Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

60 современных российских писателей

Эх, поговорили о книгах https://www.stranamam.ru/post/5035798/... Спасибо, дорогая, за повод вспомнить все

Давным-давно, в конце прошлого века, когда я уже начала работать, продолжала учиться и вовсе не собиралась замуж и тем более в декретный отпуск, то самым большим моим увлечением было чтение. Читала много, в том числе и т. н. "толстые журналы". Более того, интернет не был так развит, как сейчас, и не так доступен, как сейчас ( - )
Понастальгировала я вчера немного... и собственно пошла гуглить - как там у нас дела насчет картошки современной русской литературы. и нагуглила это:

«Что собой представляет литература новейшего времени и чьи имена наши внуки будут читать в школе или как минимум на филфаке, если они туда поступят?»

В поисках ответа на этот вопрос авторы краткого справочника «60 современных российских писателей» Наталья Кочеткова и Михаил Визиль совместно с журналом для учителей словесности «Литература» продемонстрировали свой выбор в море современной литературы.

Предлагаем Вам обзор журнала «Литература», где опубликованы известные авторы и их произведения, многие из которых Вы найдете на полках библиотек города.


Живые классики
Фазиль Искандер (р. 1929)
Когда весь мир открыл для себя Габриэля Гарсиа Маркеса, у советских читателей уже был, как ни странно, вполне полноценный его аналог <<отечественного производства>> – Фазиль Искандер, под чьим мудрым и лукавым пером его родная Абхазия представала какой-то зачарованной Колумбией, а родной Сухум (слегка замаскированный под анаграммой Мухус) и горное село Чегем – настоящим Макондо, населённым, как и подобает эпосу, легендарными силачами, мудрецами и злодеями. То, что отец девятилетнего Фазиля, иранец по происхождению, был депортирован из СССР, в эпос, естественно, попасть не могло.
Главная книга: Сандро из Чегема»

Даниил Гранин (р. 1919)
Если бы Гранину вручали Нобелевку, то формулировка была бы такая: <<За поэтическое изображение научно-технического прогресса>>. В обязательную программу гуманитарных факультетов включен роман <<Иду на грозу>> о том, как молодые ученые с риском для жизни исследуют грозовые облака.
Главная книга: «Иду на грозу»

Андрей Битов (р. 1937)

Вошёл в историю русской литературы (и соответствующего курса лекций гуманитарных вузов) <<Пушкинским домом>> (1978, опубликовано в России в 1987) –изощрённым и изысканным описанием замкнутого в стенах этого самого <<дома>> интеллигентского мира Ленинграда 1960 – 1970-х, с <<вымирающими старцами и их деканствующими детьми и аспирантствующими внуками>>. Впоследствии увлёкся воспеванием малых божков пушкинского культа (<<Вычитание зайца>>
, мелодекламациями пушкинских черновиков в сопровождении новоджазовой музыки и прочими эзотерическими ритуалами. Удостоился премии <<Большая книга>> 2007 года – но не за конкретное произведение, а за <<честь и достоинство>>, вместе с Валентином Распутиным.
Главная книга: «Пушкинский дом», 1978

Валентин Распутин (р. 1937)

Сверстник Битова и полная его противоположность. Родился в Сибири, работал журналистом на комсомольских стройках, широко известным и по-советски успешным стал в тридцатилетнем возрасте, а впоследствии сделался Героем Социалистического труда, дважды кавалером ордена Ленина. Несмотря на это, наотрез отказывается переезжать в столицы, продолжая жить в Иркутске. В 90-е стал яростным публицистом-консерватором и упёртым <<почвенником>>. Последнее художественное произведение – <<Деньги для Марии>> – опубликовал в 2004 году. Уже несколько поколений школьников изучают на уроках его <<Уроки французского>> и <<Пожар>>, зубря при этом: <<Валентин Распутин – деревенская проза>>.
Главная книга: «Уроки французского»


Виктория Токарева (р. 1937)

На Западе её называют первой русской феминисткой, а в России, напротив, причисляют к традиционным <<женским>> писательницам. Потому что большинство её героев – обычные женщины. Сама же Виктория Самойловна про себя обычно говорит, что она всегда мечтала быть куклой Барби, но всю жизнь прожила как феминистка. Она мечтала стать врачом, но на вступительных экзаменах завалила сочинение. Стала учителем музыки, но не могла не писать. Так что всё равно пришлось идти учиться во ВГИК на сценарный факультет. Свой первый рассказ она отнесла Владимиру Войновичу, который прочёл две чахлые странички и сказал: <<Твоя сила в подробностях. Пиши подробно>>. Тогда она села и превратила две страницы в 42 и по совету Войновича назвала рассказ <<День без вранья>>. Он и сделал её известной. А сценарии к фильмам <<Джентльмены удачи>> и <<Мимино>> – знаменитой и всенародно любимой.
Главная книга: «О том, чего не было»
читала рассказы, нравилось

Борис Васильев (р. 1924)

Один из редких оставшихся в живых <<писателей-фронтовиков>>. Начинал как драматург и сценарист (например, писал сценарии для КВН). Но слава пришла к нему после публикации в <<Юности>> повести <<А зори здесь тихие…>>, которую с тех пор не устают переиздавать. Военная тема стала главной для писателя не только потому, что он сам воевал и был тяжело ранен (контузия), но и потому что у него про это получалось лучше всего. За <<Зорями…>> последовали другие повести – <<В списках не значился>>, Завтра была война>>, <<Вы чьё, старичьё?>>. В 1990-х начал писать исторические романы, но затмить военные произведения они точно не смогут.
Главная книга: «А зори здесь тихие»

Юз Алешковский (р. 1929)

<<Товарищ Сталин! Вы большой учёный, // В языкознании познали толк. // А я простой советский заключённый // И мой товарищ – серый брянскийволк>>, – слова этой песни знают даже те, кто не имеет представления ни о детском писателе Юзе Алешковском, ни о взрослом. Юный Алешковский служил во флоте, но как-то отличился перед начальством и за нарушение дисциплины был приговорен к четырём годам заключения. После освобождения, отработав два года шофёром на целине и на стройке, вернулся в Москву и стал заниматься литературой. Официально он считался автором детских книг и сценариев для кино и телевидения, а неофициально выступал как исполнитель собственных песен. Именно эти неофициальные занятия и вынудили его эмигрировать в 1979 году в Австрию, а затем в США, где живёт и сейчас. Недлинное тюремное прошлое наложило серьёзный отпечаток на всё его творчество: Алешковский – один из немногих, у кого мат и блатной жаргон звучат как музыка.
Главная книга: «Предпоследняя жизнь. Записки везунчика»

Борис Стругацкий (р. 1933)
(список -то составлялся при жизни БНС, можно я не буду его отсюда удалять, хоть он уже просто классик)

О нём как о писателе нельзя говорить отдельно от его покойного брата Аркадия Стругацкого. Аркадий – старший, Борис – младший. Аркадий – переводчик-японист, Борис – инженер, выпускник мехмата ЛГУ. Оба они стали двумя половинками одного писателя-фантаста по имени <<А. и Б. Стругацкие>>, популярность которого в советское время была огромной. Пока дети и подростки хохотали в голос над <<Понедельник начинается в субботу>>, их родители искали скрытые и не слишком антисоветские смыслы в <<Гадких лебедях>> и <<Обитаемом острове>>. После смерти Аркадия в 1991 году Борис под псевдонимом <<С. Витицкий>> выпустил две книги <<Поиск предназначения>> и <<Бессильные мира сего>>, но они прошли почти незамеченными.
Главные книги: «Понедельник начинается в субботу», «Обитаемый остров»

Владимир Войнович (р. 1932)

Создатель современного фольклорного персонажа – солдата Ивана Чонкина, сумевшего встать в тесный ряд между солдатом Швейком, Василием Тёркиным и просто Солдатом из русских сказок. Никто из них не догадался бы ответить на вопрос: <<Как вы свою фамилию пишете? Через “о” или через “ё”?>> – ответит: <<Через “чи...”>>. А Чонкин – догадался. После <<Чонкина>>, в 1986 году, Войнович выпустил едкую антиутопию <<Москва 2042>>, которая, по уверениям некоторых поклонников его творчества, приближается с каждым годом. Не только в хронологическом смысле. После третьего продолжения <<Чонкина>> 2007 года, не столь громко прозвучавшего, как две первые книги <<чонкинииады>>, Войнович практически полностью переключился с литературы на живопись – и сумел стать профессиональным живописцем, продавая картины с собственного сайта.
Главная книга: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

Мэтры

В школьную программу они еще не попали, но в остальном их влияние и авторитет – бесспорны.

Владимир Сорокин (р. 1955)

Зубр московского концептуализма, чьи ранние тексты до сих пор невозможно читать без священного трепета, а возвышенную <<ледяную трилогию>> (<<Лёд>>, <<Путь Бро>>, <<23000>>
– без изумления. Переломной точкой стала повесть <<День опричника>> (2006), в которой отразился не только личный опыт беспрецедентного давления со стороны полугосударственных структур вроде <<Идущих вместе>>, но и философская, другого слова не подберёшь, экстраполяция этого опыта. Сорокин – единственный из современных писателей автор либретто оперы, идущей в Большой театре, – <<Дети Розенталя>>, посвящённой клонам и проблемам клонирования. В пристальном внимании к этой теме, очевидно, отразился другой личный опыт Сорокина – опыт отца дочек-близняшек.
Главные книги: «Норма», «День опричника»

Людмила Улицкая (р. 1943)

Писать прозу стала, когда ей было уже за сорок, публиковаться – за пятьдесят. За шестьдесят – на неё просыпался благотворный дождь всевозможных наград и первых мест в рейтингах продаж. <<Сначала вырастила детей, потом стала писателем>>, по её собственным словам. С этим, видимо, и связан гипнотический эффект её романов и рассказов. Злые языки сравнивают их с известной житейской ситуацией, когда женщина, варя борщ, заходит к соседке на минутку за лаврушкой... и спохватывается через два часа непрерывного трёпа обо всём и ни о чём. Впрочем, лучшее её произведение – например, получивший <<Большую книгу>>, <<Даниэль Штайн, переводчик>>, конечно, к одному только <<эффекту лаврушки>> не сведёшь.
Главные книги: «Медея и её дети», «Даниэль Штайн, переводчик»

Александр Кабаков (р. 1943)

Младший товарищ и ученик Василия Аксёнова. Из поколения тех, кто пришёл на смену шестидесятникам, но полностью с ними не порвал. Его проза печальна и как-то подчёркнута старорежимна, даже если речь идёт о молодёжной тусовке, как в романе <<Всё поправимо>>. Отличительная деталь прозы Кабакова – внимание к одежде героев. <<В любой стране я на вид отличу университетского профессора, среднего предпринимателя, наёмного клерка и т. д., потому что там существует язык вещей. Так было в дореволюционной России. Если бы встречу моего героя с юным представителем большевиков на бульваре описывал Бунин, он бы тоже не преминул описать свежую коломянковую пару, колониальную шляпу и трость с адамовой головой>>, – объяснял мне писатель про роман <<Беглецъ>>. К своей одежде он также внимателен, как к одежде своих героев. Зоилы даже прозвали его <<певцом пуговиц>>.
Главная книга: «Всё поправимо»

Сергей Гандлевский (р. 1952)

Про москвича Гандлевского принято говорить, что он писатель петербургской традиции, продолжающий в прозе линию Битова и Довлатова, а в поэзии – Мандельштама и Бродского. В 1970-е годы он был одним из основателей и участников поэтической группы <<Московское время>> (вместе с Алексеем Цветковым, Александром Сопровским, Бахытом Кенжеевым) и группы <<Задушевная беседа>> (с Дмитрием Приговым, Львом Рубинштейном, Тимуром Кибировым). Стихов он пишет мало, а прозы ещё меньше. Он из тех, кто считает, что нечего зря марать бумагу: писать нужно только тогда, когда не писать не можешь. И отчасти сам пал жертвой этой <<выверенности>>. Его роман о семидесятниках <<Нрзб>> критики хоть и назвали <<стихотворением о любви, облитым горечью и злостью>>, но всё же неоднократно упрекнули в излишней филологичности.
Главная книга: «<нрзб>»

Лев Рубинштейн (р. 1947)

Он пишет стихи, которые и не стихи вовсе, а диалоги, и эссе, которые звучат как поэзия. Наряду с Всеволодом Некрасовым и Дмитрием Александровичем Приговым Рубинштейна называют одним из основоположников московского концептуализма. Его <<творческая манера>> оказалась обусловлена его ежедневной занятостью – он долгое время трудился библиографом. Так в середине 1970-х возник особый жанр, про который принято говорить, что он существует <<на границе вербальных, изобразительных и перформативных искусств>>. Это жанр коротких записей на карточках. Так построена его книга <<Домашнее музицирование>>. А недавно вышли целых четыре коробки карточек под общим названием <<Четыре текста из Большой картотеки>>.
Главная книга: «Домашнее музицирование»

Владимир Маканин (р. 1937)

Сюжетосложение – не его сильная сторона. Иногда даже сложно разобраться, кто из героев что сделал и сказал. Писатель Маканин силён другим – психологической мотивированностью своих персонажей. В их <<внутренностях>> он может копаться бесконечно и читателю всё равно будет интересно за этим следить. Как и Гандлевский, Маканин не чужд филологичности. Особенно его привлекает толстовско-лермонтовская тема. По его рассказу <<Кавказский пленный>> Алексей Учитель снял фильм <<Пленный>>. Недавний роман Маканина <<Асан>>, вызвавший волну негодования в адрес писателя, снова про Кавказ. Его действие разворачивается в Чечне.
Главная книга: «Асан»

Премиальные авторы
Двусмысленность эпитета здесь допущена сознательно: с одной стороны – это авторы, известные преимущественно по вовлечённости в «премиальный процесс», то есть регулярно фигурирующие в шорт- и лонг-листах разнообразных премий, а с другой – безусловно, имеющие отношение к тому, что в обычном, не книжном маркетинге называется «премиум-классом».

Эдуард Кочергин (р. 1937)

Литературный дебют главного художника БДТ случился уже в постпенсионном возрасте, когда автору было в районе семидесяти. Эдуард Степанович никогда не мыслил себя писателем. Он всю жизнь был художником и всю жизнь рассказывал байки о своём необычном детстве. Дело в том, что его родители, поляки, были репрессированы в Ленинграде. Во время войны он был эвакуирован с детдомом в Сибирь. И на протяжении нескольких лет он беспризорником добирался из Омска снова в Ленинград, зимуя в детприёмниках, а летом снова убегая. Общался во время своих побегов в основном с ворами, уголовниками и проститутками. Из этих устных, годами отшлифованных на слушателях рассказов, и сложились две его книги <<Крещённые крестами>> и <<Ангелова кукла>>, которые тут же стали лауреатами литературных премий.
Главные книги: «Крещённые крестами», «Ангелова кукла»

Михаил Шишкин (р. 1961)

Лауреат всех главных отечественных литературных премий, автор романов <<Взятие Измаила>>, <<Венерин волос>>, <<Письмовник>> (все три – инсценированы в разных театрах), проведший детство в коммуналке на Арбате, по языку, мышлению и даже и по образу жизни оказался самым утончённым русским европейцем-космополитом, любимцем западных издателей и прямым наследником Ивана Тургенева и Владимира Набокова. С последним его объединяет не только жительство в Швейцарии, но и попытки сочинительства на другом языке, кроме русского. Правда, не на английском, а на немецком, и не романов, а беллетризованных путеводителей и травелогов.
Главные книги: «Венерин волос», «Письмовник»

Андрей Геласимов (р. 1966)
<<Белый офицер>> отечественной прозы дебютировал в печати как переводчик английской литературы. Что, впрочем, не так уж странно, учитывая его образование и десятилетнюю деятельность в качестве доцента кафедры английской филологии Якутского университета. Как оригинальный автор дебютировал в 2001 году повестью с ласкающим слух названием <<Фокс Малдер похож на свинью>>. С того времени и названия его книг, и их содержание стали гораздо классичнее. После полученного им в 2008 году за <<Степных богов>> <<Национального бестселлера>> издательство <<Эксмо>> сочло, что Геласимов дозрел до того, чтобы выпустить его <<сайд-проект>> – детскую повесть, которую он писал поглавно, проходя стажировку в Великобритании, и посылал домой детям.
Главная книга: «Степные боги»

Михаил Елизаров (р. 1973)

Молодой человек (к Елизарову это определение ещё вполне применимо), одевающийся в готическом стиле, убирающий волосы в длинный кудрявый хвост и сочиняющий насквозь постмодернистские рассказы и романы, в которых выворачиваются распространённые мифологемы (например, о Борисе Пастернаке – в романе, который так и называется <>
и создаются новые – как в <<Библиотекаре>>. В 2008 году, к изумлению многих, этот роман получил <<Русского Букера>> – причём на недоумения коллег председатель оргкомитета премии отвечал так: <<Что-то всё-таки в этом есть...>>
Главная книга: «Библиотекарь»

Александр Иличевский (р. 1970)

Московский <<физико-математический мальчик>> родом из азербайджанского Сумгаита, как множество других подобных мальчиков его поколения, в начале девяностых уехал в Америку заниматься тем, что расплывчато называется <<научной работой>>. То есть усердно ковать американскую мечту. Но в 1998 году всё-таки вернулся в Россию – для того, чтобы стать русским писателем. И вполне успешно: за тринадцать лет – шесть больших вдумчивых романов, среди которых – <<Перс>>, <<Матисс>>, <<Математик>>, высоко оценённые критикой. И это не считая сборников стихов и рассказов. В последние годы склоняется к ещё одной эмиграции, внутренней: предпочитает жить в купленном в Тарусе доме.
Главная книга: «Перс»

Ольга Славникова (р. 1957)

<<Под>> Ольгу Славникову литературные критики специально придумали новый термин: <<уральский магический реализм>>. Первый её роман, <<Стрекоза, увеличенная до размеров собаки>>, и впрямь поражал размахом и завораживал, хотя пробраться через него было не просто даже опытным читателям. Последующие романы, не теряя яркой образности, становились раз от раза всё сдержаннее и прозрачнее. Последний – <<Лёгкая голова>> – воспринимается уже чуть ли не как сатира на злобу дня. Возможно, сказывается десятилетняя работа писательницы в качестве руководительницы молодёжной премией <<Дебют>>.
Главная книга: «2017»

Елена Чижова (р. 1957)

У питерского прозаика Елены Чижовой были многолетние непростые отношения с премией <<Русский Букер>>. Она дважды становилась её номинантом, дважды выходила в финал, и не побеждала. В 2003-м она боролась за премию с романом <<Лавра>> о поиске Бога, в 2005-м с романом <<Полукровка>>, который упрекали в сионизме и антисемитизме одновременно. И наконец в 2009-м её роман <<Время женщин>> о роли женщин в современной России и исторической памяти победил. И как по мановению волшебной палочки Елена Чижова из питерских писателей второго ряда переместилась в российские писатели первого. А ещё говорят, что литературные премии в России ничего не значат.
Главная книга: «Время женщин»

Беллетристы

Предпочитающие обретаться не в горних высях высокой литературы, а на тучных пажитях читательского спроса. Впрочем, не забывая и о качестве. По возможности, конечно.

Борис Акунин (р. 1956)

Ещё один, после Улицкой, пример <<позднего старта>>. Беллетристом Б. Акуниным японист Григорий Чхартишвили стал, когда ему было уже за сорок. Псевдоним, хоть и игровой (<<акунин>> по-японски – <<злодей>>
был выбран по соображениям довольно серьёзным: Григорий просто стеснялся объявить своим высокоинтеллектуальным друзьям и коллегам по журналу <<Иностранная литература>>, что пописывает какие-то детективчики про красавца-мужчину с усиками. Сейчас это странно вспоминать. Не менее интересно другое. В литературных кругах бытуют устойчивые <<мнения>>, что ещё два загадочных автора с инициалами АБ – Анатолий Брусникин и Анна Борисова – это на самом деле <<псевдонимы псевдонима>>, то есть сайд-проекты всё того же Чхартишвили. Если это так, то он превосходит продуктивностью Дмитрия Быкова. Тоже на Б, между прочим.
Главные книги: «Статский советник», «Алмазная колесница»

Алексей Иванов (р. 1969)

Слова одного критика о том, что <<проза Алексея Иванова – золотовалютные запасы русской литературы>> так часто воспроизводятся на обложках его книг, что стали заслонять остальное. Да, герои Иванова – будь то мифические вогулы XV века (<<Сердце Пармы>>
, полумифические сплавщики XVIII века (<<Золото бунта>>
или мифологизированные современные пермяки (<<Географ глобус пропил>>
, говорят особым языком и думают особым образом. Но всё-таки в первую очередь Алексей Иванов примечателен другим. Подчёркивая свою <<провинциальность>>, он тем не менее в любом романе тщательно следит за тем, чтобы сюжет мчался по всем законам голливудского боевика. После относительной неудачи <<Блуды и МУДО>> и явно разочаровавшего сотрудничества с Павлом Лунгиным в фильме <<Царь>>, Иванов решительно обратился к телевизионно-краеведческим проектам. Будем надеяться – не навсегда.
Главные книги: «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы»

Дина Рубина (р. 1953)

Будучи на десять лет моложе Улицкой, начала выпускать авторские книги на добрые десять лет раньше её. Как негативное последствие – успела получить клейкий ярлычок <<женской писательницы>>, хотя её <<На солнечной стороне улицы>> выиграл третью премию <<Большой книги>> в том же году, когда первая досталась <<Штайну>> Улицкой. Роман 2004 года <<Синдикат>>, где с сатирической интонацией описывается московское отделение израильского агентства <<Сохнут>>, в котором Рубина проработала два года, поссорил её со многими в Израиле. Но в накладе Рубина на осталась: она, пожалуй, единственный из русских писателей, кого постоянное проживание в Израиле ничуть не разлучило и не поссорило с русскими читателями.
Главная книга: «Синдикат»

Андрей Рубанов (р. 1969)

Self-made writer. В 1996 Рубанов был заключён под стражу по обвинению в мошенничестве. В 1999 году полностью оправдан. Этот в достаточной мере экстремальный опыт лёг в основу его дебютного романа <<Сажайте, и вырастет>> (2005) о жизни нелегального банкира в девяностые. Принято считать, что книги, изданные за счёт автора, – никому не нужная графомания. Роман Рубанова оказался счастливым исключением – книгу заметили и читатели, и критики. А Рубанов в свою очередь оправдал ожидания и тех, и других. С тех пор он написал достаточное количество романов, всё больше похожих на фантастическую антиутопию, но от этого не перестающих быть замечательно острозлободневными.
Главные книги: «Сажайте, и вырастет», «Хлорофилия»

Владимир «Адольфыч» Нестеренко (р. 1964)

<<Имя, которым подписаны его книги – псевдоним, за плечами – тёмное криминальное прошлое, впереди – светлое литературное будущее>>, – зазывно представляет своего автора издательство Ad marginem, которое начало издавать его книги. Внешность его – загадка для большинства читателей, потому что кроме как в маске для СМИ он не фотографируется. Блогер, сценарист и прозаик, пишущий под псевдонимом <<Адольфыч>> живёт в Киеве, пишет по-русски книги в странном жанре <<сценария для чтения>> или <<романа в диалогах>>. Так написана его <<Чужая>> –о бандитском Киеве 1990-х. Так написана вторая книга Адольфыча <<Огненное погребение>>, в которую кроме заглавного сценария вошло несколько рассказов.
Главная книга: «Чужая»

Евгений Гришковец (р. 1967)

Филолог-теоретик, который начинал как драматург и исполнитель своих пьес, но потом драматической сцены ему показалось мало. Он прибавил к этому занятия музыкой, объединившись с группой <<Бигуди>>, а в 2004 году ещё и подался в прозаики, выпустив роман <<Рубашка>>. Следом стали выходить повести и сборники рассказов. Несмотря на то, что автор очень серьёзно трудится над каждым своим произведением и потом с гордостью отмечает, что <<позиция автора>> у него в этой книге совсем не похожа на <<позицию автора>> в предыдущей, создаётся впечатление, что Гришковец своими пьесами, спектаклями, прозой и песнями всю жизнь пишет один и тот же текст имени себя. И при этом каждый из его зрителей/читателей может сказать: <<Это он прямо про меня написал>>. И не слукавит, ведь.
Главная книга: «Рубашка»

Александр Терехов (р. 1966)

В прошлом журналист, в настоящем преуспевающий бизнесмен и состоятельный человек. Журналистика научила Терехова находить интересное и писать об этом доступно. Его самая толстая, известная и успешная книга <<Каменный мост>> получила вторую премию <<Большой книги>>, но была неоднозначно встречена критикой. Ругали за рыхлость и невыстроенность композиции и свободное обращение к истории. Но вот за идею следовало бы только похвалить. Сюжет книги основан на расследовании загадочного происшествия: на Каменном мосту в Москве в 1943 году произошло убийство и самоубийство двух парней и девушки из семей, которых принято называть партийной элитой.
Главная книга: «Каменный мост»

Культовые

Или, поскольку это слово сейчас практически потеряло своё изначальное значение – «пользующиеся колоссальным уважение небольшого количества знатоков», или просто «скрытые имамы». И не надо говорить, что Пелевина читают все. Читают, и правда, все, а понимают, о чём он, сколько?

Виктор Пелевин (р. 1962)

Самый молодой и при этом самый бесспорный из упоминаемых здесь культовых авторов. Нигде так ярко и беспощадно не описан путь думающей российской молодёжи 80–90-х (которая сейчас, повзрослев, добралась и до высоких постов) из трепетных творцов в циничные <<криейторы>>, как в романах и рассказах Пелевина – несмотря на что, что по его собственному уверению, действие их разворачивается <<в абсолютной пустоте>>. Пелевин последовательно избегает публичных жестов, и в его случае это приносит плоды. Достаточно сказать, что главная интрига на майском вручении премии <<НацБест десятилетия>> заключалась не в том, <<кто получит премию?>> (и причитающиеся к ней 100 000 долларов, которые устроители поклялись отдать только лично в руки победителю, а иначе они просто <<сгорят>>
, а – <<явится ли Пелевин?>>. Пелевин, как водится, не явился.
Главные книги: «Чапаев и Пустота», «Ампир В»

Юрий Мамлеев (р. 1931)

Трудно себе представить: в раннеоттпельные годы, пока диссиденты и либералы мучительно решали, извратил ли Сталин учение Ленина, группа московских интеллектуалов, работающих днём на неприметных работах, собиралась по вечерам, чтобы изучать и обсуждать тексты индийской философии, труды Генона, литературу по оккультизму и алхимии. Неформальным лидером этого кружка был Юрий Мамлеев – учитель математики в вечерней школе и писатель-метафизик. С его именем связано появление в СССР <<эзотерического самиздата>> – и неудивительно, что годы с 1974-го по 1994-й он провёл в Америке и Франции. В настоящее время живёт преимущественно на казённой даче Союза писателей в Переделкине – и продолжает писать книги, в которых невероятная простота формы оттеняет невероятную философскую насыщенность содержания.
Главная книга: «Шатуны»

Эдуард Лимонов (р. 1943)

Можно сказать, что отнесение этого плодовитого, темпераментного и оказавшего немалое воздействие на последующих русских сочинителей (на пример, на Прилепина) автора к <<культовым>>, а не к <<классикам>> продиктовано в первую очередь уважением к личности самого писателя. Уж кем-кем, а забронзовевшим классиком неугомонный седовласый плейбой и трибун точно быть не собирается и всячески от этого неудобного для себя лично состояния бежит всеми возможными способами. В том числе тем, что, достигнув, по его собственным словам, <<известного возраста, когда мужчина опять становится похотлив как подросток>>, снова начал публиковать <<отчасти эротические, отчасти порнографические>> стихи. Уж его-то сочинениям войти в школьную программу когда-либо едва ли грозит.
Главная книга: «Это я, Эдичка»

Людмила Петрушевская (р. 1938)

Профессиональный драматург и писатель, всю жизнь проживающая в образе эдакой Джельсомины – нелепого и трогательного персонажа Джульетты Мазины из <<Дороги>> Феллини. И пьесы, и проза её, и даже сказки являются прямым продолжением и углублением этого жизнестроительного амплуа. Герои её, и особенно героини, нелепы, трагичны в своей обыденности – и вызывают глубокое сострадание. В том возрасте, когда даже дамам становится снова прилично о нём напоминать, то есть на восьмом десятке, Людмила Стефановна дебютировала в качестве певицы кабаре. И её шоу в интеллектуальных московских клубах стали пользоваться огромным успехом.
Главные книги: «Бессмертная любовь», «Пуськи бятые»

Саша Соколов (р. 1943 в Оттаве)

Уточнение <<родился в Оттаве>> многое определяет. Как и многие представители второго поколения советской элиты, с младых ногтей был убеждённым антисоветчиком. А как уроженец Оттавы – с рождения имел право на канадское гражданство. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что в 1965 году Саша был задержан пограничниками при попытке перейти советско-иранскую (!) границу. Дело удалось замять, а сам Саша всё-таки удрал за границу десятью годами позже менее экзотическим способом: женившись на австриячке. Это всё не имело бы значения, если бы не три романа, сочетающие модернистский поток сознания с постмодернистской цитатностью и чисто русской интонацией: <<Школа для дураков>> (1976), <<Между собакой и волком>> (1980) и <<Палисандрия>> (1985). Со второй половины 2000-х Саша снова начал потихоньку публиковать изысканную стихопрозу – <<проэзию>>, как называет её он сам.
Главная книга: «Школа для дураков»

Виктор Ерофеев (р. 1947)

Он младший товарищ таких литераторов, как Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Рейн и старший – Владимира Сорокина. С первыми он участвовал в неподцензурном альманахе <<Метрополь>>, со вторым его объединяют некоторые художественные методы. Его книги не только пользуются популярностью у читателей и культурной общественности (роман <<Русская красавица>> переведён более чем на двадцать языков и стал международным бестселлером, по рассказу <<Жизнь с идиотом>> Альфред Шнитке написал оперу, а Александр Рогожкин снял одноимённый фильм), но и регулярно оказываются в центре разнообразных скандалов, собирая упрёки в русофобии и порнографии.
Главная книга: «Русская красавица»

Павел Пепперштейн (р. 1966)

<<Я пишу как художник, сохраняя связь письма и рисования. Через древнюю культуру манускриптов проявляется физиологическая сторона дела>>, –говорит о себе писатель и художник, основатель <<психоделического реализма>> Пепперштейн. Его бывший издатель Александр Иванов считает его продолжателем традиции, идущей от Константина Вагинова, обэриутов, но в русской критике Пепперштейна принято называть <<битником>> и ставить в один ряд с Берроузом и Керуаком из-за его манеры при помощи различных химических веществ экспериментировать с сознанием, а потом фиксировать свой опыт при помощи произведений искусства.
Главная книга: «Пражская ночь»

Модные

В основном это писатели, чьи лица известны лучше, чем их имена, а имена лучше, чем книги. Их знают все по участиям в теле- и радио-эфирах, по колонкам и репликам в журналах.

Дмитрий Быков (р. 1967)

Знакомство с личностью и деятельностью Дмитрия Быкова – лучший способ уверовать в возможность переселения душ. Потому что чем дальше, тем больше Быков становится похожим на легендарного Дюма-отца – только воплощённого в современных русских реалиях. Обоих писателей отличает не только невероятная плодовитость, но и обращение ко всем мыслимым литературным и публицистическим жанрам одновременно. Оба они – признанные своими современниками жизнелюбцы и хлебосолы. Ну и наконец просто сравните фотографии Быкова и Дюма. У Быкова подрастают двое детей. Неужели лет через пятнадцать появится <<Быков-сын>>?
Главные книги: «Борис Пастернак», «ЖД»

Сергей Шаргунов (р. 1980)

Кажется, единственный в этом списке писатель, получивший это занятие вместе с цветом глаз – от родителей. Мало того: его отец, Александр Шаргунов – известный в своём кругу интеллектуал от православия, протоиерей <<из филологов>>. Немудрено, что Сергей с отрочества жаждал резко обособиться, и вполне этого добился, причём в разных сферах. С двадцати лет он публикуется в <<Новом мире>>, в двадцать один год получил премию <<Дебют>> за крупную прозу (денежную часть премии отдал в поддержку находящегося тогда в заключении Лимонова), в двадцать три –госпремию правительства Москвы. В двадцать пять – возглавил молодёжное крыло партии <<Родина>>. В двадцать семь – был назначен в первую предвыборную тройку <<Справедливой России>> (впрочем, назначение быстро было отозвано). Зная это всё, меньше удивляешься, что к тридцати одному году он <<дозрел>> до мемуаров, названных им <<Книга без фотографий>>.
Главная книга: «Книга без фотографий»

Герман Садулаев (р. 1973)

Внешне – крупный, круглоголовый мужчина, выглядящий старше своих лет и предпочитающий строгие классические костюмы с галстуками (что не так уж часто встречается среди современных сочинителей). Внутренне – настоящий кентавр: наполовину чеченец, наполовину терской казак, писатель и юрист, автор брутальных <<почвеннических>> текстов (книги <<Я – чеченец!>>, <<Шалинский рейд>>
и европейский интеллектуал левого толка, рассуждающий, в духе Пелевина, об одурманивающем воздействии на мир глобальных корпораций (роман <<Таблетка>>
и с лёгкостью проводящий параллели между Рамзаном Кадыровым и волком Фенриром из скандинавской мифологии. Ну и напоследок – в прошлом году вступил в КПРФ.
Главные книги: «Я – чеченец», «Шалинский рейд»

Роман Сенчин (р. 1971)

Если Дмитрий Быков – прямая реинкарнация Дюма, то в Сенчина явно переселилась толика Достоевского. Конечно, так можно сказать практически про любого русского писателя, но достаточно поглядеть на высокий лоб, хорошо вылепленное неулыбающееся лицо и глубоко запавшие немигающие глаза Сенчина – и мысль о Фёдоре Михайловиче как-то сразу приходит в голову. Особенно когда он отпускает бороду. А уж тем более если почитать его прозу, в частности – последний роман, <>. Беспощадный и отчаянный рассказ о вырождении простой русской семьи назывался в числе фаворитов всех литпремий прошлого сезона, но так ничего не получил. Видимо, концентрация безнадёги оказалась чрезмерна даже для неробких членов жюри.
Главная книга: «Елтышевы»

Михаил Идов (р. 1976)

Ещё один автор одной книги, которая никак не должна была стать модной, а вот нате же – стала. Идов родился в Риге, а в шестнадцать лет переехал в США. Живёт в Нью-Йорке, трудится журналистом. Роман изначально назвался Ground up. <<Он написан на английском языке, потому что не мог быть написан ни на каком другом. Основная его коллизия совершенно чужда русскому складу ума>>, – говорит про него автор. Несмотря на свою неподходящесть для русской аудитории – ну кому из русских интересно, как американский интеллигент решил реализовать свою мечту и в нижнем Ист-Сайде открыть венскую кофейню – Идов с помощью жены довольно удачно перевёл его на русский язык и книга стала событием прошлого года.
Главная книга: «Кофемолка»

Захар Прилепин (р. 1975)

То, что именно он получил тот самый <<НацБест десятилетия>>, на который так и не явился Пелевин – совершенно закономерно. Потому что Захар Прилепин – единственный, кто за <<отчётный период>> вырос из начинающего сочинителя, смутьяна-маргинала, нацбола и омоновца, в профессионального писателя, чьи книги – <<Патологии>>, <<Санькя>>, <<Ботинки, полные горячей водки>> и недавняя <<Чёрная обезьяна>> – занимают первые места в рейтингах продаж. Правда, последний роман получился не очень – рыхлый, невычитанный, с дурацкими речевыми ошибками, которые никак не списать на оригинальный авторский стиль. Вот уж кому хочется пожелать поменьше времени уделять разнообразным эфирам и побольше сидеть за письменным столом. Было бы жаль потерять среди спикеров и колумнистов едва ли не единственного серьёзного писателя последнего десятилетия.
Главные книги: «Санькя»,«Грех»

Мариам Петросян (р. 1969)

Она живёт в Ереване, работает художником-мультипликатором и растит двоих детей. Роман <<Дом, в котором>> об интернате для детей инвалидов – первая, единственная и не исключено, что последняя книга Петросян, которую она писала более десяти лет <<для себя>>, потом спешно приделала к ней финал и издала, номинировалась с ней на <<Большую книгу>>, вышла в финал, выиграла <<Русскую премию>>. Но дело не в премиях, а в том, что книга не на самую лёгкую тему без всякой рекламы стала настоящим <<успешным проектом>> и выбилась в долгоиграющие бестселлеры. И даже если Мариам больше ничего не напишет, <<Дом, в котором>> она уже построила.
Главная книги: «Дом, в котором»

Недооцененные

Когда-то модные писатели, на года выпавшие из поля читательского внимания. Отрадно, что некоторые из них вроде Анатолия Гаврилова и Юрия Буйды снова в это поле возвращаются на белых конях.

Анатолий Гаврилов (р. 1946)

Классические <<дворники и сторожа>> давно вышли из своего андеграунда, а годящийся им в старшие братья и в дядья Анатолий Гаврилов как работал во Владимире почтальоном, так и работает. Его проза сверхкомпактна и сверхсжата (сравнение с телеграммой неизбежно – и неслучайно), журнальные публикации и уж тем более авторские книги появляются крайне редко, зато презентация каждой из них – например, последней его книги <<Берлинская флейта>> – событие, на которое сходится множество неслучайных людей. И все друг друга поздравляют с новой книгой Анатолия Гаврилова.
Главная книги: «Берлинская флейта»

Дмитрий Галковский (р. 1960)

Автор гигантского (размером с <<Анну Каренину>>
и монструозного философского романа <<Бесконечный тупик>>, законченного к 1988 году и ставшего культовым среди интеллектуалов-постмодернистов, увидевших в нём зримое воплощение всех принципов этого самого постмодернизма: цитатность, многократное выворачивание авторского <<я>> и, наконец, сквозная гипертекстуальность (текст книги – это бесконечные <<примечания к примечаниям>>
– задолго до появления Интернета! Неудивительно, что <<придя к власти>>, то есть, став главными редакторами и редакторами отделов литературных и глянцевых журналов, эти интеллектуалы начали <<проталкивать>> Галковского и быстро оказывались вынужденными отказываться от его текстов и от его услуг – настолько вздорным и зацикленным на одной-двух своих маниакальных идеях оказался корифей русского постмодернизма при ближайшем рассмотрении. Так что сейчас активность Галковского практически полностью ограничена его ЖЖ – где, впрочем, за ним следят почти шесть тысяч подписчиков.
Главная книга: «Бесконечный тупик»

Николай Байтов (р. 1951)

Поэт, прозаик и бук-артист. Настоящая фамилия – Гоманьков. <<Байтов>> же – псевдоним, произведенный от термина <<байт>>. Так появилась шутка, что <<Байтов нарочно взял себе такой псевдоним, чтобы намекать, что он равен восьми Битовым>>. Байтов выступает организатором многочисленных литературных акций (ежегодный <<Праздник рифмы>>, <<Литературный карнавал>>, ряд выставок бук-арта и авторской книги) и литературных перформансов. Из-за сложности его прозы, отсылающей к проблемам философии, он получил прозвище <<русского Борхеса>>. Один из немногих отечественных авторов, работающих в технике ready-made – это когда писатель представляет в качестве своего произведения текст, созданный не им самим (в искусстве так, например, поступил Дюшан в 1914 году, назвавший писсуар <<Фонтаном>>
.
Главная книга: «Думай, что говоришь: 41 рассказ»

Юрий Милославский (р. 1948)

Это не персонаж сочинения господина Загоскина, это живущий в эмиграции русский прозаик, поэт, историк литературы (пушкинист) и религиовед. Критик Виктор Топоров, которого сложно назвать щедрым на похвалы, назвал его <<одним из двух лучших в диаспоре прозаиков – наряду и, главное, наравне с Сашей Соколовым, хотя и совершенно в ином духе>>. Хотя с 1970-х Милославский живёт в Америке, сам себя называет <<традиционным русским сочинителем>>, потому что в 1980-е, когда все стали вдруг писать автобиографические тексты, он в своей художественной манере полностью отказался от внедрения в текст собственной биографии. В России его проза публиковалась в начале 90-х и с тех пор ни разу не переиздавалась. В этом году вышла книга избранных рассказов и повестей <<Возлюбленная тень>> – первая за последние двадцать лет.
Главная книга: «Укреплённые города»

Юрий Буйда (р. 1954)

Буйда активно печатался, читался и обсуждался все 1990-е. <<Нравоучительность и велеречивость в сочетании с натурализмом и ненормативной лексикой>>, – писали о нём тогда критики. А потом вдруг пропал на долгие десять лет. Его триумфальное возвращение началось едва ли не год назад с переиздания книги рассказов <<Прусская невеста>>. Следом появилась новая книжка и снова рассказов <<Жунгли>>, яркая и жутковатая. Теперь же роман Буйды <<Синяя кровь>> вошёл в шорт-лист премии <<Большая книга>>. Даже если он не войдёт в тройку лауреатов, он снова стал писателем сегодняшнего дня и первого ряда.
Главная книга: «Прусская невеста»

Сергей Солоух (р. 1959)

Сергея Солоуха в жизни зовут Владимиром Советовым. <<Само по себе сочинительство – игра, шалость, смесь клоунады и балета... Я думаю, псевдоним обязательная часть художественной параферналии писателя>>, – объясняет он разделение частной и литературной биографии. Тонкий стилист (<<стиль – всё, сюжет – ничто>>
, почти поэт в прозе. Его называют наследником Андрея Белого, а он говорит, что Белого не читал. Его прозу можно было бы счесть литературоцентричной, если бы он не упорствовал, что <<поважнее слов – жизнь сама по себе>>. Его последний роман <<Игра в ящик>> вышел в финал <<Большой книги>>.
Главная книга: «Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева»

Алан Черчесов (р. 1962)

Ещё один тонкий, стилистически выверенный, филолог по образованию и филолог в прозе – писатель. Родившийся в Северной Осетии, он пишет по-русски так безупречно, как не пишут и москвичи. Его удел – толстожурнальная аудитория и лонг- и шорт-листы литературных премий. Чтобы стать лауреатом его проза, видимо, слишком акварельна.
Главная книга: «Вилла Бель-Летра»

Дмитрий Бакин (р. 1964)

Человек-невидимка отечественной литературы, каждое слово которого – на вес золота. Про него известно только, что на самом деле его зовут Дмитрий Бочаров и считается, что он родился в Луганской области и работает водителем грузового автотранспорта. Это всё – в редакциях он не появляется, на литературные тусовки не ходит, интервью даёт по почте (простой, а не электронной). Свой первый рассказ он опубликовал в 1987 году, последний – в 1998-м. В1995 получил премию <<Антибукер>>, но за ней пришла жена. Изданы две книги прозы, которые переведены на французский, английский и немецкий. За экзистенциальные вопросы, которые он ставит в своих текстах, во Франции его называют <<русским Камю>>.
Главная книга: «Страна происхождения»

Заслуживающие внимание

Они не то что бы на вершине рейтингов, но их новые книги всегда приятно ждать, а по прочтении про них хочется думать и говорить. Эти авторы просто талантливые и умные люди, чьи мысли делают этот безумный мир чуточку понятней.

Всеволод Бенигсен (р. 1973)

Бенигсен любит ставить эксперимент в художественном пространстве. На этом основаны все его тексты. Берётся некий замкнутый мир, придумывается для него идеологическая ситуация, а дальше автор смотрит, что из этого получится. В <<ГенАциде>> – чисто литературная история: что будет, если жителей одной деревни заставить выучить наизусть тексты и отрывки из произведений русских писателей и поэтов, внушив им, что в этом и состоит государственная национальная идея. В недавно вышедшем <<ВИТЧе>> – что произойдёт, если диссидентов лишить социальной активности, но оставить им свободу творчества. Вокруг этой идеологической составляющей романа Бенигсена разгорелась нешуточная полемика.
Главная книга: «ВИТЧ»

Анна Старобинец (р. 1978)

Хрупкая молчаливая девушка, <<культурная журналистка>>, в возрасте 28 лет ставшая в одночасье <<русским Стивеном Кингом>> после выхода сборника жутких – в смысле, хорроровских – новелл <<Переходный возраст>>. Имелось в виду не тинейджерство, а переход людей в иные, пугающие и отталкивающие состояния. Романы <<Убежище 3/9>> (то есть <<тридевятое царство>>
и <<Резкое похолодание>> упрочили эту репутацию. Но самый пока что интересный писательский опыт Анны –книга <<Первый отряд>>: не беллетризация одноимённого полнометражного мультфильма, а попытка рефлексии по его поводу: главная героиня смотрит <<Первый отряд>> в кино и начинает замечать, что в её жизни начинаются мистические сближения с историей про пионеров-призраков.
Главная книга: «Переходный возраст»

Антон Уткин (р. 1967)

Он засиделся в <<подающих надежды>>. Ещё в 1990-е выпустил романы <<Хоровод>> и <<Самоучки>>, но критики так на его счёт и не определились – реалист он или постмодернист? И он как-то застрял на этом перепутье. А потом сам признался, что <<меняющаяся действительность оказалась куда быстрее моих способностей постигать её. В известном смысле на какое-то время я отстал от жизни. Я об этом шесть последних лет писал роман, наперегонки с жизнью. Написал. Он так и называется – “Крепость сомнения”>>.
Главная книга: «Крепость сомнения»

Вячеслав Курицын (р. 1965)

Журналист и литературный критик Курицын пишет очень хорошие романы под псевдонимом Андрей Тургенев. Имя было позаимствовано у поэта Андрея Тургенева, умершего в 1803 году в возрасте 23 лет. Пробой пера воскресшего литератора стал детектив в европейских декорациях<<Месяц Аркашон>>, вышедший в шорт-лист <<Национального бестселлера>>. Вторым появился роман про блокаду Ленинграда <<Спать и верить>>, следом – венецианский арт-роман <<Чтобы бог тебя разорвал изнутри на куски>>.
Главная книга: «Месяц Аркашон»

Игорь Ефимов (р. 1937)

Писатель и философ-эмигрант, с 1978 года живущий в Америке. Несколько раз оказывался в центре если не литературных скандалов, то волнений. В 2001 году вокруг публикации его переписки с Сергеем Довлатовым разгорелся скандал – наследники последнего были категорически против обнародования писем. В 2007 году его роман <<Неверная>> про девушку, которая не находит в себе сил оставаться верной одному мужчине и изменяет ему с… русскими писателями – Тургеневым, Герценым, Буниным, Маяковским, – был неоднозначно встречен критикой. Ефимов же назвал её поведение <<страстной филологией>>.
Главная книга: «Неверная», «Нобелевский тунеядец»

Игорь Сахновский (р. 1958)

Нельзя сказать, что первые два романа Сахновского <<Насущные нужды умерших>> и <<Человек, который знал всё>> уж очень вдохновляли. Второй и вообще больше похож на сценарий. Он кстати и был в 2009 году экранизирован Владимиром Мирзоевым. А вот третий роман <<Заговор ангелов>> – уже совсем другая проза, чуть рваная, искренняя и эмоциональная, о том, какое трудное дело любовь. После него, и правда, всерьёз ждёшь следующей книги автора.
Главная книга: «Заговор ангелов»

Максим Осокин (р. 1977)

Новый Алексей Иванов, только более строгий и аскетичный. Он живёт в Казани, занимается пермским фольклором и пишет прозу без заглавных букв и с облегчённой пунктуацией – такую странную, что она больше похожа на медиумическое письмо, чем на работу мысли. Его персонажи принадлежат к исчезнувшему ныне народу меря. Это финно-угорское племя, которое жило в той части России, которая сейчас относится к Золотому кольцу, до прихода славян. Потом они ассимилировались со славянами и превратились в современных русских, утратив свой язык и свою мифологию. А Осокин, по сути, возвращает им язык и обряды.
Главная книга: «Овсянки»

Лев Данилкин (р. 1974)

Один из влиятельнейших (если не самый) литературный критик современности с очень ярким собственным стилем. При том, что он всячески подчёркивает, что <<вопиющим образом>> не участвует <<в лоббировании “своих” авторов и третировании “чуждых” – в том, что называется “функционирование литературной среды”>>, всё-таки именно он сделал Александра Проханова модным писателем. Сначала в рецензиях, а потом и в книге <<Человек с яйцом>> – его художественной биографии. И таким образом сам тоже вышел в писатели (<<Человек с яйцом>> – финалист <<Большой книги>>
. Следующая книга <<Юрий Гагарин>> – не менее примечательная, потому что серию <<Жизнь замечательных людей>> Данилкин превратил в <<жизнь замечательных идей>> о том, кем же на самом деле был Юрий Гагарин для свого народа и государства.
Главная книга: «Юрий Гагарин»

Александр Гаррос (р. 1975) и Алексей Евдокимов (р. 1975)

Они подружились в школе, когда им было по четырнадцать лет. Потом начали вместе писать книги. В 2002 году вышел их первый совместный роман <<(Голово)ломка>> про банковского служащего, который вообразил себя персонажем компьютерной стрелялки и перебил всё своё начальство. Роман получил премию <<Национальный бестселлер>>. Потом вышли ещё три книги. А потом они расстались и начали писать по отдельности. Так вместо одного любопытного писателя в отечественной литературе появились два.
Главные книги: «(Голово)ломка»

http://www.uicbs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1168&Itemid=171
смайлы в основном тексте не мои

кого-то знаю, в смысле читала, кого-то первый раз услышала... по любому, мне еще два года в декрете нечегоделать, но памяти в ридере 16 гигов, есть шансы что что-нибудь да и прочитаю
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам 60 современных российских писателей
Эх, поговорили о книгах https://www.stranamam.ru/ Спасибо, дорогая, за повод вспомнить все
Давным-давно, в конце прошлого века, когда я уже начала работать, продолжала учиться и вовсе не собиралась замуж и тем более в декретный отпуск, то самым большим моим увлечением было чтение. Читала много, в том числе и т. н. "толстые журналы". Читать полностью
 

Комментарии

Хабиба
22 февраля 2013 года
0
ох
скольких я ещё не читала
от Искандера, Рубиной, Пелевина, Войновича, Петрушевской в восторге
удивило наличие в списке Лимонова и Сорокина
а хде Улицкая?
erudit-ka (автор поста)
22 февраля 2013 года
0
есть есть в Мэтрах, вторым номером
насчет Л и С согласна, но решила не редактировать список
Эрманар
22 февраля 2013 года
0
Боллитра? Не, я всё-таки фантастику люблю)
erudit-ka (автор поста)
22 февраля 2013 года
0
иногда и боллтирта ( ) бывает хорошей
Эрманар
22 февраля 2013 года
0
Ну да, Улицкая, например)
erudit-ka (автор поста)
22 февраля 2013 года
0
Показать картинку
Эрманар
23 февраля 2013 года
0
trodos
23 февраля 2013 года
0
да уж.. современных я читала крайне мало
erudit-ka (автор поста)
23 февраля 2013 года
0
сейчас это проще исправить(если есть желание) - скачал и
trodos
23 февраля 2013 года
0
да ты зняаешь как то не идет.. днем на работ своя ифа. вечером с дитем другое. а ночью хоцца повязать а не читать.и читаю то что надо для работы или по ребенку.. педагогику там или еще что...и читаю тока в отпуске ля себя
erudit-ka (автор поста)
23 февраля 2013 года
0
я недавно с удовольствием несвятых святых прочитала, для себя, для удовольствия, с огромными перерывами
а вообще люблю фантастику читать
trodos
23 февраля 2013 года
+1
а я не люблю фантастику....блин, даже сложно уже сказать что я дюблю.. я в детстве и молодости читала запоями. а теперь я больше визуал.я испытываю культурный голод и получаю истинное удовольствие от похода на ввставку, путешествия.. вот сейчас в ноябре была в Италии у подруги..за неделю обошла 2 выставки. Ренуара и Пикассо.. я получала огромное удовольствие... я была в Дуомо... я торчала у каждой фрески и скульрптуры.за ночь я прочла книжку о соборе..
вот как то так...
послдеднее из тв списка я читала Акунина.. на фоне фильмов
erudit-ka (автор поста)
23 февраля 2013 года
0
фрески это хорошо, но про молодость ты загнула!
trodos
23 февраля 2013 года
0
хехе.. так я читаю с 3,5... уже значит 30 лет
no_milk
23 февраля 2013 года
+1
Вот не люблю я современную русскую литру.
Многое из списка читала. Что-то прочитала и всё на этом. Что-то открыла, попыталась и закрыла. Славникову, к примеру.

Из недавних приятных знакомств - Елена Катишонок. Очень понравилась.
Да, Искандера люблю. "Стоянку человека" раза 4 перечитывала.
goplana
23 февраля 2013 года
+1
Из всех перечисленных читала И Войновича, и Рубину, и Распутина, и Васильева, и многих других. Но любимые Борис Васильев, Стругацкие, Искандер, не упомянутый Федор Абрамов, белорусы Василь быков и Алесь Адамович,Владимир Короткевич. Если подумать, назову еще человека три-четыре. Остальные не затронули нисколько. Тот же Войнович: похохотала над его "Чонкиным" и благополучно забыла, перечитывать не хочется.Не мое, и все. ,

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам