Кризис 1 года
В возрасте около 1 года мамы частенько замечают, что ребенка будто подменили: малыш резко стал вредным, капризным, своенравным, реагирует бурной истерикой на любой запрет. У кого-то это более ярко выражено у кого-то менее, но, как правило, через такой период проходят все малыши в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. В детской психологии это получило название кризиса 1 года. Такие временные отклонения поведения считаются нормальным явлением, необходимым для подъема ребенка на новую ступеньку самостоятельности.
Годовалый малыш начинает уверенно ходить, пытается залезать на невысокую мебель, что расширяет его возможности по освоению территории. И тут на него обрушиваются многочисленные запреты со стороны родителей, зачастую совершенно не понятные для ребенка. Ему запрещают брать многие предметы, которые он зачастую видит в руках у мамы и папы, не дают залезать в шкафы, нажимать кнопки на приборах, отбирают грязные ботинки. Все это вызывает протест, проявляющийся в разных формах.
Чтобы облегчить малышу прохождение этого сложного этапа, психологи рекомендуют в этом сложном возрасте свести количество запретов к минимуму. Чем больше разрешается ребенку, тем проще настаивать на том, что нельзя. Запреты должны быть четкие и однозначные, согласованные между всеми родственниками. Небезопасные для малыша предметы лучше убрать и его поля зрения, дать малышу возможность изучать содержимое нижних полок в нескольких шкафах, доставать и складывать туда предметы. Запрещая же что-то ребенку, можно попытаться сразу переключить его внимание на другие интересные вещи, предложить ему альтернативу. Вместо взрослого журнала дать детскую книжку с плотными страницами или бумагу, которую можно рвать и мять.
В возрасте около года у малыша происходит бурное развитие различных умений и навыков. У ребенка появляется выраженное желания совершать какие-то действия самостоятельно. Он может злиться, когда взрослый пытается помочь или сделать это за него. Выхватывает ложку, отбирает чашу, из которой его пытаются напоить, хочет сам снять или одеть шапочку, пытается сам поставить кубик на кубик. Конечно, зачастую маме проще и быстрее накормить и раздеть ребенка самой. Но эти первые неумелые попытки тем и ценны, что дают возможность начать прививать ребенку навыки самообслуживания именно тогда когда он сам проявляет на то инициативу. В более позднем возрасте это может быть уже сложнее, потому что ребенку не интересно, и он привык, что все это за него делает мама.
После года у малыша уже не устраивает роль наблюдателя за занятиями взрослых. Что бы не делала мама или папа, он хочет быть полноправным участником, выражая свое желание очень резко и эмоционально. Малыш моет устроить истерику, если ему не дают такой возможности. Часто кажется, что помощи от маленького никакой, и он жутко мешает делать домашние дела. Но даже изредка давая малышу возможность поиграть « в помощника», мама очень здорово стимулирует у ребенка развитие социальных навыков и взаимопонимания со взрослым. А делать с малышом можно много чего: вместе развешивать постиранное белье — ребенок вытаскивает и подает маме-, подметать или мыть пол, дав малышу еще один веник, щетку или тряпку, мыть посуду, поставив маленько перед собой на табуретке, разбирать пакеты с продуктами после покупок.
Годовалый малыш становится болезненно чувствителен к тому, как взрослый с ним обращается, требуя к себе уважительного отношения. Он не терпит, если у него резко отбирают игрушку, которой он занимается, грубо прерывают его занятия и тащат куда-то, одевают, пытаются брать на руки, когда он не в настроении общаться. Но иногда стоит изменить свою тактику поведения и вместо грубого доминирования начать с ребенком договариваться как с равным, и ребенок может неожиданно стать вполне послушным и покладистым. Ведь он уже прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно если взрослый просит вежливо и спокойным голосом. Например, не отрывать малыша резко от игры, начиная быстро одевать его на прогулку, а достать его одежду, и сев в нескольких метрах от него позвать его к себе одеваться или попросить его принести одежду самому.
Уже в этом возрасте ребенок- человек и личность со своими желаниями, чувствами и эмоциями, для выражения которых ему еще не хватает средств, поскольку он еще не умеет говорить.
Некоторые рекомендации родителям:
· Будьте внимательны к потребностям ребенка
· Убирайте запрещенные для ребенка предметы. В противном случае ребенок их увидит и начнет требовать их для игр. Вы откажете, а ребенок начнет очередной акт протеста
· Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах)
· Иногда ребенок начинает ходить за вами по квартире и требовать внимания. Если вы не уделите ему время, то ребенок ответит очередным актом протеста. Лучше уделить ему внимание и не доводить до этого. Через некоторое время ребенок «наиграется» с вами, и вы приступите к своим делам, а ребенок к самостоятельным играм. Можно отвлечь ребенка чем-то новым и интересным, если вы не можете отложить дела.
· В этом возрасте дети очень остро реагируют на ситуации, когда кто-либо из родителей уходит в ванную или туалет и закрывает за собой дверь. Ребенок, оставаясь снаружи, начинает очередной акт протеста. Его можно понять: с одной стороны ему страшно, из-за неожиданной пропажи родителя, а с другой – ему именно сейчас захотелось в это помещение, но дверь мешает…
В этой ситуации перед вашим уходом, заинтересуйте ребенка чем-нибудь интересным или оставьте на попечение другому родителю. Если отвлечь не получилось, то просто говорите с ним из-за двери или держите дверь открытой.
· Если ребенок начал сильно плакать (например, из-за запрета), то отвлечь его помогут всякие шумы. Можно включить фен, воду в ванной, пылесос.
· Старайтесь реже использовать слово «нельзя», иначе ребенок перестанет на него реагировать правильным способом. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово «опасно». В результате можно в критических ситуациях (розетки, огонь, утюг) использовать слово «опасно», а для нежелательных ситуаций (высыпание сахара из сахарницы) использовать слово «нельзя».
· Помогайте ребенку, когда он просит. Но не переусердствуйте с помощью. Старайтесь помогать только в той части дела, где ребенок сам пока не может ничего сделать.
· Предоставьте ребенку личное пространство, например, ящик или коробку для игрушек. Пусть он будет там главным и делает все что хочет.
· Не ругайте за сломанные игрушки. Ломая игрушки, ребенок познает мир, он не понимает, что это плохо.
· Оценивайте дела и поступки малыша, но не его личность.
· Если вам нужно уйти из дома, то делайте это не тайком, а честно предупредив ребенка, сказав, что вы обязательно вернетесь.
· Периодически устраивайте ребенку встречи со сверстниками, но не принуждайте вступать в контакт. С другими детьми он начнет общаться и играть тогда, когда будет к этому готов.
· Обучайте своего ребенка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.
· Обогащайте сенсорный опыт ребенка: дайте ему трогать разные поверхности, нюхать разные запахи, слушать разные звуки и тишину.

Годовалый малыш начинает уверенно ходить, пытается залезать на невысокую мебель, что расширяет его возможности по освоению территории. И тут на него обрушиваются многочисленные запреты со стороны родителей, зачастую совершенно не понятные для ребенка. Ему запрещают брать многие предметы, которые он зачастую видит в руках у мамы и папы, не дают залезать в шкафы, нажимать кнопки на приборах, отбирают грязные ботинки. Все это вызывает протест, проявляющийся в разных формах.
Чтобы облегчить малышу прохождение этого сложного этапа, психологи рекомендуют в этом сложном возрасте свести количество запретов к минимуму. Чем больше разрешается ребенку, тем проще настаивать на том, что нельзя. Запреты должны быть четкие и однозначные, согласованные между всеми родственниками. Небезопасные для малыша предметы лучше убрать и его поля зрения, дать малышу возможность изучать содержимое нижних полок в нескольких шкафах, доставать и складывать туда предметы. Запрещая же что-то ребенку, можно попытаться сразу переключить его внимание на другие интересные вещи, предложить ему альтернативу. Вместо взрослого журнала дать детскую книжку с плотными страницами или бумагу, которую можно рвать и мять.
В возрасте около года у малыша происходит бурное развитие различных умений и навыков. У ребенка появляется выраженное желания совершать какие-то действия самостоятельно. Он может злиться, когда взрослый пытается помочь или сделать это за него. Выхватывает ложку, отбирает чашу, из которой его пытаются напоить, хочет сам снять или одеть шапочку, пытается сам поставить кубик на кубик. Конечно, зачастую маме проще и быстрее накормить и раздеть ребенка самой. Но эти первые неумелые попытки тем и ценны, что дают возможность начать прививать ребенку навыки самообслуживания именно тогда когда он сам проявляет на то инициативу. В более позднем возрасте это может быть уже сложнее, потому что ребенку не интересно, и он привык, что все это за него делает мама.
После года у малыша уже не устраивает роль наблюдателя за занятиями взрослых. Что бы не делала мама или папа, он хочет быть полноправным участником, выражая свое желание очень резко и эмоционально. Малыш моет устроить истерику, если ему не дают такой возможности. Часто кажется, что помощи от маленького никакой, и он жутко мешает делать домашние дела. Но даже изредка давая малышу возможность поиграть « в помощника», мама очень здорово стимулирует у ребенка развитие социальных навыков и взаимопонимания со взрослым. А делать с малышом можно много чего: вместе развешивать постиранное белье — ребенок вытаскивает и подает маме-, подметать или мыть пол, дав малышу еще один веник, щетку или тряпку, мыть посуду, поставив маленько перед собой на табуретке, разбирать пакеты с продуктами после покупок.
Годовалый малыш становится болезненно чувствителен к тому, как взрослый с ним обращается, требуя к себе уважительного отношения. Он не терпит, если у него резко отбирают игрушку, которой он занимается, грубо прерывают его занятия и тащат куда-то, одевают, пытаются брать на руки, когда он не в настроении общаться. Но иногда стоит изменить свою тактику поведения и вместо грубого доминирования начать с ребенком договариваться как с равным, и ребенок может неожиданно стать вполне послушным и покладистым. Ведь он уже прекрасно понимает простые просьбы и с удовольствием их выполняет, особенно если взрослый просит вежливо и спокойным голосом. Например, не отрывать малыша резко от игры, начиная быстро одевать его на прогулку, а достать его одежду, и сев в нескольких метрах от него позвать его к себе одеваться или попросить его принести одежду самому.
Уже в этом возрасте ребенок- человек и личность со своими желаниями, чувствами и эмоциями, для выражения которых ему еще не хватает средств, поскольку он еще не умеет говорить.

Некоторые рекомендации родителям:
· Будьте внимательны к потребностям ребенка
· Убирайте запрещенные для ребенка предметы. В противном случае ребенок их увидит и начнет требовать их для игр. Вы откажете, а ребенок начнет очередной акт протеста
· Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах)
· Иногда ребенок начинает ходить за вами по квартире и требовать внимания. Если вы не уделите ему время, то ребенок ответит очередным актом протеста. Лучше уделить ему внимание и не доводить до этого. Через некоторое время ребенок «наиграется» с вами, и вы приступите к своим делам, а ребенок к самостоятельным играм. Можно отвлечь ребенка чем-то новым и интересным, если вы не можете отложить дела.
· В этом возрасте дети очень остро реагируют на ситуации, когда кто-либо из родителей уходит в ванную или туалет и закрывает за собой дверь. Ребенок, оставаясь снаружи, начинает очередной акт протеста. Его можно понять: с одной стороны ему страшно, из-за неожиданной пропажи родителя, а с другой – ему именно сейчас захотелось в это помещение, но дверь мешает…
В этой ситуации перед вашим уходом, заинтересуйте ребенка чем-нибудь интересным или оставьте на попечение другому родителю. Если отвлечь не получилось, то просто говорите с ним из-за двери или держите дверь открытой.
· Если ребенок начал сильно плакать (например, из-за запрета), то отвлечь его помогут всякие шумы. Можно включить фен, воду в ванной, пылесос.
· Старайтесь реже использовать слово «нельзя», иначе ребенок перестанет на него реагировать правильным способом. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово «опасно». В результате можно в критических ситуациях (розетки, огонь, утюг) использовать слово «опасно», а для нежелательных ситуаций (высыпание сахара из сахарницы) использовать слово «нельзя».
· Помогайте ребенку, когда он просит. Но не переусердствуйте с помощью. Старайтесь помогать только в той части дела, где ребенок сам пока не может ничего сделать.
· Предоставьте ребенку личное пространство, например, ящик или коробку для игрушек. Пусть он будет там главным и делает все что хочет.
· Не ругайте за сломанные игрушки. Ломая игрушки, ребенок познает мир, он не понимает, что это плохо.
· Оценивайте дела и поступки малыша, но не его личность.
· Если вам нужно уйти из дома, то делайте это не тайком, а честно предупредив ребенка, сказав, что вы обязательно вернетесь.
· Периодически устраивайте ребенку встречи со сверстниками, но не принуждайте вступать в контакт. С другими детьми он начнет общаться и играть тогда, когда будет к этому готов.
· Обучайте своего ребенка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.
· Обогащайте сенсорный опыт ребенка: дайте ему трогать разные поверхности, нюхать разные запахи, слушать разные звуки и тишину.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: