Что такое ПЭП?
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода.
Патогенными факторами могут быть заболевания матери в период беременности – инфекции, интоксикации, узкий таз, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной шеи, затяжные или стремительные роды, родовые травмы и т.п. В конечном итоге все эти факторы ведут к гипоксии плода. Клинические проявления гипоксии мозга у новорожденных различны. Лечебно- профилактические мероприятия при этих состояниях также не идентичны.
Для правильной оценки состояния новорожденного в родильных домах пользуются оценкой по шкале Апгар. Оценка состояния новорожденного складывается из пяти признаков – 1.сердцебиение, 2.дыхание, 3.мышечный тонус, 4.цвет кожных покровов, 5.рефлексы. Каждый показатель даёт 2 балла. Если сумма показателей равна 8-10 баллам, то состояние новорождённого оценивается как хорошее, при 6-7 баллах – удовлетворительное, 5 и ниже – тяжелое.
Лечение гипоксии сразу после рождения ребенка сводится к быстрому устранению кислородного голодания мозга, для этого применяются различные методы реанимации. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является Детский церебральный паралич (ДЦП). Это одно из тех заболеваний, которое часто приводит к тяжелой инвалидности.
Рассмотрим лечение детей с ПЭП и ДЦП в период после выписки из роддома. Следует отметить, что суть лечения взрослых детей с ДЦП сводится к социальной реабилитации, т.е. к приспособлению к окружающим ребенка условиям, то у детей приблизительно до 3 лет - к восстановлению двигательных функций и воспитанию нервно-мышечного аппарата.
Методики лечения детей с ПЭП и ДЦП зависят от возраста и индивидуальных особенностей, таких как форма и тяжесть заболевания. Они могут включать в себя массаж, ЛФК, иглотерапию, физиотерапевтическое и медикаментозное лечение, занятия с логопедом, психологом и т.п.
Но массаж и ЛФК занимают ведущее значение в реабилитации больного ребенка. Наличие патологического мышечного тонуса может резко сказываться на отставании в темпах двигательного и психического развития.
Хочу остановить Ваше внимание на рефлексах новорожденных детей. До 3-х месяцев жизни они все имеют рефлексы Бабинского, Моро, Войта, Робинзона, ЛТР, ШТР, АШТР. Движения их носят спонтанный характер на уровне спинального автоматизма. Но к 3-м месяцам автоматизм на уровне спинного мозга угасает, а вместе с ним и вышеперечисленные рефлексы. Начинают развиваться рефлексы вертикализации. Сначала цепные рефлексы – с головы на шею, с головы на тело, верхний и нижний Ландау, а затем постепенно к году жизни все остальные двигательные рефлексы.
Так вот суть ПЭП и ДЦП состоит как раз в том, что ряд врождённых автоматических рефлексов на уровне спинного мозга сохраняются и после 3-х месяцев. Они мешают развитию вертикализации ребенка. Одним из основных проявлений этого состояния является мышечный тонус. Он бывает в виде гипертонуса (когда тонус повышен), гипотонуса (тонус понижен), дистонии (тонус, то повышен, то понижен).
Массаж и ЛФК создают благоприятные условия для развития ребенка, ускоряют развитие двигательных функций, нормализуют мышечный тонус, гасят патологические рефлексы на фоне развития рефлексов вертикализации. В настоящее время могут использоваться различные методики ЛФК – Войта, Бобата, Фелиса, Фрелиха и т.п. Могут применяться различные методики массажа - трофический массаж, тонизирующий, седативный массаж, постизометрическая релаксация, массаж воротниковой зоны и т.п. Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах – мячи разных диаметров, роллы, буферные системы. Они используются для создания перепадов ускорения и погашения энергии падения, развития вестибулярных функций, расслаблению тонированных мышц и т.п. Упражнения можно условно разделить на 2 группы – активные и пассивные. Пассивные – задание врачом ребёнку физиологических поз, упражнения в позе эмбриона, расслабление конечностей и частей тела по Фелису, упражнения на удаление и сближение точек прикрепления мышц, упражнения по Бобату на надувных предметах. Активные – упражнения, провоцирующие ребенка на то или иное движение: опора на руки, сесть, встать, удерживать голову, взять предмет, шаговые движения и т.п. Упражнения должны постепенно усложняться. Количество и интенсивность занятий определяется индивидуально. Лучше если занятия проводятся до полного устранения проявлений заболевания, но минимальный курс должен состоять, по меньшей мере, из 20-25 сеансов. В перерывах между курсами родители должны заниматься самостоятельно, но целесообразнее, если это делает профессионал.
При неправильном или неквалифицированном лечении у детей, перенесших ПЭП, могут развиваться проблемы, связанные с мышечным тонусом и вестибулярными реакциями – нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие, энурез, энкопрез, психопатические состояния и т.п.
Мнение, что ПЭП и ДЦП не излечимы, глубоко ошибочно. Во-первых, существуют разные формы и степени тяжести. Во-вторых, даже при тяжелых формах ПЭП и ДЦП квалифицированное, раннее, систематическое лечение обеспечивают социально-бытовую адаптацию при условии, что отсутствуют вторичные биоорганические изменения в связочном и нервно-мышечном аппаратах, возникшие в результате бездействия родителей и постоянной обездвиженности. Поэтому, если у ребёнка имеются хотя бы малейшие нарушения мышечного тонуса, сразу обращайтесь к врачу-специалисту. Только обращайте внимание на то, что этот врач действительно разбирается в неврологии. Если же врач говорит, что ДЦП не лечится или ПЭП пройдёт самостоятельно, то ищите другого. Чаще приходится слышать от врачей, что тонус сам пройдёт, ребёнок разбегается, но, в большей степени, это обусловлено нежеланием вникать в проблему. Такие советы заранее настраивают родителей на бездействие и обрекают детей на жизнь с большим количеством проблем. Из всего сказанного можно сделать вывод: чем раньше начато квалифицированное лечение, тем лучше будет результат.
Статья написана для Детской городской газеты "Наш Аист"
Патогенными факторами могут быть заболевания матери в период беременности – инфекции, интоксикации, узкий таз, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной шеи, затяжные или стремительные роды, родовые травмы и т.п. В конечном итоге все эти факторы ведут к гипоксии плода. Клинические проявления гипоксии мозга у новорожденных различны. Лечебно- профилактические мероприятия при этих состояниях также не идентичны.
Для правильной оценки состояния новорожденного в родильных домах пользуются оценкой по шкале Апгар. Оценка состояния новорожденного складывается из пяти признаков – 1.сердцебиение, 2.дыхание, 3.мышечный тонус, 4.цвет кожных покровов, 5.рефлексы. Каждый показатель даёт 2 балла. Если сумма показателей равна 8-10 баллам, то состояние новорождённого оценивается как хорошее, при 6-7 баллах – удовлетворительное, 5 и ниже – тяжелое.
Лечение гипоксии сразу после рождения ребенка сводится к быстрому устранению кислородного голодания мозга, для этого применяются различные методы реанимации. Одним из самых грозных осложнений ПЭП является Детский церебральный паралич (ДЦП). Это одно из тех заболеваний, которое часто приводит к тяжелой инвалидности.
Рассмотрим лечение детей с ПЭП и ДЦП в период после выписки из роддома. Следует отметить, что суть лечения взрослых детей с ДЦП сводится к социальной реабилитации, т.е. к приспособлению к окружающим ребенка условиям, то у детей приблизительно до 3 лет - к восстановлению двигательных функций и воспитанию нервно-мышечного аппарата.
Методики лечения детей с ПЭП и ДЦП зависят от возраста и индивидуальных особенностей, таких как форма и тяжесть заболевания. Они могут включать в себя массаж, ЛФК, иглотерапию, физиотерапевтическое и медикаментозное лечение, занятия с логопедом, психологом и т.п.
Но массаж и ЛФК занимают ведущее значение в реабилитации больного ребенка. Наличие патологического мышечного тонуса может резко сказываться на отставании в темпах двигательного и психического развития.
Хочу остановить Ваше внимание на рефлексах новорожденных детей. До 3-х месяцев жизни они все имеют рефлексы Бабинского, Моро, Войта, Робинзона, ЛТР, ШТР, АШТР. Движения их носят спонтанный характер на уровне спинального автоматизма. Но к 3-м месяцам автоматизм на уровне спинного мозга угасает, а вместе с ним и вышеперечисленные рефлексы. Начинают развиваться рефлексы вертикализации. Сначала цепные рефлексы – с головы на шею, с головы на тело, верхний и нижний Ландау, а затем постепенно к году жизни все остальные двигательные рефлексы.
Так вот суть ПЭП и ДЦП состоит как раз в том, что ряд врождённых автоматических рефлексов на уровне спинного мозга сохраняются и после 3-х месяцев. Они мешают развитию вертикализации ребенка. Одним из основных проявлений этого состояния является мышечный тонус. Он бывает в виде гипертонуса (когда тонус повышен), гипотонуса (тонус понижен), дистонии (тонус, то повышен, то понижен).
Массаж и ЛФК создают благоприятные условия для развития ребенка, ускоряют развитие двигательных функций, нормализуют мышечный тонус, гасят патологические рефлексы на фоне развития рефлексов вертикализации. В настоящее время могут использоваться различные методики ЛФК – Войта, Бобата, Фелиса, Фрелиха и т.п. Могут применяться различные методики массажа - трофический массаж, тонизирующий, седативный массаж, постизометрическая релаксация, массаж воротниковой зоны и т.п. Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах – мячи разных диаметров, роллы, буферные системы. Они используются для создания перепадов ускорения и погашения энергии падения, развития вестибулярных функций, расслаблению тонированных мышц и т.п. Упражнения можно условно разделить на 2 группы – активные и пассивные. Пассивные – задание врачом ребёнку физиологических поз, упражнения в позе эмбриона, расслабление конечностей и частей тела по Фелису, упражнения на удаление и сближение точек прикрепления мышц, упражнения по Бобату на надувных предметах. Активные – упражнения, провоцирующие ребенка на то или иное движение: опора на руки, сесть, встать, удерживать голову, взять предмет, шаговые движения и т.п. Упражнения должны постепенно усложняться. Количество и интенсивность занятий определяется индивидуально. Лучше если занятия проводятся до полного устранения проявлений заболевания, но минимальный курс должен состоять, по меньшей мере, из 20-25 сеансов. В перерывах между курсами родители должны заниматься самостоятельно, но целесообразнее, если это делает профессионал.
При неправильном или неквалифицированном лечении у детей, перенесших ПЭП, могут развиваться проблемы, связанные с мышечным тонусом и вестибулярными реакциями – нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие, энурез, энкопрез, психопатические состояния и т.п.
Мнение, что ПЭП и ДЦП не излечимы, глубоко ошибочно. Во-первых, существуют разные формы и степени тяжести. Во-вторых, даже при тяжелых формах ПЭП и ДЦП квалифицированное, раннее, систематическое лечение обеспечивают социально-бытовую адаптацию при условии, что отсутствуют вторичные биоорганические изменения в связочном и нервно-мышечном аппаратах, возникшие в результате бездействия родителей и постоянной обездвиженности. Поэтому, если у ребёнка имеются хотя бы малейшие нарушения мышечного тонуса, сразу обращайтесь к врачу-специалисту. Только обращайте внимание на то, что этот врач действительно разбирается в неврологии. Если же врач говорит, что ДЦП не лечится или ПЭП пройдёт самостоятельно, то ищите другого. Чаще приходится слышать от врачей, что тонус сам пройдёт, ребёнок разбегается, но, в большей степени, это обусловлено нежеланием вникать в проблему. Такие советы заранее настраивают родителей на бездействие и обрекают детей на жизнь с большим количеством проблем. Из всего сказанного можно сделать вывод: чем раньше начато квалифицированное лечение, тем лучше будет результат.
Статья написана для Детской городской газеты "Наш Аист"
Комментарии
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде.
Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок).
ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА
В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин.
Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:
Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей.
Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография - РЭГ, эхоэнцефалоскопия - ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.
ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ
Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике - препараты для расслабления мышц, при судорогах - противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной "ПЭП" назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
1. Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
2. Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. - церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
3. Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
4. Гомеопатические средства.
5. Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.
Внимание! Утверждения об "улучшении питания мозга" представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомним также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.
Многие распространенные в СНГ препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применение диакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» - его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), поскольку он доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.
НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ
Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз – эпилепсия, ДЦП и т.д. – медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов – своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .
© С.О.Ковалева (OrFun), В.Ю.Ноговицын (Dr. W.N.)
http:// forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=27797
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: