Святая вода

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Комментарии
Вода, освященная троекратным погружением в нее святого животворящего креста в канун Крещения, в сочельник, и в самый праздник Богоявления, называется святою Богоявленскою водою, или Великой Агиасмой. Ей присуща особенная сила и важность. Именно этой водой православные люди кропят в Крещенский Сочельник свои жилища и надворные постройки с пением Крещенского тропаря (при этом кропятся даже самые нечистые места). Она используется и при освящении домов. По свидетельству св. Иоанна Златоуста, она никогда не портится в домах верующих и берегущих ее, как святыню, с уважением¦. Этого не может быть с обыкновенною, простою, неосвещенною водою, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане.
Святою Богоявленскую воду необходимо иметь в своих домах всем верующим христианам и пить ее ежедневно с молитвой натощак для исцеления души и тела.
В истории христианства известны многократные примеры, когда некоторые несчастные подверженные сильному пьянству или одержимые припадками и беснованием, после долговременно употребления этой Богоявленской воды натощак, по вере в чудодейственную силу, исцелялись навсегда от своих недугов.
Существует обычай, в случае смертной опасности давать святую Богоявленскую воду умирающему, если нет возможности причастить его Святых Христовых Тайн, но не сделайте отсюда вывода, что и во всех других случаях Святое причастие можно заменять святою водою. Важна и свята Богоявленская вода, но, во всяком случае, она не может заменить причащение великих Святых Божественных Христовых Тайн. Существует и другой обычай: в день Богоявления набирать святую воду и окунаться в реке или озере после освящение воды в этом водоеме.
Но, хваля добрые обычаи христиан, пришедшие к нам из древности, мы, к сожалению, должны заметить, что некоторые из верующих, и особенно среди необразованных в подобных вопросах людей, мало понимают святость и силу этой Богоявленской воды и не умеют обходится с нею, как с великою святынею. Случается, что некоторые, не дождавшись окончания богослужения, с шумом и криками бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. При этом толкая друг друга и проливая святую воду. Не надо забывать, что если не обращаться с Великой Агиасмой с благоговением и страхом Божиим, то благодать Божия, которую мы призываем на эту воду молитвами святой Церкви, отступит от наших сердец. И самая святая вода, добытая нами с насилием, шумом и обидою ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях, обратится для нас вместо здравия души и тела, только в осуждение от Бога и добрых людей.
Нет особенной нужды набирать воды более необходимого количества, если же она будет заканчиваться, ее можно пополнить из запасов воды, хранящейся в храме.
Казалось бы, неуклюжая попытка атеистов объяснить чудесные свойства крещенской воды наличием серебра, в далеком прошлом. Однако, эту идею подхватили некоторые современные сектанты, именующие себя православными. Под эту идею они попытались подвести "научную базу".
По их учению, количество серебра в воде меняется от времени суток и наибольшая его концентрация приходится на 12 часов ночи. Второй вариант еще проще - можно получить "святую" воду не выходя из дома. Для этого достаточно иметь какой-либо серебряный предмет и настаивать его в воде. Впервые подобное я услышала год назад, как это не покажется странным, в храме, в праздник Крещения Господня. Познаниями в этой области делились две дамы, стоящие в очереди за крещенской водой.
Не берусь судить, насколько полезна для здоровья вода, настоянная на серебряных предметах. Следует помнить, что святую воду невозможно получить материальными средствами. Вода освящается не экстрасенсами и целителями, не старцами и старицами, и даже не священниками, а по молитвам священника благодатью Духа Святого.
Получит ли человек пользу от святой воды, зависит, прежде всего, от веры человека во Святую и Живоначальную Троицу.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: