Ребёночек: малыш и предметы
Запись от 27 октября 2011
Занятно наблюдать, как ребёнок знакомится с предметным миром. С момента, когда сын самостоятельно взял в руки первый предмет до момента, когда он начал тянуть руки ко всему, прошло буквально несколько дней.
Поначалу процесс хватания напоминает игровой автомат, где надо управляемой клешнёй захватить желаемую вещь. :-) Так и здесь – то промахивается, то скользит, то падает… Но как только предмет попадает в руки – сразу отправляется в рот. =) Надо сказать, что это самое хватание предметов быстро прогрессирует. И вот, малыш уже может взять и удержать то, что раньше никак не шло в руки. Тогда начинается следующий этап – постучать предметом по любой поверхности, потом повозить…
Когда эти стадии освоены в совершенстве, начинается более детальное исследование предметов: ребёнок их изучает и пытается применить. Вот этот этап растягивается на много месяцев (а может и лет), здесь малыш напоминает заядлого квестера. )) Ладно там, когда получается применить крышку к кружке. А попробуй-ка применить зубную щётку к кубику! Явно фигня получается… но надо же проверить, а вдруг и за этой комбинацией что-то кроется. Сейчас у Макса особо любимые квесты – применить пульт к телевизору, ключ к коробке, телефон к уху, любую крышку к тому, что она закрывает, и всё, что можно куда-то вложить, а потом вытащить. Есть много не пройденных квестов, например, разобраться с папиным маленьким кирпичком (aka I-pod) и большим кирпичом (aka Macbook-air) или научиться раскручивать тюбики (ящик Пандоры!).
Есть ещё несколько занятных особенностей познания предметного мира. Например, когда ребёнок научился брать предмет, он всё ещё не умеет класть его обратно, и когда малыш теряет интерес к тому, что у него в руках, то пальцы разжимаются, и оно всё падает (а иногда не разжимаются, и руки тянутся к чему-то новому прямо со старым предметом в руках). И вот это неумение класть сохраняется надолго. Сейчас Макс уже на стадии, когда может намеренно ронять предметы, но вот просто положить он может только в руку просящего. Кстати, есть одна распространённая ошибка в отношении взрослого к ребёнку, познающему предметный мир: если малыш взял что-то не то (опасное, например, или так, каку какую), взрослый часто кидается забирать, и вызывает веками заложенную реакцию «не отдавать», ручки сжимаются крепко-накрепко, приходится буквально вырывать объект из рук, провоцируя скандал или, не дай бог, если это нож, то даже травмы. На самом же деле, ребёнок по сути своей вовсе не жадный и не противный, как может показаться, и если взрослый нормально попросит, протянет руку с просящим жестом, то ребёнок отдаст – видимо, это тоже глубоко заложенное нечто – откликаться на просьбу (просто почему-то взрослые, даже родители, редко обращаются к малышу с просьбой). Не знаю, до какого времени будет действовать это искреннее «отдавание», возможно, до периода отрицания (кстати, так же действует вытаскивание изо рта: начнёшь раскрывать рот и выуживать – наверняка проглотит, а подставишь руку ко рту и поманишь с просьбой «отдай» – вываливает всё, что накопилось).
Ещё есть мнение, что не стоит прятать от ребёнка все опасные предметы, а лучше знакомить с ними малыша под руководством взрослого. Что такое «опасные предметы», каждый родитель решает сам для себя. Для кого-то это оправданные вещи, типа ножей, иголок и спичек, а для кого-то и ложку с карандашом лучше не давать, ибо…
И, конечно, ребёнок, изучая предметный мир, прежде всего и больше всего интересуется теми же вещами, что и люди вокруг него. А игрушки – так, развлечение. ) Родителям стоит учитывать это. Поэтому неоправданно жестоко, на мой взгляд, забирать все взрослые предметы, оставляя малыша только с игрушками. Лучше сразу определитесь, что вы будете давать ребёнку, а что нет (например, мы даём Максу изучать и те вещи, которые часто занимают нас – пульты, телефоны, компьютеры, ключи, сумки и всякую кухонную утварь... хотя, с раннего младенчества Макс тяготеет к коробкам). И если он взял то, что «нельзя», не надо просто забирать и всё. Дайте ему взамен какую-нибудь взрослую вещь, которую «можно». Так справедливость хоть немного восторжествует. )
Макс взял первый предмет! и безумные родители, конечно, сразу зафотали ребёнка

какое-то время, эта погрызушка была самым удобным предметом для держания и грызения

потом в ход пошли более сложные предметы )

и вот уже юный квестер разбирается в устройстве чехла от фотоаппарата
Занятно наблюдать, как ребёнок знакомится с предметным миром. С момента, когда сын самостоятельно взял в руки первый предмет до момента, когда он начал тянуть руки ко всему, прошло буквально несколько дней.
Поначалу процесс хватания напоминает игровой автомат, где надо управляемой клешнёй захватить желаемую вещь. :-) Так и здесь – то промахивается, то скользит, то падает… Но как только предмет попадает в руки – сразу отправляется в рот. =) Надо сказать, что это самое хватание предметов быстро прогрессирует. И вот, малыш уже может взять и удержать то, что раньше никак не шло в руки. Тогда начинается следующий этап – постучать предметом по любой поверхности, потом повозить…
Когда эти стадии освоены в совершенстве, начинается более детальное исследование предметов: ребёнок их изучает и пытается применить. Вот этот этап растягивается на много месяцев (а может и лет), здесь малыш напоминает заядлого квестера. )) Ладно там, когда получается применить крышку к кружке. А попробуй-ка применить зубную щётку к кубику! Явно фигня получается… но надо же проверить, а вдруг и за этой комбинацией что-то кроется. Сейчас у Макса особо любимые квесты – применить пульт к телевизору, ключ к коробке, телефон к уху, любую крышку к тому, что она закрывает, и всё, что можно куда-то вложить, а потом вытащить. Есть много не пройденных квестов, например, разобраться с папиным маленьким кирпичком (aka I-pod) и большим кирпичом (aka Macbook-air) или научиться раскручивать тюбики (ящик Пандоры!).
Есть ещё несколько занятных особенностей познания предметного мира. Например, когда ребёнок научился брать предмет, он всё ещё не умеет класть его обратно, и когда малыш теряет интерес к тому, что у него в руках, то пальцы разжимаются, и оно всё падает (а иногда не разжимаются, и руки тянутся к чему-то новому прямо со старым предметом в руках). И вот это неумение класть сохраняется надолго. Сейчас Макс уже на стадии, когда может намеренно ронять предметы, но вот просто положить он может только в руку просящего. Кстати, есть одна распространённая ошибка в отношении взрослого к ребёнку, познающему предметный мир: если малыш взял что-то не то (опасное, например, или так, каку какую), взрослый часто кидается забирать, и вызывает веками заложенную реакцию «не отдавать», ручки сжимаются крепко-накрепко, приходится буквально вырывать объект из рук, провоцируя скандал или, не дай бог, если это нож, то даже травмы. На самом же деле, ребёнок по сути своей вовсе не жадный и не противный, как может показаться, и если взрослый нормально попросит, протянет руку с просящим жестом, то ребёнок отдаст – видимо, это тоже глубоко заложенное нечто – откликаться на просьбу (просто почему-то взрослые, даже родители, редко обращаются к малышу с просьбой). Не знаю, до какого времени будет действовать это искреннее «отдавание», возможно, до периода отрицания (кстати, так же действует вытаскивание изо рта: начнёшь раскрывать рот и выуживать – наверняка проглотит, а подставишь руку ко рту и поманишь с просьбой «отдай» – вываливает всё, что накопилось).
Ещё есть мнение, что не стоит прятать от ребёнка все опасные предметы, а лучше знакомить с ними малыша под руководством взрослого. Что такое «опасные предметы», каждый родитель решает сам для себя. Для кого-то это оправданные вещи, типа ножей, иголок и спичек, а для кого-то и ложку с карандашом лучше не давать, ибо…
И, конечно, ребёнок, изучая предметный мир, прежде всего и больше всего интересуется теми же вещами, что и люди вокруг него. А игрушки – так, развлечение. ) Родителям стоит учитывать это. Поэтому неоправданно жестоко, на мой взгляд, забирать все взрослые предметы, оставляя малыша только с игрушками. Лучше сразу определитесь, что вы будете давать ребёнку, а что нет (например, мы даём Максу изучать и те вещи, которые часто занимают нас – пульты, телефоны, компьютеры, ключи, сумки и всякую кухонную утварь... хотя, с раннего младенчества Макс тяготеет к коробкам). И если он взял то, что «нельзя», не надо просто забирать и всё. Дайте ему взамен какую-нибудь взрослую вещь, которую «можно». Так справедливость хоть немного восторжествует. )
Макс взял первый предмет! и безумные родители, конечно, сразу зафотали ребёнка

какое-то время, эта погрызушка была самым удобным предметом для держания и грызения

потом в ход пошли более сложные предметы )

и вот уже юный квестер разбирается в устройстве чехла от фотоаппарата

+10 |
![]() |
5 комментариев |
Комментарии
так здорово !!!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: