Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Как думают дети

Записки Думающей Мамы - как думают дети
Я не психолог, и ниженаписанное - просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.

Про то, как видят мир дети, и что из этого вытекает.

Мне кажется, что когда ребенок совсем маленький, весь мир для него - это такой странный цветной узор, картина абстракциониста, ведь он совсем ничего не знает, что это большое темное пятно - это шкаф, и он отдельно от белого пятна, стены, и он стоит, и открывается, и производит шум, и он неживой. Мне кажется, перед ними течет этакая матрица из звуков, цветов, запахов, и по мере роста, наблюдая, они начинают отделять лица он не-лиц, а потом вдруг обнаруживают, что лицо и руки, которые к ним прилетают - это вместе мама, а потом, что мама может уйти, и она еще больше и у нее есть еще куча всего. Я помню момент, когда мой сын начал замечать, что я переодеваюсь, то есть он впервые отделил одежду от меня - показывал пальцем и смеялся над новыми платьями. А потом вдруг осознал колготки и расплакался - потому что у мамы вдруг изчезли привычные части тела и появились вместо них новые, а маленькие дети боятся перемен, и мне пришлось снимать и надевать колготки, чтобы он понял - что они - это тоже такая отдельная штука. И так во всем, время начинается распадаться на спать и не спать, потом на день и ночь, потом на еще на кусочки поменьше, и общие понятия "есть" постепенно делятся на кусочки, и появляются завтраки, в которые едят кашу и тосты, и обеды, в которых еда распадается на первое, второе и третье, и так далее, пока весь мир не разложится на понятные кусочки лего.

Так к чему я это. Для меня понимание этого восприятия делает максимально понятным большинство "капризов" и прочих нелогичных требований. Мне кажется, что ребенок видит ситуацию в целом, как такую целостную инстаграммку, картинку. Знаете, как у нас бывает - вот если вспомнить собственное сильное впечатление - как в нем важны детали! Вот например я помню как пустила лошадь в галоп по берегу моря, помню до сих пор, и в этой картинке есть все - и серый цвет неба, и шум шторма, и запах лошадиного пота, и взрывающая сердце радость полета и свободы. И если бы я еще раз оказалась в такой ситуации, и мне бы предложили ехать не на лошади, а на осле? Или вместо шторма сделать жару и штиль? Вот мне почему-то кажется, что все мелкие ситуации для детей - гораздо более эмоционально насыщены, чем думаем мы, и они так же целостны и неотделимы. И если мы когда-то впервые сказали малышу "это - твоя новая чашка" то вот эта синяя чашка, и голос мамы, и гордость, которую он испытал, именно новизна какой-то этой эмоции - у него сложилось в этот отпечаток. И он снова и снова хочет пережить эту новизну гордости, или чего-то еще, чего он, маленький, впервые пережил в какой-то момент с этой синей чашкой, а мы ему говорим "да какая тебя разница, пей из желтой". НЕТ! Гордость, самостоятельность, первые осознанные ощущения "я пью сам", не знаю, ощущения бортика пластмассы на губах, ручки чашки в руках, сока в ней - все это ОБЯЗАТЕЛЬНО, а мы говорим - "желтая", а мы говорим - "какая разница".

Или про время. Вот сидит он катает машинки, я говорю "пойдем ложитсья, пора спать", он кричит "нееет, не хочуу". И я, глупая, занудно объясняю, что спать нужно. Но он не против спать, он против того, чтобы я разрушала что-то важное и здоровское, что происходило в этот момент. Он говорит "нет" отказу от радости катания машинки, всей этой радости тяжеленькой красной машинки в руки, как у нее колесики поворачиваются об ковер, интересно, и он сам их поворачивает и так, и сяк" а тут мама пришла и говорит "прекрати радость". Нет, мама, конечно, так не говорит, мама говорит "пойдем спать", но по сути мама говорит "прекрати радость". И если мама скажет "бери машинку с собой, пойдем наверх", то он с радостью пойдет, потому что он не против спать, он против - отдать машинку.

Знаете, как часто я прокалывалась на ерунде, пока не научилась об этом думать?
- Тесса, хочешь яблоко.
- Нет
- Ты же хотела?
- Нет
И тут ты понимаешь, что в друх руках у нее новые пупсики и яблоко - это не яблоко. Яблоко = в руке не будет пупсика. Поэтому я научилась смотреть на эти вещи и говорить "ты можешь положить пупсика в карман и поесть пока яблоко, а он в кармашке посидит". Я придумываю для нее новую интересную инстаграммку "я ем яблоко и пупсик у меня в кармашке", она уже предчувствует это новое ощущение - и самой положить его в кармашек, и чувствовать его через ткань платья, и знать, что он там, и думать, как он там, как в домике, и еще есть яблоко". И она подпрыгивает легонько от радости и говорит "да, да!", и кладет пупсика в кармашек, и берет яблоко, которое секунду назад не хотела.

Разве это хуже, чем галоп на лошади по берегу штормящего моря?

Я даже не могу передать, какое количество конфликтов не состоялось просто потому, что я постаралась увидеть ту "инстаграммку", в которой ребенок сейчас, и постараться ее спасти для него, или предложить новую.

Все наши самые сильные, самые яркие воспоминания - это воспоминания сильной эмоции - радости, свободы, силы, легкости, печали, одиночества, власти, преданности, предательства, стыда, счастья. Для ребенка каждая новизна освоения мира - это сильная эмоция, такая же сильная. Если видеть, как проживают их дети в выборе чашки одного цвета или бутербродов только треугольничком - можно научиться их узнавать и уважать. А если уважаешь - то сможешь догадаться, что на улицу не хочется, потому что под лестницей в прошлый раз напугала паутина, что из гостей нужно уйти, потому что все в платьях, а она одна в джинсах, и надо решать проблему, как стать принцессой в джинсах, ведь все девочки как принцессы, а не взрослую глупость "ну пойдем, что ты как маленькая, будет же интересно", и в туалет не хочу, потому что фен для рук шумит страшно, а не потому, что не хочется, и хочу взрослую вилку, потому что когда она в прошлый раз ела взрослой вилкой, мама посмотрела любящими глазами и засмеялась. И нужны любящие глаза, а не вилка. Но она еще этого не знает, она еще не отделили любящие глаза от вилки. Поэтому нужна вилка.

И нам надо про вилку догадаться.
И надо эту вилку дать.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Как думают дети
Записки Думающей Мамы - как думают дети
Я не психолог, и ниженаписанное - просто мое видение. Это не теория, я не могу ее защитить, и ничего про это не читала, просто мне так видится.
Про то, как видят мир дети, и что из этого вытекает. Читать полностью
 

Комментарии

Ирина Метелькова
15 августа 2012 года
0
гетруда
15 августа 2012 года
0
Супер я об этом не думала а ведь верно......
мама Льва и Кирилла
15 августа 2012 года
0
Все очень правильно
Мелочи жизни жизнь составляют...
И если чутко относится к ребенку,ставить себя на его место,то истерик можно избежать запросто
Myza-v-vannoj
15 августа 2012 года
0
надо распечатать и как памятку к каждому малышу в роддоме давать
Свитава
15 августа 2012 года
0
Понравилось. Похоже на правду. Но всё равно тяжело иногда остановиться в нужный момент и подумать, часто думаю уже после ссоры ( и очень жалею что не получается избежать конфликта).
natalia200810
15 августа 2012 года
0
Спасибо ! Хорошо написали.
С_Наталья
15 августа 2012 года
0
Mia_Maria
15 августа 2012 года
+1
Вы, наверно, кинестетик
И ваши идеи мне очень близки.
Безусловно мама (автор поста)
15 августа 2012 года
0
А что такое кинестетик?
Mia_Maria
15 августа 2012 года
0
Человек, у которого на первом месте из чувств стоит осязание. Есть визуалы, аудиалы и кинестетики, они даже информацию по-разному усваивают. Кому-то надо услышать, кому-то самому прочитать, кому-то потрогать, пощупать...
Вы просто очень "вкусно" описали ощущения куклы в кармашке, колесика, которое под пальцами туда-сюда поворачивается...
Безусловно мама (автор поста)
16 августа 2012 года
0
Не, мне прочитать надо. У меня даже когда пишу - слова рождаются буквами перед глазами. А вкусно я описала, потому что у меня филологическое образование, и мне нравится представлять ощущения, вкусы, чувства, и находить или придумывать для них слова
Лолала
15 августа 2012 года
0
Спасибо!
Мечта блатного поэта
15 августа 2012 года
0
Я помню отрывками какие-то моменты из своего детства, очень похожие на то, что Вы написали. Это очень здорово. Как бы еще научиться так читать своего ребенка.
Мусик34
15 августа 2012 года
0
Спасибо
Мусик34
15 августа 2012 года
0
В психологии есть такое понятие "Якорь." Это про вилку.
Ната Сергеевна
16 августа 2012 года
0
спасибо!
Мама Златушки
22 августа 2012 года
0
Здоровский пост!!! Спасибо большое
Arhariel
22 августа 2012 года
0
очень точное наблюдение спасибо за пост
AVE
21 сентября 2012 года
0
потрясающе, сколько ж этому учиться надо
Безусловно мама (автор поста)
22 сентября 2012 года
+1
Мне кажется, достаточно внимательности
himerasibir
10 марта 2013 года
0
замечательно пишете! всё правильно, спасибо большое
Мама Катюша
2 августа 2013 года
0
Фея_штормовых_ветров
24 февраля 2014 года
0
Это правда. У меня очень ранние детские воспоминания и они примерно так и строятся
Я помню, что брат посадил меня из кроватки на большой стол, серый с белым узором и комната стала совсем другой.а на столе лежало что-то красное и я думала,что это крыса,которой бабушка пугала брата.потому что я знала,что такое красный цвет,а крысу не знала,но звучит похоже. И я боялась,но было очень интересно. А потом пришла бабушка и испугалась что я упаду.
Когда годы спустя я описала взрослым этот момент в подробностях,где стояла кровать, и тепло от грубки и другие мелочи, выяснили,что мне было не больше 10 месяцев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам