Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала», «Папа велел» и т. д.

В отличие от сформировавшейся личности ребенок 3—4 лет не владеет психоэкологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
РАДУЕМСЯ ВМЕСТЕ

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее moмент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки мо4 жет стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских устано-j вок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это свое образные инструменты психологической защиты, по могающие ребенку сохранить себя и выжить в окру-жающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положи-» тельных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Внимательно рассмотрите таблицу часто встреча! ющихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могуч иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки (табл. 1). Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Влияние родительских установок на развитие детей

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

Таблица 1
Негативные установки
Позитивные установки

Сказав так
Подумайте о последствиях
Вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить...»
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению
«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями
«Счастье мое, радость моя!»

«Плакса-вакса, нытик!»
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи
«Поплачь, будет легче...»

«Вот дурашка, все готов раздать...»
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм
«Молодец, чтоде-лишься с другими!»

«Не твоего ума

Дело!..»
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями
«А ты как думаешь?..»
«Одевайся теплее, заболеешь!» Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания "Будь здоров, закаляйся"
«Ты совсем как твой папа (мама)...» Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя «Папа у нас замечательный человек!»«Мама у нас умница!»
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..»
«Противная девчонка, псе они капризули!» (маль-чику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике) Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола «Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»
«Неряха, грязнуля!» Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Ты ПЛОХОЙ, оби жаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..» Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, уход в себя или «уход» от родителей «Я никогда тебя не оставлю, тыса мый любимый!»
«Жизньоченьтруд-на: вырастешь — узнаешь!..» Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм «Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность «Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-олстая!» Проблемы с лишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя «Кушай на здоровье!»
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги «На свете много добрыхлюдей, готовых тебе помочь...»
«Ахты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях «Как ты мне нравишься!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность
«Смелее, ты все можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди...»
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, уход в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение
«Давай я тебе помогу!»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачи!»
Отсутствие самоконтроля, поведенческой гибкости, агрессивность, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности
«Держи себя в руках, уважай людей!»


Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Как часто вы говорите детям:

- Я сейчас занят(а)...

— Посмотри, что ты натворил!

- Это надо делать не так...

— Неправильно!

— Когда же ты научишься?

— Сколько раз я тебе говорила!

— Нет! Я не могу!

— Ты сведешь меня с ума!

— Что бы ты без меня делал!

— Вечно ты во все лезешь!

— Уйди от меня!

— Встань в угол!

Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

— Ты самый любимый!

— Ты очень многое можешь!

— Спасибо!

— Что бы мы без тебя делали?!

— Иди ко мне!

— Садись с нами!..

— Я помогу тебе...

— Я радуюсь твоим успехам!

— Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

— Расскажи мне, что с тобой...

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Читать полностью
 

Комментарии

профиль удалён удалённого пользователя
8 июня 2012 года
+1
Хочу не испортить жизнь детям. Знаю,что все комплексы,а значит самооценка и как следствие - качество жизни, из детства.Но не всегда получается...
Melanie22252 (автор поста)
8 июня 2012 года
+1
Да..для этого я и выставила этот пост,чтобы время от времяни читать и думать о своих словах,действиях и поступках по отношению к ребенку
Сашка
8 июня 2012 года
+1
спасибо!
надо дать мужу почитать.

моё больное
cat22252 пишет:
— Сколько раз я тебе говорила!
сын даже уже за мной это повторяет.
а ещё говорит "если ты будешь послушная, я куплю тебе машинку"

ужас. Как во многом мы неправы. Слабые глупые люди...
Melanie22252 (автор поста)
8 июня 2012 года
0
Сашка
8 июня 2012 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам