Завтра Хариботхини экадаши
Этот экадаши светлой половины священного месяца Картика называется Харибодхини, а также Девоттхани, Уттхана и Папахарини. Он завершает знаменитый пост Чатурмасья, длящийся целых четыре месяца.
Вот как об этом экадаши рассказывается в Сканда-пуране.
Господь Брахма сказал Нараде Муни: "Дорогой сын, о лучший из мудрецов, я поведаю тебе славу экадаши Харибодхини, уничтожающего все грехи и дарующего великое благо и высшее освобождение тем мудрым людям, которые предаются Всевышнему Господу.
О лучший среди брахманов, благо, обретаемое омовением в Ганге, имеет значение лишь до тех пор, пока не наступил экадаши Харибодхини. Этот экадаши, приходящий в светлую половину месяца Картика, очищает намного сильнее, чем омовение в океане, в озере или местах паломничества. Этот священный экадаши более могущественен в уничтожении грехов, чем тысяча жертвоприношений Ашвамедха и сотня жертвоприношений Раджасуя".
Нарада Муни, мудрец среди полубогов, спросил: "О отец, будь добр, опиши те качества, которые можно обрести благодаря полному посту в экадаши или только благодаря принятию пищи всего лишь раз – вечером - без зерна или бобовых растений, или же благодаря принятию пищи также один лишь раз – днем – но опять-таки без зерна и бобовых".
Господь Брахма ответил: "Если человек ест в экадаши один раз, в полдень, то уничтожаются грехи предыдущего рождения. Если он только ужинает, то уходят грехи, приобретенные в двух предыдущих рождениях, а если он вообще ничего не ест, то уходят грехи, накопленные за семь предыдущих жизней.
О сын, человек, строго соблюдающий экадаши Харибодхини, обретет достояния, труднодостижимые в этих трех мирах. Даже тот, чей ворох грехов сравним с горой Сумеру, увидит, как те исчезают, если он будет просто соблюдать пост в экадаши Папахарини. Грехи, накопленные человеком за тысячи предыдущих жизней, сгорят дотла, если он не только постится, но и бодрствует ночью в экадаши – подобно тому, как сгорает гора хлопка, если поднести к ней маленький фитилек.
О лучший из мудрецов, Нарададжи, человек, строго соблюдающий этот пост, получит все вышеперечисленные плоды. Если совершить в этот день даже небольшое благое дело, следуя правилам и предписаниям, то обретается благо, равное горе Сумеру. Однако если же человек не следует правилам и предписаниям, указанным в священных писаниях, то он не получит никакого блага, даже если его благие дела равны горе Сумеру. Тот, кто не воспевает мантру Гаятри трижды в день; тот, кто пренебрегает постом, не верит в Бога, критикует священные Веды; кто думает, что Веды несут только разрушение тем, кто следует их предписаниям; кто тешится с чужой женой; кто крайне глуп и нечестив; кто не ценит услугу, оказанную ему; тот, кто обманывает других - такой человек, о сын, никогда не сможет с успехом совершать какую-либо религиозную деятельность. Будь он брахманом или шудрой, но если он наслаждается с чужой женой, особенно женой дваждырожденного, то он не лучше собакоеда.
О лучший из мудрецов, всякий брахман, который наслаждается половыми утехами с вдовой или женой другого брахмана, принесет разрушение себе и своей семье. Любой брахман, наслаждающийся недозволенными половыми утехами, не будет иметь детей в следующей жизни, а все обретенные им благословения обратятся в прах. Если такой человек не почтителен к дваждырожденному брахману или духовному учителю, то его духовный рост тотчас прекращается, и он также расстается со своим благополучием и теряет своих детей.
Тот, кто решил поститься в экадаши Харибодхини, стирает грехи ста своих предыдущих жизней. А тот, кто не только постится, но и бодрствует всю ночь на экадаши, обретет неисчислимое благо и после смерти отправится в высшую обитель Господа Вишну, причем десять тысяч его родственников, родных и близких также проследуют в высшую обитель. Даже если его предки очень много грешили и страдают в аду, все они получат великолепно украшенные духовные тела и счастливо отправятся в обитель Вишну.
О Нарада, даже тот, кто повинен в гнусном грехе убийства брахмана, освобождается от мерзких черт своего характера, если постится в Харибодхини и бодрствует в ночь на экадаши. Благо, которое нельзя обрести омовением во всех местах паломничества, жертвоприношением коня, раздачей коров, золота, плодородных земель, могут быть достигнуты соблюдением поста в этот священный день и бодрствованием всю ночь.
Каждый соблюдающий экадаши Харибодхини обладает высоким сознанием и прославит свою династию. Так как смерть неизбежна, то и потеря имущества тоже неизбежна. Зная это, о лучший из мудрецов, каждый должен соблюдать пост в этот день, Шри Харибодхини экадаши, который так дорог Господу.
Все места паломничества трех миров мгновенно придут в дом человека, постящегося в экадаши. Поэтому, чтобы удовлетворить Господа, держащего диск в Своей руке, каждый должен исполнять все предписания, предаться Господу и соблюдать пост в экадаши. Того, кто постится в день Харибодхини, считают мудрецом, подлинным йогом, аскетом, человеком, всегда управляющим своими чувствами. Только он наслаждается в этом мире совершенным образом, и он без сомнения достигнет освобождения. Этот экадаши очень дорог Господу Вишну, поэтому он есть сама суть религиозности. Даже одно только соблюдение экадаши дарует наивысшую награду во всех трех мирах.
О Нарададжи, тот, кто постится в экадаши, никогда больше не родится, и потому исполненные веры слуги Всевышнего Господа оставляют все виды религий и просто предаются посту в этот экадаши. Для великой души, которая отмечает экадаши, постясь и бодрствуя всю ночь, Всевышний Господь, Шри Glossary Link Говинда, лично уничтожает последствия грехов, которые эта душа обрела действиями ума, тела и слов.
О сын, каждый, совершающий омовение в местах паломничества, раздающий милостыню, воспевающий святые имена Всевышнего Господа, принимающий на себя аскезы и совершающий жертвоприношения Богу в день Харибодхини, обретает вечное благо. Преданный слуга Господа, поклоняющийся в этот день Ему, которого называют Мадхавой, освобождается от тяжких грехов ста жизней.
Этот пост в экадаши доставляет такую радость Господу Джанардане, что Он забирает человека, соблюдающего этот пост, обратно в Свою обитель, и эта предавшаяся душа будет освещать десять сторон света. Тот, кто желает красоты и счастья, должен стараться почитать экадаши Харибодхини, особенно если он выпадает на двадаши. Грехи ста предыдущих рождений, грехи приобретенные в детстве, молодости и старости во всех жизнях уничтожаются Всевышним Господом Говиндой, если человек постится в экадаши Харибодхини с преданностью.
Харибодхини экадаши - лучший экадаши. Для того, кто постится в этот день, нет ничего недостижимого или труднодостижимого в этом мире, ибо экадаши дает обилие зерна, отменное благополучие и высшее благо, а также избавляет от всех грехов, страшного препятствия освобождению. Пост в этот экадаши в тысячу раз лучше, чем раздача милостыни в день солнечного или лунного затмения. Вновь говорю тебе, о Нарададжи, что любое благо, обретенное омовением в местах паломничества, раздачей милостыни, джапой (повторением имен Бога шепотом), цитированием ведических мантр, совершением жертвоприношений и изучением Вед, есть только одна десятимиллионная часть награды человеку, который лишь раз постился в экадаши Харибодхини. Все благо, которого можно достичь в жизни путем благочестивой деятельности, будет полностью бесполезным, если не соблюдать поста в экадаши и не поклоняться Господу Вишну в месяц Картика. Поэтому, о Нарада, ты должен всегда поклоняться Всевышнему Господу, Джанардане, и служить Ему. Этим ты достигнешь желаемой цели, высшего совершенства.
В Харибодхини преданный Господа не должен есть в чужом доме или есть пищу, приготовленную неверующими. Если же он поступит так, то достигнет только блага от поста в полнолуние. Философские обсуждения писаний в месяц Картика доставляют Шри Вишну большее удовлетворение, чем дарение слона, лошадей или совершение дорогих жертвоприношений. Тот, кто воспоет качества и деяния Господа Вишну или же слушает об этом хотя бы полстиха или четверть стиха, обретет то же благо, что и подаривший брахману сто коров. О Нарада, в месяц Картика надо оставить все виды обычных обязанностей и посвящать все свое время и энергию, особенно во время поста, обсуждению трансцендентных деяний Всевышнего Господа. Такое прославление Шри Хари в экадаши, столь дорогой Господу день, освобождает сто предыдущих поколений. Каждый, кто проводит свое время, наслаждаясь этими обсуждениями, особенно в месяц Картика, достигает результатов, сравнимых с совершением десяти тысяч жертвоприношений и сжигает все свои грехи дотла.
Слушающий чудесные повествования о Господе Вишну, особенно в месяц Картика, тотчас обретает то же благо, что и жертвующий сто коров. О великий мудрец, человек, воспевающий славу Господу в экадаши, обретает то же благо, что жертвующий семь островов.
Нарада Муни спросил своего прославленного отца: "О Господин всех живых существ, о лучший из полубогов, пожалуйста, расскажи мне, как соблюдать этот наиболее священный экадаши. Какова награда за это человеку, исполненному веры?"
Господь Брахма отвечал: "О сын, желающий соблюдать этот экадаши должен встать рано утром во время брахма-мухурты (от полутора часов и до пятидесяти минут перед восходом солнца). Затем надо почистить зубы и совершить омовение в озере, реке, источнике или в своем доме, согласно условиям. После поклонения Господу Шри Кешаве надо слушать с великим вниманием священные писания. Человек должен так молиться Господу: "О Господь Кешава, я буду поститься в этот день, который так дорог Тебе, а завтра буду прославлять твой священный прасадам (прасад, освященная пища). О лотосоокий Господь, о непогрешимый! Ты мое единственное прибежище. Милостиво защити меня!"
Произнеся эту торжественную молитву перед Господом с великой любовью и преданностью, надо строго соблюдать пост. О Нарада, тот, кто будет бодрствовать всю ночь на экадаши, петь прекрасные песни, прославляя Господа, танцевать в восторге, исполнять на инструментах великолепную музыку для Его трансцендентного удовольствия и рассказывать об играх Господа Кришны, как это записано в совершенных ведических писаниях, такой человек, несомненно, достигнет внеземного, духовного царства Бога, находящегося далеко за пределами трех миров.
В экадаши Харибодхини следует поклоняться Шри Кришне камфарой, плодами и благоухающими цветами, особенно желтыми цветами агару. В этот важный день нельзя занимать свое внимание меркантильными интересами. Другими словами, жадность должна быть заменена благотворительностью. Таков путь превращения потерь в несметные блага. Надо предлагать Господу множество плодов и омывать Его водой из морской раковины. Такое проявление преданности в Харибодхини в десять миллионов раз благоприятнее, чем омовение в местах паломничества и все виды благотворительности.
Даже Господь Индра складывает ладони и выражает почтение преданному слуге Господа, поклоняющемуся в этот день Господу Джанардане свежими цветами агастья. Всевышний Господь очень рад, когда Его украшают прекрасными цветами агастья. О Нарада, я даю освобождение каждому, кто преданно поклоняется Господу Кришне в экадаши месяца Картика листьями дерева бел. А для того, кто поклоняется Господу Джанардане свежими листьями Туласи и ароматными цветами в течение этого месяца, о сын, я лично сжигаю дотла все грехи его десяти тысяч жизней.
Тот, кто просто видит Туласи Махарани, касается ее, медитирует на нее, рассказывает ее историю, выражает ей почтение, просит ее о милости, растит ее, поклоняется ей, поливает ее - вечно живет в обители Господа. О Нарада, тот, кто служит Туласи-деви этими девятью способами, достигает счастья в высшем мире на столько тысяч эпох-юг, сколько корней и ветвей у взрослого растения Туласи. Когда на зрелом растении Туласи появятся семена, из них вырастет много растений, которые расправят свои ветви, веточки и цветы, а эти цветы также дадут множество семян. Предки каждого, кто служит Туласи этими девятью способами, будут жить в обители Господа в течение стольких тысяч эпох-кальп, сколько семян даст это растение.
Тот, кто поклоняется Господу Кешаве цветами кадамба, которые очень приятны Ему, получит Его милость и никогда не увидит обители Ямараджи, олицетворенной смерти.
Так какова же польза во всяком другом поклонении, если все желания могут быть исполнены удовлетворением Господа Хари? Например, преданный, подносящий Ему цветы бакула, ашока и патали, освобождается от страданий и горестей на такое время, сколько Солнце и Луна существуют во вселенной, и, в конце концов, он достигнет освобождения. О лучший из брахманов, поднесение цветов каннера Господу Джаганнатхе принесет преданному столько милости, сколько достигается поклонением Господу Кешаве в течение четырех юг. Тот, кто подносит цветы Туласи Шри Кришне в месяц Картика, получает большее благо, чем от пожертвования десяти миллионов коров. Даже поднесение с преданностью свежих стеблей травы дает в сто раз большее благословение, чем простое ритуальное поклонение Всевышнему Господу.
Поклоняющийся Господу Вишну листьями дерева семика, освобождается от сетей Ямараджи, царя смерти. Поклоняющийся Вишну в сезон дождей цветами чампака, жасмина никогда не вернется вновь на землю. Поднесший Господу только один цветок кумбхи обретает тот же дар, что и от пожертвования палы золота (двухсот грамм). Если преданный подносит один желтый цветок кетаки, яблони, дерева Господа Вишну, сидящего на Гаруде, то он освобождается от грехов десяти миллионов рождений. Более того, каждый, кто поднесет Господу Джаганнатхе цветы, а также сто листов, смазанных желтой и красной сандаловой пастой, обязательно попадет на Шветадвипу, которая находится далеко за оболочкой этого материального мира.
Итак, о величайший из брахманов, Шри Нарада, после такого поклонения Господу Кешаве, дарующему материальное и духовное счастье в Харибодхини, на следующий день надо встать рано утром, омыться в реке, повторить джапу со святыми именами Кришны и совершить любовное преданное служение Господу дома. Прерывая пост, преданный должен вначале предложить прасад брахманам и только затем, с их позволения, съесть что-то из зерна. Потом, чтобы доставить удовольствие Всевышнему Господу, преданный должен поклоняться своему духовному учителю, чистейшему из преданных слуг Господа, и предложить ему изысканные яства, лучшую одежду, золото и коров, согласно своим возможностям. Это, конечно же, доставит удовольствие Всевышнему Господу, держащему диск.
Затем преданный должен подарить брахману корову, а если он пренебрег некоторыми правилами и регулирующими принципами духовной жизни, то ему следует исповедаться в этом брахману, преданному Господа. Потом следует поднести такому брахману какую-то дакшину (деньги).
О царь, тот, кто ужинал в экадаши, должен накормить брахмана на следующий день. Это доставит большое удовольствие Верховной Личности Бога. О сын, если человек постился без позволения своего священника или если женщина постилась без позволения своего мужа, они должны пожертвовать быка брахману. Мед и йогурт - также подходящие подарки брахману. Тот, кто ел в экадаши только фрукты, должен на следующий день пожертвовать фрукты. Тот, кто не употреблял только масло, должен пожертвовать гхи; тот, кто не употреблял только гхи, должен пожертвовать молоко; тот, кто постился, не употребляя зерна, должен пожертвовать рис; тот, кто спал на полу, должен пожертвовать кровать со стеганым одеялом; тот, кто ел на тарелке из листа, должен пожертвовать горшок с топленым маслом-гхи; тот, кто молчал, должен пожертвовать колокольчик; тот, кто не употреблял кунжут, должен пожертвовать золото и накормить двух брахманов роскошной пищей. Человек, который хочет предотвратить облысение, должен подарить брахману зеркало; тот, который имеет поношенные башмаки, должен подарить башмаки; а тот, кто постился, не употребляя соль, должен пожертвовать брахману немного сахара. В течение этого месяца каждый должен регулярно предлагать в храме Господу Вишну или Шримати Туласи-деви светильник на гхи.
Пост в экадаши совершенен, если пожертвовать достойному брахману золотой или медный горшок, наполненный гхи или фитилями с гхи, наряду с восемью горшками, наполненными золотом и покрытыми тканями. Тот, кто не в состоянии сделать такие подарки, должен хотя бы сказать брахману несколько добрых слов. Сделавший так, несомненно, получит полное благословение поста в экадаши.
Выразив свое почтение и получив разрешение, преданный должен поесть. Этот экадаши завершает Чатурмасью, и то, от чего воздерживались в Чатурмасью, должно быть пожертвовано брахманам. О царь царей, тот, кто следует Чатурмасье, получит неисчислимые блага и после смерти попадет в обитель Господа Васудевы. О царь, каждый, кто в полной мере соблюдает Чатурмасыо без перерыва, достигнет вечного счастья и не будет больше рождаться, а если кто-либо прервет пост, то станет слепым или прокаженным.
Таким образом, я поведал тебе совершенный путь соблюдения экадаши Харибодхини. Каждый, кто читает и слушает об этом экадаши, обретет благо равное тому, которое достигается жертвованием коров достойному брахману".
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: