Практические рекомендации по созданию условий, способствующих успешной адаптации детей раннего возраста (2 – 3 лет) к условиям детского сада
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение – серьезное испытание для психики ребенка. педагогом – психологом ДОУ № 43 г. Петропавловск – Камчатский Давыдовой Е. В. была разработана памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» и рекомендации по введению ребенка в группу на основе прогноза адаптации. Данные рекомендации заключаются в следующем.
1. Семьям новых воспитанников необходимо дать возможность побывать в группе, познакомиться с воспитателем и помощником воспитателя. Воспитатель показывает ребенку его шкафчик, знакомит семью с устройством группы. Предоставляет ребенку возможность поиграть, говорит о том, что ждет малыша, приглашает приходить еще.
2. Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить к 8 часам, а забирать в 12-12.30. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик, там ведь Мария Николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупреждён о состоявшемся разговоре. Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу.
3. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора. Задача воспитателей и психолога помочь ребенку установить отношения со взрослыми и с другими детьми. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, остаются на дневной сон. Чаще всего это дети с легкой степенью адаптации и часть детей со средней степенью адаптации.
4. Наибольшие трудности на этом этапе связаны с приучением ребенка к дневному сну в детском саду. Родители и воспитатели рассказывают, что ожидает малыша. Ему показывают кроватку, где он будет спать, объясняют, где он будет оставлять свою одежду, предлагают взять с собой любимую игрушку. Воспитатели переодевают ребенка в домашнюю пижаму. Взрослые всячески подчеркивают то, как хорошо теперь малышу: у него появилась еще одна своя кроватка. Желательно, чтобы родители в первую неделю, когда оставляют ребенка на дневной сон, приходили не позже 16 часов.
5. Родителям, у чьих детей прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу покушать и говорят, что мама подождет ребенка на улице, в холле детского сада либо отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду на то, что завтра он зайдет поиграть и покушать в группу. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача воспитателей и психолога установить доверительные отношения с ребенком. Если малыш комфортно чувствует себя в группе во время и после обеда, родителям предлагается приводить его с самого утра.
6. Если в течение двух недель ребенок не соглашается отпустить маму, педагоги вместе с психологом продолжают работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией.
7. Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам на прогулку. Перед воспитателями и психологом ставится задача установить, в первую очередь, тесный контакт с родителями. Ребенок, наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Примерно одну-две недели такие дети приходят только на прогулку. Один-два раза в неделю после вечерней прогулки консультация психолога, после которой мама с малышом может поиграть в группе. К этому моменту детей в группе немного, воспитатели могут больше времени уделить такому малышу.
8. После установления воспитателями доверительных отношений с родителями, а потом и с ребенком, малышу предлагается после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ожидают в холле. Далее работа строится по общему плану. Опыт показывает, что очень тяжелая адаптация наблюдается у детей, родители которых целенаправленно не готовят ребенка к посещению детского сада, имеют серьезные личностные проблемы (нередко это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по такому же плану, как с детьми с тяжелой степенью адаптации. Больше времени отводится на работу психолога с семьей.
Таким образом, анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Ценным в таких отношениях являются равноправные позиции, позволяющие своевременно прояснять без оценки и критики желания и возможности каждой из сторон, способность педагогов признавать собственное несовершенство, терпимо относиться к фактам несовершенства родительского поведения, в результате трудности адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать со специалистами.
1. Семьям новых воспитанников необходимо дать возможность побывать в группе, познакомиться с воспитателем и помощником воспитателя. Воспитатель показывает ребенку его шкафчик, знакомит семью с устройством группы. Предоставляет ребенку возможность поиграть, говорит о том, что ждет малыша, приглашает приходить еще.
2. Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить к 8 часам, а забирать в 12-12.30. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: «Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик, там ведь Мария Николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: «Я понимаю тебя. Ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупреждён о состоявшемся разговоре. Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу.
3. Хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора. Задача воспитателей и психолога помочь ребенку установить отношения со взрослыми и с другими детьми. Дети, которые комфортно себя чувствуют в первой половине дня, остаются на дневной сон. Чаще всего это дети с легкой степенью адаптации и часть детей со средней степенью адаптации.
4. Наибольшие трудности на этом этапе связаны с приучением ребенка к дневному сну в детском саду. Родители и воспитатели рассказывают, что ожидает малыша. Ему показывают кроватку, где он будет спать, объясняют, где он будет оставлять свою одежду, предлагают взять с собой любимую игрушку. Воспитатели переодевают ребенка в домашнюю пижаму. Взрослые всячески подчеркивают то, как хорошо теперь малышу: у него появилась еще одна своя кроватка. Желательно, чтобы родители в первую неделю, когда оставляют ребенка на дневной сон, приходили не позже 16 часов.
5. Родителям, у чьих детей прогнозируется адаптация средней тяжести, предлагается приводить ребенка на прогулку к 10 часам и гулять вместе с ним. Такая ситуация привычна для малыша. За время прогулки и взрослые, и дети ближе знакомятся друг с другом. Если ребенок хорошо освоился на игровой площадке, если воспитателю удалось установить с ним доверительные отношения, то малыша зовут вместе со всеми детьми в группу покушать и говорят, что мама подождет ребенка на улице, в холле детского сада либо отлучится ненадолго в магазин. Если ребенок отказывается, воспитатель не настаивает. Он прощается с ребенком, приглашает его опять приходить погулять и выражает надежду на то, что завтра он зайдет поиграть и покушать в группу. Обычно ребенку требуется от одной до двух недель, чтобы спокойно отпустить маму. Задача воспитателей и психолога установить доверительные отношения с ребенком. Если малыш комфортно чувствует себя в группе во время и после обеда, родителям предлагается приводить его с самого утра.
6. Если в течение двух недель ребенок не соглашается отпустить маму, педагоги вместе с психологом продолжают работать с семьей, отнеся ее к категории семей с тяжелой адаптацией.
7. Дети с прогнозируемой тяжелой и очень тяжелой адаптацией также приходят в детский сад к 10 часам на прогулку. Перед воспитателями и психологом ставится задача установить, в первую очередь, тесный контакт с родителями. Ребенок, наблюдая такие отношения, начинает с большим доверием относиться к персоналу детского сада. Примерно одну-две недели такие дети приходят только на прогулку. Один-два раза в неделю после вечерней прогулки консультация психолога, после которой мама с малышом может поиграть в группе. К этому моменту детей в группе немного, воспитатели могут больше времени уделить такому малышу.
8. После установления воспитателями доверительных отношений с родителями, а потом и с ребенком, малышу предлагается после прогулки вместе с детьми зайти в группу. Родители ожидают в холле. Далее работа строится по общему плану. Опыт показывает, что очень тяжелая адаптация наблюдается у детей, родители которых целенаправленно не готовят ребенка к посещению детского сада, имеют серьезные личностные проблемы (нередко это депрессивные родители). Работа с такими семьями строится по такому же плану, как с детьми с тяжелой степенью адаптации. Больше времени отводится на работу психолога с семьей.
Таким образом, анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства. Ценным в таких отношениях являются равноправные позиции, позволяющие своевременно прояснять без оценки и критики желания и возможности каждой из сторон, способность педагогов признавать собственное несовершенство, терпимо относиться к фактам несовершенства родительского поведения, в результате трудности адаптационного периода сводятся к минимуму. Это позволяет укрепить чувство уверенности в родителях, вызвать доверие к детскому саду и готовность сотрудничать со специалистами.
Комментарии
хорошие советы, Тань!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: