Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Умеем ли мы слушать?

Активное слушание



Меня зовут Катя, и я совершенно не умею слушать других. Правда, до Cosmo-эксперимента я об этом факте даже не подозревала. Нет, обычно я не перебиваю людей на полуслове, не отпускаю ироничные шуточки и не засыпаю даже во время самого скучного разговора. Напротив, засыпаю вопросами, даю советы, рассказываю подходящие истории из жизни «одной моей подруги». Да ещё и успеваю сварить какао и сделать бутерброд для собеседника. Разве этого (ну плюс пара миндальных печений) недостаточно? Оказывается, нет.

Самое правильное и продуктивное слушание – активное. Большинство узнали о нём из бестселлера психолога и педагога Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Согласно книге, «активно слушать ребенка значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство». Говорят, со взрослыми тоже срабатывает неплохо.

Основные правила активного слушания я выписала в блокнот.

1. Поворачивайся к собеседнику лицом – так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Ни в коем случае нельзя разговаривать, уткнувшись в экран компьютера, кастрюльку с какао или вовсе кричать из соседней комнаты.

2. Не задавай вопросов. Свои реплики произноси в утвердительной форме, это даст другому ощущение, что вы на одной волне.

3. Держи паузу. Пусть у человека будет возможность самому разобраться в своих эмоциях, одновременно осознавая, что ты рядом.

4. Повторяй и обозначай его чувства: «Ты не ожидала, что всё так получится, и сейчас расстроена».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, в которой всё идёт по плану

Полная решимости и теоретических знаний, я решила начать прямо утром, на рабочем месте – в логопедическом детском саду. Пока старший логопед занимался с двумя детьми артикуляционной гимнастикой, я учила трёх других обводить буквы в тетрадях. Звуки со стороны «гимнастов» доносились такие забавные, что одна из моих подопечных залилась смехом и бросила карандаш.

«Тебе смешно…» – начала я вкрадчиво, присев рядом на низкий стульчик. «Ага!» – девчушка радостно кивнула. «Ты устала писать, – я не могла отделаться от мысли, что все это напоминает сеанс гипноза, а не разговор с человеком четырёх лет. – Тебе хочется отдохнуть, вот ты и отвлеклась…» Ребёнок явно приободрился и внезапно сосредоточился. «Давай ты сейчас всё-таки закончишь работу, а потом, если устанешь, пойдешь в группу». И что вы думаете? Она улыбнулась и начала обводить разнесчастную букву «н», а потом – следующую, и следующую, и следующую… Через десять минут задание было полностью выполнено: на удивление быстро и аккуратно. Сработало!

Но ликовать рано. Хорошо бы всё-таки протестировать методику на взрослых людях, знакомых и не очень. И я отправилась в деканат своего вуза – хотела получить у нашего несговорчивого секретаря очень важную бумагу. И надо же, именно сегодня в главном здании случилась какая-то конференция – гости из разных городов, звонки, документы, а также пирожные и шампанское в пластиковых стаканчиках.

В деканате суетились несколько человек, среди которых я с трудом отыскала столь необходимого мне секретаря. Только один её вид сказал мне о многом: о её занятости, неудобном графике и абсолютной неуместности моей просьбы в данный момент. Что же мне делать? Я заглянула в её глаза и тихонько так сказала: «Я знаю: у вас куча дел, график неудобный и я пришла не вовремя – это ужасно раздражает». Секретарь посмотрела на меня, подошла поближе и… улыбнулась. Через пять минут у меня появились подписанный как полагается листок и чувство небывалой уверенности в себе. Как тут не выпить чаю с блинчиками в кафе?

Симпатичный официант не торопился принести заказ. Подождав немного, я поняла, что надо с этим что-то делать. Пришлось прибегнуть к маленькой уловке: «Я понимаю, здесь столько народу, вы устали, а все торопят… А что там с моими блинчиками?» Блинчики принесли молниеносно, а в дополнение я получила ещё и ослепительную улыбку.


Да, эти утвердительные формулировки звучат достаточно странно, но нельзя не отметить, что они работают! Кстати, маленькие дети и симпатичные молодые официанты – самые благодарные объекты. Но науке неизвестно, обусловлен ли мой успех у последних именно применением психологической техники…
ЧАСТЬ ВТОРАЯ, полная тревог и сомнений

Полоса неудач началась, когда я решила опробовать методику в условиях сурового быта. Я почти не сомневалась: продавцы магазинов – самая что ни на есть моя целевая аудитория. В рамках эксперимента я решила стать идеальной, всё понимающей покупательницей. Но дело никак не клеилось. То ли мне попадались на редкость недружелюбные, то ли активное слушание к ним неприменимо. По крайней мере, любая моя попытка тут же пресекалась. «У меня нет сдачи!» –»У вас нет сдачи… Все приходят с крупными деньгами, и приходится отдавать им всю мелочь. А что можно сделать…» – «Ничего нельзя сделать, у меня нет сдачи!» И так весь день.


В общем, я оставила всякую надежду и решила больше не тренироваться в активном слушании в магазинах. Максимум в книжных, поближе к трудам по психологии.

В довершение всего мы поссорились с мамой. И это в то время, когда я собралась улучшить свои коммуникативные навыки! Началось всё как обычно: я думала, что достаточно взрослая, чтобы жить отдельно и не звонить по расписанию с подробным отчётом. Мама думала о том же самом, сидела у меня на кухне и расстраивалась.

– Ты мне ничего не рассказываешь! – возмущалась мама.- Запрещаешь задавать вопросы, на которые не хочешь отвечать. А я хочу знать, что происходит в жизни моей единственной дочери.

– Я тебе ничего не рассказываю, это очень обидно… Тебе нужно знать, что происходит в жизни близких людей, даже если они скрывают, – привычно продолжила я. (Черт побери, да ведь и мне также надо держать всё под контролем! Начиная с «Позвони, когда доберёшься» и заканчивая «Я придумала, как мы отпразднуем годовщину».)

– Я просто переживаю, понимаешь, – уже тихо и спокойно продолжила она.

– Ты переживаешь. Тебе кажется, что ты сможешь меня защитить, если будешь в курсе всего. А я не даю такой возможности, ты нервничаешь. (А как я нервничала, когда недавно уезжала на четыре дня и не могла контролировать всё, что происходит дома!)

Наш разговор был долгим, но в конце я уже не просто повторяла мамины слова, я поняла её. Ведь я точно такая же, яблоко от яблони. От самой лучшей на свете яблони.

Кто сказал, что активное слушание помогает только тому, на кого оно направлено? Нет, это гораздо глубже, нежели просто повторение чужих фраз и озвучивание чувств. Это способ понять. А ещё незаменимая методика улаживания конфликтов.

NB! Больше никогда не ходить в этот магазин за углом!
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, в которой назревает конфликт

Ну что же, активное слушание активно проникло в мою жизнь. Я привыкла подбирать слова, смотреть в глаза, повторять и держать паузу. Выслушала в три раза больше чужих историй и размышлений. Истратила месячный запас какао. Но в какой-то момент у меня просто начала разрываться голова.

«Да сколько можно? – обречённо думала я, продолжая внимательно смотреть в глаза подруге. – Почему только я должна придумывать все эти фразы и выслушивать чужие жалобы? А меня-то кто выслушает?» Я было собралась рассердиться, как вдруг внутренний голос отчётливо произнес: «Ты просто устала от этого эксперимента, тебе хочется, чтобы и о тебе позаботились». И тогда я выпрямила спину, сделала глубокий вдох и сказала: «И ты обиделась, потому что почувствовала себя ненужной!»

Слушание слушанием, но иногда бывает не лишним вспомнить и о себе. Но и здесь полученные навыки могут пригодиться. Иногда, чтобы свести собственное негативное чувство на нет, нужно лишь обозначить его словами.
ЭПИЛОГ – неожиданный

К концу недели я совсем увлеклась. Едва ли не каждый знакомый подвергся маленькому эксперименту. В зависимости от результата я мысленно ставила «плюс» или «минус» в своей воображаемой записной книжке. К моей радости, плюсов было больше. Единственный, кто не поддавался на мои уловки, был любимый мужчина. Стоило мне заикнуться о том, как я понимаю его, он подозрительно смотрел на меня и явно догадывался о том, что я вступила в сговор с известным глянцевым журналом. Я пробовала и так и эдак, но без результата.

Поэтому за десять минут до конца седьмого дня, когда возлюбленный вернулся с работы усталым и печальным, я даже не пыталась. Просто спросила, подняв глаза от экрана ноутбука: «Как прошёл твой день?» – «Да так… Вроде бы много всего сделал, а ничего важного». – «И ты чувствуешь себя бесполезным! – тут же оживилась я. – Ты много работал, а итог тебя не удовлетворил».

Он улыбнулся: «А ты все еще проводишь Cosmo-эксперимент. И ждёшь от меня правильной реакции. Тебе хочется спать, а надо во что бы то ни стало закончить статью. Тебе нужна моя поддержка». И мне ничего не оставалось, кроме как с облегчением выдохнуть. Всё-таки счастье – это когда тебя слышат, даже когда ты молчишь.


Источник: http://www.izuminki.com/2013/05/30/aktivnoe-slushanie/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Умеем ли мы слушать?
Активное слушание
Меня зовут Катя, и я совершенно не умею слушать других. Правда, до Cosmo-эксперимента я об этом факте даже не подозревала. Нет, обычно я не перебиваю людей на полуслове, не отпускаю ироничные шуточки и не засыпаю даже во время самого скучного разговора. Напротив, засыпаю вопросами, даю советы, рассказываю подходящие истории из жизни «одной моей подруги». Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам