Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Елки-палки... Мифы и реальность о рождественском дереве...

Елки-палки... Мифы и реальность о рождественском дереве... Перед наступлением Нового года я хочу немного рассказать, а может просто напомнить то что вы уже давно знаете... А именно о обычной елке...

Мы так привыкли видеть на Новогоднем празднике ель как главный атрибут, а слово сочетание "Рождественская ель" так привычно нашему уху, что мы порой и не задумываемся, а почему и когда ель стала символом этих праздников... А ведь не всегда это дерево присутствовало как главный гость праздника в наших домах... Хотя издревле и является ель обрядовым деревом.

Во многих культурах ель - символ исполнения желаний, к духам ели обращались с просьбами их осуществления обязательно в радостном состоянии и вере, что все сбудется. Энергия ели помогает доверять своим чувствам и потому быть раскованным, пробуждает провидческие способности и интуицию.

Греки использовали еловые ветви при прорицаниях. Еловая шишка - символ огня жизни, начала, восстановления здоровья.

В кельтской традиции ели посвящают даже целый день, 23 декабря, когда рождается божественное дитя. В мифологии древних кельтов ель символизирована собою день зимнего солнцеворота и воспринималась как существо женского пола: «дерево рождения», или сестра тиса, который считался «деревом смерти». У ранних кельтов ель почиталась за дерево, наделённое магическим смыслом. Она вечнозелёное дерево, не поддающееся никаким разрушительным силам. Именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от "благосклонности" леса людей была чрезвычайно важна. Дух жил, разумеется, не в каждой еле, а в самой старой и могучей. Вот перед этой елью и собирались в период зимнего солнцестояния древние, дабы задобрить духа, получить у него "благословение" на следующий год.

Старая же датская легенда утверждает, что когда-то все деревья были вечнозелеными и сохраняли свою листву даже суровой зимой. Но всё переменилось. Однажды стая птиц совершала свой перелет в теплые края. Одна из птиц отстала от стаи, так как у нее было сломано крыло. Раненная птица порхала от дерева к дереву, ища убежища от холода. Береза, качавшаяся на ветру, не обратила внимания на мольбы птицы. Так же поступила и ива, печалившаяся о каком-то своем тайном горе, склонившись над ручьем. И устремленный вверх гордый дуб не снизошел до маленькой птички у своего подножья. Наконец птица достигла ели, которая любезно приняла ее. Рядом простерла свои ветви сосна, чтобы еще лучше укрыть птицу от подступающего холода, а можжевельник предложил птице горсть своих ягод. Лесной дух разгневался на гордые деревья и заставил их заплатить за свою жестокость. Когда вслед за первыми морозами подул ветер, он содрал с березы, ивы и дуба все их листья. С тех пор они всегда обречены страдать от зимних морозов, в то время как милосердные ель, сосна и можжевельник вечно сохраняют свое зеленое убранство.

В Древней Греции ель считалась священным деревом богини охоты Артемиды. Участники дионисийских шествий обычно несли в руках еловые ветви с шишками и ветки плюща; еловой шишкой оканчивался и посох Бахуса. В одном из древнегреческих мифов рассказывается о том, как Кибела, богиня гор, лесов и зверей, превратила бога Аттиса, умиравшего от раны, нанесенной ему кабаном Зевса, в дерево, под которым она сидела и плакала до тех пор, пока Зевс не пообещал ей, что оно станет вечнозеленой елью.

Есть мнение, что именно из древесины серебристой ели, считающейся столь же старым деревом на севере Европы, как и пальма на юге, был сделан Троянский конь. Согласно легенде, еловая древесина была использована в качестве символа на потолке храма Соломона.

Ханты считали ель «священным шестом», которому они приносили жертвы. Удмурты, также поклонявшиеся ели, зажигали на ней свечи, совершали рядом с ней моления, принося жертвоприношения еловым ветвям, которые почитались у них как богини. Удмурты обычно клали на пол еловую ветку, предлагая ей в жертву хлеб, мясо и питье, а начиная строительство дома, под фундамент ставили маленькую елочку и, расстелив перед ней скатерть, предлагали ей жертвоприношения. Возвращаясь после похорон с кладбища, они стегали друг друга еловыми ветками, чтобы воспрепятствовать духам следовать за ними до дому. В качестве ритуальных бичей еловые ветви использовались многими северными народами.

Ель благодаря своим свойствам широко применялась в магии и медицине.

Согласно бытовавшему в Баварии поверью, для того, чтобы сделаться невидимым, перед зарей накануне дня Ивана Купалы необходимо отыскать ель и съесть семена из тех ее шишек, которые растут прямо вверх.
На свадебном каравае на Руси делают украшенье из теста, столбиками, узором в ёлку. В канун купальской ночи еловые ветки втыкают перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от болезней. При первом удое молоко процеживают через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки подкладывают при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки ели также втыкают в крышу дома – от ветра и грома, привязывают к яблоням – от бури, втыкают в стены, кладут под дом, в подпол – «чтобы буря не тронула».

Вместе с тем в мифологии ряда народов ели приписывалась смертная символика. Если в еловое дерево, растущее возле дома, ударяла молния, это рассматривалось как знак скорой смерти его хозяев.
Так же в древности было принято подкапывать корни ели, немного выворачивать её из земли, в образовавшуюся яму класть без гроба умершего, а потом сажать ель на прежнее место. Мотив похорон под ёлкой известен во многих русских и славянских песнях. Ветки и гирлянды из ели – одно из самых распространённых украшений могилы. На Руси издревле запрещено держать или сажать ель вблизи дома. Она «выживает» из дома мужчин: «мужики не будут жить, умирать будут, одни вдовицы будут», а «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Считалось что если ель растёт вблизи дома, в нём не будут рождаться мальчики. Особенно нужно было избегать произрастания ели у дома молодожёнов, чтобы те не остались бездетными.

Но как бы то ни было ель всегда считалась деревом которое чистит энергетику. Причем ель относится к тем деревьям, которые не засыпают на зиму и предложит вам свою энергетическую поддержку круглый год, а не только летом. Хотя ель и не несет в себе особенно сильных свойств, ее энергия будет доступна тем, кто ощущает недостаток сил в зимние месяцы.
Ель несколько скуповата, она даст вам не больше, чем необходимо для поддержания жизни, но ведь ей приходится очень разумно расходовать силы. Но тем не менее самое необходимое вы получите от нее в любое время. Никаких неудобств в ощущении пушистая елочка вам не принесет, только чувствительные к перепаду настроения люди лунного типа могут уйти от нее с чувством некоторой грусти. Что поделать - ель не подходящее дерево для оптимистов.
Воздействие ели не происходит сразу. Может пройти несколько дней, прежде чем вы ощутите особенную прохладную ясность и свежесть на душе, спокойствие рассудка. Быть может, именно воздействие ели поможет вам начать новую жизнь в один прекрасный понедельник.
Ель помогает контролировать свои эмоции, настраивает на философский лад. Запах еловой хвои очень взбадривает, а дым от сожженной высушенной хвои - прекрасное средство для окуривания дома, для очистки жилища от вредных влияний.

Форма дерева, лечебные свойства, психологическое воздействие, исторические предпосылки сделали это дерево главным праздничным символом Нового года и Рождества.

Причем история превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена, хотя и существует мнение, что этот обычай восходит к гораздо более древней традиции «майского дерева».

Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозеленая ель». Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал ее вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелеными растениями.

Существует множество легенд о том, как ель стала рождественским деревом

Согласно одной из легенд, в рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли растущие неподалеку от Вифлеема пальмы, затем дошли чужестранные болиголовы, буки, березы, клены, дубы, магнолии, нежные тополи, изящные эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной Золушкой. Деревья делали все возможное для того, чтобы скрыть ее от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звезд. Они стали падать на землю, и так, падая звезда за звездой, опускались на ветки маленькой елочки, пока вся она не засияла блеском сотен огней.

В другой легенде о происхождении рождественского дерева рассказывается о том, как ангелы пошли в лес, чтобы выбрать для мира дерево Рождества. Вначале они считали, что им должен стать могучий дуб. Однако один из ангелов не согласился с этим: «Нет, — сказал он, — мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил». Ангелы отправились дальше и подошли к буку. И тогда второй ангел сказал: «И бук мы не можем выбрать в качестве рождественского дерева, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву». Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: «Береза тоже не подходит для наших целей, поскольку ее ветки обычно используются в качестве бичей для наказания провинившихся». Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, это дерево не может быть символом радости, оттого что большую часть времени оно плачет. Наконец, ангелы подошли к ели и из-за ее вечнозеленого покрова, стройной, симметричной формы и приятного запаха хвои единодушно выбрали ее деревом Рождества. Таким образом, в результате сделанного ангелами выбора ель и стала мировым рождественским деревом.

В одной из старинных германских легенд рассказывается о том, как однажды в Сочельник лесник и его домочадцы, собравшиеся возле очага, вдруг услышали робкий стук в дверь. Открывший дверь хозяин увидел стоявшего у порога продрогшего и изможденного ребенка. Он пригласил мальчика в дом. Вся семья, приветствовав малютку, обогрела и накормила его, а мальчик Ганс уступил ему на ночь свою постель. Утром все проснулись от звуков ангельского пения и увидели своего ночного гостя стоящим преображенным среди ангелов. И только тут в малютке, которого они накануне приютили у себя, все признали младенца Христа. Прощаясь с семьей лесника. Господь отломил еловую ветку, воткнул ее в землю и сказал: «Зрите, я принял ваши дары, а этo мой подарок вам. Впредь это дерево всегда будет плодоносить на Рождество и вы всегда будете жить в довольстве и достатке»

О том, где и когда елка впервые была использована в качестве рождественского дерева в реальности, существует множество мнений.

По одним сведениям, это случилось в Эльзасе в первой половине XVI века. Данное свидетельство относят к 1521 году, когда власти города Селеста поручили леснику срубить для них елку на Рождество. «К середине XVI века этот обычай настолько полюбился, что елки повсеместно стали устанавливать в домах, так что в 1555 году отцы города Селеста вынуждены были ввести штраф за порубку леса».

Однако чаще всего начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера (1483-1546), хотя в XVI веке этот обычай еще не получил на территории Германии широкого распространения. Лютеру же приписывается и устройство рождественского дерева в доме. Исторические же свидетельства этого факта отсутствуют.

Достоверно известно лишь то, что именно Лютер действительно санкционировал, утвердил и одобрил празднование Рождества как мирского праздника, полагая, что это может послужить основанием для вполне невинных общественных удовольствий и семейных торжеств, в которых особое место уделяется детям.

Существует легенда о том, как однажды в Сочельник Лютер шел домой сначала по заснеженному полю, а потом через лес. Он глубоко задумался и, взглянув на небо, вдруг увидел звезды, ярко сверкавшие сквозь темные ветви елей. Эта картина напомнила ему первую рождественскую ночь в Вифлееме, которая свершилась за много столетий до переживаемого им момента. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем всех грешных людей. Эти думы не покидали его и по возвращении домой, и в конце концов он поведал их членам своей семьи. Для подкрепления своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую елочку, принес ее в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их, тем самым представив милость открывшихся небес, позволивших Господу Иисусу спуститься на землю. После этого случая на каждое Рождество в доме Лютера устанавливалось рождественское дерево с горящими на нем свечами. Сохранилась гравюра XVI века, на которой Лютер с семьей изображен возле рождественского дерева.

Согласно другому варианту легенды о Лютере, именно он в честь рождения Христа прикрепил к ели горящие свечи. Однажды, как гласит эта легенда, в Сочельник Лютера очень взволновало видение мириадов мерцающих звезд, которые, как ему казалось, дотрагивались до величественной ели. Стремясь передать свое впечатление от этого зрелища, он срубил ель и установил ее в своем доме как символ силы и мира, которые приходят к человеку через Христа. Прикрепленные к ветвям дерева зажженные свечи символизировали собою тот свет, который сиял в ночь Рождества.

Если отраженный в легендах эпизод действительно имел место и если именно Лютер породил обычай устанавливать в доме ель в канун Рождества - Сочельник, то все же следует сказать, что его примеру соотечественники последовали далеко не сразу. Через полстолетия после смерти Лютера на территории Германии еще не заметно каких бы то ни было следов широкого использования ели в качестве рождественского дерева. Первое письменно зафиксированное свидетельство этого относится к 1605 году: на Рождество некий немецкий путешественник пришел в Страсбург, бывший в то время вольным городом империи, пересек Рейн и увидел в домах тамошних жителей украшенные (но не освещенные) елки. Из Страсбурга обычай устанавливать в домах ярко украшенное рождественское дерево начал распространяться по другим деревням и городам вдоль по Рейну.

Это обыкновение стало достаточно широко известным, так что пасторы вдруг увидели в нем опасность. Они осуждали новый обычай, говоря, что своим блеском, сверканием и очарованием рождественское дерево отвлекает людей от мыслей о Рождестве младенца Христа, который должен быть единственным центром праздничного торжества.
Но как бы там ни было традиция украшать рождественское дерево стала стремительно распространяться по всей Германии.
В Сочельник установленную в доме елку украшали блестками, мишурой, освещали свечками, лампочками или фонариками. Под ней или же на ее ветвях раскладывали подарки вначале только для детей, а позже — и для остальных членов семьи. К верхушке прикреплялась Вифлеемская звезда или же геральдический ангел. Дерево (а иногда лишь одна его ветка) стояло в доме в течение всего праздничного периода. Во многих местах считалось необходимым выносить елку из дому перед Двенадцатой ночью (или Богоявлением). Согласно распространенному суеверию, во избежание несчастья все рождественские украшения должны были быть убраны из церкви перед Свечной мессой. Считалось, что любая хвоинка или еловая веточка, оставшаяся на церковной скамье, способны принести смерть тому, кто сядет на эту скамью. По той же причине немцы следили и за тем, чтобы на рождественском дереве было четное количество свечей.

В Париже рождественское дерево впервые появилось в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа. Инициатором этого события стала невестка короля лютеранка герцогиня Елена Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Мекленбургская. Дерево было воздвигнуто перед королевским дворцом Тюильри. Хотя наряжать ель на праздник довольно еще долго не могло найти повсеместного распространения. Во Франции в место этого ещё долго сохранялся своеобразный обычай жечь в Сочельник рождественское полено.

В Англии первое рождественское дерево было установлено в 1841 году, когда королева Виктория вышла замуж за немца Альберта Саксен-Кобургского. Именно тогда в Виндзорском замке (летней королевской резиденции) по настоянию принца и было устроено рождественское дерево «для удовольствия его молодой жены и маленьких детей».

В Америку рождественское дерево пришло примерно в то же самое время, когда оно было завезено в Англию. Этот обычай, по всей видимости, осваивался почти одновременно в разных штатах, но везде инициаторами были немецкие эмигранты. С 1851 года в Америке рождественское дерево стали устанавливать и в церквях. К 1891 году обычай, распространившийся по всем штатам, сделался столь всеобщим, что президент Бенджамин Гаррисон назвал его старинным.

В России обычай новогодней елки ведет свое начало с петровской эпохи. Хотя мнение о том, что елка как новогодний символ «первоначально сделалась известною в Москве с половины XVII века» и устраивалась в Немецкой слободе, где с ней и познакомился юный царь Петр и откуда она была перевезена в Петербург не имеет под собой никакой реальной почвы. Знаменитый царский указ о праздновании Нового года был сделан Петром по возвращении домой после своего первого путешествия в Европу. И согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом же указе давались рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей. Однако к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение. Во-первых, город декорировался не только еловыми, но и другими хвойными деревьями. Во-вторых, в указе рекомендовалось использовать как целые деревья, так и ветви. И, наконец, в-третьих, украшения из хвои предписано было устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.
Петровский указ от 20 декабря 1699 года является едва ли не единственным документом по истории елки в России. После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия, добавив к символике ели новые оттенки. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение 18 и 19 веков.
В результате кабаки в народе стали называть «елками» или же «Иванами-елкиными». На протяжении всего 18 века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или святочного декора больше не фигурирует. С елкой как с «ритуальным атрибутом рождественской обрядности» мы встречаемся в России в начале 19 столетия. На этот раз встреча с ней состоится уже не в Москве, а в северной столице. Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале 19 века. Вполне естественно, что выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи, обряды и ритуалы, которые тщательно сохранялись и всячески поддерживались ими на новом местожительства. Поэтому неудивительно, что на территории России первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев.

Причем существенную роль в распространении и популяризации елки в России сыграла коммерция. С конца 1830-х годов известные кондитерские Петербурга, воспользовавшись новым увлечением своих покупателей, организовали продажу елок уже, так сказать, готовых к употреблению — с висящими на них фонариками, игрушками и (что для кондитеров было самым главным) с произведениями так называемой кондитерской архитектуры: разного рода пряниками, пирожными, конфетами и пр.

На первых порах «немецкое нововведение» было доступным лишь состоятельным семьям, в которых организация рождественского праздника с елкой с каждым годом становится все более и более привычным делом.

О продаже елок на петербургских рынках в это время еще ничего не слышно. Торговля ими началась несколько позже — с конца 1840-х годов. Продавались елки у Гостиного двора, куда крестьяне привозили их из окрестных лесов. Это, конечно же, значительно удешевило цену на деревья, хотя городские бедняки все равно далеко не всегда могли позволить себе удовольствие устроить елку. Ведь помимо самого деревца требовались еще и елочные украшения, и свечи, и подарки для детей.

После Октябрьской революции празднование Нового года с елкой, Дедом Морозом и остальными атрибутами решено было объявить религиозными предрассудками. Хотя официального запрета сразу после 1917 года не было, скорее были просто финансовые трудности из-за которых празднование нового года отошло на задний план.
Празднование нового года, а особенно рождества с елкой в России запретили в 1927 году именно тогда это было сделано по идеологическим причинам… лишь в 1935 году ель вернулась к россиянам как официальное праздничное дерево и праздник вышел из подпольного положения...

цикл постов о лечебных свойствах ели начинается здесь Ель как лекарство... Часть первая... общие сведения
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Елки-палки... Мифы и реальность о рождественском дереве...
  Перед наступлением Нового года я хочу немного рассказать, а может просто напомнить то что вы уже давно знаете... А именно о обычной елке...
Мы так привыкли видеть на Новогоднем празднике ель как главный атрибут, а слово сочетание "Рождественская ель" так привычно нашему уху, что мы порой и не задумываемся, а почему и когда ель стала символом этих праздников... Читать полностью
 

Комментарии

LilyWhite
12 декабря 2012 года
0
L4na (автор поста)
12 декабря 2012 года
+1
Vera-57
12 декабря 2012 года
0
очень интересная статья!!! Спасибо!
L4na (автор поста)
13 декабря 2012 года
0
Пожалуйста
Angelika Alekc
13 декабря 2012 года
+1
L4na (автор поста)
14 декабря 2012 года
+1
Sun Lady
26 декабря 2012 года
0
L4na (автор поста)
26 декабря 2012 года
+1
Светик Лапочка
26 декабря 2012 года
+1
L4na (автор поста)
26 декабря 2012 года
+1
Ал7
26 декабря 2012 года
+1
L4na (автор поста)
26 декабря 2012 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам