Люди и животные (размышления по поводу).

"Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою" (св. Василий Великий).
Написать этот текст меня подвигло два события: опубликование поста о кусачих собаках:
https://www.stranamam.ru/post/5472428/
... и факт отправления меня в чёрный список одной страномамочкой - любительницей животных после того, как я усомнилась в реальности утверждения "они (то есть - животные) ничем не глупее нас". Я было подумала, что название поста - шутка, и тут же была наказана, вдобавок получила кучу минусов за высказывание.

Тем, кто зашёл почитать, нужно знать три вещи:
1. Животных я люблю. У нас в семье они жили всегда, и коты, и собаки. Со своей собакой нам приходилось делиться последней едой во времена гораздо более тяжёлые, чем нынешние, и покупать ей лекарства, когда зарплату задерживали порой на неколько месяцев. Серьёзно больную старую кошку мы лечим периодически в хорошей ветклинике (эта информация - для тех, кто решит обвинить меня в бессердечном отношении к братьям нашим меньшим).
2. Рассуждения в православной группе не обойдутся без богословия.
3. У нас в группе недавно было несколько постов на тему "Человек и животные", вот они:
https://www.stranamam.ru/post/5377400/
https://www.stranamam.ru/post/5380901/
https://www.stranamam.ru/post/5392517/
https://www.stranamam.ru/post/5399767/
Ознакомившись с ними, можно составить представление об отношении христиан к Божиим тварям.
Давайте порассуждаем, с чего всё началось. Библия так рассказывает о создании человека и об отношении человека к животному миру:
"""26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Книга Бытие 1:26-28)"""
То есть, изначально человек поставлен выше всей твари и соделан подлинным царём живой природы.
Что было дальше?
18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
(Книга Бытие 2:18-20)
Итак, животные, по библейскому Откровению, нисколько не равны человеку, а явно ниже его. Потому как далее следует рассказ о сотворении женщины, которая, как человек, равна мужчине по достоинству.
И даже после отпадения первых людей от Бога, после того, как Господь сказал им: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…
(Книга Бытие 3:17), человек всё равно сохранил, хотя бы отчасти, своё царственное достоинство, образ и подобие Божие:
"""... под образом Божиим, нужно разуметь данные Богом человеку силы души: ум, волю, чувство; а под подобием Божиим нужно разуметь способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу, - совершенствоваться в стремлении к истине и добру."""(прот. Серафим Слободской. Закон Божий).
И тут я вступлю в спор с теми, кто считает человека лишь некоей частичкой природы (причём последнее слово у апологетов природы как некоей таинственной силы пишется с большой буквы). Человек и поныне обладает всеми вышеперечисленными качествами. Животные ими не обладают. Животные, например, собаки, не имеют свободной воли - любить или не любить хозяина (тут вообще отношение строится более на инстинктах); реализовать или не реализовать свои инстинкты - например, инстинкт размножения; животные не имеют никакого понятия о нравственных нормах: если животному надо утолить чувство голода - оно будет делать это всеми(!) доступными способами - например, стая бродячих собак может напасть на слабых людей (женщин, детей, стариков). Животные живут по законам джунглей, как ни банально это звучит. А домашние животные, даже очень привязанные к человеку, легко могут одичать...
Поэтому животные по определению не могут быть лучше или хуже человека, такое сравнение и такая терминология здесь неуместны. Они просто - животные. У них НЕТ возможности нравственного выбора. Человек, по библейской мыли - выше именно потому, что он - человек. Думаю, с этим согласятся даже атеисты.
Впрочем, языческое мировоззрение, считающее человека лишь частицей природы, уже не ново. Если мы и вправду лишь части природы - то должны жить, исключительно повинуясь инстинктам и не заморачиваясь мыслями о грехе и нравственности. Не в этом ли - источник любви к окружающей среде у некоторых? Ведь так бывает приятно сказать что-то вроде "я живу, как по течению плыву; какой ещё грех? я не заморачиваюсь". А ведь мне приходилось слышать нечто подобное от "любителей животных", для которых человек равен собаке или даже ниже её.
Для иллюстрации своей мысли приведу отрывок из книги о. Андрея Кураева "Если Бог есть любовь":
"""еще более странна для европейца радикальная всеядность китайской кухни. Как известно, китайцы едят все, кроме того, что ядовито (вообще-то ядовитое кушать тоже можно — но только готовить его надо дольше). И змеи, и крысы, и насекомые сгодятся на китайской кухне. Но самое чуждое, на вкус европейца, блюдо китайской кулинарии — это мозг живой обезьянки. В китайском ресторанчике ты заказываешь некое блюдо с восточно-экзотическим названием (скажем — "Вдоль по Хуанхэ-матушке" ). И тебе выносят живую обезьянку. Ее голову зажимают в специальных тисках, чтобы она не дергалась. Чтобы она не слишком верещала — по желанию клиента ее можно оглушить ударом молоточка по темени (ударить должен сам заказчик и потребитель этого яства), затем специальным ножичком вскрывается черепная крышка. И вот пожалуйста — вожделенный мозг примата открыт пред тобой. Что называется — "посолить по вкусу". И можно кушать... [12]
Вы содрогаетесь? А почему? Ведь тигры в джунглях кушают обезьянок? А мы чем хуже? Если природа так устроена, что одна ее часть живет через пожирание другой — то почему мы не должны позволять себе то, что законом Дао дозволено тиграм? В чем отличие человека от тигра? И тигр — часть природы, и человек...
Здесь и проходит решительная граница между мировоззрением языческим и библейским. С точки зрения язычества человек — часть природы, микрокосмос. Человек — это "микрокосм", малый мир в мире большом — "макрокосмосе". Свящ. Павел Флоренский эту мысль выразил так: "человек — это сокращенный конспект мироздания" [13]. Действительно, ведь в человеке есть все, что есть в мире... "Само сердце — малый сосуд, но там есть все", — говорит преп. Макарий Египетский [14].
Но этого мало сказать о человеке. Византийские богословы утверждают кроме того, что человек скорее есть "макрокосм", помещенный в "микрокосм". Ибо хоть и действительно в человеке есть все, что есть в мире, но в нем еще есть и то, чего весь мир вместить не может и не имеет: образ Божий и Божественная благодать, благодатное Богосынство. "Смотри, — обращает наше внимание преп. Макарий Великий, — каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоиться Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, т. е. служебных духов" [15]. """
Добавлю, что владычество человека над тварью вовсе не предполагает жестокого отношения к твари. Впрочем, об этом в группе уже был пост, ссылку см. выше.
Теперь о насущном. Да, мы в ответе за тех, кого приручили. Да, зачастую проблемы с окружающей средой и бездомными животными - это наша общечеловеческая вина. Но можно было расуждать, например, в чём причины начала Второй мировой войны, каким образом в этом виновато мировое буржуинство и как дошла Германия до жизни такой, - а можно было взять автомат в руки и идти защищать свои дома и свою Родину. Можно - и нужно - анализировать, почему разрушается окружающая среда и откуда берутся бездомные собаки, а можно что-то предпринимать для решения проблемы, - например, организовать приют. Решать проблему нужно, исходя из финансовых и иных возможностей данного региона (да простится мне этот канцелярский стиль!). Увы, наши возможности порой таковы, что, кроме истребления животных мы ничего не можем предложить, и это плохо. Но гораздо хуже сидеть и ждать, пока опять кого-нибудь покусают или загрызут. В концые концов, выдают же охотникам лицензии на отстрел диких животных - волков, кабанов - если тех становится слишком много, а механизмы саморегуляции их численности по тем или иным причинам не работают! И никто же не возмущается. Надо только помнить, что собаки точно так же дичают и сбиваются в стаи, опасные для нашей жизни и жизни наших детей. Впрочем, уже давно говорят и о неободимости грамотных законов и для владельцев собак, чтобы не было покусанных ими граждан и загрызанных детей. Всё же люди несравненно выше собак, что бы там ни говорили последователи Дао и прочих восточных учений.
А христианам есть повод задуматься над проблемой вдвойне. Мы помним, что природа пострадала за Адамов грех, пострадала онтологически. Мы помним слова апостола Павла из послания к Римлянам: """"Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Римлянам 8:18-23)."""" И есть и среди нас люди, которые неравнодушны к стенающей твари; дай Бог, если их будет всё больше.
Об одном таком человеке можно прочитать здесь:
https://www.stranamam.ru/post/3728441/
Комментарии
Я смотрю, вас конкретно зацепило общение во вчерашнем посте. Не принимайте близко к сердцу.
Да, а убивают не только из-за плохого настроения. Ещё иногда защищают себя, свой дом и своих детей. такое случается.
Единственное, хочется чуть подытожить для ярых противников отстрела собак:
Я считаю, тем самым человеку дана не только власть, но и ответственность. Проведите аналогию с настоящими, человеческими, царями. Царь должен по-доброму относиться к подопечным. И мудро управлять ими. По-доброму - значит заботиться. Но! если подопечный бросается с ножом на царя, по головке его никто не погладит.
С теми же собаками - человек, как мудрый управитель, царь, должен адекватно оценивать ситуацию, и в нужный момент ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Я даже не скажу брать ответственность на себя, потому что она УЖЕ лежит на нас. Так вот, если бездомные собаки бесконтрольно размножаются, люди должны контролировать этот процесс. Если процесс вышел из-под контроля, когда образуются большие озлобленные стаи, действовать нужно без промедления. Отстрел, усыпление, стерилизация или что угодно - это действие. А развезение нюней "бедные собачки, они ни в чем не виноваты" - это бездействие. Это невзятие на себя ответственности и позиции взрослого. Если вы не являетесь взрослым, мудрым царем, не имеете право вообще говорить на эту тему.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
С уважением, админ группы.
Единственное, хочется чуть подытожить для ярых противников отстрела собак:
Я считаю, тем самым человеку дана не только власть, но и ответственность. Проведите аналогию с настоящими, человеческими, царями. Царь должен по-доброму относиться к подопечным. И мудро управлять ими. По-доброму - значит заботиться. Но! если подопечный бросается с ножом на царя, по головке его никто не погладит.
С теми же собаками - человек, как мудрый управитель, царь, должен адекватно оценивать ситуацию, и в нужный момент ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ. Я даже не скажу брать ответственность на себя, потому что она УЖЕ лежит на нас. Так вот, если бездомные собаки бесконтрольно размножаются, люди должны контролировать этот процесс. Если процесс вышел из-под контроля, когда образуются большие озлобленные стаи, действовать нужно без промедления. Отстрел, усыпление, стерилизация или что угодно - это действие. А развезение нюней "бедные собачки, они ни в чем не виноваты" - это бездействие. Это невзятие на себя ответственности и позиции взрослого. Если вы не являетесь взрослым, мудрым царем, не имеете право вообще говорить на эту тему.
↑ Перейти к этому комментарию
у многих стадных животных тоже есть некая мораль, понятная их виду. просто нам она не понятна. а то, что тщеславие человеческое позволяет царствовать над природой, так это только человеческая проблема, которая потом нам и аукнется.
А вот в термически обработанном и красиво сервированном виде, наверное, попробовала бы.
думаю, что удовольствие от процесса не менее важно, чем сам процесс, и порицать китайцев никак не стала бы.
Римляне в древности насыщались, а потом делали 2 пальца в рот и - обратно... для того, чтобы ещё раз насладиться вкусом новой пищи. Я порицаю не китайцев, а некоторые их обычаи. Как и некоторые обычаи некоторых других народов. Как и грехи народа собственного.
у многих стадных животных тоже есть некая мораль, понятная их виду. просто нам она не понятна. а то, что тщеславие человеческое позволяет царствовать над природой, так это только человеческая проблема, которая потом нам и аукнется.
↑ Перейти к этому комментарию
Кому нравится считать себя животным - никоим образом препятствовать не могу... оооо... а людоедство, до сих пор имеющее место на некоторых островах Тихого океана - тоже "культурная специфика"?...
согласна с автором, что кусачих бездомных собак в нашей стране можно и отстреливать, стерилизовать всё равно не получится в желаемых масштабах, но доводы стоит пересмотреть.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А тот факт, что все мы свободны (хотя на наше поведение в некоторой степени всё же влияет общество и культура), мы ощущаем в своей душе. Каждый может сделать выбор в любой ситуации в пользу добра или зла, великодушия или подлости. Надо только в себя почестнее вглядеться. Мы не выбираем времена, но можем сделать выбор - стать людьми или нелюдями.
Да, Вы вправе представлять себе Бога как программиста, сотворившего человечество автоматов, которые не несут ответственности за содеянное. Впрочем, когда Вы - не дай Бог - станете жертвой какого-нибудь преступления, вспомните о Боге-программисте, которому поклоняетесь, и о том, что преступник не является таковым по причин своей запрограммированности. И не забудьте, что заявление в полицию на робота-автомата подавать нельзя - он же не виноват, у него такая культурная особенность...
вот когда инквизиция в тапочках и домашнем халате поймёт, что мир гораздо разнообразнее, а добро и зло - понятия весьма относительные и не ограничиваются Писанием, тогда тщеславие и заблуждения растают, словно дым.
С уважением, админ.
↑ Перейти к этому комментарию
Хотите так считай - да на здоровье
Кхм, я бы сказала так - не лезьте со своим уставом в чужую группу
↑ Перейти к этому комментарию
с ув модератор группы
у многих стадных животных тоже есть некая мораль, понятная их виду. просто нам она не понятна. а то, что тщеславие человеческое позволяет царствовать над природой, так это только человеческая проблема, которая потом нам и аукнется.
↑ Перейти к этому комментарию
для особо оголтелых защитников скажу - и собак держали, и котов, и хомяков, и канареек, и не по одному, ни одно животное не было мною или кем-то из моих родственников выкинуто на улицу, все дожили до преклонных лет в довольстве, сытости и ласке, и ели с одной тарелки. но тех, что бегают дикие на улице, огромные собачины, рвут кошек и голубей, бросаются на людей - надо уничтожать, если нет возможности вывезти их в приют.
В посте я пытаюсь донести ту мысль, что человек неизмеримо выше животного. И что безопасность людей должна быть на первом месте.
В посте я пытаюсь донести ту мысль, что человек неизмеримо выше животного. И что безопасность людей должна быть на первом месте.
↑ Перейти к этому комментарию
естественный эксперимент был поставлен в Москве в 80-м году. К Олимпиаде были уничтожены все бродячие собаки. Чсленность восстановилась буквально за год
естественный эксперимент был поставлен в Москве в 80-м году. К Олимпиаде были уничтожены все бродячие собаки. Чсленность восстановилась буквально за год
↑ Перейти к этому комментарию
Кстати, интересно, а как обстоит дело с крысами? Их травят вроде бы довольно эффективно. Или нет?
С крысами дела обстоят прекрасно: они чихать хотели на все самые эффективные отравы
А с чего беременеют чаще? Уменьшается время ухода за уже рождённым потомством?
↑ Перейти к этому комментарию
В Германии срабатывает.Там нет бродячих собак. Вообще. Фрау Швец не даст соврать...
↑ Перейти к этому комментарию
В Германии срабатывает.Там нет бродячих собак. Вообще. Фрау Швец не даст соврать...
↑ Перейти к этому комментарию
Я правильно понимаю - любить животных - по-Вашему плохо?
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
В посте я пытаюсь донести ту мысль, что человек неизмеримо выше животного. И что безопасность людей должна быть на первом месте.
↑ Перейти к этому комментарию
Ещё как не ново. Язычество, поди, в несколько раз старше единобожия. Надо, может быть договориться о том, что есть Бог? Ведь то, что мы "его образ и подобие" едва ли значит, что Бог, это бородатый дядька на облаке?
С другой стороны, ведь и природа это не только пригорки-ручейки-перелески. Собачки-кошечки. Наверное, природа, это натура-физика-естество. Что-то огромное, вбирающее в себя и космос и хаос за его пределами. И в этом смысле "природа" и "Бог" близкие понятия, просто природа из мирского лексикона. И в этом смысле, мы, конечно же часть природы. Вот какой-нибудь депутат стоит выше нас по общественному положению. У него неприкосновенность, у него властный ресурс, материальный достаток такой, какой мало у кого в России есть. Значит ли это, что он умнее нас с Вами? Или, что его развитие выше? - Мягко говоря, это большой вопрос.
Давайте представим себе, что верблюды или тигры стали гноить себе подобных в каком-нибудь ГУЛАГЕ. Даже стрекоза безмозглая не поступит подобным образом. А у человека - на тебе. И душа и разум. Как не отправить собрата своего на строительство Беломоро-балтийского канала. Или стольный град Петербург закладывать, как это делал император Пётр. Помазанник Божий. А зверь не творит себе ложных кумиров, Божьего имени всуе не треплет и не убивает ради удовольствия.
Что касается бродячих собак, то Вы наверное правы. Ничего нам не остается, как признать себя азиатами и ликвидировать их, прости Господи меня грешного. Хотя мысль "питомников настроить и всяку тварь пристроить" тоже мне нравится. Но обсуждать надо всенародно. Страна уж больно большая. Такой проект, наверное в миллионы долларов станет. А с нашим ворьем так и в миллиарды.
Я и с детьми там гулял. Просто гордиться тутнечем.
Так и с собаками. Как-то странно их губить и ссылаться на китайцев - они-то похуже будут. Обезьян едят живьем.
Я, вроде бы про то и написал. Бог - метафизическая надстройка над природой.(Прости меня, Господи, грешного). Но агностики, атеисты и большая часть язычников(как я понимаю) не верят ни в какую метафизику. Поэтому природа и Бог для них тождественны.
Впрочем, китайцы - язычники, и им некоторые вещи простительны более, нежели нам - у нас за плечами тысяча лет христианства. Бог, вообще-то, Первопричина всего. А слово "надстройка" предполагает нечто вторичное (по аналогии с "базисом").
В нашей собственной стране, которую Церковь часто называет православной, ведутся собачьи бои, богатые женщины охотно приобретают шубы из вымирающих зверьков, элиты черную икру продолжают держать в постоянном меню, хотя она запрещена уже во всем мире...Я уверен, что кто-то из этих людей и черепа обезьянкам вскрывает. Под девизом "надо все попробовать"
И бездомных собак стало так много усилиями наших с Вами соотечественников.
↑ Перейти к этому комментарию
Насчёт обид - я не обижаюсь.
Почему открыла этот пост? Есть боль конкретного человека, чью дочь покусали бродячие псы. И есть "часть текста удалена модератором (fenechek)", которые псов ставят выше человека. Можно, конечно, пройти мимо... а можно постараться отреагировать. Каждый поступает так, как считает нужным. Хорошая мысль. Я не могу себе позволить такого: назвался админом - полезай в кузов. Всё равно надо будет отслеживать материалы группы.
Вообразите себе человека, который с пол-года не мылся, не брился, не стриг ногтей и волос, зубы не чистил. А потом сказал "Пойду в баню, Я ведь человек, венец творения, мне по чину положено быть чистым!" Бог даст - дойдет он до бани и помоется, но уместно ли в его положении титуловать себя венцом творения? И тем более поучать всех вокруг - как хорошо мыть руки перед едой, и как плохо в носу ковырять...
Мой пример с гиперболой, но ситуация с больными бездомными собаками, она ведь именно такая. Давно-давно запущенная. Мы их сначала приручили, потом предали и выбросили. А теперь, когда они одичали, сбились в стаи, стали разносчиками разных заболеваний, мы гордо вспомним, что мы цари природы и пойдем их убивать, приговаривая "зато мы обезьянок не кушаем!". Между тем у нас в России становятся всё популярнее собачьи бои, например. И человеческих детей мы убиваем по две тысячи ежегодно.
Как-то так.
И - да, вина человека перед собаками, в том числе - онтологическая вина Адама перед всей тварью, не означает, что мы должны этим собакам с радостью подставлять горло, как предлагали тут некоторые зоофилы. Ничего хорошего в этом не вижу.
↑ Перейти к этому комментарию
заповедь
Христа была
: возлюби ближнего своего.
А Бернард Шоу писал - чем больше узнаю людей, тем больше нравятся собаки.
Крайности всегда плохо.
Я считаю, что христианское отношение к животным действительно самое "здоровое". И любить (а любовь подразумевает ответственность) а не просто чмоки-чмоки, потом в сумку той-терьерчика и в ночной клуб.
Но и не ставить наравне с людьми, а то и выше людей.
В Одессе есть музей МВД. Там целый зал отведен служебным собакам. Да, они были партнерами милицинеров, но собаки были обучены так, чтобы закрыть собой человека. И это нормально. Там много таких "героев" представлено.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: