Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Самые необычные храмы.

По просьбе одной из СМамочки продолжаю тему необычные храмы.


В мире множество религий и большинство из них возводят храмы. Практически каждый четвертый человек в мире исповедует какую-нибудь из восточных религий. Речь идет о буддизме, даосизме, сикхизме или индуизме. Но насколько все эти религии отличаются друг от друга, так и храмы в которых люди поклоняются своим Богам, разнообразятся своей архитектурой.

Одни представляют собой древние руины, другие вполне современные. В итоге в мире есть сотни, а то и тысячи удивительных храмов. Мы расскажем лишь о самых удивительных и известных из них. Побывать Азию и не посетить одни из них - настоящее кощунство для путешественника.


Монастырь Гнездо Тигра. Этот монастырь находится высоко в горах на самом краю скалы. Высоты над уровнем моря тут 3120 метров, а над долиной Паро монастырь взымается на 700 метров. Это место является одним из святых в Бутане. Согласно легенде Гуру Ринпоче, за свой вклад почитаемый, как второй Будда, прилетел сюда на спине тигра. После этого святой медитировал в пещере, которая до сих пор находится за монастырскими стенами. Монастырь Гнездо Тигра был построен в 1692 году, но после пожара 1998 года подвергся значительной реконструкции. Правительство страны знает, насколько важно это место для верующих, поэтому на основании архивных документов предприняло все, чтобы сохранить храм в его первозданном виде. Но попасть сюда могут только практикующие буддисты, а вот для обычных туристов требуется специальное разрешение. Само путешествие к храму можно проделать на спине мула, при этом откроются красивые виды и будет ощущаться единение с природой.


Прамбанан. Этот индуистский храмовый комплекс находится в центральной части острова Ява, Индонезия. Построен он тут был еще в 856 году нашей эры, однако практически сразу после окончания работ над ним начал осыпаться. Но настоящая реконструкция тут началась только в 1918 году. Хотя официально восстановительные работы и были окончены в 1953 году, реставраторы все еще работают тут. Комплекс включает в себя три огромных храма, которые посвящены Шиве, Вишну и Брахме. В центре каждого строения находится фигура соответствующего божества. Есть тут и менее значимые храмы, они предназначаются для других святых и священных животных, на которых перемещались божества. Практически все стена каменных зданий покрыты рельефными рисунками, которые рассказывают истории деяний богов, сюжеты из Рамаяны и другие легенды. Храм хотя и не является самым большим в стране, но своей красотой, грацией и богатой историей заметно выделяется. В 1951 году Прамбанан признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Пагода Шведагон. О времени возведения этой пагоды в Мьянме точно не известно. Легенды гласят, что ей уже 2,5 тысячи лет. А вот археологи полагают, что храм был построен между VI и X веком. Обычно когда люди говорят золотой храм, то имеют в виду золотой его цвет. Но в случае с пагодой Шведагон слово «золотой» надо понимать в буквальном смысле. В XV веке королева Мон пожертвовала драгоценный металл на покрытие им храма. Эта традиция сохранилась до сих пор - паломники покупают небольшие листы золота, чтобы ими обклеить стены пагоды. Как будто этого было недостаточно, шпиль купола покрыт 5 тысячами бриллиантами и 2 тысячами рубинами. На самой верхушке есть даже один камень в 76 карат. Здесь хранятся почитаемые буддистские реликвии - посох Какусандхи, водяной фильтр Канагаманы, обрывок туники Кассалы и, самое главное, восемь волос самого Гаутамы. Неудивительно, что 98-метровая ступа постоянно становилась объектом притязаний иноземных захватчиков. В 1608 году португальцы разграбили храм и украли 300-тонный колокол, украшенный драгоценностями. В 1823 году другой колокол пытались вывезти отсюда англичане. Пагода является настоящей Меккой для туристов со всего света, особенно красиво она выглядит на закате.


Храм Неба. Этот храмово-монастырский комплекс находится в Пекине. Выделяется тут единственный круглый в городе храм - Храм Урожая или Храм Неба. Он и является главным во всем комплексе. Все сооружение было построено тут в 1420 году императором Юнлэ династии Мин. Предполагалось, что сооружение станет личным храмом правителя, где он будет молиться за хороший урожай и во искупление грехов своего народа. С 1530 года храм стал выполнять функции поклонения небу. Располагается необычное здание юго-восточнее дворцы императора. Его форма связан с тем, что круг символизирует в Китае как раз таки небо. Однако некогда в храме поклонялись и земле, вот почему тут присутствуют и квадратные элементы. Почти 5 веков ежегодно в день зимнего солнцестояния императоры страны прибывали сюда, превознося дары воздушной стихии. Властитель умолял ветер, дождь, холод и жару, чтобы они приходили вовремя. И этот объект входит во всемирное наследие ЮНЕСКО, к тому же являясь еще и одним символов города.


Храм Чионин. Этот храм был построен в 1234 году сектой Йодо в честь своего основателя, монаха Хонен. Он учил, что поклоняясь буддистскому богу Амиде и будучи ему преданным, можно попасть на Чистую Землю, то есть в рай. На месте обитания и служения монаха, его смерти, и была возведена церковь. В комплексе было 21 здание, начиная от общественных столовых и заканчивая закрытыми храмами. Однако время уничтожило практически все из них, пожары и землетрясения привели к тому, что старейшие сохранившиеся тут дома относятся к 1630-м годам. Но это не мешает оценить всю красоту и изящность японской архитектуры. Войти в храм можно через громадные двухэтажные ворота, затем путь идет по крутой лестнице. Ворота Сан-Мон, сооруженные еще в 1619 году являются самими большими в Японии, входя в список Национальных Сокровищ. Гордостью храма является и ее колокол. Он весит целых 74 тонны, чтобы добиться его звучания в него бьют сразу 17 монахов. Колокол Чионин также является самым большим в стране. Интересной особенностью храма является «поющий» пол. Когда в помещение входит непрошеный гость, то дощечки начинают скрипеть. Так монахи узнавали о посетителях. Внутри храма располагается статуя того самого монаха Хонена. Именно в Чионине снимался знаменитый фильм «Последний самурай». Посетители могут осмотреть не все постройки внутри комплекса, плата же за вход составляет 400 иен.


Боробудур. Этот комплекс был построен еще в VIII-IX веках правителями Явы из династии Сайлендра. Название комплекса переводится, как «буддистский храм на горе». В XIX веке голландские оккупанты острова обнаружили глубоко в джунглях массивные древние руины храма. Комплекс был построен из 55 тысяч кубометров камней. В храме содержится около 2700 рельефных панелей и 504 статуи Будды. Возможно, создатели хотели повторить внешне легендарную гору Меру, на вершине которой по легендам покоится весь мир. Строительство длилось целых 75 лет, а принимало в нем участие множество рабочих. Но всего через двести лет комплекс был заброшен. Так и остается неясным, почему люди покинули в свое время храм. Причиной возможно стало извержение вулкана и смещение центра яванской цивилизации на более безопасные земли. Храм мог символизировать лотос, расположенный на озере и в котором находится Будда. Тем более в этих местах в те времена существовала водная поверхность. Сегодня некоторые специалисты полагают, что Боробудур представляет собой огромный учебник буддизма. Ведь на барельефах рассказаны основные вехи жизни божества и принципы его учения. Чтобы прочитать все картинки паломнику надо пробраться через девять платформ и преодолеть расстояние в 2 мили. Если же посмотреть на Боробудур сверху, то он представляет собой огромный геометрический символ, который значит «мироздание». Первая реставрация комплекса началась в 1907 году, она придала ему торжественный и внушительный вид.


Золотой храм. Этот главный храм сикхской религии находится в городе Амритсар, что в индийском Пенджабе. Построили его в 1589 году. Начиная с 1604 года, в нем хранится оригинал священной книги «Ади Грантх», написанной гуру Арджаном. Для сикхов храм является символом их свободы и духовной независимости. Располагается здание на берегу небольшого озера. Говорят, что оно было настолько тихим, что сам Будда приходил сюда помедитировать. Позже на берегу озера возник комплекс и целый город. Сам храм украшен внутри мраморными скульптурами, они позолочены золотом и покрыты драгоценными камнями. Главная часть храма находится посередине озера, пройти к ней можно по узкому мраморному мосту. Он символизирует путь, который люди преодолевают от грешника к праведнику. В храм ежегодно первого сентября съезжаются сикхи со всего мира. Золотой храм получил свое название благодаря покрытию листами позолоченной меди в 1761 году. С тех пор его много раз пытались ограбить и разрушить, однако верующие каждый раз восстанавливали свою святыню. В 1984 году в храме засели боевики, военная операция против их привела к гибели 492 мирных жителей. Хотя это место и видело много крови, сейчас оно открыто для посещения туристами, закрываясь лишь не небольшой ночной промежуток.


Храм Ранганатхи в Шрирангаме. Это индуистский храм посвящен Ранганатхе, одной из форм Вишну. Это самое большое культовое сооружение в стране. Также храм является наибольшим действующим индуистским в мире. Он располагается на площади в 63 гектара. Согласно легенде некогда один мудрец нес статуи Вишну и решил отдохнуть, поставив ее на землю. Под изваянием оказалась большая змея. Но когда человек решил продолжить свой путь, он обнаружил, что статуя уже нельзя поднять. Тогда на этом месте был построен небольшой храм. На протяжении столетий он вырос и расширился. Теперь комплекс окружен семью рядами стен. Их общая длина составляет 10 километров. На стенах размещены 21 квадратные башни разной высоты. Самая высокая из них имеет 15 этажей и высоту в 60 метров. Гордостью храма являет «Зал тысячи колонн». На самом деле их тут 953. В центральное святилище могут попасть только верующие, именно там находится главное божество. Также в комплексе есть несколько менее значимых святилищ с другими формами Вишну. С этим храмом связан знаменитый алмаз «Орлов». Ведь некогда он располагался в храме, выполняя роль глаза божества.


Ангкор-Ват. Этот храм является самым большим в истории, он описан во многих романах и показан в нескольких голливудских фильмах. Построен комплекс был еще в начале XII века на территории нынешней Камбоджи. Это был первый индуистский храм, посвященный Вишну. А в XIV-XV веках на этих земли пришел буддизм, храм стал служить новой вере. Сегодня же в нем можно обнаружить следы обеих религий. Некогда комплекс входил в состав древней столицы кхмеров, города Ангкор. Он занимал площадь в 200 км2, а проживало тут до полумиллиона человек. Западный мир впервые услышал об Ангкор-Вате еще в XVI веке, когда тут побывал один португальский монах. Он писал: «Эту довольно экстраординарную конструкцию невозможно описать словами, в том числе и потому что других таких зданий в мире попросту не существует. В комплексе есть такие башни и украшения, которые только может создать человеческий гений». Эти слова во многом справедливы и сегодня. Окончательно открыт комплекс был французами в 1861 году. С 1992 года сооружения Ангкора находится под защитой ЮНЕСКО. С точки зрения архитектуры храм объединяет типологии храма-горы и галерей. Ангкор-Ват состоит из трех прямоугольных строений, чья высота к центру увеличивается. По периметру храм окружен водный рвом. Его ширина - 190 метров, а общая длина 3,6 километра. Внутренне сооружение составляют пять башен в виде лотоса. Чтобы подняться сюда, надо преодолеть довольно крутую лестницу. Перила или другие средства безопасности попросту отсутствуют. Но только с вершины можно лицезреть всё великолепие форм, приправленных искусной резьбой.


Дворец Потала и храм Джоканг. На вершине Красной горы в Лхасе, Китай, был построен этот комплекс в 637 году первым императором Тибета. Он не нес религиозных функций, являясь лишь дворцом правителя. Сооружение просуществовало 200 лет, и было уничтожено войнами. В середине XVII века пятый Далай-Лама решил заново отстроить дворец Потала на высоте в 3700 метров. За три года был возведен главное сооружение - «Белый дворец», позже появился и «Красный дворец». Долгое время тут жили Далай-Ламы, пока не нынешний не вынужден был покинуть Тибет после китайского вторжения в 1959 году. Теперь тут находится государственный музей.

Храм Джоканга является духовным центром Лхасы. Это самое важное и священное место во всем Тибете. Храм построили в 642 году, сегодня тут сохранилась изначальная древняя планировка, несмотря на множество изменений. Сегодня в храме находится более 20 павильонов, чья площадь превышает 25 тысяч кв. м. Самый главный четырехэтажный павильон возведен в центре монастыря. Именно в нем и хранится бронзовая статуя Будды. Чтобы дойти до храма Джоканг в городе Лхаса есть три концентрических пути. Идя по ним, многие падают ниц, чтобы получить духовное просветление в этом святом месте.



Варанаси. Пускай Варанаси храмом и не является, зато этот индуистский святой город именуют часто «городом храмов». Он располагается на берегу реки Ганг, а практически на каждом перекрестке находится какая-нибудь церковь. Каждый год Варанаси посещается миллионами паломников. Ведь город является священным также и для буддистов, и для джайнов. Треть населения города - мусульмане, так что и ислам тут почитают. Даже христианству нашлось тут место - дает о себе знать колониальное прошлое Индии.


Кек Лок Си. Этот храм является самым большим в юго-восточной Азии, располагается он в Малайзии на острове Пенанг. Само название этого комплекса дословно переводится, как «Храм высшего счастья». Строительство началось в 1893 году, а закончилась лишь в 1930-м возведением Пагоды Рамы Шестого. В башне высотой тридцать метров соединились традиции тайской, бирманской и китайской архитектур. Основание имеет восемь углов, как принято в Китае, середина является традиционной для тайцев, а верхушка сделана по традициям Бирмы. Внутри самого строения находится множество статуй Будды, которых специально собирали по всему свету. Впечатляет и статуя богини милосердия Гуань Инь, а также расположенные тут черепаховые панно. Эти животные в изобилии обитают в близлежащих к храму прудах. Ведь черепахи - символ долголетия. Туристам разрешают кормить этих животных, живущих около культового храма.


Храм Махабодхи. Этот знаменитый храм находится в том самом месте, где по легенде на Гаутаму снизошло вдохновение, и он стал Буддой. Считается, что впервые церковь на этом месте была построена еще 2200 лет назад, во времена Кушанского царства в I веке он был перестроен. С упадком в Индии буддизма храм был заброшен и пришел в упадок. Лишь благодаря англичанам в XIX веке была осуществлена реконструкция этого святого места. Рядом с храмом находится святое дерево Бодхи, под которым для медитации располагался Гаутама. Оно много раз умирало, но его каждый раз выращивали от семени предшественника. Храм выполнен в виде пирамиды высотой 50 метров. Здесь есть множество колон и украшений, которые и формируют его неповторимый облик. С 2002 года храм является охраняемым ЮНЕСКО объектом.


Монастырь Шаолинь. Об этом монастыре ходит очень много легенд, как и о послушниках, его населяющих. Буддистский храмовый комплекс находится в центральном Китае на горе Суншань.
В истории Шаолиня реальность тесно переплелась с вымыслами, причем некоторые легенды любовно культивируются поклонниками "туманного Востока" в наши дни. В то же время, развитая историографическая традиция (в т. ч. монастырские хроники) дает возможности для критического анализа.

Считается, что первый шаолиньский храм был основан в 495 г. индийским проповедником Бато (санскритское Бхадра). Неизвестно, знал ли он боевые искусства, но хроники донесли до нас имена его учеников, прославленных воинским мастерством. Первый из них Сэнчоу (ставший преемником Бато) в детстве был слаб и, чтобы поправить здоровье, начал заниматься боевыми искусствами. Хроники пишут, что он мог в прыжке достать головой потолочной балки; описан случай, как с помощью шеста он разогнал двух дерущихся тигров. Другого ученика, Хуэйгуана учитель нашел еще мальчиком, когда тот подбрасывал ногой волан для китайского футбола, выполняя по 500 ударов за один подход. Но обычно начало занятий боевыми искусствами в Шаолине связывают с другим индийским миссионером, Бодхидхармой. Он являлся 28-м патриархом буддизма и основателем школы чань (известной публике под японским названием дзэн). По-китайски его имя звучало как Путидамо и впоследствии сократилось до Дамо. Согласно одной из легенд, он пришел проповедовать в Шаолинь, но не был понят монахами, и удалился в пещеру на близлежащей горе. Там он просидел девять лет в медитации лицом к стене, причем заснул лишь однажды. Проснувшись, он в гневе отрезал и бросил па землю предательски слипшиеся ресницы. Из них вырос чайный куст, и с тех пор люди, отпугивая сон, подбадривают себя крепким чаем. Другая легенда утверждает, что после девятилетней медитации монахи прониклись уважением к силе духа Дамо и к его учению.

Однако сам он не смог подняться с земли, т. к. ноги потеряли способность двигаться. Используя особый комплекс, индиец восстановил активность ног, после чего предписал сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. Легенды утверждают, что Бодхидхарма передал монахам два трактата, посвященные искусству совершенствования тела: "Ицзиньцзин" ("Канон изменений в мышцах" ) и "Сисуйцзин" ("Канон об омовении костного мозга" ). Комплексы с такими названиями действительно существуют, но исходят ли они от Бодхидхармы - проверить невозможно. Как бы то ни было, именно "отцы-основатели" заложили идейную основу для последующего развития боевых искусств: чаньский буддизм с его развитой психотехникой и ярко выраженной "активной жизненной позицией".

Однако подлинная слава пришла к монастырю позднее, в связи с драматической борьбой за воцарение династии Тан. Ее фактический основатель Ли Шиминь (тронное имя Тай-цзун) был разбит в одном из сражении, получил тяжелую рану и чуть не утонул. Но монахи Шаолинь выловили его из реки, вылечили и дали в сопровождение отряд из 13 монахов во главе с Таньцзуном. Якобы именно эти монахи, вооруженные шестами, и разбили войска противников. Сомнительно, чтобы 13 человек - даже владеющих, боевыми искусствами - могли разогнать целую армию. Более вероятно, что они стали телохранителями Ли Шиминя, либо возглавили его войска. Взойдя на престол, Тай-цзун высоко вознаградил тех, кто помог ему прийти к власти. Таньцзуну присвоили звание "главного генерала", а Шаолинь был пожалован большими земельными угодьями и удостоен официального титула "Первый монастырь в Поднебесной по боевому мастерству". Специальным указом местным монахам дозволялось пить вино и есть мясо. Ну, а самое главное для истории боевых искусств - монастырю разрешалось для защиты от разбойников содержать "монашеское воинство". Именно этот момент является ключевым. Любители боевых искусств на Западе сочиняют целые трактаты о том, почему последователи столь миролюбивого учения, как буддизм разработали весьма жестокие способы самозащиты; но пишут они в полном отрыве от культурно-исторического контекста. Между тем, еще знаменитый русский китаевед В. М. Алексеев, посетивший Шаолинь в начале XX в., отметил огромное количество разбойного люда в окрестных лесах.

Именно собственные войска позволили монастырю отбить нападения бандитских шаек, зафиксированные в хрониках.
После императорского указа монастырь начал расти, в том числе и за счет желавших улучшить свое боевое мастерство. Не следует, однако, думать, что Шаолинь стал каким-то университетом боевых искусств, а любой монах был мастером боя, как это зачастую показывают в кино. Вовсе нет. Монахи изучали гражданские науки, медицину, буддизм и боевые навыки. Мало кто овладевал всеми четырьмя разделами; тех, кому это удавалось, особо отмечали в хрониках. Большинство монахов сосредотачивались на чем-нибудь одном, в итоге возникло разделение на "вэньсэнов" (монахов-"гуманитариев" ) и "усэнов" (монахов-бойцов). В Шаолине не было единой программы обучения, типа учебного плана в современных вузах. Вообще, массовое обучение - относительно недавнее изобретение, в традиционных боевых искусствах учитель наставлял всего нескольких учеников.

В результате монахи, обучавшиеся в Шаолине в одно и то же время, но у разных мастеров, могли получить абсолютно разные знания, и их манеры боя не были похожи друг на друга. Тем не менее, стабильное положение монастыря позволяло осуществлять накопление знаний и обеспечивать преемственность, в результате чего начинается обобщение имеющегося опыта. Так, Фуху, принявший сан в 898 г., составил один из первых текстов - "Тайные рифмованные секреты шаолиньского искусства поединка"; пришедший в монастырь по его примеру Линцю создал наставление "Секретный смысл шаолиньского искусства воздействия на точки". Легенда гласит, что в 961 г. настоятель Фуцзюй собрал 18 мастеров боевых искусств и взял лучшее у каждого из них, обогатив боевое искусство Шаолиня. Среди этих мастеров были как основатель стиля богомола Ван Лап, так и разбойники Линь Чун и Янь Цин, упоминаемые в романе "Речные заводи".

В начале XIII в. главным наставником по боевым искусствам стал Бай Юйфэн (буддийское имя Цююэ). Он разделил все приемы боевых искусств на пять классов ("кулаков" ). Поскольку для обозначения каждого из них он использовал названия животных (змея, журавль и т. д.), то сейчас многие неправильно пишут, что в то время были разработаны шаолиньские подражательные стили.

При династии Мин наступил "золотой век" Шаолиня. Количество монахов-бойцов выросло во много раз; им начали приписывать такие деяния, к которым они были вовсе не причастны. Так, в преданиях об отражении набегов японских пиратах на восточное побережье упоминается, что в боях принимали участие два экспедиционных отряда "усэнов", хотя в летописях об этом - ни слова. В то же время известно, что в свите известного борца с пиратами Юй Даю (1503-1580), служили два шаолиньских монаха, Цзунцин и Пуцун. Три года они сражались вместе с полководцем, и за это время изучили его технику боя шестом и мечом. По возвращению в монастырь Цзунцин десять лет был главным наставником по боевым искусствам, а Пуцун - его заместителем. За пять лет они обучили своей технике свыше трех тысяч учеников. Так "мирское" армейское искусство позволило развиться боевому искусству монахов.

В 1644 г. начинается маньчжурское вторжение в Китай. Завоевание растянулось на десятки лет, а 250-летнее правление маньчжуров постоянно сопровождалось народными восстаниями. И тут начинается особенно сильное расхождение легендарной и реальной историй монастыря. Согласно многочисленным преданиям, Шаолинь стал оплотом антиманьчжурской борьбы, и чтобы подавить сопротивление, войска династии Цин в середине XVIII в. уничтожили монастырь, причем спаслось всего пятеро монахов. Однако это никак не согласуется с фактами - монастырь спокойно существовал, а его обитатели отнюдь не конфликтовали с властями. Знаменитые цинские императоры Канси и Цяньлун посещали Шаолинь и милостиво одаривали его своими каллиграфическими (действительно, превосходными!) надписями. В 1828 г. там побывал высокий чиновник, маньчжур по происхождению Линь Цин. Он попросил монахов продемонстрировать знаменитое шаолиньское ушу. Полагают, что стенная роспись в Зале белых одежд, на которой изображены сражающиеся монахи, сделана в память об этом визите цинского вельможи.

В 1911 г. Синьхайская революция свергла монархию в Китае. Наступившие резкие изменения в жизни общества затронули и Шаолинь. Власти сделали главой монашеской общины Хэнлиня, который вывел тайные боевые искусства "в народ". Под его руководством было сформировано ополчение для борьбы с сопровождающим любую революцию разгулом бандитизма. Во время гражданской войны один из военно-политических лидеров Китая, генерал У Пэйфу приказал набрать в Дэнфэне отряд специального назначения во главе с Мяосином. Монах-командир участвовал во многих сражениях и погиб в возрасте 36 лет, оставив целый ряд книг по шаолиньскому ушу.

Ситуация в Китае 1920-х гг. сопоставима с современной афганской: при номинальном центральном правительстве реально в стране все воевали со всеми; этот период известен в истории Китая как "правление милитаристов". В 1928 г. один из "полевых командиров" решил использовать Шаолинь в качестве опорного пункта против генерала Фэн Юйсяна. Прагматичный Фэн, вместо того чтобы жертвовать жизнями солдат при штурме стен, предпочел артиллерию. Шаолиньский монастырь был уничтожен, а монахи разбежались, кто куда. Часть из них осела в близлежащих деревнях, другие ушли в родные места; многие вернулись в мир. В разоренной междоусобицами стране свободных средств не было, да и религия не имела столь большой популярности, как раньше, потому восстанавливать монастырь никто не спешил. Те монахи, что остались вблизи Шаолиня, преподавали мирянам буддийские науки и ушу. Именно тогда, к примеру, изучил "72 искусства Шаолиня" один из самых знаменитых собирателей традиционных методов боевой тренировки Пэй Сижун (1913-2000).

Номинально гражданская война в Китае закончилась в 1928 г., когда Чан Кайши распространил свою власть почти на всю страну. Гоминьдановское правительство обратило внимание и на боевые искусства, которые стали называться "гошу" (национальное искусство). 15 октября 1928 г. в Нанкине открылись "Первые государственные испытания по гошу" - нечто вроде всекитайского турнира по рукопашному бою и поединкам с оружием, лучшие участники которого сформировали костяк преподавателей и студентов Центрального института гошу. По столичному примеру институты гошу начали открываться во всех провинциях, а в ряде мест - даже на городском и уездном уровнях. Помимо преподавания боевых искусств, в них также вели научную работу. Одним из главных исследователей был мастер Тан Хао (1897-1959), который занялся историей происхождения тайного общества "Триада" и проблемой Южного Шаолиньского монастыре. Тан обратил внимание на то, что различные источники называют разные уезды провинции Фуцзянь, где якобы находился Южный Шаолинь, причем ни одного такого уезда в действительности не было. В итоге он пришел к выводу, опубликованному в книге "Изучение секретов шаолиньского кулачного искусство": никакого Шаолиия на юге не существовало, а все легенды о нем - пересказ сюжета рыцарского романа "Новая биография гения из династии Цин, что будет царствовать вечно".

Во время Второй мировой войны японские войска захватили основные центры Восточного Китая, и начали проводить классическую политику "разделяй и властвуй". В рассказах о мастерах боевых искусств обычно предпочитают делать упор на то, какими великими бойцами были эти герои, и не всегда конкретизируют, за кого они сражались. А ведь любая война имеет как минимум две стороны, и далеко не всегда победителями являются т. н. положительные персонажи. Например, лучшие японские мастера меча в XIX в. отстаивали старые порядки и сражались против войск императора; многие корейские мастера рукопашного боя уже в XX в. служили в охране кровавых диктаторов Пак Чжон Хи и Чон Ду Хвана. Не стал исключением и Китай. Часть видных шаолиньских "усэнов" поддержала прояпонское правительство Ван Цзинвэя: монах Тичжун стал командиром отряда марионеточных войск и наводил ужас на провинцию Хэнань до 1946 г.; наставник Юнгуй достиг высоких постов в партизанском движении, но при этом тайно сотрудничал с японцами и был казнен за предательство в 1951 г. Однако другие лидеры Шаолиня активно занимались организацией отрядов сопротивления и поддерживали Народно-освободительную армию Китая, что позволило им после 1949 г. наладить нормальные взаимоотношения с коммунистическим правительством. Самую блестящую карьеру сделал Сюй Шию (1905-1986; монашеское имя Юнсян), который покинул монастырь в 1921 г., но продолжал всю жизнь покровительствовать монахам; в 1929 г. он вступил в компартию, в 1934 г. стал командиром корпуса и впоследствии - одним из ближайших соратников Мао Цзэдуна.

Долгое время в судьбе Шаолиня ничего не менялось, пока в 1963 г. его не посетил японец Со Досин, который в 1930-х гг. занимался шпионажем в Китае и имел контакты в тайных обществах. Еще тогда он заинтересовался китайским ушу, а после войны создал боевое искусство под названием "кулачные методы монастыря Шаолинь" (по-японски "Сёриндзи кэмпо" ). Японская сторона выделила деньги на восстановление храма, и Шаолииь был отстроен заново.
Выдающимся мастером шаолиньского ушу в XX в. был Дэгэнь. В 1946 г. монахи избрали его своим учителем ушу. Преподавал он строго, и сам был великим бойцом. Однако в России до сих пор больше известен другой деятель, Дэцянь, который в 1980-е гг. совершил благое дело: издал старые шаолиньские трактаты, - но не пользовался признанием среди мастеров боевых искусств, да и изучал в Шаолине не ушу, а медицину.

"Десятилетие смуты", как называют ныне в КНР "культурную революцию", не обошло стороной и многострадальный монастырь; в частности, хунвэйбины переломали ноги настоятелю Суси, сделав его инвалидом. Бурное (хотя и не однозначное) развитие Шаолиня, как и страны в целом, началось после провозглашения политики реформ в 1978 г. Большое значение имел выход на экраны в 1980 г. фильма "Монастырь Шаолинь", где главную роль исполнил молодой спортсмен Ли Ляньцзе, а вместе с ним снялись члены национальной сборной по ушу. И хотя продемонстрированные в фильме поединки не имели почти ничего общего с шаолиньской школой, эффект он произвел потрясающий. Молодые люди со всего Китая и из других стран хлынули в Шаолинь, чтобы приобщиться к тайнам древних боевых искусств.

Правительство и местные власти воспользовались этим бумом в своих целях. Шаолинь стал одной из главных достопримечательностей Китая, а деньги туристов подняли экономику захолустного Дэнфэна. Вокруг монастыря расплодилось множество школ ушу, где любого иностранца за пару недель (и солидную сумму в долларах) обучали чему угодно, выдавая по окончанию курса сертификат, удостоверяющий, что его владелец действительно владеет всеми секретами шаолиньского боевого искусства. К 1990-м гг. волна коммерциализации практически полностью смыла все, что относилось к реальному Шаолиню. Выросшее за десять лет поколение спортсменов в монашеских одеждах не видело никакого смысла в следовании древним традициям, если приспособление к запросам современного мира давало возможность хорошо жить и зарабатывать. На немногих еще живых мастеров вроде Фу Цзыцяня, которые продолжали обучать отдельных энтузиастов именно так, как это делалось прежде, смотрели как на выживших из ума стариков, а на приезжающих к ним учеников из-за границы - как на чудаковатых иностранцев, не жалеющих денег на всякую чушь (российские любители шаолиньского ушу могут рассказать немало историй, как им приходилось выкручиваться из пикантных ситуаций, стараясь и у своих наставников позаниматься, и отношения с молодыми "новыми китайцами" не испортить). В итоге большинство настоящих мастеров покинуло Шаолинь.

На рубеже тысячелетий все подошло к закономерному финалу, директором Шаолиня стал Юнсинь. Современные монахи тактично обходят вопросы о его компетентности в буддизме и боевом искусстве, но в один голос отмечают выдающиеся организаторские способности и финансовое чутье. Воспользовавшись тем, что многочисленные околошаолиньские школы никак не оформляли отношения с законом, он при помощи властей снес их постройки бульдозером, оставив только официальный Шаолиньский институт ушу; столь же решительно он взялся за наведение порядка и в прочих смежных сферах. В настоящее время фактически существует высокоприбыльная корпорация под названием "Шаолинь", монопольно эксплуатирующая славу древнего монастыря по законам бизнеса. Однако все эти перипетии остаются неведомыми многочисленным туристам, которые благоговейно взирают на статую Бодхидхармы, с любопытством прогуливаются вдоль галереи с деревянными скульптурами тренирующихся монахов и с еще большим интересом наблюдают тренировки монахов настоящих. Им кажется - а, может быть, и не только кажется - что таким образом они становятся хоть немного сопричастными древней традиции"!


http://www.molomo.ru/inquiry/unusual_temples.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Самые необычные храмы.
По просьбе одной из СМамочки продолжаю тему необычные храмы.
В мире множество религий и большинство из них возводят храмы. Практически каждый четвертый человек в мире исповедует какую-нибудь из восточных религий. Речь идет о буддизме, даосизме, сикхизме или индуизме. Читать полностью
 

Комментарии

delechka
25 марта 2013 года
0
Интересно! Спасибо!
спиря_Н (автор поста)
26 марта 2013 года
0
Рыжутка
25 марта 2013 года
0
спиря_Н (автор поста)
26 марта 2013 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам