Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Нефертити

Нефертити (конец XV — начало XIV века до н. э.)


Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах.

XX век, словно демонстрируя причудливость человеческой памяти, вознёс Нефертити на вершину славы.

Звезда Нефертити восходила столь стремительно, будто женщина эта была не древней египетской царицей, а современной кинозвездой. Словно много веков красота её ждала признания, и, наконец, пришли времена, который возвёл Нефертити на вершину успеха.

Это её очаровательной головке, длинной стройной шее, прямому нежно очерченному носу мы обязаны стремительно возросшему интересу к египетскому искусству, к тому далёкому мистическому прошлому с его культом жрецов. Наш век, чувствуя какую-то бессознательную близость к египетской грандиозной культуре, выделил Нефертити как символ подлинной женской красоты?

Кем же в действительности была знаменитая Нефертити? По общественному статусу своего времени — всего лишь одной из жён многочисленного царского гарема. Египетские женщины владели секретами необычных косметических рецептов, которые в тайне передавались от матери к дочери, искусны они были и в делах любви, особенно если учесть, что учиться они начинали в совсем ещё юном — шести-семилетнем — возрасте. Словом, недостатка в красивых женщинах в Египте не было, наоборот, весь древний истеблишмент знал — достойную жену следует искать на берегах Нила.

Однажды вавилонский правитель, посватавшийся к дочери фараона, получил отказ. Раздосадованный, он написал несостоявшемуся тестю обиженное письмо: «Почему ты так со мной поступаешь? В Египте есть достаточно прекрасных дочерей. Найди мне красавицу по твоему вкусу. Здесь (имелась в виду Вавилония. — Авт.) никто не заметит, что она не царской крови».

Жизнь царицы Древнего Египта была вовсе не легка и беззаботна – жена вместе с мужем была обязана присутствовать на многочасовых религиозных церемониях, проходивших практически ежедневно. К тому же Нефертити родила шесть дочерей (неизвестно, правда, унаследовали ли они её красоту). Что же помогало ей оставаться такой же прекрасной?

Не только царица, но и простые египтянки очень тщательно следили за собой. Особенное значение имела для них чистота тела. Для тех времен такой подход был весьма странен. Геродот так писал о египтянах: "Они тщательно следят, чтобы их одежда была хорошо постирана. Им важнее быть чистыми, чем красивыми". "Ну, - ответим на это мы греческому историку, - просто египтяне понимали, что красота без чистоты невозможна".

Египет являлся мировым очагом пчеловодства. На больших плотах египтяне перевозили ульи к наиболее медоносным районам в верхнем течении Нила, откуда возвращались домой с большим количеством собранного мёда.

Царица Египта, чьё имя в буквальном переводе означает "красавица грядёт", умывалась мёдом с молоком, ладони натирала смесью мёда и воска, а подошвы - смесью мёда и прополиса.

Египтяне употребляли мёд не только как пищу, но знали его лечебные, косметические и консервирующие свойства. В египетской медицинской книге, написанной 3500 лет тому назад ("Книга о приготовлении лекарств для всех частей человеческого тела" ), многие рецепты имеют в своем составе мёд. В этой книге описано, как и что употреблять при лечении желудочных, почечных, глазных и других заболеваний, какие применять мази, пластыри, припарки и т. д. Один из древнеегипетских косметических рецептов начинался словами: "Чтобы старая женщина выглядела юной..." Далее шло описание приготовления маски на основе белой глины, мёда, воска и прополиса.

Учёные до сих пор находят древние приспособления по уходу за кожей давно ушедших в небытие красавиц. Натуральный воск, мёд и прополис, были основой древних египетских кремов. Соединив находки древних египтянок и достижения современных научных исследований ведущими специалистами созданы уникальные технологии по производству высококачественных эликсиров, кремов и мазей на основе знаменитого башкирского мёда, воска, цветочной пыльцы, маточного молочка.

Египтяне мылись каждый день – и даже по нескольку раз: после пробуждения, перед едой и после еды. Было у них и своеобразное "мыло душистое" - так называемый "сваб", паста из глины или золы с примесью ароматических веществ. Мало того, именно египтяне придумали первый в мире дезодорант: носили под мышками шарики из густой овсяной каши с добавлением ароматических масел.


Подобно современным людям, боролись египтяне и с растительностью на теле. Египетские мужчины брились наголо, о бороде не могло быть и речи (да и жарко, наверное, с бородой в таком-то климате, Геродот, впрочем, объясняет это борьбой со вшами, что тоже резонно). Жрецы же сбривали даже брови.

Для ухода за кожей в Египте использовалось масло пажитника сенного, а рецептура маски против морщин была следующей: смешать смолу, пчелиный воск, ладан, масло и семена кипариса, развести молоком – и на лицо.

Но главной египетской "фишкой" из области косметики является, конечно, макияж глаз. Эти потрясающие "стрелки" до висков – вот что придает пресловутую загадочность образам египтянок. Подводка для глаз создавалась на основе сульфида свинца, добываемого в шахтах на берегу Красного моря. Зеленые тени для век делались из малахита, голубые – из лазурита. Исследователи были удивлены, когда в результате химического анализа обнаружилось, что содержание жиров в древнеегипетских тенях и подводке приблизительно такое же, как в современной косметике – 7-10%.
Египтяне берегли глаза (что неудивительно: яркость палящего солнца ослепляет) – сохранилось немало рецептов различных средств по уходу за ними. Для охлаждения рекомендовалось класть на веки смешанную с водой крошку минерала серпентина.

Красили египтянки и губы. Правда, помады в том виде, в котором мы привыкли её видеть, у них не было, для этих целей использовался природный краситель – охра. Возможно, её смешивали с другой краской, тоже природной, – хной.

Особый интерес представляют египетские "косметички" - великолепные сосуды из камня, мрамора и алебастра. В коллекции Лувра насчитывается около пятисот таких сосудов, в которых сохранились остатки древней косметики. Каждый из них – произведение искусства, украшенное росписью, резьбой, а иногда – маленькими фигурками людей и божеств.

Косметички клали в гробницу с мумией, ведь, по египетским верованиям, в загробном мире человеку нужно все то же, что и в земном, а значит – и косметика. И в царстве мертвых египтянкам надо будет периодически пудрить носик!

Как уже можно было заметить, сырьем для египетской косметики были, в основном, натуральные продукты. Ученые подсчитали, что египтяне использовали в производстве косметики двадцать один вид растительных масел. Современная промышленность пока только приближается к этой цифре.

Но есть в составе египетской косметики и вещества, приводящие современного человека в ужас. Речь идет в первую очередь о различных соединениях свинца, которые, как выяснила наука, способствуют развитию рака и других заболеваний. Возможно, именно пользование такого рода косметикой – да еще в огромных количествах – и приводило к тому, что древние красавицы долго на этом свете не задерживались. Зачастую очень рано они уходили в мир иной, прихватив с собой свои роскошные косметички…


Среди такого количества достойных претенденток восхождение Нефертити кажется невероятным, почти сказочным. Она, конечно, происходила из знатного рода, являлась близкой родственницей кормилицы своего мужа, а ранг кормилицы в египетской иерархии был достаточно высок. Супруг кормилицы Эхнатона числился первым вельможей государства, был начальником колесничего войска, а после смерти фараона даже короткое время занимал пост правителя Египта. Однако в царском дворце в гаремы предпочитали брать самых ближайших родственниц — племянниц, сестёр и даже собственных дочерей, чтобы сохранить «чистоту крови».

Нефертити же стала женой фараона вопреки сложившимся традициям, да и все её царствование складывалось отнюдь не по канонам, освящённым древними культами. Видимо, где-то здесь и таится ответ на вопрос: почему в столь короткий срок рядовая наложница безраздельно завладела сердцем всесильного фараона.

Надо сказать, что и супруг Нефертити выделялся из длинного ряда царской династии. Правление Аменхотепа IV вошло в историю Египта, как время «религиозных реформ». Этот незаурядный человек не побоялся сразиться с самой мощной силой своего государства — жреческой кастой, которая посредством своих мистических, таинственных знаний держала в страхе и элиту, и народ Египта. Жрецы, используя сложные культовые обряды многочисленных богов, постепенно захватывали лидирующее положение в стране. Но Аменхотеп IV оказался вовсе не из тех правителей, которые отдают свою власть. И он объявил войну касте жрецов.

Единоличным приказом он, ни много ни мало, отменил прежнего бога Амона и назначил нового — Атона, а заодно перенёс столицу Египта из Фив на новое место, построил новые храмы, увенчав их скульптурными колоссами Атона-Ра, и переименовал себя в Эхнатона, что означало «угодный Атону». Можно только предполагать, какие огромные усилия потребовались новому фараону, чтобы переломить сознание целой страны, чтобы выиграть эту опасную войну со служителями культа. И, конечно, как в любой битве, Эхнатону был необходим надёжный союзник. Видимо, такого союзника — верного ему, умного, сильного — он и нашёл в лице своей жены — Нефертити.

История не оставила нам прямых свидетельств помощи Нефертити мужу, но мы рискнём опереться на знание психологии человека. После женитьбы на Нефертити царь забыл свой гарем, он не на шаг не отпускал свою юную жену. Вопреки всяким правилам приличия женщина впервые стала посещать дипломатические приёмы. Эхнатон не стеснялся прилюдно советоваться с Нефертити. Даже выезжая проверять заставы вокруг города, фараон брал с собой жену, и караул теперь отчитывался не только перед владыкой, но и перед его супругой. Поклонение Нефертити превзошло все пределы. Её огромные, величественные изваяния украшали каждый египетский город.

Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца». На одном из рельефов, обнаруженных в Ахетатоне, запечатлен поцелуй Эхнатона и Нефертити. Это первое изображение любви в истории искусства. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.


До наших дней дошло любовное письмо Эхнатона, написанное фараоном своей супруге: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»

Вряд ли только искусством любви и неотразимой красотой можно объяснить безмерное влияние Нефертити на фараона. Можно, конечно, предположить колдовство. Но мы предпочтём более реалистическое объяснение успеха египетской царицы — её поистине царская мудрость и фанатическая преданность мужу. При этом отметим, что по нашим понятиям всесильная Нефертити была по возрасту совсем юна, а проще сказать — совсем девочка.

Были, понятно, и интриги, и зависть, и козни тех, кто никак не мог взять в толк: отчего женщина управляет государством и заменяет фараону сановных советников. Однако большинство вельмож, как и во всякие времена, предпочитало не ссориться с женой властителя, и на Нефертити как из рога изобилия посыпались дары и подношения просителей.

Но и тут прекрасная женщина проявила мудрость и достоинство. Она хлопотала лишь за тех, кто, по её мнению, мог принести пользу любимому мужу, кто мог оправдать доверие фараона.
Казалось, счастье Нефертити безмерно, но судьба не благоволит бесконечно даже к редким избранникам. Беда пришла с той стороны, откуда её не ждали. Древнеегипетская женщина рожала, присев на двух кирпичах. Акушерки придерживали её за спину. Считалось, что родильные кирпичи помогут облегчить роды и принести счастье. На каждом из них высекалась голова богини Мешенит, которая помогала младенцу появиться на свет.

Всякий раз, присаживаясь на кирпичики, Нефертити молила Атона даровать им наследника. Но в таком деле, к сожалению, ни горячая любовь к мужу, ни мудрость, ни всесильные боги помочь не могли. Шесть дочерей родила Нефертити, а долгожданного сына всё не было.

Тут-то и подняли голову завистники и враги несчастной царицы. Человеческий век в Древнем Египте был короток — 28—30 лет. Смерть могла унести фараона в любой миг, и государство тогда оставалось без прямого наследника власти. Нашлись доброхоты, познакомившие Эхнатона с красивой наложницей — Киа. Казалось, власти Нефертити пришёл конец. Но не так просто забыть свою прежнюю любовь, даже если хочется чего-то новенького, более острых ощущений.

Эхнатон мечется от одной женщины к другой: то и дело он из покоев Киа направляется к бывшей любимой и каждый раз его ожидает радушный тёплый приём. Но Нефертити, видимо, будучи волевой самолюбивой женщиной, не смогла простить предательства. Внешняя любезность не могла обмануть фараона, он-то знал, на что способна истинная любовь. И он снова возвращался к Киа.


Так продолжалось недолго. Болтовня новой наложницы вывела наконец Эхнатона из себя — ему было с кем сравнивать соперницу. Киа была возвращена в гарем. Она пыталась сопротивляться, призывала мужа вернуться, впадала, видимо, в обычные женские истерики. Только после того как евнух сурово наказал её плетьми, она успокоилась, поняв, что царским милостям пришёл конец.

Они уже больше никогда не будут в прежних отношениях — Нефертити и Эхнатон. Прошлую любовь склеить не удалось, но и в этой ситуации Нефертити придумала выход, продемонстрировав поистине государственный ум. Нам поступок Нефертити покажется, конечно, диким, но не забывайте, что речь идёт о Древнем Египте. Нефертити предложила в жёны Эхнатону их третью дочь — юную Анхесенамон и сама обучила её искусству любви, той любви, которая всегда так зажигала фараона.

История, конечно, грустная, но обстоятельства оказываются сильнее человека. Через три года Анхесенамон овдовела. Ей шёл одиннадцатый год, и её снова выдали замуж за великого Тутанхамона. Столица вновь была возвращена в Фивы, страна опять стала поклоняться богу Амону-Ра. И только Нефертити, верная прежним пристрастиям, осталась в Ахенатоне, из которого медленно и постепенно уходила жизнь.

Царица умерла, город опустел окончательно, а похоронили её, как она и просила, в гробнице с Эхнатоном.

И через тридцать веков её образ словно восстал из пепла, тревожа наше воображение и заставляя ещё и ещё раз задумываться о тайне красоты: что это — «сосуд, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»


Прошли века, но красота Нефертити продолжает жить, будоража воображение и побуждая скульпторов, живописцев, поэтов и писателей на создание все новых и новых произведений.

«Одни приходят и уходят, другие также приходят – и оставляют след»
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Нефертити
  (конец XV — начало XIV века до н. э.)
Остаётся только удивляться необычности исторической судьбы царицы Нефертити. Тридцать три века её имя было в забвении, а когда гениальный французский учёный Ф. Шампольон в начале прошлого столетия расшифровал древнеегипетские письмена, то о ней упоминали довольно редко и лишь в специальных академических работах. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам