Естественные последствия поступков вместо наказания.
Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как?
Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это не наказание — просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг — не в наказание, а просто ему надоест.
Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения. Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.
Ненаступление естественных последствий — одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни дети, выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире. Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в это день без ужина останутся?» «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация. Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир — и дальше как знаешь… Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше нету. Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.
Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула». Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч — отвечает мама, — две недели назад купили». Не верю своим ушам: «Как, она потеряла уже четыре и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет». Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение — ведь последствий не наступает! Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше — подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать». Но это казалось им слишком суровым — ведь девочке нужно быть не хуже других! И они предпочитали расстраиваться, ссориться, сокрушаться, но не давали дочке никакого шанса изменить поведение.
Не стесняйтесь нестандартных действий. Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Но это тоже своего рода естественное следствие — ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор исправно моется.
Еще одна мама, замученная привычкой ребенка беспрерывно ныть, стала надевать наушники плеера и пританцовывать под музыку, как только раздавалось нытье. Заранее она предупредила ребенка, что будет так делать, объяснила, используя Я-высказывания, что больше не может это слушать и предложила использовать условный знак — поднятую руку — чтобы дать ей понять, что нытье уже кончилось и можно снимать наушники. Все это было сделано весело, доброжелательно и совершенно не в форме наказания. Просто: ты хочешь ныть — имеешь право, а я не хочу слушать — тоже имею право. Смотри, как я здорово придумала, чтобы и тебе было хорошо, и мне. Проблема решилась за три дня. Естественно, нытье как таковое ребенку никакого удовольствия не доставляло.
Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке — отдавали деньги, которые были утащены ребенком в гостях. Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело, преодолевая общую беду. И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось еще денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребенка не было.
Обратите внимание: никто из этих родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли. Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство. "
Да, и я не знаю, что отвечать на вопросы типа "Четырехлетка не слушается, что делать?" Я не в курсе, "где у него кнопка". Тут очень много факторов: состояние родителя, взаимоотношения до того, история ребенка, характер и темперамент обоих, ситуация, участие третьих лиц и много всего. Да и вообще, никто не знает "что делать" чтобы ребенок все время делал то, что мы хотим. Слава Богу.
Петрановская Людмила
Взято из интернета. Мне понравилась эта статья и я с её автором абсолютно согласна. Просто захотелось поделиться.
Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это не наказание — просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг — не в наказание, а просто ему надоест.
Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения. Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.
Ненаступление естественных последствий — одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни дети, выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире. Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в это день без ужина останутся?» «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация. Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир — и дальше как знаешь… Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше нету. Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.
Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула». Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч — отвечает мама, — две недели назад купили». Не верю своим ушам: «Как, она потеряла уже четыре и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет». Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение — ведь последствий не наступает! Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше — подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать». Но это казалось им слишком суровым — ведь девочке нужно быть не хуже других! И они предпочитали расстраиваться, ссориться, сокрушаться, но не давали дочке никакого шанса изменить поведение.
Не стесняйтесь нестандартных действий. Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Но это тоже своего рода естественное следствие — ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор исправно моется.
Еще одна мама, замученная привычкой ребенка беспрерывно ныть, стала надевать наушники плеера и пританцовывать под музыку, как только раздавалось нытье. Заранее она предупредила ребенка, что будет так делать, объяснила, используя Я-высказывания, что больше не может это слушать и предложила использовать условный знак — поднятую руку — чтобы дать ей понять, что нытье уже кончилось и можно снимать наушники. Все это было сделано весело, доброжелательно и совершенно не в форме наказания. Просто: ты хочешь ныть — имеешь право, а я не хочу слушать — тоже имею право. Смотри, как я здорово придумала, чтобы и тебе было хорошо, и мне. Проблема решилась за три дня. Естественно, нытье как таковое ребенку никакого удовольствия не доставляло.
Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке — отдавали деньги, которые были утащены ребенком в гостях. Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело, преодолевая общую беду. И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось еще денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребенка не было.
Обратите внимание: никто из этих родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли. Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство. "
Да, и я не знаю, что отвечать на вопросы типа "Четырехлетка не слушается, что делать?" Я не в курсе, "где у него кнопка". Тут очень много факторов: состояние родителя, взаимоотношения до того, история ребенка, характер и темперамент обоих, ситуация, участие третьих лиц и много всего. Да и вообще, никто не знает "что делать" чтобы ребенок все время делал то, что мы хотим. Слава Богу.
Петрановская Людмила
Взято из интернета. Мне понравилась эта статья и я с её автором абсолютно согласна. Просто захотелось поделиться.

Комментарии
папа, мама, дети - 10 и 6 лет.
должны поехать на море. все этого ждут. тут дети что-то вытворяют. родители им говорят, что если они не исправят то, что вытворили, то поездка на море отменяется.
дети не поверили.
вся семья не поехала на море.
дети стали намного осмотрительнее в своих поступках
Так что согласна с автором статьи на 100%.
А я из детства помню ремень,а за что--толком не помню..
папа, мама, дети - 10 и 6 лет.
должны поехать на море. все этого ждут. тут дети что-то вытворяют. родители им говорят, что если они не исправят то, что вытворили, то поездка на море отменяется.
дети не поверили.
вся семья не поехала на море.
дети стали намного осмотрительнее в своих поступках
↑ Перейти к этому комментарию
У меня знакомая,которая наоборот,постоянно пугает детей "не пойдёшь,не куплю,не получишь,не поедешь",но ещё ни разу не выполнила своих угроз..
Как,наверно,это губительно сказывается на её авторитете.
папа, мама, дети - 10 и 6 лет.
должны поехать на море. все этого ждут. тут дети что-то вытворяют. родители им говорят, что если они не исправят то, что вытворили, то поездка на море отменяется.
дети не поверили.
вся семья не поехала на море.
дети стали намного осмотрительнее в своих поступках
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
вот что нашла у себя в закромах. https://www.stranamam.ru/post/2645438/ https://www.stranamam.ru/post/2367973/
Когда мой сын долго не делает что нужно,я подбадриваю:давай,пока солнышко на уличке,или скорей уже Аня со школы идёт(сестра),или игрушечки в рюкзаке ждут играться...Но никогда не кричу и не заставляю силой.
а по поводу одевания это умора!Он должен именно пижаму одевать сам.Так получилось,что вчера она у него была навыворот,причём частично,с утра так снял.. Так он с ней пол-часа сидел,но не мог одеть,мне помочь никак,сразу кричал САМ..так вот и промучался со штанами (одна штанина вывернута),пока голожопиком холодным не стал засыпать,потом разрешил помочь,устал...
А по поводу одевания--всякие обещания или ультиматумы не помогают?Нужно найти подход,может,нестандартный..
а вот когда хочет идти и не одевается, ничего не отвечает, говорит одеваюсь, ноя поспрашаю, у меня есть подозрение, что она сама не хочет одеваться.
Ситуация: она убегает – вы догоняете – воспринимается ребенком, как игра. И как бы
вы не переубеждали – бесполезно. Вывод – не бегать за ним, а чтобы защитить от опасности
– держать за руку. И настаивать на этом. Пока не поймет. Невозможно? Не берите тогда ее в
магазин, где полно соблазнов, договоритесь с мужем, что он закупит продукты, пока вы
побудете с дочкой или наоборот.
Чтобы был толк, для ребенка потребуется повторение ситуации: вы не даете убежать,
держите за руку или отказываетесь гулять. Причем – это должно систематично повторяться,
чтобы она усвоила серьезность ваших слов. Не слушаются чаще тогда, когда знают, что
будет слабинка или родители где-то уступят и сдадутся. Последовательность очень важна.
Много запретов эффекта не дают, т.к. ребенок не в силах запомнить одновременно все.
Лучше давать альтернативу (рисует на обоях – дать старый рулон, рвет – дать порвать
ненужную газету). Ребенку нужен выход энергии – вот и попробуйте направить ее в нужное
русло. Еще, неумелый распорядок дня, когда ребенок много бездельничает – приносит
больше проблем в воспитании. Это тоже нужно иметь в виду.
когда-то тоже в журнале читала хорошую статью об этом,но уж не припомню где..
Там было типа: с ребёнком нужно разговаривать на уровне глаз и на уровне игры.
Нужно присесть,остановив,и сказать ,поймав взгляд,что ты от него хочешь,меньше употребляя слово "нельзя",а больше упоминая о возможных последствиях.
Я стараюсь любой воспитательный момент тоже превращать в игру.Например,кто первый соберёт игрушки,кто съест быстрее,когда не хочет суп,а конфеты (говорю что 3 конфеты будут после супа)и т.д..
В вашем случае нужно придумать что-то типа игры( бегать по кругу,например,чтоб возвращался..)или поощрения
↑ Перейти к этому комментарию
Хотя мой в таком возрасте ещё мало чего понимал..Держитесь,скоро пройдёт...к трём они понимают намного больше..
Ситуация: она убегает – вы догоняете – воспринимается ребенком, как игра. И как бы
вы не переубеждали – бесполезно. Вывод – не бегать за ним, а чтобы защитить от опасности
– держать за руку. И настаивать на этом. Пока не поймет. Невозможно? Не берите тогда ее в
магазин, где полно соблазнов, договоритесь с мужем, что он закупит продукты, пока вы
побудете с дочкой или наоборот.
Чтобы был толк, для ребенка потребуется повторение ситуации: вы не даете убежать,
держите за руку или отказываетесь гулять. Причем – это должно систематично повторяться,
чтобы она усвоила серьезность ваших слов. Не слушаются чаще тогда, когда знают, что
будет слабинка или родители где-то уступят и сдадутся. Последовательность очень важна.
Много запретов эффекта не дают, т.к. ребенок не в силах запомнить одновременно все.
Лучше давать альтернативу (рисует на обоях – дать старый рулон, рвет – дать порвать
ненужную газету). Ребенку нужен выход энергии – вот и попробуйте направить ее в нужное
русло. Еще, неумелый распорядок дня, когда ребенок много бездельничает – приносит
больше проблем в воспитании. Это тоже нужно иметь в виду.
↑ Перейти к этому комментарию
.Лень и некачественно сделанные домашние дела,лишь бы отстали--это их конёк.Написано было много,советуют ждать,не опускать руки и хвалить.
У нас помогает только поощрение и когда у неё есть настроение на уборку--тогда переделает всё,если нет--через силу заставлять тоже смысла нет,только нервы пострадают у всех,стараемся договариваться."Пойдёшь на улицу,когда.........,а придёшь,ещё то доделаешь.."Я просто стараюсь понимать её,ставить на своё место,иногда тоже ничего не хочется,но чтоб по-хорошему:если сейчас отдохнула,то попозже уберёшься.
.Тяжело с их возрастом бороться,ленивая до безобразия.Я уже немного стараюсь не зацикливаться и не расстраиваться,а то только накаляется ситуация.Ну а если некачественно--лучший способ--переделать.
глаза болят ужасно, на улице прогуляли с детьми 4 часа, ветер
я нервнобольная, не могу остановиться во время!
А сейчас лучше отдохни,конечно! Мы тоже долго стали гулять,приходим--все спать валимся..
Элфи Коэн "Безусловно родители"
- Гордон Ньюфелд "Не упускайте своих детей"
- Франсуаза Дольто "На стороне ребенка"
- Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" и "... Так"
- Кэтрин Кволс "Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания"
- Эда Ле Шан "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"
- Т. Гордон "Тренинг эффективного родителя"
- Фабер, Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
- Алис Миллер "Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я"
- Джон Грэй "Дети с небес"
- Ирина Млодик "Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему"
- Екатерина Мурашова "Ваш непонятный ребенок"
- Рут Миншул "Как сделать своих детей счастливыми (чудеса за завтраком)"
↑ Перейти к этому комментарию
Второй фактор--когда пойдёт в сад--будет больше уставать,наигрываться,жить по режиму,терять много энергии--тогда у него уже не будет сил на возмущение или кручение перед сном.Жду,уверена,скоро наш режим наладится.
Но это как по-моему.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: