Права мужа в Исламе
Муж в отношении своей жены имеет только два права, они оба неимущественные, это послушание (та’а) и право на воспитание (та’диб). Далее более подробно о каждом из них.
Послушание жены (та’а)
Если муж обеспечил свою жену местом жительства, которое соответствует устоям исламского права, свободным от проживания родственников мужа и жены, и если муж выплатил жене брачный дар, тогда жена обязана находиться в том месте жительства, которое определяет для нее муж.
Покидать это место, равно как и пускать в него посторонних людей, запрещено, кроме как с разрешения мужа или при крайних обстоятельствах, как, например, посещение больного отца, если у него нет помощника, кроме его дочери. Данное право подтверждается аятом из Корана: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах». (Коран 4:34)
Воспитание жены (та’диб) – это право мужа на воспитание мужа своей жены, которое осуществляется благим наставлением, затем бойкотированием, а затем устрашением в виде ударов, не причиняющих увечий.
Довод из Корана: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них,- поистине Аллах Возвышен, Велик!» (Коран 4:34)
Если жена не выполняет свои обязательства перед мужем, которые в действительности являются его правами, то у мужа появляется право на ее воспитание. Воспитание осуществляется поэтапно.
Первое: благое наставление, т. к Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (Бухари, Муслим) Второе: бойкотирование отсутствием знаков внимания, как в повседневном общении, так и в интимной близости. Третье: устрашение при помощи ударов, не причиняющих увечий. Чрезмерное применение силы недозволительно, если применение силы привело к сильным травмам, это становится прецедентом для обращения в суд.
Если первый этап оказался действенным, и жена оставила строптивость и непослушание, переходить ко второму и третьему нельзя. Если второй помог, запрещен третий, а если нет- дозволен.
Стоит отметить, что послушная и благонравная жена часто бывает результатом такого же благонравного и послушного Всевышнему мужу. Аллах сказал: «Мерзкие женщины- мерзким мужчинам, и мерзкие мужчины- мерзким женщинам, и хорошие женщины – хорошим мужчинам, хорошие мужчины- хорошим женщинам». (Коран 24:26) Поэтому прежде, чем в полной мере начать пользоваться этим правом, мужу следует начать воспитывать самого себя.
Р. М. Нургалеев
Послушание жены (та’а)
Если муж обеспечил свою жену местом жительства, которое соответствует устоям исламского права, свободным от проживания родственников мужа и жены, и если муж выплатил жене брачный дар, тогда жена обязана находиться в том месте жительства, которое определяет для нее муж.
Покидать это место, равно как и пускать в него посторонних людей, запрещено, кроме как с разрешения мужа или при крайних обстоятельствах, как, например, посещение больного отца, если у него нет помощника, кроме его дочери. Данное право подтверждается аятом из Корана: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах». (Коран 4:34)
Воспитание жены (та’диб) – это право мужа на воспитание мужа своей жены, которое осуществляется благим наставлением, затем бойкотированием, а затем устрашением в виде ударов, не причиняющих увечий.
Довод из Корана: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них,- поистине Аллах Возвышен, Велик!» (Коран 4:34)
Если жена не выполняет свои обязательства перед мужем, которые в действительности являются его правами, то у мужа появляется право на ее воспитание. Воспитание осуществляется поэтапно.
Первое: благое наставление, т. к Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (Бухари, Муслим) Второе: бойкотирование отсутствием знаков внимания, как в повседневном общении, так и в интимной близости. Третье: устрашение при помощи ударов, не причиняющих увечий. Чрезмерное применение силы недозволительно, если применение силы привело к сильным травмам, это становится прецедентом для обращения в суд.
Если первый этап оказался действенным, и жена оставила строптивость и непослушание, переходить ко второму и третьему нельзя. Если второй помог, запрещен третий, а если нет- дозволен.
Стоит отметить, что послушная и благонравная жена часто бывает результатом такого же благонравного и послушного Всевышнему мужу. Аллах сказал: «Мерзкие женщины- мерзким мужчинам, и мерзкие мужчины- мерзким женщинам, и хорошие женщины – хорошим мужчинам, хорошие мужчины- хорошим женщинам». (Коран 24:26) Поэтому прежде, чем в полной мере начать пользоваться этим правом, мужу следует начать воспитывать самого себя.
Р. М. Нургалеев
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: