Евхаристическое возрождение

"Заповедь Иисуса Христа о единении — да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:21) — исполнилась в день Пятидесятницы, когда Его ученики совершили в Иерусалиме первую Евхаристию.
Апостолы в этом таинстве познали Христа как Жизнь — по слову о. Александра Меня, «полнота единения с Господом и между собою стала для них реальностью». Через Христа, через Евхаристию произошло становление собравшихся в одно тело (1 Кор 12:13).
Это единство, которое не может быть установлено человеком (единство снизу), исходит от Бога, это единство свыше. Именно в Теле Христовом Бог собирает и являет народ Божий, именно в Теле Христовом мы обретаем истинную жизнь. «Глубокое и таинственное общение существует между нами: причащаясь Святым Дарам в Церкви Божией, мы вступаем в общение с Отцом через Сына в Духе Святом. Поистине усыновленные в Сыне, мы таинственно и реально стали братьями друг для друга», — говорил патриарх Афинагор.
Природа Евхаристии на протяжении всей истории христианства осталась неизменной, но изменилось наше отношение к «таинству таинств». Ныне у многих нарушено экклезиологическое восприятие Евхаристии. Евхаристии регулярно совершаются в наших храмах, в монастырях и некоторых городских храмах даже ежедневно.
Однако несмотря на все это, по слову протопресвитера Александра Шмемана, «Евхаристия в реальном смысле отсутствует в нашей жизни. И в этом "отсутствии" коренится трагедия Церкви в наше время».
Однажды после Евхаристии я спросил женщину: «Вы сегодня были в Церкви или в храме?» Она поняла вопрос и ответила: «К сожалению, я была сегодня только в храме».
В храме, где совершалась Евхаристия, молилось человек тридцать. К Чаше приступило человек десять, остальные только посмотрели на то, как причащаются другие. Женщина, о которой идет речь, была в числе непричастившихся.
В конце Евхаристии непричастившиеся пели со странным воодушевлением: «Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного...», то есть благодарили за вкушение Тела и Крови Христовых, которые они вовсе не вкушали. Это звучало фальшиво, как благодарность хозяину дома за чай, который мы не пили у него. Мы воспринимаем ныне Евхаристию не как таинство единения, а как таинство индивидуального спасения. «Христиане хотят, — писал Н. Бердяев, — не столько реального изменения и преображения своей природы, сколько отпущения грехов».
Наше нынешнее церковное сознание крайне индивидуалистично. Ныне мы почти не видим воплощенного в евхаристической жизни древнего правила: «всегда все и всегда вместе», оно заменено другим «не всегда все и не всегда вместе». Мы сейчас почти никогда не бываем вместе, но каждый за себя и для себя. Нигде в чине Евхаристии не сказано о причащающихся и непричащающихся, но в нашей евхаристической практике это разделение давно уже существует. Древнее церковное сознание знало, почему надо быть всегда вместе собранными на одно и то же. Это основной принцип церковной жизни, он вытекает из самой природы Церкви. По слову прот. Николая Афанасьева, «каждый крещен в "одно Тело", и он не может существовать без этого Тела... Отдельное "я" не может существовать вне Церкви, так как оно всегда предполагает "мы", без которого "я" не может быть, так как "мы" первичнее "я". Евхаристия есть "мы", в котором состоит каждое "я" и через которое оно существовало в древней Церкви».
Евхаристия есть выражение нашей жизни в Церкви, поэтому мы должны сознавать ее как жизнь и делание.
«"Я иду в Церковь", — писал прот. Александр Шмеман, — это значит, я иду в собрание верующих, чтобы вместе с ними составить Церковь, чтобы быть тем, кем я стал в день крещения, то есть членом — в полном и абсолютном смысле этого слова, членом Тела Христа <...> Я иду явить и засвидетельствовать перед Богом и миром тайну Царства Божия, уже "пришедшего в силе". Оно пришло и приходит в силе — в Церкви. Вот тайна Церкви, тайна Тела Христова: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). И чудо церковного собрания в том, что оно не "сумма" грешных и недостойных людей, составляющих его, а Тело Христово. Как часто мы говорим, что мы идем в Церковь, чтобы получить от нее помощь, благодатную силу, утешение. Но мы забываем, что мы и есть Церковь, что мы ее составляем, что Христос пребывает в Своих членах и что Церковь не вне нас, не над нами, а мы во Христе и Христос в нас. И не в том христианство, что оно каждому дает возможность "личного совершенствования", а в том, прежде всего, что христианам дано и заповедано быть Церковью — народом святым, царским священством, родом избранным (1 Петр 2:9), являть и исповедовать присутствие Христа и Его Царства в мире».
В Церкви нет и не может быть отдельных действий — вот неизменный закон ее жизни, вытекающий из ее существа. «Отдельный христианин не принадлежит Христу, — говорит прот. Николай Афанасьев, — так как Ему принадлежат все вместе, когда они члены Его Тела, которые не могут жить и действовать без других. В этом был один из соблазнов для эллинского сознания, которое его не преодолело для себя, но внесло индивидуализм в христианство».
Идя на поводу индивидуализма, современная евхаристическая практика предпочла сослужение некоторых, но не служение всех, что сильно нарушило евхаристический характер церковных собраний. Христианин ныне не пребывает в своем достоинстве священника, потому и вопрошает: «Кто сегодня служит?» Он все возложил по существу только на священника, который служит для народа или за народ, а сам пребывает в состоянии пассивной принадлежности к Церкви, удовлетворяясь присутствием на Евхаристии и редким причащением.
Первоначальная и древняя Церковь не знала абсолютной принадлежности к Церкви, а знала только конкретную принадлежность к ней. Пребывание или непребывание ее члена в Церкви зависит от его участия или неучастия в Евхаристии — таинстве исполнения Церкви и исполнения членства Церкви. Нельзя состоять в Церкви без участия в одном определенном евхаристическом собрании. С точки зрения школьного богословия совершение Евхаристии в пустом храме или полном, но без причастников, не ущербляет таинство, не лишает его действенности. В действительности эта точка зрения свидетельствует о глубоких переменах, происшедших в церковном сознании, и означает утерю правильного понимания Евхаристии, Церкви.
Члены Тела Христова не хотят быть организмом, духовной семьей, то есть не хотят жить в Истине. Они не отдают себе отчета о ценности и значении Божественного дара — Евхаристии — и пользуются им неправильно. Грех в том, что человек этот дар хочет «украсть» для удовлетворения индивидуальных переживаний в ущерб осуществлению истинной цели. Семя, не ставшее деревом, — дар без плодоношения. Мое причащение имеет смысл только в контексте общения с другими, в контексте общины.
Когда у пастыря нет общины, нет духовной семьи, а есть приход, то невозможно совершить Евхаристию. Дело не в количестве молящихся: община может быть очень маленькой — три человека, десять, тридцать. Но важно, чтобы члены ее знали друг друга и пребывали в любви.
Совершая Евхаристию без причастников, порою сам не допуская желающих участвовать в ней, как это нередко бывает у нас, например, на Пасху, предстоятель занимается самопричащением, которое разрушает смысл таинства. Тайная Вечеря без апостолов немыслима. Евхаристия есть божественная общенародная служба. Слово «литургия», или «лейтургия», происходит от греческого слова «лаос», что означает «народ», и от «эргон» — «дело», «служба». Каждый верный в Церкви является священником Богу и Отцу своему (Откр 1:6).
Духовник Спасо-Преображенской пустыни под Ригой архимандрит Таврион всегда побуждал и словом, и действием к единению всех молящихся с ним. «Вот это характер апостольской Церкви, когда в храме все люди как один поют, молятся и причащаются», — так всегда он говорил в своих живых проповедях.
Священнодействие совершается на Евхаристии не личной молитвой, а когда все вместе собираются в Церковь, все молятся, все сознательно и реально участвуют в священнодействии. Предстоятель должен молиться не вместо народа, а вместе с народом. Вот почему опущение совместных молитв в таинстве Евхаристии и превращение их в тайные является недопустимым. Они вовсе не тайные, а явные, в них постоянно повторяется слово «мы», что означает совместную молитву предстоятеля со всем собранием верных. Разве предстоятель в молитве: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие...» молится за себя? Это молитва всего собрания, самой Церкви о собирании Церкви — Тела Христова.
В древней Церкви все молитвы литургии произносились вслух в согласии с их прямым смыслом и содержанием, практика же чтения некоторых молитв про себя, тайно, утвердилась в Церкви поздно. Только к VIII веку она становится всеобщей.
«Великая, таинственная сила "тайных" молитв священника, — писал мне член моей общины, — несказанно способствует концентрации молитвенного внимания и просвещению сознания возвышенным чувством дыхания Промысла Божьего, реальному ощущению присутствия в храме светлых небесных сил, истинному объединению молящихся душ через священника в алтаре как через общий духовный центр. Пастырь и паства — как единое тело — обретают неповторимую исполненность, возрастает глубина и насыщенность тишины в храме во время их чтения, просветляется и как-то благоизменяется физическое время. Естественный ритм движения антифонов и ектений не нарушается искусственными замедлениями на пении "Господи, помилуй" или "Тебе, Господи"; определенное содержание и отличие каждых из них становится более очевидным, так же как и смысл заключающих их возгласов иерея. Диалог в едином духовном устремлении священника и паствы предстает во всей полноте от самого начала литургии, имея, конечно же, особое возвышенное проявление, подлинную мощь словесной службы во время анафоры.
Трудно молиться без чтения вслух этих молитв. Возникает убедительное ощущение нехватки самых вершинных смысловых моментов службы, вне сознания проходит глубинная связь и последовательность некоторых ее частей, например, после "Достойно есть".
Но главное — в них несравненная высота и Абсолютная Мудрость, явленная в словах, слышание которых сердцем молящегося делает строй его души несказанно облагодатствованным и глубоко готовым к Евхаристии».
Нельзя искать возрождения евхаристической жизни, как это делают некоторые христиане, на пути учащения причащения отдельных членов Церкви. Индивидуальное причащение остается индивидуальным актом, не священнодействием Церкви. По слову Вл. Соловьева, «отдельный человек, оставаясь и утверждаясь в своей отдельности, не находится в Истине и ума Христова не имеет».
Дело не в том, чтобы отдельные члены Церкви чаще причащались, а в том, чтобы вернулось осознание сущности Евхаристии как Трапезы единения и любви.
Вопрос к пастырям о том, как часто нужно причащаться — это вопрос одиночки, человека, живущего вне духовной общины. Тот, кто живет в семье, не спрашивает, когда ему нужно есть: хозяйка дома поставляет трапезу ежедневно. Так и человек, живущий в духовной семье — общине — участвует в Трапезе Господней всегда, когда его собратья собираются в храм на Евхаристию. Христианин, живущий вне общины, не имеет такого евхаристического опыта, не сознает себя в Церкви, он занят «спасением» своей души и в христианстве видит прежде всего религию «личного спасения».
Это человек, сузивший свою веру и духовную жизнь до себя, забывший или не знающий сущности Церкви.
Если мы хотим действительного возрождения евхаристической жизни, мы должны обрести понимание Церкви как Евхаристии, как организма любви. Сознательное участие в таинстве Евхаристии само отменит неверный вопрос о режиме причащения. В Церкви всегда есть те, которые понимают и с особой силой переживают космическое, всеобъемлющее призвание Церкви, и с ними связаны надежды евхаристического возрождения.
Церковное возрождение должно начаться тихо и медленно, в очень маленьких группах людей, опытно познавших тайну Евхаристии и тайну братского единения во Христе.
Не в пышности и многолюдстве, а в небольшой иерусалимской горнице, в теплой семейной обстановке принял Иисус Христос своих учеников и разделил с ними Трапезу любви.
Ныне нужно восстановить опыт Церкви как общины, возродить в сознании верующих исчезнувшее понятие общины, ибо уже дав- но в нашей церковной жизни община как бы растворилась, стала приходом, внешним собранием.
Когда появятся евхаристические общины, живые духовные семьи, находящиеся между собой в братском общении, в котором каждая личность открывается для своего брата как дверь к Отцу Небесному, то вновь, как в апостольское время в древней Церкви, каждый христианин почувствует себя во Вселенской Церкви, живущей чудом единства. Евхаристия всегда пребудет увенчанием этого единства."
+14 |
![]() |
23 комментария |
Комментарии
Может, это касалось только Иисуса и его учеников в тот день? Почему решили распространить это на всех и создать на этой базе Церковь?
Не желудок имеет надо мною власть, а я над ним. Не половые инстинкты имеют власть надо мной, а я над ними. И т.д. И все это должно приводить человека к любви к Богу и ближним. Борьба со страстями приближает человека к Богу.
Это и есть преображение своей природы.
Не может. "Сие творите в мое воспоминание", сказал на тайной вечере Христос. Вот уже почти 2000 лет мы и творим, точнее стараемся творить.
После тайной вечери Господь сказал: Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым.
1. Если я каждый раз, приходя в храм, буду готовиться к Причастию, не будет ли это некоей профанацией Таинства? Я даже накануне не могу быть на Всенощной, потому как работаю. И подготовиться к Причастию не всегда есть возможность, потому как работу заканчиваю вечером, просто не успеваю.
2. о. Константин Пархоменко говорил, что если причащаться еженедельно, то не нужно поститься 3 дня, соблюдая благочестивый обычай. Но если исповедующий священник узнает, что не постилась, может не допустить к Чаше.
3. Я могу идти на Причастие, только если ребёнка оставляю дома с мужем (мы так по очереди и ходим. Потому что он ещё мал, и его привозим в храм только к началу Евхаристического канона. А нас уже в это время никто не исповедует - обычно исповедь заканчивается. Да и не допустить тоже могут, если с опозданием пришли. Поэтому мы, привозя ребёнка причащать, сами в этот день не причащаемся.
4. Еженедельная исповедь может запросто (для меня) превратиться в процедуру по сдаче грехов.
Это же уважительная причина - работа. Почитайте в таком случае хотя бы молитвы к причастию. Вообще сама литургия и есть подготовка к причастию. Единственная и главная проблема в этой подготовке - закрытость молитв Евхаристии, их не слышно молящимся. Митр. Илларион Алфеев сказал, что в таком случае мы окрадываем людей, лишая их полноценного участия в Литургии.
Преодоление этой проблемы - один из пунктов по решению главной проблемы - Евхаристического возрождения.
1. Если я каждый раз, приходя в храм, буду готовиться к Причастию, не будет ли это некоей профанацией Таинства? Я даже накануне не могу быть на Всенощной, потому как работаю. И подготовиться к Причастию не всегда есть возможность, потому как работу заканчиваю вечером, просто не успеваю.
2. о. Константин Пархоменко говорил, что если причащаться еженедельно, то не нужно поститься 3 дня, соблюдая благочестивый обычай. Но если исповедующий священник узнает, что не постилась, может не допустить к Чаше.
3. Я могу идти на Причастие, только если ребёнка оставляю дома с мужем (мы так по очереди и ходим. Потому что он ещё мал, и его привозим в храм только к началу Евхаристического канона. А нас уже в это время никто не исповедует - обычно исповедь заканчивается. Да и не допустить тоже могут, если с опозданием пришли. Поэтому мы, привозя ребёнка причащать, сами в этот день не причащаемся.
4. Еженедельная исповедь может запросто (для меня) превратиться в процедуру по сдаче грехов.
↑ Перейти к этому комментарию
Именно по этой причине прихожанам, которые ведут евхаристический образ жизни, я благословляю исповедоваться по требованию, либо 1 раз в месяц.
Господь дал власть апостолам, а в их лице всем епископам и священникам "вязать и решить", т.е. не прощать (ибо только один Бог может прощать), а свидетельствовать о покаянии человека. В древности исповедь в смертных грехах чаще была публичной, поэтому священник, как лицо духовное, свидетельствовал от лица Церкви о покаяни и принятии кающегося грешника в церковное собрание.
Если исповедь будет дома "напрямую" перед Богом, тогда будет очень большой соблазн к самооправданию и потере стыда. Мало того, исповедь это еще и духовное руководство пастыря над пасомым. Исповедь предполагает по мысли святых отцов "наложение пластыря" на греховную рану грешника. Исповедь всегда была сопряжена с духовничеством. В Греции до сих пор имеют право исповедовать только те священники, которые имеют на это благословение епископа. Некоторые монахи, не имеющие священного сана могут принимать исповедь. А вот у нас в Русской Церкви сам факт принятия священства дает автоматически право быть "духовником". Смешно слышать слова двадцатилетнего священника: "Это мои духовные чада".
Соотоветственно - я одиночка. Прихожу в храм за лично своим спасением. Принимаю личную евхаристию.
Сейчас я переехала в поселок. Тут я пыталась познакомиться со священниками. Но тут их мало, а прихожан много. Познакомилась с одной девушкой, хотела с ней общаться. Но она коз разводит и все разговоры у нее только о козах. А про Бога - да, она говорит про Него через слово - Бог благословит. И все.
Так что все это правильно... в теории. А практика очень далека от этой теории.
Да и часто причащаться - не могу. Формально выписывать записки : грешна в гордыне, не сдержанности, чревоугодии, сексе без зачатия, как выяснилось, я не могу. Я в покаянии жизнь целую проживаю. Живу. Умираю. И снова живу.
А так, бубнеж с бумажки, лишь бы к Чаше подойти? Смысл?.Лучше уж несколько раз в год но от сердца, чем каждую неделю, но чтобы было.
А почему секс без зачатия грех?
Обычно мои попытки общаться с христианами называют назойливостью. Поэтому стою скромно в сторонке. Раз ткнулся, два - по голове настучали - затихаю.
Мы с мужем в своё время познакомились в центре православного общения, был такой в Питере. Почему - был? потому чо там читались увлекательнейшие лекции, а потом люди могли просто пообщаться друг с другом за чашкой чая. А нет этого центра теперь потому, что лектор ушёл (выпускник нашей Академии), а больше преподавать некому.
А в храме большинство прихожан я знаю только в лицо, даже не по имени. А у баптистов - если кто заболел, так к нему чуть не всей общиной ездят, и так люди ходят, навещают, не бросают... То есть, у Чаши соединяемся, а потом опять каждый - сам по себе. Может, общаются как-то мамочки, чьи дети ходят в воскресную школу, но мы пока не ходим (по ряду причин). Да и общение не выходит за рамки горшков и пелёнок...
Соотоветственно - я одиночка. Прихожу в храм за лично своим спасением. Принимаю личную евхаристию.
Сейчас я переехала в поселок. Тут я пыталась познакомиться со священниками. Но тут их мало, а прихожан много. Познакомилась с одной девушкой, хотела с ней общаться. Но она коз разводит и все разговоры у нее только о козах. А про Бога - да, она говорит про Него через слово - Бог благословит. И все.
Так что все это правильно... в теории. А практика очень далека от этой теории.
Да и часто причащаться - не могу. Формально выписывать записки : грешна в гордыне, не сдержанности, чревоугодии, сексе без зачатия, как выяснилось, я не могу. Я в покаянии жизнь целую проживаю. Живу. Умираю. И снова живу.
А так, бубнеж с бумажки, лишь бы к Чаше подойти? Смысл?.Лучше уж несколько раз в год но от сердца, чем каждую неделю, но чтобы было.
↑ Перейти к этому комментарию
история христианства, библиология, основы христианской веры, милосердие и душепопечительство, христианская журналистика, печатное служение церкви, концепция современного естествознания. Все остальные предметы по журналистике. Я в группе выкладывала свои контрольные работы по христианским предметам, выдержки из учебников. Задания выполняются с использованием любой литературы (т.е. если я православная - я брала источники православных авторов). Университет позволил мне во-первых, первый раз в жизни полностью прочесть Библию, понять очень многое, а то тянуло меня к Богу, а как к нему подойти не знала толком.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: