Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

КАК мы "воюем" с дисграфией по всем предметам из расписания

Дисграфия. Сложности по ВСЕМ предметам из расписания

1. Укр. мова. (или Родной язык).
Сперва хорошенько выучить правило
(правописание или определение окончания или суффикса) применить на практике, пока хорошо запомнит, привыкнет.

А потом научить находить ошибки ( и в буквах, и в знаках, и в отмеченных приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.("Исправь ошибку" учебные пособия).

Некоторые ученые-логопеды запрещают так делать, но я пробовала на практике, не сразу, но получается.
Если правило хорошо выучил и запомнил (быстро справляется с заданием) значит сможет отличить "правильное" от "неправильного".

Искать "чужие" ошибки (в упражнении) соглашается быстро,
а вот проверить свою работу, нужно уговаривать, приучать.

Если в правиле дана группа букв ("после них" или "перед ними" ) эти буквы нужно каким-то образом "связать" в предложение или запоминающийся набор слов.

"Очень звонкие звуки" - сонорные-(например)- "ЛеРа, МаНя Й"(рус. яз);

в укр. мове --"ВаЛеРа, МанЯ Й",
префікс "С" перед буквами "КоФТа ПуХКа" или "КаФе "ПТаХ"" и т. д.

2. Математика.
Математический диктант - учитель диктует примеры, нужно записать быстро.

Я купила "Сборник математических диктантов 1-4 класс", дома диктовала,
без тренировки (без привычки и навыков) это был не диктант, а кошмар.

Если сам читал в учебнике, пример записать мог, а если под диктовку полный "тупик".

Без тренировки не мог понять ГДЕ скобки, КАКОЙ-ИМЕННО знак в примере и др.

Очень сложно и долго ТАКИЕ детки запоминают времена года, дни недели, месяца. Очень тяжело им научиться ориентироваться в школьном дневнике.

При объяснении темы "Время" нагляднее будет обводить элемент карандашом или ручкой (возможно разные элементы- разноцветными ручками).
Чтобы облегчить запоминание, нужно использовать Круглый календарь,
разделенный на 4 четверти
(синяя- ЗИМА (3 более мелких деления- месяца),
розовая - весна (3 месяца),
зеленая -лето(3 месяца),
желтая- ОСЕНЬ- листопад(тоже 3 деления месяца).
Выучить состав года- 4 времени года, в каждом 3 месяца.

(в центре календаря, на каждой из четвертей-
условное обозначение времени года-
снежинка, сосулька, (почки на веточке), цветочек и ягодки, желтый листик.

Дальше нужен обычный календарь (прямоугольный),
например 6 месяцев в "верхней" строке, 6 месяцев в "нижней" строке.

На нем показать: "неделя"- 7 дней (обвести карандашом нужную неделю), в каждом месяце как минимум 4 недели (обвести каждую) (на количестве недель можно подучить таблицу умножения на "4" )
и запомнить количество дней в месяце- 28,29,30,31.
Считать сколько недель в 2,3,4, 5месяцах, (полгода) и т. д.

Циферблат (можно нарисованный от механич. часов) - по ним можно одновременно научиться определять время и таблицу умножения на "5".
Каждый промежуток времени - 5 мин, сколько минут покажет стрелка (1-12- промежутков по 5 минут) всего.

Удачное учебное пособие "Вивчаю таблицю множення з задаволенням" из серии "Крок до успіху" (и др. из этой серии).(есть на рус. языке и на укр. языке). ("Основа", Харьков).


3. Английский (упражнения над буквами, которые похожи по написанию или произношению (ДИКТАНТЫ!!!):

Aa-Hh, Gg-Jj, Kk-Qq, Ee-Ff, Cc-Ss, Ii-Yy, Pp-Rr, Vv-Uu, Bb-Dd, Ll-Ii, Mm-Nn (именно парами, чтобы запомнили разницу)

Среди написанных или напечатанных букв, показать любую мог (по заданию), а написать под диктовку (не по алфавиту) на чистом листике оказалось нереально трудно.
Пришлось тренировать, "разбираться" и с этой проблемой.

Почему-то ни в одном учебном пособии для изучения-закрепления английского алфавита нет упражнений на дифференциацию букв, похожих по названию (я не видела).
Да, в словах они все звучат по-разному, но алфавит ребенок должен же выучить.
И научиться не путать буквы, для этого я диктовала своему школьнику английские буквы ПАРАМИ.
А то вначале эпопеи изучения английского алфавита - я диктую "эйч"- он быстренько пишет -" А" (т. е. "эй" ), не обращая внимания на последний звук "ч", который прекрасно слышен.
Пришлось приучить его к мысли и виду (ПРОБЛЕМНЫЕ ПАРЫ англ. БУКВ),
что нужно внимательно слушать название буквы, чтобы не написать похожую по звучанию "неправильную" букву.

Буквы b - это "левая рука, сжатая вкулак с большим пальцем жест "Здорово!!!",
а буква d - это правая рука, в том же жесте
http://www.dyslexia-teacher.com/t6.html

И сочетания букв, например дифтонги (зрительные ассоциации придумывать):
SH- "змея возле пенька ШИПИТ",
CH - "ежик возле пенька ЧИХАЕТ" и др.

Применить какое-то сказочное запоминающееся обоснование (ассоциацию). Без "обходного" маневра мой ребенок очень тяжело запоминал английский.

Для письменных упражнений(по английской грамматике) подходят пособия (их еще найти нужно), где целую страницу нужно делать примерно одно и тоже
(вставлять местоимения, глаголы и т. д.).
Как тренажер (шрифт должен быть крупный, образец).
Быстро запоминать не получается.

Мы закрепляли правила на учебных пособиях "Торсинг" "Cool grammar"(зеленых) http://torsing.ua/product/1093 и другие есть более новые "Все грамматические упражнения по англ. языку 1-4 " http://torsing.ua/product/147791

Понравились "Живая грамматика", "Живые правила чтения", "Живые фразы английского языка" (на рус. и укр. языках) http://newtime.pro/index.php?option...id=34&Itemid=67 (издательство "New time",
там изучаемая орфограмма или сочетание букв выделены
ЦВЕТОМ, для дисграфиков это очень важно, к некоторым книгам есть диски).

Слова легче запоминать если их общая часть (сочетание нескольких букв) выделено ЦВЕТОМ,
S HE HE
HE R (ее)
HE RE

H ERE
W ERE

Сперва выучили "блок-кубик" "НЕ", потом к нему добавляем буквы (2-3)c одной из сторон - или в начале слова или после "кубика", учим новые слова.

Объясняя грамматические конструкции тоже полезно использовать сказочные персонажи, Например, трехглавый дракон - конструкция "местоимение"+ "глагол"-ing (ing- хвостик дракона, глагол- туловище,
местоимение - три головы -"ты","мы","они".)
"Сказочная грамматика английского для малышей" Е. Андрющенко.

Тяжело запоминает правописание английских слов (как и примерно половина учеников в классе).
Первые же словарные диктанты тематических слов из учебника - оценка "1", стали их зубрить-писать и на черновик и в домашних (сама купила для тренировки) тетрадях, оценка повысилась до "5", но это по 12-бальной системе.
Было бы хорошо если были специальные тетради для подготовки к словарным диктантам, где "тематические слова" в упражнениях прорабатывались, вставлялись, переписывались и т. д. много-много раз, пока хорошо запомнятся (например, как в журналах "Английский с героями Диснея" ), но на рынке пока есть рабочие тетради, в которых на каждую тему(урок) только 1-2 страницы упражнений, а этого мало для закрепления.
Компьютерные игры тоже пытаюсь использовать, чтобы он лучше запомнил нужные слова.


4. Русский язык (неосновной язык)
(упражнения на дифференциацию (различение) русских и украинских букв(звуков).

Редко кто из учеников "украинских" классов их не путает.
Да и мы в школе долго путали.

Мой школьник пока пишет "как слышит", добавляя украинские гласные, надеюсь со временем "разберемся" и научимся правильно писать и по-русски.

Нужно запомнить и уметь разбираться в слогах, те что отличаются от украинских.
карточки для пар
"мягкие"-"твердые" гласные, слоги с ними.
"Ми"-"Мы","ел"- "Эл","Ма"- "Мя".
Путаница была, досих пор, иногда украинские гласные вставляет по привычке.

"Ь" в русском языке- (сказочное обоснование)- не один как в укр. языке, а ТРИ (три брата близнеца в разных одеждах)

Сказка про мягкий знак.
Сказочная страна букв. Три брата-близнеца "Ь".
Совершенно одинаковые, но в разной одежде:
синий- ( "разделяет" ),
красный - ("смягчает" ),
розовый - ("женский мастер" ).
Работают в ателье по пошиву одежды.

Синий - кроит (разрезает ткань, делит слово на слоги, после него как минимум еще один слог, т. е. 1 гласная буква, это как минимум).

Розовый - шьет ТОЛЬКО женскую одежду, на краешке (конец слова) его личная бирочка - эмблемка- розовый "Ь" (этот братец "живет" ТОЛЬКО в конце слова).

Красный - пришивает подкладку на пальто, шубы (из грубых тканей) "смягчает" ткани чтобы не "царапались", не "кусались" и пришивает "мягкие" воротники.

"Красный" - "смягчающий" (показывает мягкость согласного перед следующим твердым согласным в середине слова);

"Синий" - "разделяющий"- (в середине слова, между согласным и гласным буквой-звуком);

"Розовый"- "женский"- признак женского рода в конце слова.


5. Чтение (на укр. языке и на рус. языке).
Упражнения, улучшающие скорость чтения.
(Такие пособия на рынке почему-то очень сложно найти.)

Я учила его читать (быстрее):
1) только первый слог в слове (во всем тексте).
2) только последний слог (2-3 буквы скраю).
3) первые 3 буквы и последние 3 буквы в слове.
4) искали во всем тексте(отмечали карандашем) заданные окончания, например "Корисні канікули"(2-3)

-стр.71 последний слог в слове, (-... а), стр72- слог "-лі-", стр.79,80 последние слоги "-ки","-ав".( см. ФОТО)
5) можно читать строчки прикрытых листиком бумаги букв (наполовину- или сверху или снизу).

А в таблицах и текстах эти "основные" буквы мы подчеркивали, ориентируясь на ассоциации:
С- синий слон, Ш-красный ШАШЛЫК, Ц- цыпленок Цыпа оранжевый, Ч- черный Черныш,
З- зеленая змея, Ж- желтый жук, Р- розовая роза, Л- лиловая лилия.

После того как "разобрались" с согласными, нужно переходить к гласным.
Стр."КК"(1-2) текст "Сини" (см. ФОТО) : "і"- красным, "и" -синим, "є"-розовым, "е" - фиолетовым
("смягчающие" - і, Є) ("несмягчающие"- И, Е)
Если на письме письменные буквы путал или писал очень коряво, писали несколько строк, например
ао ао ао ао ао
аи аи аи аи аи
вд вд вд вд вд
ГР ГР ГР ГРГР
ыи ыи ыи ыи ыи
пт пт пт пт пт

(Есть очень хорошие учебные пособия по коррекци зрительной дисграфии прописных букв издательства "ГНОМ и Д" (России)(Мазановой и др.), а когда будут в Украине?)

Большая буква: начало предложения- красным;
имя, кличка, название- синим.
Точки - красным,
запятые- синим.
"Ь"- красным,
апостроф - синим("знак твердости" ).

При дисграфии наблюдаются трудности по ВСЕМ предметам и по ВСЕМ видам работ(и устным и письменным).

У нас так было. Сейчас заметны улучшения.
Буквы уже не путает.
Правила грамматики учить и повторять нужно регулярно, чтобы не забыл.

В логопедических тетрадях ( и тетрадях по коррекции дисграфии) на сайте Пузкарапуз. орг можно найти много подходящих текстов, наборов слогов, слов, упражнений.

И в тетрадях по коррекции и предупреждению дисграфий ИД "Литера"http://www.litera.spb.ru/catalog/college/abc-of-writing-reading-numeracy

Росткнига (Россия) "Умникам и умницам"("Информатика, логика, математика" и др. этой серии).http://www.rostkniga.ru/


Когда есть время играем в компьютерные игры (обучающие), ему они правда не очень нравятся, "стрелялки-бродилки" он играет гораздо охотнее. ( CD- сборник "Дитяча колекція" фірми "Атлантик", "Уроки Кирилла и Мефодия" (Начальная школа) и другие.

Книжки- брошюры (тетрадки с упражнениями) серии "Вимовляйчик" ("Ранок" ) хорошо помогают натренировать внимание ребенка,
чтобы он различал на письме "Р"- "Л", "С"-"Ш", "Щ", "Ж"-"З",
единственный их недостаток (мое мнение) -
слишком тоненькие, были бы толще в 2 раза, толку было бы больше.
У них много разных логопедических пособий и тетрадей, вспомогательных материалов (карточек и лото).



Когда на книжном рынке или в магазине выбираете пособие для ребенка-дисграфика, обратите внимание, там должны быть упражнения
не только на автоматизацию звука (одного конкретного), но и на дифференциацию звуков (проблемной пары).

Возможно, выделенные в текстах разными цветами.

Лучше если шрифт крупный и "жирный".
Чем меньше шрифт и "бледнее" - тем быстрее ребенок устанет или ему надоест всматриваться в бледные мелкие буквы.

Заметила, что если уговорить ребенка набирать текст на компьютере
(например школьный реферат) - тоже очень хорошая тренировка внимания.
Моему пока очень трудно ЭТО делать, не хочет напрягаться сосредотачиваться, как всегда.
4-5 слов набрать быстренько в комментариях к игре, это он может (с кучей ошибок).
А вот абзац из 5 предложений и без ошибок (в буквах и знаках) - пока сложно, учимся. Надеюсь постепенно научимся.

Нашла интересный сайт. Там можно прочитать много интересного. Найти упражнения по ГРАФОМОТОРИКЕ (развивая мышцы пальцев, кистей тренируется взаимодействие полушарий головного мозга и др. способности и навыки) http://logoped18.ru/grafomotorika/g...oordination.php

Анализируя СВОИ ошибки по подготовке ТАКОГО ребенка к первому классу делаю ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: возможно, учить буквы и слоги перед школой нужно было не совсем ТАК как я учила его.

Из-за его полного нежелания учить буквы, слоги, цифры (прятал книги и буквари, чтобы я не нашла, чтобы "сорвать урок" ).
Мне пришлось: "зазубрить" с ним сперва буквы,
потом слоги по "КАССЕ букв и слогов"(не разрезала).

Но, для дисграфика главный момент - это ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ букв и звуков,
чтобы он уловил, увидел, понял РАЗНИЦУ между РАЗНЫМИ буквами, слогами, звуками.

А в "КАССЕ букв и слогов" они все напечатаны на ОДИНАКОВОМ желтом картоне,
с ОДИНАКОВЫМ цветом шрифта.

Т. Е, для ДИСГРАФИКА они практически одинаковы,
уловить и ЗАПОМНИТЬ разницу между ними для ТАКОГО ребенка сложно.

Учитывая ЭТИ ошибки, я сделала макет "КАССЫ букв и слогов" (рус. язык)( СМ ФОТО), возможно,
ТАКАЯ "КАССА букв и слогов" будет более полезна детям с признаками дисграфии и дислексии (перед 1 классом и в 1 классе).

http://www.liveinternet.ru/users/49...rubric/4082758/

Буквы разделены на 4 группы:
1-"самые звонкие"- сонорные,
2- парные звонкие,
3- парные глухие,
4- "самые глухие" - глухие
(на каждой карточке отдельная группа букв-звуков).
На КАРТОЧКЕ: "красные"- "мягкие" слоги,
"синие" - "твердые" слоги,
цвет гласных - аналогичен цвету с отдельной карточки "ГЛАСНЫЕ".

Я думаю, изучать их нужно постепенно, сперва одну карточку изучить,
например "Звонкие",
потом "Глухие",
потом "Парные" и т. д.
В русском языке есть 3 "буквы всегда "мягкие""(с любыми гласными в слоге) - "Ч","Щ","Й"(красные квадратики).

и 3 "буквы всегда "твердые"" (с любыми гласными в слоге)- "Ш","Ж", Ц".(синие квадратики).

Возможно, ТАКАЯ "КАССА букв и слогов" слишком сложна для понимания ребенка и не всем она подойдет. Но может быть, кто-то придумает нечто похожее, но попроще и попонятнее.

Для нас буквы и звуки уже в далеком прошлом, сейчас для нас (меня и моего ребенка) актуальны правила правописания падежных окончаний (укр. и рус. языки) ІМЕННИКА (чол. рід, жін. рід, серед. рід), в ближайщем будущем -ПРИКМЕТНИКА, ДІЄСЛОВА, ЧІСЛІВНИКА.
По английскому языку словарные диктанты пока большая проблема (запомнить правописание английских слов по соответствующим темам из учебника).

А в конце учебного года - ДПА (Держ. Підсумкова Атестація), страшновато, но готовиться нужно.
Много чего нужно "подтянуть", "напомнить", "разъяснить" моему любимому ученику, проследить чтобы он эти темы понял, запомнил,
мог применить правила и навыки.

Только все мои идеи и мысли наталкиваются на его "позицию"
- "Я - уже не двоечник как раньше, у меня хорошие(относительно) оценки"- т. е. заниматься уже особо и не надо напрягаться.

Почерк (корявый) тоже улучшать не надо (а учительница постоянно пишет "Пиши охайно!!!" (укр.) ---- "Пиши аккуратнее!" ).

Вобщем "воюем" каждый день с "новыми" и "старыми" проблемами.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам КАК мы "воюем" с дисграфией по всем предметам из расписания
Дисграфия. Сложности по ВСЕМ предметам из расписания
1. Укр. мова. (или Родной язык).
Сперва хорошенько выучить правило
(правописание или определение окончания или суффикса) применить на практике, пока хорошо запомнит, привыкнет.
А потом научить находить ошибки ( и в буквах, и в знаках, и в отмеченных приставках, корнях, суффиксах, окончаниях.("Исправь ошибку" учебные пособия). Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам