Татарский муфтий пострадал за хорошее отношение к христианам? Две статьи об убийстве муфтия из журнала "Нескучный сад".

19.07.12 21.22
Утром 19 июля был убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов, а глава Духовного управления мусульман Татарстана Илдус Файзов получил ранения «Нескучный сад» поинтересовался у руководителя миссионерского отдела Казанской епархии протоиерея Сергея Титова, как сегодня в Татарстане строятся отношения между православными и мусульманами.
Протоиерей Сергей Титов, руководитель Миссионерского отдела Казанской епархии Русской Православной Церкви:
— Обстановка в регионе сейчас спокойная. Комментировать случившееся пока сложно, сейчас идет следствие. Но можно сказать, что само нападение на религиозного лидера мусульман говорит о том, что православие и ислам в регионе существуют мирно. Покойный заместитель муфтия Валиулла Якупов был настоящим лидером, мы с ним часто вместе работали в социальной и образовательной сфере. Он был противник каких-либо ваххабитских движений, сторонник умеренных конфессиональных отношений. Всю свою жизнь он посвятил вере, доказывал, что ислам это религия мира. Сейчас мы не можем говорить, уголовное это было преступление, или политическое. Мы огорчены смертью Валиулла Якупова. Скорбим. На территории республики он сделал много хорошего. Конечно, его миролюбивая религиозная политика могла стать причиной его гибели, так как раньше таких инцидентов на территории республики не было, и кто-то извне может быть хочет посеять панику или напугать народ, но так это или нет, будет решать следствие. Пока мы молимся и желаем скорейшего выздоровления раненному муфтию Татарстана Илдусу Файзову. Сейчас необходимо, чтобы он быстрее выздоровел, и начал разбираться в ситуации.
Ваххабитские мусульманские движения существуют во всех исламских регионах России. Но Татарстан, из них всегда был самый спокойный. Интерес региона Татарстан в том, что тут все смешано. У нас более чем половина браков – смешанные. Есть у нас один священник чистокровный татарин, у него двоюрный брат, мулла. А сам он кандидат богословских наук. Самому народу совершенно не интересна межрелигиозная рознь. Конечно, у нас бывают разногласия на национальной почве. Некоторые говорят об ущемлении татарского языка. Но все это, достаточно обоснованные требования, которые представители национальности имеют право выдвигать.
Если причиной трагедии послужила какая-то напряженность в других регионах, надо сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. В любом случае все предстоит выяснять следствию.
Для меня миссия в Церкви – это жизнь в Церкви. Я тут живу. Главное в работе нашего Миссионерского отдела в сложном многонациональном регионе, свидетельствовать о православии, осуществлять открытый диалог. Для нас миссия это не насаждаемое торжество православия, а возможность говорить о православии в поликонффессиональном обществе, и говорить не словами, а делами. Мы открыты к любому сотрудничеству, сама наша миссия основана на открытости. Мы знакомим с православием с верой, но необязательно напрямую.
У нас при Миссионерском отделе существуют различные проекты. Например, молодежное Братство во имя преподобного Серафима Саровского, которое возглавляет протоиерей Димитрий Салков, благочинный Казанской епархии. В братстве есть возможность пообщаться всем, не только у православным. Там мы вместе смотрим и обсуждаем художественные фильмы, затрагивающие острые мировоззренческие вопросы, организуем донорскую помощь, протестуем против абортов.
При обществе родителей детей инвалидов «Забота» мы создали клуб для родителей детишек инвалидов. В этот клуб стали приходить все, и православные, и мусульмане, объединенные общей бедой.
Эти проекты дают возможность многим узнать православие, повышает авторитет Церкви, которая осуществляет социальную деятельность среди любого народа, не только среди «своих». И хотя во многом эта деятельность финансируется Церковью, мы не афишируем свое православие.
Видя все это, многие татары приходят в церковь, интересуются православной верой. Много татар у нас в Татарстане крестятся, рукополагаются в священники, венчаются. И этнические мусульмане тепло относятся к церкви. У нас добрососедские отношения. Ислам всегда сотрудничал с другими конфессиями. Тем более с православием. Нам привита одна культура, это приучает народ к пониманию друг друга.
Ирина СЕЧИНА
Роман Силантьев: Причина терактов – ваххабизация Татарстана
19.07.12 21.14
В четверг, как сообщают информационные агентства, около десяти утра при выходе из собственно дома был убит начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов. Где-то через час после этого взорвалась машина 49-летнего муфтия республики Илдуса Файзова. Как передает «Интерфакс-Религия»: остановившись на светофоре, уже после того, как он узнал о гибели собственного коллеги, муфтий во время телефонного звонка почувствовал слабый взрыв в передней части автомобиля и успел выскочить из машины, после чего джип Илдуса Файзова загорелся.
В день трагедии председатель Синодального информационного отдела Русской ЦерквиВладимир Легойда выразил крайнюю озабоченность по поводу случаев покушения на религиозных деятелей, противостоявших экстремизму: «К сожалению, случаи нападения на религиозных деятелей, нередко с летальным исходом, в последнее время стали распространенным явлением», — отметил он.
За комментарием о причинах покушений мы обратились к православному исламоведу Роману Силантьеву.
«Об экспансии ваххабизма в Татарстане речь шла еще пятнадцать лет назад. Множество экспертов, духовных лидеров давно били тревог по поводу ваххабизации региона. Фраза: «назревает конфликт» тут как-то не очень подходит, все уже давно назрело. Сейчас мы наблюдаем в республике переходный процесс к «дагестанской», то есть террористической стадии.
В Татарстане уже давно существует вооруженное подполье, и это не домыслы, есть материалы уголовных дел, которые доказывают это, те же вооруженные столкновения в Нурлатском районе, которые имели место в 2006 году. Говорить о численности сложно, но это сотни боевиков и тысячи сочувствующих пособников. Ситуация один в один напоминает ту, что мы наблюдали в республике Дагестан в конце девяностых. Вплоть до мельчайших деталей. Начало полномасштабной террористической войне там положило убийство муфтия, которого взорвали в собственной машине. Так произошел переход к горячей фазе противостояния так называемых ваххабитов с традиционными мусульманами.
Ваххабиты появились в Татарстане еще в начале восьмидесятых годов. Когда Советский Союз распался, на территории России не осталось ни одного мусульманского учебного заведения, какие-то были в Узбекистане, но посылать туда студентов стало невозможно. Чтобы хоть как-то готовить кадры, молодых ребят стали массово отправлять за рубеж, как правило в Саудовскую Аравию. В 90% случаев эти ребята вернулись домой ваххабитами. В Саудовской Аравии ваххабизм де-факто и де-юре является государственной идеологией. Почему посылали именно туда? Потому что денег у наших мусульман не было, а в Саудовской Аравии учили бесплатно. Те, кто попали, например, в Сирию или Иорданию — поступили в нормальные ВУЗы, им повезло больше, но таких было меньшинство.
Таким образом, ваххабизм распространился одновременно практически по всей стране. Халява дорого стоит, а бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. За рубежом было воспитано практически два поколения новых имамов, и в принципесегодня они доминируют практически во многих мусульманских национальных республиках. Якупов хорошо разбирался в ваххабизме, он прекрасно понимал, что это за учение, поэтому, собственно, и был главным их врагом. Илдус Файзов и он пытались переломить тенденцию за что и поплатились.
До недавнего времени ваххабиты чувствовали себя в Татарстане вполне комфортно, местные власти делали вид, что ничего не происходит, хотя и звучали громкие заявления, по всей республике организовывались ваххабитские общины. Специалисты били тревогу, но их одергивали, говорили, что вы занимаетесь паникерством. Сегодня же наблюдается сращивание татарских националистов с ваххабитами, слава Богу не полное, потому что среди татарских националистов все-таки есть и трезвые люди. Но то что случилось сегодня рано или поздно должно было произойти.
Чем угроза ваххабизации Татарстана значит для христиан? Мы не можем вдаваться в тонкости богословских различий для нас главное и важнейшее различие в том, что с нормальными мусульманами мы можем жить нормально, а с ваххабитами нет. Ваххабиты не мыслят жизни в немусульманских странах, они считают, что все станы должны быть перекроены по их лекалу. Как христианам нам интересны только те мусульмане с которыми мы можем жить в мире.
Дмитрий РЕБРОВ
Комментарии
не совсем верно: взрывное устройство было под пасажирским сиденьем, но тк муфтий по счастливой случайности сам сел за руль, во время взрыва его выкинуло из машины. С переломами ног он сейчас в больнице...
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: