Читать или не читать... Часть 2
Продолжаю размышление на тему: "Читать или не читать..."
В первой части я начала описывать нашу ситуацию с книгами и сыном Игорем. И хотела показать как, бывает, ошибаются специалисты в оценке наших детей. И что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и в обучении, и в оценке. Некоторые комментаторы обвинили меня в хвастовстве и необъективности, и в том, что нам просто повезло, что все так легко далось. Чтож. Я на последнюю инстанцию не претендую Просто хочу рассказать нашу историю дружбы с книгой. Может быть наш опыт будет кому-нибудь полезен, и Вы не допустите тех ошибок, которые сделали мы.
Закончила прошлую часть я на прохождении логопедической аттестации. Дальше хочу рассказать, как мы учились читать.
Не смотря на развитое мышление и хорошую память, у Игоря были серьезные логопедические проблемы. Мы наблюдались у логопеда, и нам дали специальные развивающие речь и слух упражнения. Мы, как примерные родители начали сразу же заниматься. Причем, нам так хотелось помочь ребенку, что мы занимались, занимались и занимались... Но результата все не было... Логопед при встречах, спрашивал, почему мы так мало занимаемся-результата нет- и мы начинали заниматься еще больше. Наконец, терпение нашего сына подошло к концу, и он отказался делать упражнения вообще. Как мы только не старались его уговорить: и объясняли почему это ему надо, и предлагали взятки в виде сладостей и мультиков, и многое другое, короче перепробовали все, что в голову пришло. Но у ребенка пошло такое отторжение, что заставить его заниматься было просто невозможно. Мало того-на этом фоне у него пропало желание вообще иметь дело с книгами. Но нам уже надо было готовиться к школе, и мы регулярно пытались его научить читать. Это были адские муки. И для нас, и для него. Для нас, потому что мы старались из всех сил заставить его, а для него, потому что он изо всех своих маленьких силенок пытался этого избежать. Истерик по этому поводу у нас было не перечесть. При чем с обеих сторон. С моей стороны-как это так, я начала читать рано, а сына научить не могу, а с его стороны, как это так, почему вы меня заставляете. Конечно, свою лепту добавляли и родственники, которые хором спрашивали, почему Игорь до сих пор не читает, "Вы что с ним совсем не занимаетесь?" и т. д. Думаю, не надо Вам рассказывать, как могут портить жизнь близкие люди, особенно если Вы живете вместе... Больше всех старался наш дедушка (конечно, из лучших побуждений!). Как только он оставался с Игорем, тут же начинал заставлять его читать, когда ребенок отказывался, дед расстраивался и начинал заставлять его еще больше. Заканчивалось все криками деда и слезами Игоря. Как мы только не объясняли ему, что не надо такими способами добиваться чтения (хотя, как я уже сейчас понимаю, сами делали тоже самое), но пожилые люди не всегда могут переломать себя и привычное поведение... Короче, этот период был ужасен. Длился он года два (до 3 класса). И мы не могли ничего поделать-книги были полностью забыты.
Еще в первом классе нам не повезло с учительницей-она пошла по тому же пути, что и мы, и тоже натолкнулась на характер Игоря. Большую часть года, когда она на него пыталась надавить всеми известными ей способами, он ее просто игнорировал. Мог встать посреди урока и уйти играть в игровую зону. Когда она его ругала и требовала вернуться за парту, он ей отвечал: "А почему я должен слушать то, что мне не интересно?" Она не находила, что ему ответить, и он продолжал играть. Короче, весь первый класс мы воевали с учителем и с Игорем. Что мы только не перепробовали... В какой-то момент совсем отчаялись и обратились к школьному психологу. Если честно, то результата никакого я не ждала... Просто уже не знала, что делать. Ребенок держался на своей позиции, как скала... Психолог сказала нам ждать на коридоре, а сама забрала Игоря к себе. Она разговаривала с ним 2 часа, потом позвала нас в кабинет. Игорь в чудесном настроении сидел на ковре и с удовольствием играл с ее игрушками. Это уже было удивительно, потому что он очень не любил чужих взрослых. Поговорив еще с час с нами, психолог нам сказала: "У Вас чудесный ребенок. Очень интересный и с нестандартным мышлением. Но Вы выбрали неправильный способ воспитания. Есть дети, как пластилин-что слепишь, то и будет. А есть дети, которые уже рождены с характером и со своим понятием жизни. У Вас именно такой ребенок. Он родился с характером, и если Вы будете продолжать так его воспитывать, Вы просто либо получите большие проблемы с ним, либо его сломаете, как личность. Все, что вы можете-это постараться привить ему милосердие, заботливость и прочие качества, но изменить основы его характера Вы не в силах. Я могу порекомендовать Вам больше прислушиваться к сыну, меньше на него давить и постараться найти к нему подход не с позиции "Я твой родитель, и ты обязан делать то, что я говорю! ", а с позиции "Я твой друг, давай попробуем вместе... (или Мы же друзья! Помоги мне, пожалуйста, то-то и то-то...)". Мы сильно задумались и дома долго обсуждали то, что сказала психолог. Выбора особо у нас не было, и мы решили попробовать такую линию поведения.
За лето постепенно мы начали перестраивать наше общение. Начали с того, что на время оставили его в покое с чтением и занятиями логопедией. Вообще перестали его заставлять что-либо делать. Пытались просить. Что-то вроде: "Ну мы же друзья! Я же без тебя не справлюсь... И тому подобное." Скажу честно-было очень тяжело перекроить свои привычки. Вот ведь странно: пока Игорь был совсем маленький, мы именно так с ним и общались, а вот когда подрос и стал упрямиться, мы и начали на него давить. Может нам просто по молодости не хватило терпения? Или какой-то родительской чуйки... Не знаю. В общем, понемножку отношения стали налаживаться. К середине лета я додумалась до хитрости- говорила мужу:"Тебе вслух почитать?", он конечно отвечал "Да!" И я читала самые интересные на мой взгляд книги, которые были в доме. И периодически брала любимую энциклопедию Игоря. А потом додумалась купить энциклопедию о динозаврах. И тут случилось чудо Ребетёнок пододвинулся ближе, чтобы украдкой разглядеть картинки с динозаврами (до этого он упорно сидел подальше и делал вид, что не слушает). Я притворилась, что не заметила и продолжала читать. Так мы прочитали полкниги. Игорь втихаря разглядывал картинки, а я делала вид, что этого не вижу. И вот, не дочитав книгу до конца, я решила проверить, действительно ли она интересна Игореше, и взяла другую. Игорь посидел, послушал, потом ушел в другую комнату. Я уже расстроилась, что все испортила. Но он вернулся с динозаврами, сел рядом и сказал: "Мама, почитай эту." Так мы опять начали слушать книги.
Я периодически спрашивала его: "Может поучимся читать?", но ответ всегда был "Нет!" Так прошло лето.
Во втором классе у нас (слава Богу!) сменилась учительница. И она оказалась Учителем с большой буквы. Во-первых, это был человек удивительного терпения к детям. Во-вторых, она так глубоко их понимала (их потребности, глубинные причины поведения, как с каждым из них лучше говорить и т. д.), что очень быстро нашла к Игорю подход. Насколько наш первый год был тяжелым, настолько во втором классе все поменялось. Игорь с удовольствием шел в школу. На него больше не было никаких жалоб. Он ее слушался моментально. Конечно, нельзя сказать, что все вдруг стало идеально, но они нашли общий язык, и она умела его упрямство ослабить и повернуть в нужную сторону. Заодно и нам пару приемов подсказала.
Постепенно отторжение Игоря ослабло, и я вновь попыталась начать учить его лучше читать(все-таки уже второй класс!), да и учительница говорила ему, что надо догонять остальных детей в чтении (по остальным предметам проблем не было). Так мы стали по очереди читать предложения в книгах на ночь. Сначала Игорь выбирал самые маленькие, потом больше и больше. Я хвалила его за малейшие успехи, поддерживала и поощряла любую инициативу с книгами. Потом наступил момент, когда мы договорились, что я ему читаю до 21-00. А потом, если ему интересно, что будет дальше, то еще 20 минут он может почитать сам. И Игорь начал читать уже без меня. Сначала читал он совсем мало, но я терпела и не вмешивалась. Потом ему предложила читать на скорость, чтобы в школе было легче тесты по чтению проходить. Он согласился. И мы читали на время. А к концу второго класса учительница сказала, что Игорь начал показывать успехи в чтении на скорость. Он был очень доволен. А мы с мужем всячески его расхваливали на эту тему.
Больше это такой серьезной проблемой не было, но для справедливости надо сказать, что еще несколько лет Игорь читал мало и только по необходимости. Мы с мужем выискивали и покупали самые интересные на наш взгляд книги, и вроде он читал, но как-то периодами и нехотя... Школьную программу и пару-тройку книг по интересам, а иногда просто полистает и отложит...
Есть еще и третья часть этого "марлезонского балета", но о ней я расскажу позже. А сейчас хочу сделать выводы по вышесказанному.
На мой взгляд, это была по большей части наша вина, что сын в какой-то момент перестал читать. Это мы, родители, отбили у него желание своими наставлениями и придирками, своими требованиями и настойчивостью. Мы не нашли меру своим требованиям к маленькому человеку, не нашли правильный подход. А ведь это была наша главная родительская обязанность-хорошо знать своего ребенка и что ему надо! Но погнавшись за желанием "быть как все нормальные дети", мы упустили собственный темп развития нашего сына и стали подгонять его. И к логопедическим проблемам (трудно читать), добавили ему еще и психологические(нежелание читать). Я часто вспоминаю это время и эти наши ошибки. Вспоминаю, чтобы постараться больше никогда не подгонять своего ребенка под чужие мерки. Чтобы дать ему возможность расти и развиваться своими собственными темпами, своими путями. Недавно где-то прочитала фразу: "Перестаньте воспитывать детей! Просто помогите им расти." Не знаю, кто это сказал, но я с ним теперь полностью согласна. А что скажете Вы?
В первой части я начала описывать нашу ситуацию с книгами и сыном Игорем. И хотела показать как, бывает, ошибаются специалисты в оценке наших детей. И что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход и в обучении, и в оценке. Некоторые комментаторы обвинили меня в хвастовстве и необъективности, и в том, что нам просто повезло, что все так легко далось. Чтож. Я на последнюю инстанцию не претендую Просто хочу рассказать нашу историю дружбы с книгой. Может быть наш опыт будет кому-нибудь полезен, и Вы не допустите тех ошибок, которые сделали мы.
Закончила прошлую часть я на прохождении логопедической аттестации. Дальше хочу рассказать, как мы учились читать.
Не смотря на развитое мышление и хорошую память, у Игоря были серьезные логопедические проблемы. Мы наблюдались у логопеда, и нам дали специальные развивающие речь и слух упражнения. Мы, как примерные родители начали сразу же заниматься. Причем, нам так хотелось помочь ребенку, что мы занимались, занимались и занимались... Но результата все не было... Логопед при встречах, спрашивал, почему мы так мало занимаемся-результата нет- и мы начинали заниматься еще больше. Наконец, терпение нашего сына подошло к концу, и он отказался делать упражнения вообще. Как мы только не старались его уговорить: и объясняли почему это ему надо, и предлагали взятки в виде сладостей и мультиков, и многое другое, короче перепробовали все, что в голову пришло. Но у ребенка пошло такое отторжение, что заставить его заниматься было просто невозможно. Мало того-на этом фоне у него пропало желание вообще иметь дело с книгами. Но нам уже надо было готовиться к школе, и мы регулярно пытались его научить читать. Это были адские муки. И для нас, и для него. Для нас, потому что мы старались из всех сил заставить его, а для него, потому что он изо всех своих маленьких силенок пытался этого избежать. Истерик по этому поводу у нас было не перечесть. При чем с обеих сторон. С моей стороны-как это так, я начала читать рано, а сына научить не могу, а с его стороны, как это так, почему вы меня заставляете. Конечно, свою лепту добавляли и родственники, которые хором спрашивали, почему Игорь до сих пор не читает, "Вы что с ним совсем не занимаетесь?" и т. д. Думаю, не надо Вам рассказывать, как могут портить жизнь близкие люди, особенно если Вы живете вместе... Больше всех старался наш дедушка (конечно, из лучших побуждений!). Как только он оставался с Игорем, тут же начинал заставлять его читать, когда ребенок отказывался, дед расстраивался и начинал заставлять его еще больше. Заканчивалось все криками деда и слезами Игоря. Как мы только не объясняли ему, что не надо такими способами добиваться чтения (хотя, как я уже сейчас понимаю, сами делали тоже самое), но пожилые люди не всегда могут переломать себя и привычное поведение... Короче, этот период был ужасен. Длился он года два (до 3 класса). И мы не могли ничего поделать-книги были полностью забыты.
Еще в первом классе нам не повезло с учительницей-она пошла по тому же пути, что и мы, и тоже натолкнулась на характер Игоря. Большую часть года, когда она на него пыталась надавить всеми известными ей способами, он ее просто игнорировал. Мог встать посреди урока и уйти играть в игровую зону. Когда она его ругала и требовала вернуться за парту, он ей отвечал: "А почему я должен слушать то, что мне не интересно?" Она не находила, что ему ответить, и он продолжал играть. Короче, весь первый класс мы воевали с учителем и с Игорем. Что мы только не перепробовали... В какой-то момент совсем отчаялись и обратились к школьному психологу. Если честно, то результата никакого я не ждала... Просто уже не знала, что делать. Ребенок держался на своей позиции, как скала... Психолог сказала нам ждать на коридоре, а сама забрала Игоря к себе. Она разговаривала с ним 2 часа, потом позвала нас в кабинет. Игорь в чудесном настроении сидел на ковре и с удовольствием играл с ее игрушками. Это уже было удивительно, потому что он очень не любил чужих взрослых. Поговорив еще с час с нами, психолог нам сказала: "У Вас чудесный ребенок. Очень интересный и с нестандартным мышлением. Но Вы выбрали неправильный способ воспитания. Есть дети, как пластилин-что слепишь, то и будет. А есть дети, которые уже рождены с характером и со своим понятием жизни. У Вас именно такой ребенок. Он родился с характером, и если Вы будете продолжать так его воспитывать, Вы просто либо получите большие проблемы с ним, либо его сломаете, как личность. Все, что вы можете-это постараться привить ему милосердие, заботливость и прочие качества, но изменить основы его характера Вы не в силах. Я могу порекомендовать Вам больше прислушиваться к сыну, меньше на него давить и постараться найти к нему подход не с позиции "Я твой родитель, и ты обязан делать то, что я говорю! ", а с позиции "Я твой друг, давай попробуем вместе... (или Мы же друзья! Помоги мне, пожалуйста, то-то и то-то...)". Мы сильно задумались и дома долго обсуждали то, что сказала психолог. Выбора особо у нас не было, и мы решили попробовать такую линию поведения.
За лето постепенно мы начали перестраивать наше общение. Начали с того, что на время оставили его в покое с чтением и занятиями логопедией. Вообще перестали его заставлять что-либо делать. Пытались просить. Что-то вроде: "Ну мы же друзья! Я же без тебя не справлюсь... И тому подобное." Скажу честно-было очень тяжело перекроить свои привычки. Вот ведь странно: пока Игорь был совсем маленький, мы именно так с ним и общались, а вот когда подрос и стал упрямиться, мы и начали на него давить. Может нам просто по молодости не хватило терпения? Или какой-то родительской чуйки... Не знаю. В общем, понемножку отношения стали налаживаться. К середине лета я додумалась до хитрости- говорила мужу:"Тебе вслух почитать?", он конечно отвечал "Да!" И я читала самые интересные на мой взгляд книги, которые были в доме. И периодически брала любимую энциклопедию Игоря. А потом додумалась купить энциклопедию о динозаврах. И тут случилось чудо Ребетёнок пододвинулся ближе, чтобы украдкой разглядеть картинки с динозаврами (до этого он упорно сидел подальше и делал вид, что не слушает). Я притворилась, что не заметила и продолжала читать. Так мы прочитали полкниги. Игорь втихаря разглядывал картинки, а я делала вид, что этого не вижу. И вот, не дочитав книгу до конца, я решила проверить, действительно ли она интересна Игореше, и взяла другую. Игорь посидел, послушал, потом ушел в другую комнату. Я уже расстроилась, что все испортила. Но он вернулся с динозаврами, сел рядом и сказал: "Мама, почитай эту." Так мы опять начали слушать книги.
Я периодически спрашивала его: "Может поучимся читать?", но ответ всегда был "Нет!" Так прошло лето.
Во втором классе у нас (слава Богу!) сменилась учительница. И она оказалась Учителем с большой буквы. Во-первых, это был человек удивительного терпения к детям. Во-вторых, она так глубоко их понимала (их потребности, глубинные причины поведения, как с каждым из них лучше говорить и т. д.), что очень быстро нашла к Игорю подход. Насколько наш первый год был тяжелым, настолько во втором классе все поменялось. Игорь с удовольствием шел в школу. На него больше не было никаких жалоб. Он ее слушался моментально. Конечно, нельзя сказать, что все вдруг стало идеально, но они нашли общий язык, и она умела его упрямство ослабить и повернуть в нужную сторону. Заодно и нам пару приемов подсказала.
Постепенно отторжение Игоря ослабло, и я вновь попыталась начать учить его лучше читать(все-таки уже второй класс!), да и учительница говорила ему, что надо догонять остальных детей в чтении (по остальным предметам проблем не было). Так мы стали по очереди читать предложения в книгах на ночь. Сначала Игорь выбирал самые маленькие, потом больше и больше. Я хвалила его за малейшие успехи, поддерживала и поощряла любую инициативу с книгами. Потом наступил момент, когда мы договорились, что я ему читаю до 21-00. А потом, если ему интересно, что будет дальше, то еще 20 минут он может почитать сам. И Игорь начал читать уже без меня. Сначала читал он совсем мало, но я терпела и не вмешивалась. Потом ему предложила читать на скорость, чтобы в школе было легче тесты по чтению проходить. Он согласился. И мы читали на время. А к концу второго класса учительница сказала, что Игорь начал показывать успехи в чтении на скорость. Он был очень доволен. А мы с мужем всячески его расхваливали на эту тему.
Больше это такой серьезной проблемой не было, но для справедливости надо сказать, что еще несколько лет Игорь читал мало и только по необходимости. Мы с мужем выискивали и покупали самые интересные на наш взгляд книги, и вроде он читал, но как-то периодами и нехотя... Школьную программу и пару-тройку книг по интересам, а иногда просто полистает и отложит...
Есть еще и третья часть этого "марлезонского балета", но о ней я расскажу позже. А сейчас хочу сделать выводы по вышесказанному.
На мой взгляд, это была по большей части наша вина, что сын в какой-то момент перестал читать. Это мы, родители, отбили у него желание своими наставлениями и придирками, своими требованиями и настойчивостью. Мы не нашли меру своим требованиям к маленькому человеку, не нашли правильный подход. А ведь это была наша главная родительская обязанность-хорошо знать своего ребенка и что ему надо! Но погнавшись за желанием "быть как все нормальные дети", мы упустили собственный темп развития нашего сына и стали подгонять его. И к логопедическим проблемам (трудно читать), добавили ему еще и психологические(нежелание читать). Я часто вспоминаю это время и эти наши ошибки. Вспоминаю, чтобы постараться больше никогда не подгонять своего ребенка под чужие мерки. Чтобы дать ему возможность расти и развиваться своими собственными темпами, своими путями. Недавно где-то прочитала фразу: "Перестаньте воспитывать детей! Просто помогите им расти." Не знаю, кто это сказал, но я с ним теперь полностью согласна. А что скажете Вы?
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: