Два разных мнения по одному вопросу: давайте порассуждаем.
На сайте "К истине" было размещено письмо женщины и комментарии священнослужителей к нему. Давайте сначала прочитаем письмо (кажется, я его где-то в СМ уже читала):
К сожалению, среди приходящих на сайт писем с определенной регулярностью встречаются горькие слова: "Больше я в наш храм не пойду". Дальше описываются разные ситуации, которые можно свести к одному – человек встретил в храме такое обращение, которого совсем не ждал. Вот фрагмент одной такой истории:
"Только переступила порог, сбросила верхнюю одежду, сполоснула лицо холодной водой.
Мама вышла встречать – в слезах, голос дрожит:
– Доча, только ты можешь мне помочь...
– Что случилось?
– Я... я... ты возьми лист бумаги, ты только начни, а я... может я... потом перепишу?...
– Объясни спокойно, мам. Что произошло?
– Меня до Причастия не допустили.
Всхлипывает. Пот градом, рвано дышит, пальцами перебирает носовой платок.
– Видать, Богу не угодно... я не... ну, раз так...
– Как не допустили? Почему?
– Каждый раз одно и то же на исповеди говорю. Ну что... раздражаюсь, и в храме не бываю. Молоко пила... Он сказал на бумажке написать и в следующий раз прийти. А сейчас не допустил – я не готова. Без бумажки. А когда мне её писать? Ты мне напиши, а я...
Во мне конкретно закипает. Четыре с половиной года назад вот так же отправили за списком грехов 75-летнюю тетю Катю. В субботу, на первой неделе Великого поста, простояв три часа в очереди на исповедь, она получила отповедь.
– Вы не готовы к исповеди. Вот когда напишете перечень – приходите. – Больше она не пришла".
Вот не знаю, как вам - а мне читать это было ужасно неловко и жалко. Неловко - за батюшку, а очень жалко бабушек. Когда я прочитала комментарии священников, поняла, что не одинока в своём мнении:
http://www.k-istine.ru/base_faith/faith/faith_offence.htm
Но нашлись и иные точки зрения. В одной православной группе админ написал так:
Вот наткнулся на такой пример. Привожу его вне контекста всей статьи, просто как типичный среди некоторых обвинителей Церкви.
"Среди приходящих на сайт писем с определенной регулярностью встречаются горькие слова: «Больше я в наш храм не пойду». Дальше описываются разные ситуации, которые можно свести к одному – человек встретил в храме такое обращение, которого совсем не ждал. Вот фрагмент одной такой истории:
(далее цитируется эта самая история)
Я что-то не понимаю, или в неправильный храм хожу? Но у нас на проповеди почти каждое воскресение священник твердит одно и тоже, что большинство людей, которые приходят на исповедь, каятся во всякой, прости Господи, ерунде. Что большинство людей не понимает, в чём смысл христианской жизни!
И вот мы видим конкретный пример, когда человек привык твердить одни и те же грехи на исповеди, расслабился, перестал испытывать страх, трепет и чувство недостоинства перед Святыми Дарами. Мало того, уже стал обретать чувство полной уверенности в своём достоинстве причастия.
И вот Господь решает встряхнуть такого человека, заставить его как-следует подумать о своих грехах. Но, в ответ человек, к сожалению, думает о грехах священника и Церкви.
И вот это всё подаётся нам как пример хамства со стороны церковнослужителей. Вот "... обращение, которого совсем не ждал". Человек видите-ли ждёт, что Господь всегда встретит его с распростёртыми объятиями. Человек уверен, что он сегодня как-никогда достоин богообщения. Откуда такая уверенность?
Если мы верим в Бога. Если мы верим, что волос без Его ведома не падает с нашей головы, то как мы можем вопринимать с возмущением то, что нас как-то обидели в храме?
Мне нахамили в церкви. Как это должен воспринимать православный человек? Может быть как испытание? Может быть Господь хочет тебе чего-то сказать? Может быть ты так закостенел, что тебя только таким способом можно в чувство привести?
Моё скромное мнение такое, если стараешься следить за своими грехами в первую очередь, то проблемы хамства в Церкви для тебя нет вообще!
Вроде бы звучит благочестиво, особенно последний абзац. Но вот не даёт что-то покоя...
Во-первых, очень странный посыл - """Человек видите-ли ждёт, что Господь всегда встретит его с распростёртыми объятиями. """ - а разве это не так? разве Господь нас не ждёт?..
Далее. Церковь - это лечебница для грешников, а не сонм праведников, как писали отцы. Да, человек может быть не готов к Причастию - а кто из нас в принципе может быть ГОТОВ? есть такие, кто дерзнёт так утверждать?
Для того, чтобы человек видел, в чём его грехи, умел каяться и исправляться, необходимо два условия: помощь Божия в Таинствах и помощь священника как пастыря. В данной истории людям было отказано и в том, и в другом. Печально.
Как относиться к хамству в Церкви, мы уже не раз здесь обсуждали. Но я не совсем понимаю, почему такое отношение к людям надо оправдывать...
К сожалению, среди приходящих на сайт писем с определенной регулярностью встречаются горькие слова: "Больше я в наш храм не пойду". Дальше описываются разные ситуации, которые можно свести к одному – человек встретил в храме такое обращение, которого совсем не ждал. Вот фрагмент одной такой истории:
"Только переступила порог, сбросила верхнюю одежду, сполоснула лицо холодной водой.
Мама вышла встречать – в слезах, голос дрожит:
– Доча, только ты можешь мне помочь...
– Что случилось?
– Я... я... ты возьми лист бумаги, ты только начни, а я... может я... потом перепишу?...
– Объясни спокойно, мам. Что произошло?
– Меня до Причастия не допустили.
Всхлипывает. Пот градом, рвано дышит, пальцами перебирает носовой платок.
– Видать, Богу не угодно... я не... ну, раз так...
– Как не допустили? Почему?
– Каждый раз одно и то же на исповеди говорю. Ну что... раздражаюсь, и в храме не бываю. Молоко пила... Он сказал на бумажке написать и в следующий раз прийти. А сейчас не допустил – я не готова. Без бумажки. А когда мне её писать? Ты мне напиши, а я...
Во мне конкретно закипает. Четыре с половиной года назад вот так же отправили за списком грехов 75-летнюю тетю Катю. В субботу, на первой неделе Великого поста, простояв три часа в очереди на исповедь, она получила отповедь.
– Вы не готовы к исповеди. Вот когда напишете перечень – приходите. – Больше она не пришла".
Вот не знаю, как вам - а мне читать это было ужасно неловко и жалко. Неловко - за батюшку, а очень жалко бабушек. Когда я прочитала комментарии священников, поняла, что не одинока в своём мнении:
http://www.k-istine.ru/base_faith/faith/faith_offence.htm
Но нашлись и иные точки зрения. В одной православной группе админ написал так:
Вот наткнулся на такой пример. Привожу его вне контекста всей статьи, просто как типичный среди некоторых обвинителей Церкви.
"Среди приходящих на сайт писем с определенной регулярностью встречаются горькие слова: «Больше я в наш храм не пойду». Дальше описываются разные ситуации, которые можно свести к одному – человек встретил в храме такое обращение, которого совсем не ждал. Вот фрагмент одной такой истории:
(далее цитируется эта самая история)
Я что-то не понимаю, или в неправильный храм хожу? Но у нас на проповеди почти каждое воскресение священник твердит одно и тоже, что большинство людей, которые приходят на исповедь, каятся во всякой, прости Господи, ерунде. Что большинство людей не понимает, в чём смысл христианской жизни!
И вот мы видим конкретный пример, когда человек привык твердить одни и те же грехи на исповеди, расслабился, перестал испытывать страх, трепет и чувство недостоинства перед Святыми Дарами. Мало того, уже стал обретать чувство полной уверенности в своём достоинстве причастия.
И вот Господь решает встряхнуть такого человека, заставить его как-следует подумать о своих грехах. Но, в ответ человек, к сожалению, думает о грехах священника и Церкви.
И вот это всё подаётся нам как пример хамства со стороны церковнослужителей. Вот "... обращение, которого совсем не ждал". Человек видите-ли ждёт, что Господь всегда встретит его с распростёртыми объятиями. Человек уверен, что он сегодня как-никогда достоин богообщения. Откуда такая уверенность?
Если мы верим в Бога. Если мы верим, что волос без Его ведома не падает с нашей головы, то как мы можем вопринимать с возмущением то, что нас как-то обидели в храме?
Мне нахамили в церкви. Как это должен воспринимать православный человек? Может быть как испытание? Может быть Господь хочет тебе чего-то сказать? Может быть ты так закостенел, что тебя только таким способом можно в чувство привести?
Моё скромное мнение такое, если стараешься следить за своими грехами в первую очередь, то проблемы хамства в Церкви для тебя нет вообще!
Вроде бы звучит благочестиво, особенно последний абзац. Но вот не даёт что-то покоя...
Во-первых, очень странный посыл - """Человек видите-ли ждёт, что Господь всегда встретит его с распростёртыми объятиями. """ - а разве это не так? разве Господь нас не ждёт?..
Далее. Церковь - это лечебница для грешников, а не сонм праведников, как писали отцы. Да, человек может быть не готов к Причастию - а кто из нас в принципе может быть ГОТОВ? есть такие, кто дерзнёт так утверждать?
Для того, чтобы человек видел, в чём его грехи, умел каяться и исправляться, необходимо два условия: помощь Божия в Таинствах и помощь священника как пастыря. В данной истории людям было отказано и в том, и в другом. Печально.
Как относиться к хамству в Церкви, мы уже не раз здесь обсуждали. Но я не совсем понимаю, почему такое отношение к людям надо оправдывать...
Комментарии
Мне повезло - попадаются на исповеди всегда "добрые" батюшки, на все благославляют, никогда не журят. Разрешают не постится. И вообще жить довольно таки лояльно. Правило мне назначили Отче наш - 2 раза в день.....я от себя там добавила - еще минут на 15 молитвы.
Поэтому мне грех жаловаться
Но когда от знакомых слышу истории
Мама моей подруги постилась, пришла на исповедь, покаялась, а батюшка к исповеди не допустил, потому как у женщины было высокое давление и она выпила таблетку. Она рыдала несколько часов. Давление поднялось еще больше и она вообще слегла. После этой истории она в следующий раз пришла в храм только через год - все боялась, что откажут опять. Постилась до этого, довела себя до истощения, гемоглобин 80 был - а она все боялась, что батюшка опять не допустит.
Я ей посоветовала просто пойти в другой храм - а она не может, говорит, что предает приход свой.
И, получается, батюшка может и верно все сказал ей, но отказом нанес большой вред - как бы и не знал, что у нее психика чувствительная.
Таких историй много. Соседа священник отругал, за то что тот в кепке пришел. Да не просто "отругал" а с проклятиями. Сосед хорош, конечно, мне сказал, что просто забыл, что на голове кепка. Случайно вышло. . Сосед урок принял по-своему - сказал, что теперь в церковь ни ногой.
Думаю, надо поучится немного у протестантов. Мне по работе как-то надо было ехать в их дом молитвы. Я приехала на обмеры в середине дня. Там женщины убирали, завхоз показал мне поломанные шкафы. Дети занимались пением возле фортепиано.
Они были ооооооооочень вежливы. Показывали свой дом молитвы с гордостью и любовью. Спросили, верю ли я в Бога. Я ответила, что православная. Они с большим уважением отозвались о моей конфесии (чего я совсем от нех на тот момент не ожидала). Пастор пожал мне руку и сказал что много знает очень хороших людей среди православных, в которых горит вера.
Там все стараются над тем, чтобы любому человеку независимо адепт он этих собраний или нет - чувствовалось хорошо. Настоящие радушные хозяева.
Делала я мебель и в православный храм. Батюшки там были отличные!. Когда они к нам обратилсь за мебелью - я отказалась в тот же день идти на обмеры в храм, потому как на мне был короткий сарафан с бретельками и очень глубоким вырезом. Но, батюшка слышать мои отмазки не захотел, заехал за мной, благословил (сказал что верит мне, что я на службу хожу скромно и в платочке)пошутил, что жара сейчас такая, что он уже готов из рясы сарафан на бретельках соорудить.
А вот шипящие бааааабушкиииии, мне , конечно покоя на обмерах не дали. Там не стой, иконы не меряй для кивота, пока не приложисься и все в таком духе. Я проявила максимум смирения, выполнила все их условия (мне был выдан платок на плечи - за него к стати спасибо, потому как сама неловко себя чувствовала. )...Но.... я - человек живущий церковной жизнью - сама то знаю, что и как. А вот моя напарница с которой мы пошли скорее "захожака" Ее бабушки так запугали , что больше она со мной в церковь на обмеры не ходила - всеми правдами и неправдами отмазывалась.
Херсон еще вспомнился...
В рамках экскурсии посещали могилу Потёмкина, которая находится в Екатеринеском соборе.
Там просто на экскурсантом орали , за то что они повернулись "задом" к алтарю. Конечно, к алтарю не стоит так поворачиваться, но можно же было спокойнее объяснить. В итоге большинство уверены что все попы на мерседесах, а главные в храмах злобные бабки. И лучше туда вообще не ходить, чтобы не огорчаться.
Насчёт давления и таблетки - ох, привела бы я слова о. Макария Маркиша о таких батюшках, да это против правил группы... Мою сотрудницу батюшка как-то проклятиями осыпал у самой Чаши. Пришла она в храм первый раз на исповедь, дооолго решалась... Когда разрешительную молитву читали, она назвала своё имя - Сталина, но, видимо, батюшка не расслышал. А когда назвала это имя у Чаши, чего только не услышала - и что оно сатанинское, и всё такое. Расплакалась, и теперь в храм - ни ногой уже много лет. Ну, откуда же она, нецерковный человек, знала, что это имя нехристианское, а крещального имени не знала, так как в детстве была крещена.
Мне повезло - попадаются на исповеди всегда "добрые" батюшки, на все благославляют, никогда не журят. Разрешают не постится. И вообще жить довольно таки лояльно. Правило мне назначили Отче наш - 2 раза в день.....я от себя там добавила - еще минут на 15 молитвы.
Поэтому мне грех жаловаться
Но когда от знакомых слышу истории
Мама моей подруги постилась, пришла на исповедь, покаялась, а батюшка к исповеди не допустил, потому как у женщины было высокое давление и она выпила таблетку. Она рыдала несколько часов. Давление поднялось еще больше и она вообще слегла. После этой истории она в следующий раз пришла в храм только через год - все боялась, что откажут опять. Постилась до этого, довела себя до истощения, гемоглобин 80 был - а она все боялась, что батюшка опять не допустит.
Я ей посоветовала просто пойти в другой храм - а она не может, говорит, что предает приход свой.
И, получается, батюшка может и верно все сказал ей, но отказом нанес большой вред - как бы и не знал, что у нее психика чувствительная.
Таких историй много. Соседа священник отругал, за то что тот в кепке пришел. Да не просто "отругал" а с проклятиями. Сосед хорош, конечно, мне сказал, что просто забыл, что на голове кепка. Случайно вышло. . Сосед урок принял по-своему - сказал, что теперь в церковь ни ногой.
Думаю, надо поучится немного у протестантов. Мне по работе как-то надо было ехать в их дом молитвы. Я приехала на обмеры в середине дня. Там женщины убирали, завхоз показал мне поломанные шкафы. Дети занимались пением возле фортепиано.
Они были ооооооооочень вежливы. Показывали свой дом молитвы с гордостью и любовью. Спросили, верю ли я в Бога. Я ответила, что православная. Они с большим уважением отозвались о моей конфесии (чего я совсем от нех на тот момент не ожидала). Пастор пожал мне руку и сказал что много знает очень хороших людей среди православных, в которых горит вера.
Там все стараются над тем, чтобы любому человеку независимо адепт он этих собраний или нет - чувствовалось хорошо. Настоящие радушные хозяева.
Делала я мебель и в православный храм. Батюшки там были отличные!. Когда они к нам обратилсь за мебелью - я отказалась в тот же день идти на обмеры в храм, потому как на мне был короткий сарафан с бретельками и очень глубоким вырезом. Но, батюшка слышать мои отмазки не захотел, заехал за мной, благословил (сказал что верит мне, что я на службу хожу скромно и в платочке)пошутил, что жара сейчас такая, что он уже готов из рясы сарафан на бретельках соорудить.
А вот шипящие бааааабушкиииии, мне , конечно покоя на обмерах не дали. Там не стой, иконы не меряй для кивота, пока не приложисься и все в таком духе. Я проявила максимум смирения, выполнила все их условия (мне был выдан платок на плечи - за него к стати спасибо, потому как сама неловко себя чувствовала. )...Но.... я - человек живущий церковной жизнью - сама то знаю, что и как. А вот моя напарница с которой мы пошли скорее "захожака" Ее бабушки так запугали , что больше она со мной в церковь на обмеры не ходила - всеми правдами и неправдами отмазывалась.
Херсон еще вспомнился...
В рамках экскурсии посещали могилу Потёмкина, которая находится в Екатеринеском соборе.
Там просто на экскурсантом орали , за то что они повернулись "задом" к алтарю. Конечно, к алтарю не стоит так поворачиваться, но можно же было спокойнее объяснить. В итоге большинство уверены что все попы на мерседесах, а главные в храмах злобные бабки. И лучше туда вообще не ходить, чтобы не огорчаться.
↑ Перейти к этому комментарию
Я вообще считаю, что подобными действиями лукавый неокрепшие души от церкви отваживает. Вот забудь мой муж, который давно ходит в церковь, что он забыл кепку снять, он только спасибо скажет что напомнили.
А вот отшивала я не раз. Когда приходят в Храм с претензией, что вот она я , пришла, не к вам, а к Богу. И попробуйте мне что либо скажите. Одного такого я отчитала. Купил свечу за 20р, пришел в женский монастырь в шортах и майке. А тут служба вечерняя, священик стоит у входа, в конце предела. А парню срочно свечу поставить надо, и обозлился он на бабушек, которые пытались его остановить. Вышел и давай возмущаться - я мол все знаю, что можно , а что нельзя! Не имеете права меня к Богу не пускать! Он такой грамотный, потому что его экстрасенс его просвятила. Я ему все и выдала , начиная от внешнего вида, и заканчивая правом этих бабушек молиться спокойно в том Храме, который они восстанавливали на свои пенсии. Обиделся. Но достали они со своими правами!
Конечно, жалко тех, кто приходит с открытой душой и обжигается. Таких защищала от нападок. Поэтому стараюсь новоначальных отправлять к добрым батюшкам, терпимым.
И сложно рассудить, кто прав, кто виноват. Надо делать по любви. А у нас ее нет! На родных не хватает, а на чужих тем более.
Сейчас нет.
Много видела . Рассказывают преувеличено, жалуются, что их , несчастных, обидели...
А на самом деле все не совсем так, как расскажут.
Ну не допустили тебя, ну и ничего, поработай над ошибками и приди на следующий раз. так нет же, мы годами обиду на батюшку холим и лелеем, всю церковь проклинаем...а как же , нас, неприкосновенных обидели.
Сейчас нет.
Много видела . Рассказывают преувеличено, жалуются, что их , несчастных, обидели...
А на самом деле все не совсем так, как расскажут.
Ну не допустили тебя, ну и ничего, поработай над ошибками и приди на следующий раз. так нет же, мы годами обиду на батюшку холим и лелеем, всю церковь проклинаем...а как же , нас, неприкосновенных обидели.
↑ Перейти к этому комментарию
Собственно, я о том, что горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. Да, надо смиряться, но ведь мы порой смирению учимся всю жизнь. Но это совсем не значит, что нужно оправдывать тех, кто волей-неволей тебя смирил.
Правильно писали батюшки по ссылке - отлучать от Причастия нужно только за тяжёлые грехи. А так - мы все постоянно ходим и каемся в одном и том же... не потому, что формально подходим, а потому, что с некоторыми вещами бороться предстоит всю жизнь.
Собственно, я о том, что горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. Да, надо смиряться, но ведь мы порой смирению учимся всю жизнь. Но это совсем не значит, что нужно оправдывать тех, кто волей-неволей тебя смирил.
Правильно писали батюшки по ссылке - отлучать от Причастия нужно только за тяжёлые грехи. А так - мы все постоянно ходим и каемся в одном и том же... не потому, что формально подходим, а потому, что с некоторыми вещами бороться предстоит всю жизнь.
↑ Перейти к этому комментарию
Мне батюшка, когда я в первый раз пришла, всё объяснял.
Сейчас нет.
Много видела . Рассказывают преувеличено, жалуются, что их , несчастных, обидели...
А на самом деле все не совсем так, как расскажут.
Ну не допустили тебя, ну и ничего, поработай над ошибками и приди на следующий раз. так нет же, мы годами обиду на батюшку холим и лелеем, всю церковь проклинаем...а как же , нас, неприкосновенных обидели.
↑ Перейти к этому комментарию
После первого батюшки, я с исповеди летела, а если попадала к другому- бежала из храма так, что пятки сверкали!
У меня тогда онкологию нашли и перед очередной биопсией я пошла на исповедь. Меня допустили несмотря на выделения, но батюшка чуть ли не на весь храм громко говорил:" ЧТО Ж ТЫ ДЕЛАЕШЬ, ДУРОЧКА?! НАД ТОБОЙ РАК ВИСИТ!!!" Было очень неприятно. Первый священник все про меня знал, почему не женимся знал. И как только мы поженились, он сразу допустил меня до Чаши.
А перед родами я опять попала на исповедь ко второму батюшки. Разговор зашел о том, как я буду рожать. Я ответила, КС. А он меня спрашивает:" какое кс? Ты мужа потом три года допускать до себя не будешь?"
Поэтому, надо знать, что священники, как и люди бывают разные!
И не каждый может индивидуально подходить к человеку.
Ну не понравился один, иди к другому.
Но и пересмотреть свои грехи не помешает, и подумать, почему именно этот тебе попался.
Я потом ездила в Данилов монастырь, как де там хорошо. И на исповеди была. И батюшка меня пожалел и много хорошего посоветовал.
Это я сейчас знаю, что если батюшка не нравится, надо идти к другому.
А когда в детстве меня с исповеди отправили, не объяснив причину, грубо отправили ( а мне было лет 12-14), это на целых 18 лет засело мне в душу и на исповедь я первый раз пошла в 30. Вот так! А если бы тогда меня не отправили или хотя бы объяснили в чем моя вина, может и ошибок я бы меньше совершила.
Да, вы правы, бати бывают злющие. Но значит нам такие нужны .
И да, попадись мне злющий в свое время, может и не была бы я в храме.
Но мне повезло.
С Новым Годом
Но один раз попался... уж после 2х лет церковной жизни (впрочем, весьма нерегулярной). Мне пришлось расстаться с духовником (по причине моих тараканов - батюшка тут был совсем не при чём). И я ходила по храмам в поисках нового. Как-то пришла на исповедь в один известный питерский собор. Исповедовал пожилой священник. Так вот - он меня даже слушать не стал, сразу отругал! и знаете, за что? За то, ч то у меня в руках был полиэтиленовый пакет, где лежал кошелёк. Ну, не было у меня тогда сумочки в принципе, и купить особо было не на что, поэтому ходила с мешочком. В прежнем приходе вообще ни у кого вопросов по этому поводу не возникало, даже у бабушек-свечниц. А тут на меня просто наехали - что ты, как на вокзале? куда пришла??? я потом посмотрела - там ни у кого в руках ничего не было, даже девушки - без привычных "рюкзачков паломника". я начала сбивчиво объяснять, что далеко живу, и мне просто надо куда-то девать деньги и документы (без них в Питер не выезжаю). Меня даже слушать не стали, спросили только - "ты чистая?" Я опешила - конечно, да, я каждый день моюсь... "Ну, иди, причащайся". Я уже потом сообразила, что меня спрашивают про так наз "женские дни". Конечно, в таком состоянии я на Причастие не пошла. Потом, бродя по городу и рыдая на ходу, зашла в католический костёл, посидела там, успокоилась - у них как раз месса шла. Нормальные люди, нормальные лица, никто на тебя не пялится, никто не делает уныло-смиренный вид, как в этом соборе. У меня не было мысли перейти в католичество, но сравнение было явно не в пользу того прихода, куда я по случайности забрела. И - честное слово - единственный урок, который я вынесла оттуда, - не все православные батюшки бывают такими, как священники в моём первом приходе в Академии художеств. Там - интеллигентнейшие люди, хотя настоятель, иеромонах Александр, был известен как весьма строгий духовник; но чувствовалось в нем неравнодушие к людям...
Да, вы правы, бати бывают злющие. Но значит нам такие нужны .
И да, попадись мне злющий в свое время, может и не была бы я в храме.
Но мне повезло.
С Новым Годом
↑ Перейти к этому комментарию
По моему скромному - так ещё можно сказать знакомому лично после того как успокоил и объяснил, что храм это (и так далее).
В противном случае фразочка выглядит как универсальный совет для побитой жены "терпи-смиряйся!". Гадостно выгляди, короче. Просто потому что далеко не каждый может сдать экзамен на "настоящего православного", особенно если в храм-то только ходить начал!
Возвращаясь к "универсальным советам" - и это ещё не предел! Тема "тыжправославный" широка и неисчерпаема!
По моему скромному - так ещё можно сказать знакомому лично после того как успокоил и объяснил, что храм это (и так далее).
В противном случае фразочка выглядит как универсальный совет для побитой жены "терпи-смиряйся!". Гадостно выгляди, короче. Просто потому что далеко не каждый может сдать экзамен на "настоящего православного", особенно если в храм-то только ходить начал!
↑ Перейти к этому комментарию
Про лекарства даже говорить не хочу. Скажу одно, надо искать пастыря не доброго, а образованного. Большенство проблем, как мне кажется, от того, что или батюшка совсем не учился или учился плохо.
Может, конечно, быть, что священник уже выслушал вагон бреда, до этого ему поклевали мозг все, кому не лень от начальства, до деток любимых, но одно дело рыкнуть на того, кто в танке и его в двери погонят, он в окно церкви зайдет и никуда не дентся, и совсем другое людей в церкви новых или не до конца понимающих, куда и зачем они пришли................ Вобщем, всякое бывает, но как-то надо гибче чтоли быть.
Конечно, хочется, чтобы все батюшки были не только добрыми и образованными, но и мудрыми и внимательными. То есть, чтобы в рассказанной истории батюшка, выговаривая бабушке, понял бы, что до неё из всей отповеди доходит только одно - надо писать грехи письменно. А он не понял... В этом вся его вина. Она слышит, что надо писать список, а ей - некогда! Нет, вы видите, даже в этом, предвзято-обиженном повествовании, что так огорчило пожилую женщину? Что от неё требуют дополнительных затрат времени и сил на подготовку к причастию! Нет уж, ей время на что-то иное нужно, пусть уж дочь список напишет...
Не знаю, много ли найдётся мудрых батюшек, которые этой женщине смогли бы объяснить, почему она не допущена к причастию...
А те,кому нужна подробная исповедь (неважно - первый ли раз человек пришёл, или просто давно не был, или есть серьёзные проблемы), могут договориться отдельно.
↑ Перейти к этому комментарию
Но если у человека не получается этого "грешна я" с действительным покаянием, то нужно, чтобы он разобрался, что действительно грешен, и в чём грешен. И составление списка - не худший способ этого достичь. На написание "списков" много времени не надо, уж точно меньше, чем на прочтение вечернего правила из молитвослова.
А кроме того, любые "дела важные и Богу угодные" - ничто без молитвы и покаяния, о чём мы знаем из из писания, и из творений святых отцов и просто из рассказов людей благочестивых. Так ведь?
Я понимаю вас: Вы хотите убедить меня в том, что не надо заставлять бабушек писать списки грехов. На это могу ответить: может быть - не надо, может быть - надо, кому как. И уж батюшке точно виднее, чем мне.
У нас настоятель очень хорошие проповеди говорит на эту тему - как правильно каяться. И не потмню, чтобы он при мне кого-то из бабушек отправил "подумать". Раз наложил ептитмью на уборщицу за резкость.
↑ Перейти к этому комментарию
ну разве только что работа в эпицентре землятресения какого-нибудь. Все прочее - отговорки.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: