИК»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». темп убыстряется постепенно. Варианты:
• Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося «дын-дын-дын» (звоночек)
• Стучим и произносим «т-д-т-д» (скачет лошадка)
• Многократно произносим «а-д-д-д», «а-д-д-д» (песенка)
4. «ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка (лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
5. «ГРИБОК»
Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы уздечка была натянута (ножка гриба). Удерживать в таком положении 10-15 секунд.
6. «ГАРМОШКА»
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивается гармошка). При этом растягивается уздечка языка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
7. «КУЧЕР»
Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
ЗВУК р
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Произнесение слоговых сочетаний с ритмичным постукиванием рукой по столу с ударением на последнем слоге:
ТА-ТА-ТА-ТАК
ТЫ-ТЫ-ТЫ-ТЫК
ТО-ТО-ТО-ТОК
ТИ-ТИ-ТИ-ТИ-ТИК
ТУ-ТУ-ТУ-ТУК
2. Игра «поймай звук» - хлопки в ладоши, если услышишь звук Р, взрослый произносит звуки:
С, З, Р, М, Ф, В, Р, Т, Р
3. Выполнить упражнения на дыхании:
• «лошадка фыркает» - сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации
• «кучер останавливает лошадку» - набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: ПРРРРР
4. Произнесение слоговых сочетаний за взрослым, на каждый слог хлопок в ладоши:
ШТА-ШТА-ШТЫ
ШТО-ШТО-ШТУ
ШТИ-ШТИ-ШТЕ
ШТУ-ШТУ-ШТЫ
5. Игра «поймай звук» - хлопки в ладоши, если услышишь звук Р, взрослый произносит слоги:
РА, ЛА, ША, РА, ЛУ, РУ, ЛИ, РЫ
6. Скажи, где живёт звук Р в слове РАМА, КОМАР (в начале, середине, конце). Взрослый произносит слово, выделяя голосом звук Р.
7. Выполнить упражнение «дятел стучит по дереву» - открыть широко рот, поднять язык за верхние зубы, постучать кончиком языка по бугорочкам, произнося: Т-Т-Т-Т, Д-Д-Д-Д, ТД-ТД-ТД-ТД. Нижняя челюсть неподвижна!
8. Выполнить игровое упражнение «дятел подаёт сигнал своим птенцам» - произнесение слоговых сочетаний с ударением на последний слог:
ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫ-ДЫК
ДА-ДА-ДА-ДА-ДА-ДАК
ДО-ДО-ДО-ДО-ДО-ДОК
9. Произнесение слогов за взрослым: ДЫ-ДА, ДЫ-ДА, ДЫ-ДА, ДУ-ДО-ДЫ, ДА-ДУ-ДЫ
10. Выполнить игровое упражнение «поедем на лошадке за грибами» - присасывание языка к нёбу и пощёлкивание. Остановим лошадку. Вибрация губ: ПРРРРР
11. Произнесение звуков: Т-Д-Т-Д-Т-Д (стук колес).
12. Выполнить упражнение «играем на барабане» - повторение слоговых сочетаний за взрослым, с движением указательных пальцев рук: ТА-ДА, ТА-ДА, ТА-ДА, ТА-ДА, ТА-ДА; ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ.
13. Где живёт звук Р в словах: ХУРМА, БУГОР, РЫСЬ?
14. Найти картинки, в названии которых есть звук Р.
15. Продолжи штриховку по образцу.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р
1. Выполнить упражнение «холодно» - набрав в лёгкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы с включением голоса: БРРРР.
2. Выполнить упражнение «дрель» - произнесение слогов: ДЖЖЖА, ДЖЖЖИ, ДЖЖЖО, ДЖЖЖУ, ДЖА-ДЖУ, ДЖИ-ДЖО.
3. Произносить слоговое сочетание ЗА с нескольким удлинённым звуком З: ЗЗЗЗЗА, ЗЗЗЗЗА, ЗЗЗЗЗА.
4. Упражнение: рот приоткрыт, язык широкий наверху. Произносить звук З- ЗЗЗЗЗЗ (должен получиться звук, похожий на З-Ж), постепенно усиливать воздушную струю. Если будет получаться Ж, нужно переместить язык ближе к зубам.
Комментарии
сама потихоньку вспоминаю курс логопедии из универа
сама потихоньку вспоминаю курс логопедии из универа
↑ Перейти к этому комментарию
половина моих одногруппниц после универа работали логопедами...
В свое время много с дочкой занимались, читали, учили стишочки - помогало разговориться.
Хотя тот же звук "Р" только к 6 лет стал звучать правильно )))
А сейчас даже жалеем, что учили ее, сейчас как раз "неправильное Р" нам нужнее))))))))))))))
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: