Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Что такое ПЭП?

Что такое ПЭП? Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода.

Патогенными факторами могут быть заболевания матери в период беременности – инфекции, интоксикации, узкий таз, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной шеи, затяжные или стремительные роды, родовые травмы и т.п. В конечном итоге все эти факторы ведут к гипоксии плода. Клинические проявления гипоксии мозга у новорожденных различны. Лечебно- профилактические мероприятия при этих состояниях также не идентичны.

Для правильной оценки состояния новорожденного в родильных домах пользуются оценкой по шкале Апгар. Оценка состояния новорожденного складывается из пяти признаков – 1.сердцебиение, 2.дыхание, 3.мышечный тонус, 4.цвет кожных покровов, 5.рефлексы. Каждый показатель даёт 2 балла. Если сумма показателей равна 8-10 баллам, то состояние новорождённого оценивается как хорошее, при 6-7 баллах – удовлетворительное, 5 и ниже – тяжелое.

Лечение гипоксии сразу после рождения ребенка сводится к быстрому устранению кислородного голодания мозга, для этого применяются различные методы реанимации. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является Детский церебральный паралич (ДЦП). Это одно из тех заболеваний, которое часто приводит к тяжелой инвалидности.

Рассмотрим лечение детей с ПЭП и ДЦП в период после выписки из роддома. Следует отметить, что суть лечения взрослых детей с ДЦП сводится к социальной реабилитации, т.е. к приспособлению к окружающим ребенка условиям, то у детей приблизительно до 3 лет - к восстановлению двигательных функций и воспитанию нервно-мышечного аппарата.

Методики лечения детей с ПЭП и ДЦП зависят от возраста и индивидуальных особенностей, таких как форма и тяжесть заболевания. Они могут включать в себя массаж, ЛФК, иглотерапию, физиотерапевтическое и медикаментозное лечение, занятия с логопедом, психологом и т.п.

Но массаж и ЛФК занимают ведущее значение в реабилитации больного ребенка. Наличие патологического мышечного тонуса может резко сказываться на отставании в темпах двигательного и психического развития.

Хочу остановить Ваше внимание на рефлексах новорожденных детей. До 3-х месяцев жизни они все имеют рефлексы Бабинского, Моро, Войта, Робинзона, ЛТР, ШТР, АШТР. Движения их носят спонтанный характер на уровне спинального автоматизма. Но к 3-м месяцам автоматизм на уровне спинного мозга угасает, а вместе с ним и вышеперечисленные рефлексы. Начинают развиваться рефлексы вертикализации. Сначала цепные рефлексы – с головы на шею, с головы на тело, верхний и нижний Ландау, а затем постепенно к году жизни все остальные двигательные рефлексы.

Так вот суть ПЭП и ДЦП состоит как раз в том, что ряд врождённых автоматических рефлексов на уровне спинного мозга сохраняются и после 3-х месяцев. Они мешают развитию вертикализации ребенка. Одним из основных проявлений этого состояния является мышечный тонус. Он бывает в виде гипертонуса (когда тонус повышен), гипотонуса (тонус понижен), дистонии (тонус, то повышен, то понижен).

Массаж и ЛФК создают благоприятные условия для развития ребенка, ускоряют развитие двигательных функций, нормализуют мышечный тонус, гасят патологические рефлексы на фоне развития рефлексов вертикализации. В настоящее время могут использоваться различные методики ЛФК – Войта, Бобата, Фелиса, Фрелиха и т.п. Могут применяться различные методики массажа - трофический массаж, тонизирующий, седативный массаж, постизометрическая релаксация, массаж воротниковой зоны и т.п. Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах – мячи разных диаметров, роллы, буферные системы. Они используются для создания перепадов ускорения и погашения энергии падения, развития вестибулярных функций, расслаблению тонированных мышц и т.п. Упражнения можно условно разделить на 2 группы – активные и пассивные. Пассивные – задание врачом ребёнку физиологических поз, упражнения в позе эмбриона, расслабление конечностей и частей тела по Фелису, упражнения на удаление и сближение точек прикрепления мышц, упражнения по Бобату на надувных предметах. Активные – упражнения, провоцирующие ребенка на то или иное движение: опора на руки, сесть, встать, удерживать голову, взять предмет, шаговые движения и т.п. Упражнения должны постепенно усложняться. Количество и интенсивность занятий определяется индивидуально. Лучше если занятия проводятся до полного устранения проявлений заболевания, но минимальный курс должен состоять, по меньшей мере, из 20-25 сеансов. В перерывах между курсами родители должны заниматься самостоятельно, но целесообразнее, если это делает профессионал.

При неправильном или неквалифицированном лечении у детей, перенесших ПЭП, могут развиваться проблемы, связанные с мышечным тонусом и вестибулярными реакциями – нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие, энурез, энкопрез, психопатические состояния и т.п.

Мнение, что ПЭП и ДЦП не излечимы, глубоко ошибочно. Во-первых, существуют разные формы и степени тяжести. Во-вторых, даже при тяжелых формах ПЭП и ДЦП квалифицированное, раннее, систематическое лечение обеспечивают социально-бытовую адаптацию при условии, что отсутствуют вторичные биоорганические изменения в связочном и нервно-мышечном аппаратах, возникшие в результате бездействия родителей и постоянной обездвиженности. Поэтому, если у ребёнка имеются хотя бы малейшие нарушения мышечного тонуса, сразу обращайтесь к врачу-специалисту. Только обращайте внимание на то, что этот врач действительно разбирается в неврологии. Если же врач говорит, что ДЦП не лечится или ПЭП пройдёт самостоятельно, то ищите другого. Чаще приходится слышать от врачей, что тонус сам пройдёт, ребёнок разбегается, но, в большей степени, это обусловлено нежеланием вникать в проблему. Такие советы заранее настраивают родителей на бездействие и обрекают детей на жизнь с большим количеством проблем. Из всего сказанного можно сделать вывод: чем раньше начато квалифицированное лечение, тем лучше будет результат.

Статья написана для Детской городской газеты "Наш Аист"
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Что такое ПЭП?
  Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода.
Патогенными факторами могут быть заболевания матери в период беременности – инфекции, интоксикации, узкий таз, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной шеи, затяжные или стремительные роды, родовые травмы и т.п. Читать полностью
 

Комментарии

Flora
18 июня 2010 года
0
Нам тоже ПЭП ставили, но так как к невропатологу у нас попасть нереально ни кто и не рекомендует у него наблюдаться. Да собственно и не объяснили что это такое и с чем его едят, сказали "перерастет". Вот теперь только понимаю - надо было сразу спрашивать: "во что перерастет?". Сейчас сыну 9 лет недавно лежали в больнице, как я говорю "нашли все, кроме лямблий". И с желудком проблемы, и с сердцем, и с неврологией. Как выяснилось - родовая травма. И все проблемы от туда.
mamariana
18 июня 2010 года
0
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ (ПЭП).

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде.
Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок).

ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА

В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин.
Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:

Цитата:1. Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).
2. нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача ; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
3. Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже).
4. Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП". 2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка. Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.
1. Во-первых, тотальное диагностирование "ПЭП" приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.
2. Во-вторых, "гипердиагностика" приводит к извращенным представлениям родителей о "норме" и "патологии". За время проведения исследовательской работы мы столкнулись с двумя случаями, когда родители на наше заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: "Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть "энцефалопатия", а у него нет?"
3. В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка. 3. Негативные последствия для ребенка."Гипердиагностика" имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.
1. Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. При выполнении нашего исследования мы встретили 5 случаев, когда дети с диагнозом "ПЭП", имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.
2. Во-вторых, "гинердиагностика" ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.
3. В-третьих, "гипердиагностика" перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.

Источник: Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. СПб: "Питер", 2000 Н.П.Шабалов,А.Б.Пальчик


Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей.
Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография - РЭГ, эхоэнцефалоскопия - ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.

ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ

Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике - препараты для расслабления мышц, при судорогах - противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной "ПЭП" назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
1. Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
2. Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. - церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
3. Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
4. Гомеопатические средства.
5. Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.
Внимание! Утверждения об "улучшении питания мозга" представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомним также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.

Многие распространенные в СНГ препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применение диакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» - его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), поскольку он доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.

НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ

Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз – эпилепсия, ДЦП и т.д. – медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов – своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .
© С.О.Ковалева (OrFun), В.Ю.Ноговицын (Dr. W.N.)
http:// forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=27797
mariya_kalina (автор поста)
18 июня 2010 года
0
активные ссылки запрещены
наседка
20 июня 2010 года
0
А вы - специалист в этом вопросе?
mariya_kalina (автор поста)
20 июня 2010 года
0
В каком именно?
наседка
20 июня 2010 года
0
mariya_kalina пишет:
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода.
В этом.
mariya_kalina (автор поста)
20 июня 2010 года
0
Когда нам ставили этот диагноз пришлось начитаться столько много литературы, и перед многими врачами покрутить пальцем возле виска
наседка
20 июня 2010 года
0
Понятно! Я тоже - дилетант.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам