Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Письмо Л. Н. Толстого А. И. ДВОРЯНСКОМУ /религия и дети/



Http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_19_20/vol_19/1110.htm
видео

Письмо Л. Н. Толстого
А. И. ДВОРЯНСКОМУ
1899 г. Декабря 13. Москва.
……………………………….
…………………………………
С того самого времени — 20 лет тому назад,— как я ясно увидал, как должно и может счастливо жить человечество и как бессмысленно оно, мучая себя, губит поколения за поколениями, я все дальше и дальше отодвигал коренную причину этого безумия и этой погибели: сначала предоставлялось этой причиной ложное экономическое устройство, потом государственное насилие, поддерживающее это устройство; теперь же я пришел к убеждению, что основная причина всего — это ложное религиозное учение, передаваемое воспитанием.

Мы так привыкли к этой религиозной лжи, которая окружает нас, что не замечаем всего того ужаса, глупости и жестокости, которыми переполнено учение церкви; мы не замечаем, но дети замечают, и души их неисправимо уродуются этим учением. Ведь стоит только ясно понять то, что мы делаем, обучая детей так называемому закону божию, для того, чтобы ужаснуться на страшное преступление, совершаемое таким обучением. Чистый, невинный, необманутый еще и еще не обманывающий ребенок приходит к вам, к человеку, пожившему и обладающему или могущему обладать всем знанием, доступным в наше время человечеству, и спрашивает о тех основах, которыми должен человек руководиться в этой жизни. И что же мы отвечаем ему? Часто даже не отвечаем, а предваряем его вопросы так, чтобы у него уже был готов внушенный ответ, когда возникнет его вопрос. Мы отвечаем ему на эти вопросы грубой, несвязной, часто просто глупой и, главное, жестокой еврейской легендой, которую мы передаем ему или в подлиннике, или, еще хуже, своими словами.
Мы рассказываем ему, внушая ему, что это святая истина, то, что, мы знаем, не могло быть и что не имеет для нас никакого смысла, что 6000 лет тому назад какое-то странное, дикое существо, которое мы называем богом, вздумало сотворить мир, сотворило его и человека, и что человек согрешил, злой бог наказал его и всех нас за это, потом выкупил у самого себя смертью своего сына, и что наше главное дело состоит в том, чтобы умилостивить этого бога и избавиться от тех страданий, на которые он обрек нас.
Нам кажется, что это ничего и даже полезно ребенку, и мы с удовольствием слушаем, как он повторяет все эти ужасы, не соображая того страшного переворота, незаметного нам, потому что он духовный, который при этом совершается в душе ребенка. Мы думаем, что душа ребенка — чистая доска, на которой можно написать все, что хочешь. Но это неправда, у ребенка есть смутное представление о том, что есть то начало всего, та причина его существования, та сила, во власти которой он находится, и он имеет то самое высокое, неопределенное и невыразимое словами, но сознаваемое всем существом представление об этом начале, которое свойственно разумным людям. И вдруг вместо этого ему говорят, что начало это есть не что иное, как какое-то личное самодурное и страшно злое существо — еврейский бог. У ребенка есть смутное и верное представление о цели этой жизни, которую он видит в счастии, достигаемом любовным общением людей. Вместо этого ему говорят, что общая цель жизни есть прихоть самодурного бога и что личная цель каждого человека — это избавление себя от заслуженных кем-то вечных наказаний, мучений, которые этот бог наложил на всех людей. У всякого ребенка есть и сознание того, что обязанности человека очень сложны и лежат в области нравственной. Ему говорят вместо этого, что обязанности его лежат преимущественно в слепой вере, в молитвах — произнесении известных слов в известное время, в глотании окрошки из вина и хлеба, которая должна представлять кровь и тело бога. Не говоря уже об иконах, чудесах, безнравственных рассказах Библии, передаваемых как образцы поступков, так же как и об евангельских чудесах и обо всем безнравственном значении, которое придано евангельской истории. Ведь это все равно, как если бы кто-нибудь составил из цикла русских былин с Добрыней, Дюком и др. с прибавлением к ним Еруслана Лазаревича цельное учение и преподавал бы его детям как разумную историю.
Нам кажется, что это неважно, а между тем которое можно только предстато преподавание так называемого закона божия детям, которое совершается среди нас, есть самое ужасное преступление, вить себе. Истязание, убийство, изнасилование детей ничто в сравнении с этим преступлением.

Правительству, правящим, властвующим классам нужен этот обман, с ним неразрывно связана их власть, и потому правящие классы всегда стоят за то, чтобы этот обман производился над детьми и поддерживался бы усиленной гипнотизацией над взрослыми; людям же, желающим не поддержания ложного общественного устройства, а, напротив, изменения его, и, главное, желающим блага тем детям, с которыми они входят в общение, нужно всеми силами стараться избавить детей от этого ужасного обмана. И потому совершенное равнодушие детей к религиозным вопросам и отрицание всяких религиозных форм без всякой замены каким-либо положительным религиозным учением все-таки несравненно лучше еврейско-церковного обучения, хотя бы в самых усовершенствованных формах.
Мне кажется, что для всякого человека, понявшего все значение передачи ложного учения за священную истину, не может быть и вопроса о том, что ему делать, хотя бы он и не имел никаких положительных религиозных убеждений, которые он бы мог передать ребенку. Если я знаю, что обман — обман, то, ни при каких условиях, я не могу говорить ребенку, наивно, доверчиво спрашивающему меня, что известный мне обман есть священная истина. Было бы лучше, если бы я мог ответить правдиво на все те вопросы, на которые так лживо отвечает церковь, но если я и не могу этого, я все-таки не должен выдавать заведомую ложь за истину, несомненно зная, что от того, что я буду держаться истины, ничего кроме хорошего произойти не может. Да, кроме того, несправедливо то, чтобы человек не имел бы чего сказать ребенку, как положительную религиозную истину, которую он исповедует. Всякий искренний человек знает то хорошее, во имя чего он живет. Пускай он скажет это ребенку или пусть покажет это ему, и он сделает добро и наверное не повредит ребенку.
……………………

Если же бы мне нужно было сейчас передать ребенку сущность религиозного учения, которое я считаю истиной, я бы сказал ему, что мы пришли в этот мир и живем в нем не по своей воле, а по воле того, что мы называем богом, и что поэтому нам будет хорошо только тогда, когда мы будем исполнять эту волю. Воля же состоит в том, чтобы мы все были счастливы. Для того же, чтобы мы все были счастливы, есть только одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он желал бы, чтобы поступали с ним. На вопрос же о том, как произошел мир, что ожидает нас после смерти, я отвечал бы на первый признанием своего неведения и неправильности такого вопроса (во всем буддийском мире не существует этого вопроса); на второй же отвечал бы предположением о том, что воля призвавшего нас в эту жизнь для нашего блага ведет нас куда-то через смерть, вероятно, для той же цели.
Очень рад буду, если выраженные мною мысли пригодятся вам.
Лев Толстой.
13 декабря 1899.

http://independent-news.ru/?p=11565 прогноз в пользу атеистов
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Письмо Л. Н. Толстого А. И. ДВОРЯНСКОМУ /религия и дети/

Http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_19_20/vol_19/1110.htm
видео
Письмо Л. Н. Толстого
А. И. ДВОРЯНСКОМУ
1899 г. Декабря 13. Москва.
………………………………. Читать полностью
 

Комментарии

dok-mai
27 марта 2012 года
+4
Медаль за маниакальность. Столько бы энергии , да в мирное русло бы. Кстати значок , что содрано из инета забыли поставить. Или это ваше письмо?
ludapoet (автор поста)
27 марта 2012 года
0
quote="dok-mai"]даль за маниакальность. Столько бы энергии , да в мирное русло бы. [/quote]
Сто лет прошло, но злоба всё жива.
Но это, писк лишь комара
dok-mai
27 марта 2012 года
0
upuha
1 апреля 2012 года
0
В ответ на комментарий ludapoet
quote="dok-mai"]даль за маниакальность. Столько бы энергии , да в мирное русло бы. [/quote]
Сто лет прошло, но злоба всё жива.
Но это, писк лишь комара

↑   Перейти к этому комментарию
ludapoet пишет:
Сто лет прошло, но злоба всё жива.
Но это, писк лишь комара
ludapoet (автор поста)
27 марта 2012 года
0
Из / Ответ Льва Толстого на решение Синода об отлучении его от церкви/
Оно <решение Синода об отлучении его, /Толстого/ от церкви>
есть, наконец, подстрекательство к дурным чувствам и поступкам, так как вызвало, как и должно было ожидать, в людях непросвещенных и нерассуждающих озлобление и ненависть ко мне, доходящие до угроз убийства и высказываемые в получаемых мною письмах. «Теперь ты предан анафеме и пойдешь после смерти в вечное мучение и издохнешь как собака... анафема та, старый черт... проклят будь», пишет один. Другой делает упреки правительству за то, что я не заключен еще в монастырь, и наполняет письмо ругательствами. Третий пишет: «Если правительство не уберет тебя, — мы сами заставим тебя замолчать»; письмо кончается проклятиями. «Чтобы уничтожить прохвоста тебя, — пишет четвертый, — у меня найдутся средства...» Следуют неприличные ругательства. Признаки такого же озлобления после постановления синода я замечаю и при встречах с некоторыми людьми. В самый же день 25 /февраля, когда было опубликовано постановление / Ответ Льва Толстого на решение Синода об отлучении его от церкви/
, я, проходя по площади, слышал обращенные ко мне слова: «Вот дьявол в образе человека», и если бы толпа была иначе составлена, очень может быть, что меня бы избили, как избили, несколько лет тому назад, человека у Пантелеймоновской часовни.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Определение_Святейшего_Синода_о_графе_Льве_Толстом#.D0.9B.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0
Содержание п.4
nataliavs
28 марта 2012 года
+1
и в самом деле, если размышлять над Библией, можно и не только такие выводы сделать)))я вот в тупике:как я, человек вроде верующий, должна рассказывать детям, что мир создан Богом?ну явно не так как в Библии написано.Религия устарела уже давно, а Вера видоизменилась...
Мария Травкина
28 марта 2012 года
0
nataliavs пишет:
человек вроде верующий
в этом-то и вся соль. В слове "вроде". Ну, и ещё - в том, чтобы определиться, ВО ЧТО веруешь.
nataliavs пишет:
если размышлять над Библией,
А какие Ваши размышления по данному поводу? просто интересно.
nataliavs
28 марта 2012 года
+2
да такие же, что и в этом письме,плюс еще пара тройка моментов.я к Библии отношусь как памятнику культуры и историческому источнику( я историк по образованию)и всерьез ее могу воспринимать только в таком контексте .а насчет вроде...я не могу назвать себя верующей в общепринятом смысле этого слова.я абсолютно не религиозна.у меня свой Бог.считаю себя частью православной культуры именно как культуры, а не веры или религии
ludapoet (автор поста)
28 марта 2012 года
+1
nataliavs пишет:
я к Библии отношусь как памятнику культуры и историческому источнику

и я также и поэтому в предыдущих так называемых дискуссиях, точнее сказать нападках на мое мировозрение советовала уже служителям церкви, отказаться от религиозных догм , и свои высокие знания истории религии, полученные в академиях, отдать людям.
Marsia
29 марта 2012 года
0
В ответ на комментарий nataliavs
да такие же, что и в этом письме,плюс еще пара тройка моментов.я к Библии отношусь как памятнику культуры и историческому источнику( я историк по образованию)и всерьез ее могу воспринимать только в таком контексте .а насчет вроде...я не могу назвать себя верующей в общепринятом смысле этого слова.я абсолютно не религиозна.у меня свой Бог.считаю себя частью православной культуры именно как культуры, а не веры или религии

↑   Перейти к этому комментарию
nataliavs пишет:
я к Библии отношусь как памятнику культуры и историческому источнику
nataliavs пишет:
.я не могу назвать себя верующей в общепринятом смысле этого слова.я абсолютно не религиозна.у меня свой Бог.считаю себя частью православной культуры именно как культуры, а не веры или религии
ludapoet (автор поста)
29 марта 2012 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
nataliavs пишет:
человек вроде верующий
в этом-то и вся соль. В слове "вроде". Ну, и ещё - в том, чтобы определиться, ВО ЧТО веруешь.
nataliavs пишет:
если размышлять над Библией,
А какие Ваши размышления по данному поводу? просто интересно.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
В слове "вроде". Ну, и ещё - в том, чтобы определиться, ВО ЧТО веруешь.
Л.Н. Толстой "......Вся масса народа — как самые ученые, так и самые неученые рабочие не верят уже не только в эту когда-то двигавшую людьми христианскую религию, но не верит ни в какую религию, верят, что самое понятие религии есть нечто отсталое и ненужное. Люди ученые верят в науку, в социализм, анархизм, прогресс. Люди неученые верят в обряды, в церковную службу, в воскресное неделание, но верят как в предание, приличие; но веры, как веры, соединяющей людей, движущей ими, совсем нет, или остаются исчезающие её остатки......."
Marsia
29 марта 2012 года
0
Мне всегда были близки мысли Л.Н. Толстого на эту тему.
ludapoet (автор поста)
29 марта 2012 года
0
Marsia пишет:
Мне всегда были близки мысли Л.Н. Толстого на эту те
Для мена религия исторически сложившийся факт. И пора давно бы ей удалиться в историю, тем более сейчас, когда она окончательно увязла в болоте.
nataliavs
29 марта 2012 года
0
ludapoet (автор поста)
30 марта 2012 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам