Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

В "Русском ковчеге"



«Осталась только внутренняя свобода. Внешняя резко сократилась»
Михаил Пиотровский считает, что если нажил много врагов, значит, делал все правильно



Двадцать лет назад постановлением правительства России директором Государственного Эрмитажа был назначен Михаил Пиотровский. Подпись под документом поставил Егор Гайдар. За два десятилетия сменилось несколько политических эпох, разрушено множество надежд и повержены кумиры.


Вглядываясь в фатальные и быстротекущие события этого противоречивого периода, ловишь себя на мысли, что на горизонте — политическом и культурном — практически не осталось фигур, не растративших себя, свою репутацию и, что не менее важно, не дискредитировавших свое дело. Один из немногих — Пиотровский. Разговаривать с директором Эрмитажа о вечно острых проблемах вроде защиты исторического центра Петербурга, отношений музеев и Церкви, роли музеев в формировании исторического сознания и роли политики в жизни музеев я не стала — по всем этим темам он регулярно выступает в «Московских новостях». Мне хотелось поговорить о том, что остается за кадром его многократно и детально освещаемой в СМИ насыщенной публичной деятельности. То есть о жизни как таковой.

Эрмитаж: линия времени

1992
— открыта экспозиция «Зимний дворец Петра I» в здании Эрмитажного театра
1995
— выставка «Неведомые шедевры»
1996
— по указу Бориса Ельцина Эрмитаж перешел под покровительство президента Российской Федерации; официально объявлено о создании международного Клуба друзей Эрмитажа
1997
— картина Рембрандта «Даная» вернулась после реставрации в экспозицию; малой планете Солнечной системы №4758 присвоено имя «Эрмитаж»; начало проекта «Эрмитаж — IBM»
1999
— Эрмитажу переданы государственный флаг и штандарт президента РФ; экспозиция в новом музейном здании — восточном крыле Главного штаба; представлена программа «Большой Эрмитаж»
2000
— открыты «Эрмитажные комнаты» в «Сомерсет Хаусе» (Лондон)
2001
— проект Эрмитажа и режиссера Александра Сокурова — фильм «Русский ковчег»; открыт выставочный центр «Эрмитаж — Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, США
2002
— Эрмитажу передана картина Казимира Малевича «Черный квадрат»
2003
— создан попечительский совет Эрмитажа; открыт Большой парадный двор Зимнего дворца и новый вход в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади; начали работать Музей фарфора и Музей гвардии (в здании Главного штаба)
2004
— открыт выставочный комплекс Эрмитажа в Амстердаме
2005
— создан выставочный центр «Эрмитаж — Казань»
2006
— год Рембрандта в Эрмитаже
2007
— появился центр «Эрмитаж — Италия» в Ферраре
2008
— началась реставрация восточного крыла здания Главного штаба
2009
— Эрмитаж открыл выставочный центр в отреставрированном здании Амстелхоф, Амстердам; монумент «Александровская колонна» передан Эрмитажу; приобретена коллекция графики XIX века и фарфора XVIII века из Galerie Popoff
2010
— появился выставочный центр Эрмитажа в Выборге; завершена первая очередь реставрации восточного крыла здания Главного штаба
2011
— 100 лет гаражу Эрмитажа; выставка «Прадо в Эрмитаже»; выставка «М. В. Ломоносов и елизаветинское время» Ежегодно Эрмитаж посещает более двух с половиной миллионов человек

***************
Что значит для вас дом?

— Дом, это место, куда идешь в любой ситуации — от неприятностей на работе, от суеты, куда можно приползти, когда ранен. Это место, закрытое от посторонних глаз и слов, доступное только самым близким. И абсолютно уютное, красивое, обязательно спокойное. Мне нравится восточное представление о доме: снаружи глухие стены без окон, а внутри — сады, ковры, фонтаны. Чтобы чувствовать себя комфортно, человек должен жить разными жизнями. Я, например, могу жить жизнью восточной, европейской, советской (улыбается). Семья — это дом, без семьи, как мне кажется, не могут состояться ни человек, ни общество. Хотя сейчас такая точка зрения подвергается сомнению.

А кто обустраивает ваш дом?

— Все, моя семья. Так сложилось в нашем доме.

Кто в вашем доме лидер?

— Это нужно спросить у жены (улыбается).

А как было в доме родителей?

— По армянской линии, в семье моей мамы, дом создавали женщины. По линии папы я бабушки практически не помню, но мне кажется, что в той семье сильно было мужское начало.

Еще бы, ваш дед — полковник царской армии, прадед — генерал.

— Да, но папа был человеком абсолютно мирным. Семью создавала мама, папа всегда был занят работой.

У вас очень интересный польско-армянский микст.

— У меня не только разная кровь в жилах течет, во мне сочетаются разные культуры. Польская — по отцу, армянская — по матери, русская — по гражданству, арабская — по профессии, я востоковед. Этот коктейль позволяет быть тем, чем должен быть человек. Он должен быть разным. А еще я потомственный русский дворянин. Это тоже национальность. Русская национальность, русскость, этнической принадлежностью не определяется.

А что такое русскость?

— Русскость — это любовь к Достоевскому и Толстому. Это широта мироощущения человека, живущего в стране, у которой нет границ. Это когда все открыто и все доступно, все до лампочки, но в то же время все близко к сердцу.

Как вы воспитывали сына и дочь?

— Лучший способ — воспитывать собственным примером: это тонизирует обе стороны. Говоря своему ребенку «делай, как я», не позволишь себе совершить что-то плохое. Но это с позиции мировоззрения. А в повседневной жизни лучший способ воспитания — это общение. Просто мы любим бывать вместе.

Как вы отдыхаете?

— С книгой. Или телевизор смотрю. Помимо российских каналов СNN и «Аль-Джазира».

Вы выбирали профессию востоковеда как сферу незнаемую и красивую или последовали совету отца?

— Отец не вмешивался в мою школьную и студенческую жизнь. Мы спокойно и откровенно обсуждали вопрос моей профессии. Я хотел стать востоковедом, это началось еще в детстве, когда я стал посещать эрмитажные кружки. А выбор у меня был такой: индология, иранистика и арабистика. Я поступил на востфак ленинградского университета. Когда обсуждалась специализация, папа выдвинул такой аргумент: заниматься нужно тем, что можно пощупать, куда можно реально съездить. Советские условия, надо сказать, особого выбора не предлагали. Арабистика была наиболее перспективной специальностью. Диплом был красный, с тремя четверками: по истории КПСС, историческому материализму и диалектическому материализму.

Фрондировали?

— Никакого фрондерства не было. Я ведь предпочел специализацию, где можно было пощупать изучаемый предмет. Такой уж я буквалист — археология наука осязаемая (улыбается). А в абстрактных науках, как истмат, диамат и история партии, не был силен. С арабистикой как-то проще

Что для вас главное в работе?

— Удовольствие. От пребывания здесь. От мыслей, от того, что мне удается выдерживать свой стиль, который по большому счету соответствует стилю Эрмитажа и стилю моего отца. Удовольствие заниматься наукой и писать. Люблю читать свои тексты, хотя пишу трудно. Долго готовлюсь к тому, чтобы сесть и начать писать. Но когда сажусь, только записываю то, что уже сложилось в голове. В общем, мне нравится процесс и я должен быть удовлетворен его результатом. Важна именно моя внутренняя оценка. Я нахальный, наглый даже.

Вы эгоцентрист?

— Конечно.

Всегда?

— Да. Я знаю, что Эрмитаж — самый лучший музей мира.

Это данность.

— Нет, это эгоцентризм Я понимаю, что мне богом много дано, очень много. От происхождения до жизни во всех ее проявлениях: семейной, научной, карьерной.

Многие говорят, что Пиотровский — сноб и везунчик. Признаваясь во всеуслышание, что многое дано и что жизнь сложилась во всех отношениях, не боитесь увеличить поле зависти вокруг себя? Сглазят ведь.

— Пусть попробуют (улыбается) Но это ничего не меняет. Я так воспитан — надо осознавать, что тебе дано. Если не осознаешь, значит, и обязанностей, вернее обязательств, нет. А данное нужно отрабатывать и в малом, и в большом. Я, например, всегда знал: чтобы получить «пять» в университете, нужно знать на «шесть». Иначе самому же будет неловко. Если я принимаю решение в Эрмитаже, я уверен в нем на 101%. Чтобы себя не изводить потом. Говорю же, я эгоист.

Некоторые современные психологи считают, что когда человек состоялся, он ломается, потому что уже нечего желать. Это ментально развращает.

— Если состоялся, отнюдь не значит, что нечего желать. Жизнь расслабиться не дает. Все может в одночасье рухнуть — таких примеров полно — или намертво застыть, что еще скучнее. И адреналин вырабатывается именно тогда, когда стараешься этих крайностей не допустить. Ощущение того, что ты состоялся, надо удержать.

Знаю, что значительная часть из того, что удовлетворяет вас, раздражает многих, в том числе весьма влиятельных окружающих. Вас это не пугает?

— Я бы сказал, немногих и в основном не слишком влиятельных. Однако не секрет: то, что я делаю в Эрмитаже, раздражает не только снаружи, но и изнутри. Я очень доволен, что нажил много врагов — значит, я делаю все правильно. От этого и должны раздражаться враги.

Разве вы конфликтны?

— Неконфликтный, но упрямый. Раздражать готов. Кстати, нежелание конфликтовать нередко порождает большее сопротивление материала, нежели конфронтация. Я всю жизнь стараюсь дойти до поставленной цели. Судьба распоряжается, но в рамках предопределения всегда есть выбор.

Есть еще свобода воли.

— Это и есть предопределение. Нужно делать то, что можешь, и быть готовым к тому, что не получится. И при этом не отступать.

Вас можно заставить сделать нечто противоречащее вашей воле?

— Любого человека можно заставить сделать то, чего он не хочет. Вопрос — чем и как?

Чем можно заставить вас?

— Не скажу. Иначе немедленно найдутся желающие попробовать. Есть разные стратегии, позволяющие даже в условиях жесткого нажима делать если не то, что хочешь, то хотя бы то, что считаешь нужным. Наша интеллигенция следует этой стратегии уже не первый век. Нужно только все взвесить и точно знать, чего именно хочешь.

Что вас нельзя заставить делать ни при каких обстоятельствах?

— Завидовать. По-моему, зависть — самое плохое качество: оно уничтожает изнутри и снаружи.

Что должно произойти, чтобы вы подали заявление об уходе?

— Не дождетесь! Если серьезно, я уйду, когда увижу, что делаю что-то неправильно и правильно делать не могу по внутренним или внешним причинам. Это к вопросу о главном в работе: уйду, если не буду получать от нее удовольствие. Но я сам стану судить о правильности или неправильности своих действий. Это об уходе по собственной воле. А уволить меня можно в любой момент — у меня контракт с Министерством культуры.

Когда было труднее работать — двадцать лет назад или теперь?

— Конечно, двадцать лет назад. Когда я пришел в Эрмитаж, я видел такой кризис, что теперь, слушая разговоры о кризисе, в том числе музейном, только улыбаюсь. Рушилась политическая система, экономики как бы не было вовсе, сместилась система ценностей, люди потеряли жизненные ориентиры. Эйфория тогда уже прошла — началась реакция. В прямом и переносном смысле. В начале 1990-х происходило почти то, что было в 1917–1918 годах, при всей разнице исходных позиций. До культуры никому не было дела, связи распадались, люди в музей не шли, денег не было... Тогда, как и после революции, зазвучали голоса: может, продадим что-то из Эрмитажа, ведь город, страна на грани голода. Слава богу, не допустили. И психологический распад 20 лет назад был несопоставим с теперешним. Свобода — испытание, которое не все выдерживают.

Что такое свобода?

— Не знаю. Может, уверенность в том, что твои мысли самые правильные. В первые десять лет из этих двадцати была практически полная свобода. Денег при этой свободе не было. Вообще. Зато можно было делать то, что хотели. И делали. Потом все стало меняться. Осталась только внутренняя свобода. Внешняя резко сократилась.

Когда внутренней свободы больше, нежели внешней, возникает кессонная болезнь.

— Ничего подобного. При наружной несвободе внутренней свободы гораздо больше. В советское время у интеллигентных людей было гораздо больше этой внутренней свободы, чем сегодня.

Почему?

— Потому что это было твое. А сейчас все просачивается, растекается. Нет ощущения грани между свободой и несвободой, нет кессона. И очень легко эту незримую грань перейти. Это происходит с теми, кто громко называет себя либералами.

Кого вы считаете либералами?

— Это те, кто может или пытается позволить себе больше свободы, чем у него есть.

Это хорошо?

— Если не за счет чужой свободы, то хорошо.

Но вы не либерал.

— Нет, конечно.

Если вам позвонят с какой-нибудь Старой площади или не очень старой и потребуют уволить сотрудника, который сказал или сделал что-то, что им не понравилось. Уволите?

— Какого ответа вы от меня ждете? Позвонят — буду решать. Вы понимаете провокационность этого вопроса?

Разумеется.

— Как бы я ни ответил, найдутся желающие попробовать. Спровоцировать. И мне будут звонить чаще.

Вот вы и проговорились — звонят, значит. Но когда после одного из радиовыступлений вашего сотрудника позвонили из Смольного и предложили его обуздать, вы ответили, что у вас другая профессия.

— Я правду сказал — действительно другая. Это была не самая серьезная площадь: тогда можно было отшутиться. Иногда отшутиться нельзя. Тогда нужно искать способ защитить по-другому. Думаю, что смогу найти.

Вы были доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах. При этом категорически противились проведению митинга в его поддержку на Дворцовой площади, долго убеждали инициаторов отказаться от этой идеи. И убедили. Как это сочетается?

— Не надо делать из меня героя. Не только мне звонят с разных площадей, но и я звоню. Звонил, объяснял, что на Дворцовой не должно быть никаких митингов. Никаких! Если сегодня разрешить митинг сторонников Путина, завтра не будет морального права запретить митинг в поддержку кого-то другого. Раз можно одним, значит, можно и другим.

Неужели как аргумент вы использовали дефиницию «моральное право» в этих разговорах? Не поверю, что он в таких случаях может быть действенным.

— Нет, конечно. Я использовал совсем другие дефиниции (улыбается). Я о себе говорю, о своих мотивах. Кстати, если бы не был доверенным лицом, убеждать было бы труднее.

Вы служите государству или отечеству?

— Отечеству, естественно. Иногда его представляет государство, во время войны например.

Что самое важное вы сделали за эти 20 лет?

— Вместе со всеми эрмитажниками сохранили честь музея.

http://mn.ru/friday/20120720/323169676.html


Мне очень понравилось это интервью.

Решила поделиться. Заодно - и фильмом "Русский ковчег". Мало ли. : )))))))
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам В "Русском ковчеге"

«Осталась только внутренняя свобода. Внешняя резко сократилась»
Михаил Пиотровский считает, что если нажил много врагов, значит, делал все правильно
Двадцать лет назад постановлением правительства России директором Государственного Эрмитажа был назначен Михаил Пиотровский. Подпись под документом поставил Егор Гайдар. Читать полностью
 

Комментарии

no_milk
22 июля 2012 года
+1
Да, очень хорошее интервью)

И очень согласна, что главное в работе - удовольствие.

но вот это ...
saita пишет:
Русскость — это любовь к Достоевскому и Толстому

Нет во мне русскости

С другой стороны - откуда бы ей взяться в моей ситуёвине?
saita (автор поста)
22 июля 2012 года
+1
no_milk пишет:
Нет во мне русскости

Нет в тебе "...широты мироощущения человека, живущего в стране, у которой нет границ. Это когда все открыто и все доступно, все до лампочки, но в то же время все близко к сердцу"??..

НЕ ВЕРЮ.

Бог с ними, со всеми "толстоевскими" (да простят мне Федор Михайлович с Львом Николаевичем).
no_milk
22 июля 2012 года
+1
нууу... Если "по морде, а не по паспорту" (С)
saita (автор поста)
23 июля 2012 года
+1
Я_Окся
22 июля 2012 года
+1
Спасибо большое
saita (автор поста)
22 июля 2012 года
0
Не за что!
Mia_Maria
22 июля 2012 года
+1
irena-s
22 июля 2012 года
+2
Спасибо! С удовольствием прочитала! Может быть я абсолютно не права, но у меня есть ощущение "прикормленности", не свойственное, в моем представлении, русскому интеллигенту.
Можно мне поделиться высказываниями еще одного величайшего русского интеллигента - Дмитрия Сергеевича Лихачева?


В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

В целом, забота о специальности и ее углублении - совсем неплохое правило жизни. Тем более что в России слишком много непрофессионалов берется не за свое дело. Это касается не только науки, но также искусства и политики, в которой также должен быть свой профессионализм. Я очень ценю профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что я называю интеллигентами и интеллигентностью.

Главный враг науки - наукообразность. Главная опасность наукообразности в ее "близости" с наукой.

Дискуссии, разное видение мира и его будущего, конечно же, свойственны интеллигенции, но взаимное уничтожение привнесено в ее среду тем же Горьким, теми же полузнайками и "обраэованцами", не говоря уж о ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Так неужели и нынче всю тяжесть бремени, все исторические задачи, возложенные на интеллигенцию, она может решить только путем бесконечных распрей и взаимного озлобления, выводящим ее за пределы интеллигентности, в то время как вся история культуры, равно как и совсем недавний наш практический опыт, подсказывает нам совершенно иной, противоположный путь? И неужели мы станем по-прежнему, "по-большевистски", недооценивать интеллигенцию и ее роль в жизни наших народов?

Для сохранения культуры не так важно иметь университет, но необходимо иметь библиотеку.

Жадность - это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества.

Жизнь - прежде всего это творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родится художником, балериной или ученым.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.

Интеллигентность в России - это прежде всего независимость мысли при европейском образовании. А независимость эта должна быть от всего того, что ее ограничивает, - будь то, повторяю, партийность, деспотически властвующая над поведением человека и его совестью, экономические и карьерные соображения и даже интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого совестью.

Интеллигентом нельзя притвориться.

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

Когда враг не сдается, его уничтожают! - сказал Горький. Однажды это высказывание стало предсказанием - это факт, однако неужели же оно действует и по наше время? Ведь и в наше время одна национальная интеллигенция изничтожает другую, в иных случаях - с оружием в руках. И в наше время интеллигенция подвергается осмеянию и уничтожению, и с чьей же стороны? Со стороны другой части интеллигенции, а если так, это значит, что та, "другая", часть необоснованно присвоила себе само определение "интеллигенция".

Кто много говорит, тому не остается времени подумать.

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.

Меня лично смущает распространенное выражение "творческая интеллигенция", - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть "нетворческой". Все интеллигенты в той или иной мере "творят", а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник.

Мы слишком часто употребляем выражение "гнилая интеллигенция", представляем ее себе слабой и нестойкой потому, что привыкли верить следовательскому освещению дел, прессе и марксистской идеологии, считавшей только рабочих "классом-гегемоном". Но в следственных делах оставались лишь те документы, которые играли на руку следовательской версии, выбитой из подследственных иногда пытками, и не только физическими.

Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы.

Национализм самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.

Нелепо сравнивать культуры "по росту" - кто выше, а кто ниже.

Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!

Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека. Невежество и полузнайство - это почти болезнь.

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.

По особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям.

Подделка под старое убивает старое.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.

У каждой страны есть свой Восток и свой Запад, свой Юг и свой Север, и то, что для одной страны Восток, - для ее соседей Запад. Мирное же соседство в том и состоит, чтобы этнические границы не становились политическими "границами на замке", чтобы разнообразие никого не ущемляло, но обогащало.

Ученые не всегда бывают интеллигентны (в высшем смысле, конечно). Неинтеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересам своей специальности, они жертвуют интересами людей или культурными ценностями.

Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, - это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, - это его не может уронить.

Черта, определявшая характер русской интеллигенции, - это отвращение к деспотизму, воспитала в ней стойкость и чувство собственного достоинства.

Что такое интеллигенция? Как я ее вижу и понимаю? Понятие это чисто русское и содержание его преимущественно ассоциативно-эмоциональное.



Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906 - 1999)
saita (автор поста)
22 июля 2012 года
+1
Ой, Ира, КАКОЕ тебе спасибо.
Лихачева я люблю до такой степени, что Пиотровского мне с ним в один ряд и не поставить. Потом вернусь прочесть внимательно.
Я_Окся
23 июля 2012 года
0
В ответ на комментарий irena-s
Спасибо! С удовольствием прочитала! Может быть я абсолютно не права, но у меня есть ощущение "прикормленности", не свойственное, в моем представлении, русскому интеллигенту.
Можно мне поделиться высказываниями еще одного величайшего русского интеллигента - Дмитрия Сергеевича Лихачева?


В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

В целом, забота о специальности и ее углублении - совсем неплохое правило жизни. Тем более что в России слишком много непрофессионалов берется не за свое дело. Это касается не только науки, но также искусства и политики, в которой также должен быть свой профессионализм. Я очень ценю профессионалов и профессионализм, но это не всегда совпадает с тем, что я называю интеллигентами и интеллигентностью.

Главный враг науки - наукообразность. Главная опасность наукообразности в ее "близости" с наукой.

Дискуссии, разное видение мира и его будущего, конечно же, свойственны интеллигенции, но взаимное уничтожение привнесено в ее среду тем же Горьким, теми же полузнайками и "обраэованцами", не говоря уж о ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Так неужели и нынче всю тяжесть бремени, все исторические задачи, возложенные на интеллигенцию, она может решить только путем бесконечных распрей и взаимного озлобления, выводящим ее за пределы интеллигентности, в то время как вся история культуры, равно как и совсем недавний наш практический опыт, подсказывает нам совершенно иной, противоположный путь? И неужели мы станем по-прежнему, "по-большевистски", недооценивать интеллигенцию и ее роль в жизни наших народов?

Для сохранения культуры не так важно иметь университет, но необходимо иметь библиотеку.

Жадность - это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества.

Жизнь - прежде всего это творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родится художником, балериной или ученым.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Интеллигент - это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.

Интеллигентность в России - это прежде всего независимость мысли при европейском образовании. А независимость эта должна быть от всего того, что ее ограничивает, - будь то, повторяю, партийность, деспотически властвующая над поведением человека и его совестью, экономические и карьерные соображения и даже интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого совестью.

Интеллигентом нельзя притвориться.

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

Когда враг не сдается, его уничтожают! - сказал Горький. Однажды это высказывание стало предсказанием - это факт, однако неужели же оно действует и по наше время? Ведь и в наше время одна национальная интеллигенция изничтожает другую, в иных случаях - с оружием в руках. И в наше время интеллигенция подвергается осмеянию и уничтожению, и с чьей же стороны? Со стороны другой части интеллигенции, а если так, это значит, что та, "другая", часть необоснованно присвоила себе само определение "интеллигенция".

Кто много говорит, тому не остается времени подумать.

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.

Меня лично смущает распространенное выражение "творческая интеллигенция", - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть "нетворческой". Все интеллигенты в той или иной мере "творят", а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник.

Мы слишком часто употребляем выражение "гнилая интеллигенция", представляем ее себе слабой и нестойкой потому, что привыкли верить следовательскому освещению дел, прессе и марксистской идеологии, считавшей только рабочих "классом-гегемоном". Но в следственных делах оставались лишь те документы, которые играли на руку следовательской версии, выбитой из подследственных иногда пытками, и не только физическими.

Народы - это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы.

Национализм самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов.

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе.

Нелепо сравнивать культуры "по росту" - кто выше, а кто ниже.

Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!

Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека. Невежество и полузнайство - это почти болезнь.

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли.

Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.

По особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям.

Подделка под старое убивает старое.

Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.

У каждой страны есть свой Восток и свой Запад, свой Юг и свой Север, и то, что для одной страны Восток, - для ее соседей Запад. Мирное же соседство в том и состоит, чтобы этнические границы не становились политическими "границами на замке", чтобы разнообразие никого не ущемляло, но обогащало.

Ученые не всегда бывают интеллигентны (в высшем смысле, конечно). Неинтеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересам своей специальности, они жертвуют интересами людей или культурными ценностями.

Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, - это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, - это его не может уронить.

Черта, определявшая характер русской интеллигенции, - это отвращение к деспотизму, воспитала в ней стойкость и чувство собственного достоинства.

Что такое интеллигенция? Как я ее вижу и понимаю? Понятие это чисто русское и содержание его преимущественно ассоциативно-эмоциональное.



Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906 - 1999)

↑   Перейти к этому комментарию
irena-s пишет:
в России слишком много непрофессионалов берется не за свое дело

Браво Лихачеву
Skyflower
22 июля 2012 года
+1
Спасибо!
Semy
22 июля 2012 года
+1
Очень интересно!
К своему стыду, я не знала, что в Казани есть выставки Эрмитажа.
saita (автор поста)
23 июля 2012 года
+1
Дык, для чего ж мы тут друг другу нужны-то? Так и будем... узнавать.
Semy
23 июля 2012 года
+1
Обязательно схожу. У меня пока еще в планах татарский театр с синхронным переводом. Все никак не дойду.
no_milk
23 июля 2012 года
+1
а при Эрмитаже ведь специальные коты живут, да? Для борьбы с непрошенной грызовидной серостью)
saita (автор поста)
23 июля 2012 года
+1
О, ДА!
Еще они за очередью последить любят. В свободное от исполнение основных обязанностей время. Иногда, правда, у меня закрадывалось сомнение, как некоторые из них - особо сильно упитанные - вообще в состоянии эти самые свои обязанности... реализовывать.
no_milk
24 июля 2012 года
+1
ну, может, они потому и упитанные, что очень трудолюбивые
Типа, как потопаешь, так и полопаешь
saita (автор поста)
24 июля 2012 года
+1
На них же "фонды заработной платы" выделяют!!! Не на бантики же на шею...
Мне давно кажется, что на всю эту армию эрмитажных котиков мышей со всего Петербурга свозить надо. Чтоб прокормить и охотничьи инстинкты стимулировать...

Но я - молчу, молчу. Обожаю их.
no_milk
24 июля 2012 года
+1
вооот, получается вертикаль!

Коты в районах города ловят мышей, которых потом запускают в эрмитажные подвалы, чтобы эрмитажным котам было чем заняться)))

У нас в районной библиотеке тоже коты жили. Тоже - охраняли. Пока библиотеку не закрыли
saita (автор поста)
24 июля 2012 года
+1
no_milk пишет:
чтобы эрмитажным котам было чем заняться)

Представила.
Где-то по городу - пункты приема живо-пойманных мышей от котов-добровольцев...

no_milk пишет:
Пока библиотеку не закрыли

не всё коту... изба-читальня...
no_milk
24 июля 2012 года
+1
saita пишет:
пункты приема

это называется - заготконтора


а библиотеки наш бывший мэр позакрывал (один из бывших). Он был совершенно невероятный типчик. Закрыл библиотеки, молочные кухни и прославился фразой "Я в детстве книг не читал, однако мэром стал!"
saita (автор поста)
25 июля 2012 года
+1
no_milk пишет:
прославился фразой
м-ммммм-(стучит зубами)-аааамооооо...

Не рассказывай уж ты мне, добрая душа, таких вещей на ночь глядя!!.. "Шекспиру и не снилось".
no_milk
25 июля 2012 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам