КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА...
Меня зовут Чаплыгин Евгений Васильевич. Я являюсь автором и разработчиком нескольких игровых обучающих методик и пособий для детей дошкольного возраста и детей, которые учатся в начальной школе. Эти методики и пособия заметно отличаются от того, что выпускается, продаётся и применяется для развития и обучения детей после трёх лет.
Самое главное - они не только в несколько раз ускоряют обучение ребёнка, они превращают обучение в интересную игру - ребёнок никак не воспринимает, что его учат читать или считать, например, - он просто играет с мамой или с бабушкой и по ходу игры обучается.
Не для кого не секрет, что для ребёнка - дошкольника игра - это самая настоящая действительность и реальность, как в восприятии, так и в ощущениях. Во время игры дети учатся жить в реальном мире, учатся воспринимать ситуацию, проблему, задачу и решать её. Во время игры они учатся взаимодействовать с другими людьми (в том числе со сверстниками) и выстраивать отношения. Ребёнка мало волнует - что будет завтра и, тем более, через неделю. Отчасти от того, что ребёнок ещё не так, как, мы воспринимает течение времени. Ребёнок живёт настоящим моментом и поэтому в каждый конкретный момент его жизни у него должно получаться то, чем он занимается. И тем более, если его чему-то обучают (даже в игре!) - он должен сразу видеть результат своей работы. Это и интерес, и мотивация, и стимул заниматься дальше и узнать больше. Ведь маленький ребёнок исследователь по своей природе - а ЧТО будет, если я сделаю ВОТ ТАК? ТОЛЬКО ТАК ребёнок приобретает знания и опыт, которые уже навсегда останутся с ним.
Вот на таких и подобных принципах развития и обучения маленьких детей построены мои обучающие игры. Более подробно об этом можно почитать и посмотреть, если набрать в любом поисковике фразу "кубики Чаплыгина" или задать мне вопрос. Мне важно услышать ваши вопросы и мнения ещё и потому, что только вы - родители и ваши дети могут реально оценить эти обучающие и развивающие игры, а я уже на основе вашего опыта смогу что-то улучшить или придумать новое.
Самое главное - они не только в несколько раз ускоряют обучение ребёнка, они превращают обучение в интересную игру - ребёнок никак не воспринимает, что его учат читать или считать, например, - он просто играет с мамой или с бабушкой и по ходу игры обучается.
Не для кого не секрет, что для ребёнка - дошкольника игра - это самая настоящая действительность и реальность, как в восприятии, так и в ощущениях. Во время игры дети учатся жить в реальном мире, учатся воспринимать ситуацию, проблему, задачу и решать её. Во время игры они учатся взаимодействовать с другими людьми (в том числе со сверстниками) и выстраивать отношения. Ребёнка мало волнует - что будет завтра и, тем более, через неделю. Отчасти от того, что ребёнок ещё не так, как, мы воспринимает течение времени. Ребёнок живёт настоящим моментом и поэтому в каждый конкретный момент его жизни у него должно получаться то, чем он занимается. И тем более, если его чему-то обучают (даже в игре!) - он должен сразу видеть результат своей работы. Это и интерес, и мотивация, и стимул заниматься дальше и узнать больше. Ведь маленький ребёнок исследователь по своей природе - а ЧТО будет, если я сделаю ВОТ ТАК? ТОЛЬКО ТАК ребёнок приобретает знания и опыт, которые уже навсегда останутся с ним.
Вот на таких и подобных принципах развития и обучения маленьких детей построены мои обучающие игры. Более подробно об этом можно почитать и посмотреть, если набрать в любом поисковике фразу "кубики Чаплыгина" или задать мне вопрос. Мне важно услышать ваши вопросы и мнения ещё и потому, что только вы - родители и ваши дети могут реально оценить эти обучающие и развивающие игры, а я уже на основе вашего опыта смогу что-то улучшить или придумать новое.
Комментарии
и я!!!)))))))))))
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Спасибо.
Читать учиться, будем пробовать по Зайцеву (приобрели несколько дней назад кубики)
я в шоке....а ситхи читает младший?
А вот второй немного другой. Дюш наоборот спокойнее, усидчивее, ему интереснее складывать пазлы, кубики, сортёры, катать машинки. Он и пошёл попозже, в 9.5 мес. и книжки его меньше интерессуют
Мой ответ будет совершенно неожиданным для всех, а не только для тех, кто не знаком с моей методикой обучения ребёнка умению читать.
Ответ: буквы учить не надо. Вообще не надо. Даже, если скоро в школу, а в возрасте Вашего малыша (меньше трёх лет) - тем более не надо. Более того, - в подавляющем большинстве случаев (это очень сильно зависит от действий мамочки) очень хорошо заученные буквы буквально останавливают у ребёнка образование навыка чтения и родители просто не знают - ЧТО с этим потом делать и КАК быть дальше. Живые примеры на эту тему можно найти на различных форумах в сети, где мамочки обсуждают проблемы обучения чтению.
Да, забыл упомянуть, что буквы учить не надо, только если учить ребёночка читать так, как я предлагаю.
А чтобы мой ответ не прозвучал безответственно, могу сказать, что на свой способ обучения детей чтению, я получил Патент Российской Федерации (замечу, что запатентовать что-либо в обучении детей грамоте очень сложно, - считается, что в этой области уже всё известно лет сто) и две золотых медали Международных выставок игрушек и товаров для детей в номинации "Обучение и развитие ребёнка". Также имеются отличные отзывы и рекомендации кафедры педагогики и психологии Белгородского Государственного Университета и Старооскольского института усовершенствования учителей, которые рекомендуют родителям мой способ обучения детей чтению в домашних условиях. Так что всё серьёзно.
И ещё. Почитал комментарии выше и у меня вопрос сразу ко всем: а зачем Вы учите таких маленьких ( меньше трёх лет!) буквам, цифрам, чтению и счёту?
И цифры так-же - от старшей дочери осталось много книг по математике для деток - смотрит с удовольствием, сама несет именно эти книги, тычет пальчиком - читай! Подарила месяц назад - доску с вкладышами - пальчики и цифры - фаворит! Каждый день сама достает - складывает, перекладывает - я попутно озвучиваю - предметы до 3-х включительно - спросишь сколько не задумываясь отвечает. По порядку до десяти считает. Когда укладываю спать - требует чтобы я не песни пела, а считалки рассказывала. На НГ было подарено много разных игрушек - а ей понравился плакат с цифрами и картинками.
Так что у нас не я её учу - а она меня заставляет! Разве это плохо?
Мой ответ будет совершенно неожиданным для всех, а не только для тех, кто не знаком с моей методикой обучения ребёнка умению читать.
Ответ: буквы учить не надо. Вообще не надо. Даже, если скоро в школу, а в возрасте Вашего малыша (меньше трёх лет) - тем более не надо. Более того, - в подавляющем большинстве случаев (это очень сильно зависит от действий мамочки) очень хорошо заученные буквы буквально останавливают у ребёнка образование навыка чтения и родители просто не знают - ЧТО с этим потом делать и КАК быть дальше. Живые примеры на эту тему можно найти на различных форумах в сети, где мамочки обсуждают проблемы обучения чтению.
Да, забыл упомянуть, что буквы учить не надо, только если учить ребёночка читать так, как я предлагаю.
А чтобы мой ответ не прозвучал безответственно, могу сказать, что на свой способ обучения детей чтению, я получил Патент Российской Федерации (замечу, что запатентовать что-либо в обучении детей грамоте очень сложно, - считается, что в этой области уже всё известно лет сто) и две золотых медали Международных выставок игрушек и товаров для детей в номинации "Обучение и развитие ребёнка". Также имеются отличные отзывы и рекомендации кафедры педагогики и психологии Белгородского Государственного Университета и Старооскольского института усовершенствования учителей, которые рекомендуют родителям мой способ обучения детей чтению в домашних условиях. Так что всё серьёзно.
И ещё. Почитал комментарии выше и у меня вопрос сразу ко всем: а зачем Вы учите таких маленьких ( меньше трёх лет!) буквам, цифрам, чтению и счёту?
↑ Перейти к этому комментарию
Спасибо!
Мой ответ будет совершенно неожиданным для всех, а не только для тех, кто не знаком с моей методикой обучения ребёнка умению читать.
Ответ: буквы учить не надо. Вообще не надо. Даже, если скоро в школу, а в возрасте Вашего малыша (меньше трёх лет) - тем более не надо. Более того, - в подавляющем большинстве случаев (это очень сильно зависит от действий мамочки) очень хорошо заученные буквы буквально останавливают у ребёнка образование навыка чтения и родители просто не знают - ЧТО с этим потом делать и КАК быть дальше. Живые примеры на эту тему можно найти на различных форумах в сети, где мамочки обсуждают проблемы обучения чтению.
Да, забыл упомянуть, что буквы учить не надо, только если учить ребёночка читать так, как я предлагаю.
А чтобы мой ответ не прозвучал безответственно, могу сказать, что на свой способ обучения детей чтению, я получил Патент Российской Федерации (замечу, что запатентовать что-либо в обучении детей грамоте очень сложно, - считается, что в этой области уже всё известно лет сто) и две золотых медали Международных выставок игрушек и товаров для детей в номинации "Обучение и развитие ребёнка". Также имеются отличные отзывы и рекомендации кафедры педагогики и психологии Белгородского Государственного Университета и Старооскольского института усовершенствования учителей, которые рекомендуют родителям мой способ обучения детей чтению в домашних условиях. Так что всё серьёзно.
И ещё. Почитал комментарии выше и у меня вопрос сразу ко всем: а зачем Вы учите таких маленьких ( меньше трёх лет!) буквам, цифрам, чтению и счёту?
↑ Перейти к этому комментарию
А по теме. Моя дочь с 1,5 лет интересуется буквами. Многие знает и узнает их.
Мой ответ будет совершенно неожиданным для всех, а не только для тех, кто не знаком с моей методикой обучения ребёнка умению читать.
Ответ: буквы учить не надо. Вообще не надо. Даже, если скоро в школу, а в возрасте Вашего малыша (меньше трёх лет) - тем более не надо. Более того, - в подавляющем большинстве случаев (это очень сильно зависит от действий мамочки) очень хорошо заученные буквы буквально останавливают у ребёнка образование навыка чтения и родители просто не знают - ЧТО с этим потом делать и КАК быть дальше. Живые примеры на эту тему можно найти на различных форумах в сети, где мамочки обсуждают проблемы обучения чтению.
Да, забыл упомянуть, что буквы учить не надо, только если учить ребёночка читать так, как я предлагаю.
А чтобы мой ответ не прозвучал безответственно, могу сказать, что на свой способ обучения детей чтению, я получил Патент Российской Федерации (замечу, что запатентовать что-либо в обучении детей грамоте очень сложно, - считается, что в этой области уже всё известно лет сто) и две золотых медали Международных выставок игрушек и товаров для детей в номинации "Обучение и развитие ребёнка". Также имеются отличные отзывы и рекомендации кафедры педагогики и психологии Белгородского Государственного Университета и Старооскольского института усовершенствования учителей, которые рекомендуют родителям мой способ обучения детей чтению в домашних условиях. Так что всё серьёзно.
И ещё. Почитал комментарии выше и у меня вопрос сразу ко всем: а зачем Вы учите таких маленьких ( меньше трёх лет!) буквам, цифрам, чтению и счёту?
↑ Перейти к этому комментарию
Мой ответ будет совершенно неожиданным для всех, а не только для тех, кто не знаком с моей методикой обучения ребёнка умению читать.
Ответ: буквы учить не надо. Вообще не надо. Даже, если скоро в школу, а в возрасте Вашего малыша (меньше трёх лет) - тем более не надо. Более того, - в подавляющем большинстве случаев (это очень сильно зависит от действий мамочки) очень хорошо заученные буквы буквально останавливают у ребёнка образование навыка чтения и родители просто не знают - ЧТО с этим потом делать и КАК быть дальше. Живые примеры на эту тему можно найти на различных форумах в сети, где мамочки обсуждают проблемы обучения чтению.
Да, забыл упомянуть, что буквы учить не надо, только если учить ребёночка читать так, как я предлагаю.
А чтобы мой ответ не прозвучал безответственно, могу сказать, что на свой способ обучения детей чтению, я получил Патент Российской Федерации (замечу, что запатентовать что-либо в обучении детей грамоте очень сложно, - считается, что в этой области уже всё известно лет сто) и две золотых медали Международных выставок игрушек и товаров для детей в номинации "Обучение и развитие ребёнка". Также имеются отличные отзывы и рекомендации кафедры педагогики и психологии Белгородского Государственного Университета и Старооскольского института усовершенствования учителей, которые рекомендуют родителям мой способ обучения детей чтению в домашних условиях. Так что всё серьёзно.
И ещё. Почитал комментарии выше и у меня вопрос сразу ко всем: а зачем Вы учите таких маленьких ( меньше трёх лет!) буквам, цифрам, чтению и счёту?
↑ Перейти к этому комментарию
А в год и восемь, когда вместе рисовали, как-то по ходу она выучила фигуры: овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Цвета к двум годам выучила - почему бы и нет?
Много стихов и песен знает наизусть - просто запоминает то, что ей читают или поют.
А вот буквы - никак не запоминает! А и О путает. На букву О может сказать " нолик" . Правда, если сказать ей нарисуй букву О, то рисует кружок. Но дальше буквы О мы не продвигаемся, причем у нее нет терпения или желания учить буквы. А вот считать предметы может с удовольствием и долго!
По моей методике, ребёнок 5 - 6-ти лет, даже не знающий НИ ОДНОЙ буквы, через три дня начинает САМ СОСТАВЛЯТЬ и ЧИТАТЬ СЛОВА. Естественно, у 4-х или 3-х- летних детей этот срок удлинняется до 5 - 10 дней.
Если знает несколько букв или половину алфавита, но не понимает, как из букв складывать целые СЛОВА, то такому ребёнку хватает одного занятия 10 - 15 мин., чтобы начать самостоятельно составлять слова и читать их.
Всё это расписано в моей методике обучения детей.
Если учить ребёнка общепринятым способом или ЛЮБЫМИ другими способами (даже самыми модными), то в принципе нет большой разницы, когда начинать учить буквы - за очень редким исключением все мамочки сталкиваются с одной и той же трудностью - ребёнок не понимает КАК соединять отдельные буквы в слова. Это проблема, которая у всех решается очень сложно и долго - намучиться успевают все, и дети, и родители, и учителя. ПОЧЕМУ это происходит и КАК этого избежать, опять же очень подробно расписано у меня в методике.
А в год и восемь, когда вместе рисовали, как-то по ходу она выучила фигуры: овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник и ромб. Цвета к двум годам выучила - почему бы и нет?
Много стихов и песен знает наизусть - просто запоминает то, что ей читают или поют.
А вот буквы - никак не запоминает! А и О путает. На букву О может сказать " нолик" . Правда, если сказать ей нарисуй букву О, то рисует кружок. Но дальше буквы О мы не продвигаемся, причем у нее нет терпения или желания учить буквы. А вот считать предметы может с удовольствием и долго!
↑ Перейти к этому комментарию
А в какие еще ролевые игры можно играть? Посоветуйте пожалуйста - а то у меня с фантазией туго.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А детки да все разные - у меня в окружении - наши ровесники еще не разговаривают. И нет интереса к книгам, стихам, буквам.
Подсмотрела : у вас столько деток!!! Вы молодец!
Спасибо за ваши ответы, пойду баюшки, а то у нас утро скоро
↑ Перейти к этому комментарию
Отвечаю.
Глен Доман - американский врач. И методику обучения разрабатывал для больных детей. Результаты получил поразительные.Так, КАК он научил, не смогла научить ни какая другая методика. Потом решили, что раз смогли обучиться больные дети, то здоровые ещё лучше научатся! Методику адаптировали под здоровых детей, а потом она стала даже модной. Вот такая история.
Как я к ней отношусь? Отношусь нормально - она работает и очень даже развивает детей. Именно так - развивает, а обучает меньше. Это в классическом понимании смысла слов "развитие" и "обучение". Только надо учесть, что работает она где-то до возраста 3 лет. Это особенность её содержания, особенности приёмов и методов обучения и развития, заложенных в эту методику.
Точно также обстоит дело и с цифрами. Основам счёта нужно учить совсем по-другому.
Так что все попытки заниматься "чтением" до 3-х лет к настоящему чтению отношения не имеют. У меня все эти моменты хорошо расписаны в методике обучения ребёнка.
А вообще у меня нет цели научить читать рано во что бы то не встало. Интересуется буквами - проговариваю, но как то не настаиваю - тем более не делаю это специально - конечно если вижу результат - правильно названная буква - радуюсь и хвалю ребенка!
У меня нет такого, чтобы специально отведенное время, да еще по несколько раз в день проговаривать буквы, цифры.... Нет! Принес ребенок книжку - читаем, смотрим, нет я не настаиваю! Думаю что правильный подход - не переусердствовать в своих стараниях.
Раньше она смотрела картинки с буквами и больше заостряла внимание на картинки, а сейчас больше обращает внимание на сами буквы - берет книгу, открывает первую страницу где название крупными буквами и именно в буквы тычет пальчиком и проговаривает их - сама без моей помощи.
Может я плохо объясняю как она себя ведет с этими буквами, но поверьте буквы она может именно прочитать, узнать в любом месте, в любом цвете, шрифте, то есть знание не основано на определенной картинке - как в случае с карточками.
Теперь опять по чтению и ПРО БУКВЫ,
Я всё пытаюсь донести до Вас и до других родителей, которые пытаются учить буквы, очень простую мысль - знание букв ДО начала освоения настоящего чтения очень даже осложнит ребёнку понимание КАК прочитать слово, даже если он УЖЕ знает ВСЕ буквы, из которых состоит это слово.
На первый взгляд - я написал полную ерунду и я постоянно сталкиваюсь с ТАКОЙ реакцией родителей, когда говорю им про это.
Поэтому я размещаю здесь отрывочек из своей методики на эту тему. Почитайте, возможно на многое Вы посмотрите другими глазами.
Почему ВАМ так сложно научить ребёнка читать и считать.
Навыки чтения и, особенно, устного счёта - это элементарные навыки с точки зрения работы нашего мозга. Почему же так трудно и долго эти навыки вырабатываются у ребёнка? Сколько угодно примеров (тот же компьютер и подобные электронные игрушки), когда ребёнок сходу осваивает более сложные вещи, понятия и навыки, чему мы, взрослые, учимся гораздо дольше!
Может потому, что мы не знаем, КАК это сделать намного быстрее, проще, эффективнее и без проблем, а ещё и сами по незнанию создаём разные проблемы и трудности и себе и ребёнку, чтобы затем с ними бороться.
КАК ребёнок ОБРАЗовывает понятия, представления, личный опыт, а, значит, - обучается? И почему он часто не обучается - ведь мы вроде бы всё для этого делали, старались, а результат совсем не тот, на который Вы рассчитывали ВМЕСТЕ с ребёнком?
КАК это обычно бывает практически у всех:
Мама начала учить с ребёнком буквы по кубикам с картинками или по книжке с картинками, или по модной сейчас магнитной Азбуке с картинками.
Нарисован Арбуз - буква А, нарисован Барабан - буква Б и так далее.
Сделав несколько удачных попыток связать в сознании ребёнка изображение буквы и образа нарисованного на кубике предмета, а затем, занеся всё это в память ребёнка в таком же виде, Вы добьётесь очень важного результата, а именно - Вы дадите ему в руки, образно говоря, КЛЮЧ.
КЛЮЧ - это психологическое понятие, означающее алгоритм или порядок действий в аналогичной ситуации.
Конкретно - Вы научите ребёнка тому, что всё, что он видит и ощущает вокруг, обозначается каким-либо словом и это слово начинается на какую-то букву. Причём - каждое слово на «свою букву». А поскольку ребёнок не понимает ещё разницы между понятиями «буква» и «звук» (а объяснять ему эту разницу в его возрасте всё равно бесполезно - он её не поймёт), то Вы неожиданно для себя обнаруживаете, что ребёнок довольно произвольно пользуется этими понятиями, отчего и происходит путаница в его голове и в его действиях.
Здесь Вы попадаете в первую психологическую и методическую ловушку. После нескольких удачно освоенных действий, когда ребёнок уверенно называет и показывает буквы на картинках, и он и Вы начинаете считать, что всё идёт хорошо, что Ваш ребёнок «умничка», и всё и дальше будет хорошо. И вдруг Вы оказываетесь в ситуации, когда ребёнок не желает правильно называть букву, а вернее он называет её так, как САМ считает нужным! Ведь Вы же сами его этому научили! Вы дали ему «в руки» КЛЮЧ - все предметы вокруг начинаются на «свою букву». Ребёнок ЭТО элементарно понял, освоил и применяет!
Рассказ мамы.
Всё у нас шло хорошо, пока не дошли до буквы К.
Это был кубик с кошкой и с буквой К, которую дочка называла буквой МУ, потому что дома у них жила кошка Муся. А ведь ДО этого они казалось бы букву М уже «прошли» на кубике, где был нарисован МЯЧ. Это был тупик непонимания, море слёз и отказ учить буквы дальше.
Сколько угодно примеров, когда дети, глядя на картинку, например с жуком и буквой Ж, говорят, что это буква Т, потому что нарисован Таракан, а показывая на картинку, где нарисован соловей и написано Соловей, и отдельно буква С есть, ребёнок говорит, что это буква П, потому что это Птичка.
Только поэтому дочка, пользуясь таким вот КЛЮЧЁМ, называет букву К на кубике, где нарисована кошка, буквой МУ. Она связывает образ нарисованной кошки с реальной кошкой Мусей и поскольку она усвоила, что всё, что её окружает, начинается на «свою букву», она и называет эту букву звуком МУ. Девочка намного умнее всех взрослых и уже ученых тётенек и дяденек, придумавших ТАКОЙ способ обучения грамоте.
Далее. Допустим, что Вам с малышом повезло, и вы вместе как-то избежали подобных проблем, - может картинки с буквами были не двусмысленные, может ребёнок Вас слушал и не спорил, может Вы что-то по ходу придумали, но вы вместе добились того, что малыш уверенно называет, везде находит и показывает ВСЕ буквы, на которые начинаются слова на нарисованных картинках. Ура! Мы знаем весь алфавит!
Но, - в этом случае Вы с ним попадаете в ещё более худшую ловушку, которая становится уже системной. Потому что выбраться ребёнку из неё самостоятельно невозможно - она логически вытекает из таких вот и подобных методов обучения. Вам придётся учиться с ребёнком сначала и - в принципе по другой системе, по другой методике.
Почему так?
Потому что при обучении через образ (как раз наш случай!) все люди пользуются АССОЦИАТИВНОЙ памятью. А дети, в силу своего возраста, пользуются в основном этим видом памяти! При попадании в память ТАКИХ «знаний» и закреплении их там, образуются прочные ассоциации.
Что это означает? А это означает то, что при вспоминании, мы ВСПОМИНАЕМ ТОЛЬКО ТО, и ТОЛЬКО В ТАКОМ ЖЕ ВИДЕ, ЧТО и КАК ЗАПОМИНАЛИ, используя свои же АССОЦИАЦИИ!
А вот и ловушка - АССОЦИАТИВНАЯ память на БУКВЫ в процессе чтения НЕ участвует!
В процессе чтения участвует АССОЦИАТИВНАЯ память на СЛОВА!
И это ещё не всё!
«Знания» эти не только оказались бесполезными для ребёнка на ДАННОМ этапе, - они оказываются ещё и сильнейшим тормозом в дальнейшем обучении - ни Вы, ни ребёнок не понимаете - почему не получается читать слова? - ведь это так просто! - сложил буквы, которые хорошо уже знаем и прочитал СЛОВО!
Вы, и ребёнок попадаете в стрессовую ситуацию - вроде всё делали правильно, старались, а ожидаемого результата нет и, главное - непонятно, - почему всё так плохо!
Это уже следствие. А где причина?
А причина в том, что Вы дали ребёнку неверный КЛЮЧ. Этим КЛЮЧЁМ он никогда самостоятельно не откроет дверь, на которой написано «ЧТЕНИЕ».
Не надейтесь, что в школе будет как-то по-другому, - там проблемы только добавятся и умножатся.
Выделенные в тексте слова - не просто слова – термины из психологии. Это то, от чего на 100% зависит - получите ли Вы то, что хотели или нет.
Вы с самого начала избрали неверный путь обучения умению читать. И пришли в тупик.
Как видите, ТО, ЧТО ОЧЕВИДНО И ПРОСТО ДЛЯ НАС С ВАМИ, НЕ ВСЕГДА ОЧЕВИДНО ДЛЯ РЕБЁНКА, А, ЗНАЧИТ, - И НЕ ПРОСТО!
Есть повод подумать над всем этим и попробовать посмотреть на всё это и на ребёнка другими глазами.
Предлагаемая мною методика обучения основана на самом главном в обучении детей - она создаёт ситуацию ВОСПРИЯТИЯ, когда МЫШЛЕНИЕ ребёнка включается само собой на основе его желания, его интереса, его природной потребности ВСЁ ВРЕМЯ узнавать что-то новое.
Всё это и есть условие, которое гарантирует ребёнку обучение умению читать за считанные дни. Обучается он легко, без слёз и принуждения, а самое главное - ему это понравится и он САМ будет брать в руки книжку, чтобы почитать.
Вы пишите - я проговариваю звуками.
Наверно вы правы. Я понимаю, что вы проводили исследования, изучали этот вопрос , может быть то что мой ребенок знает буквы и тешит мое самолюбие... Но я искренне надеюсь - что мы без трудностей перейдем к чтению.
Теперь опять по чтению и ПРО БУКВЫ,
Я всё пытаюсь донести до Вас и до других родителей, которые пытаются учить буквы, очень простую мысль - знание букв ДО начала освоения настоящего чтения очень даже осложнит ребёнку понимание КАК прочитать слово, даже если он УЖЕ знает ВСЕ буквы, из которых состоит это слово.
На первый взгляд - я написал полную ерунду и я постоянно сталкиваюсь с ТАКОЙ реакцией родителей, когда говорю им про это.
Поэтому я размещаю здесь отрывочек из своей методики на эту тему. Почитайте, возможно на многое Вы посмотрите другими глазами.
Почему ВАМ так сложно научить ребёнка читать и считать.
Навыки чтения и, особенно, устного счёта - это элементарные навыки с точки зрения работы нашего мозга. Почему же так трудно и долго эти навыки вырабатываются у ребёнка? Сколько угодно примеров (тот же компьютер и подобные электронные игрушки), когда ребёнок сходу осваивает более сложные вещи, понятия и навыки, чему мы, взрослые, учимся гораздо дольше!
Может потому, что мы не знаем, КАК это сделать намного быстрее, проще, эффективнее и без проблем, а ещё и сами по незнанию создаём разные проблемы и трудности и себе и ребёнку, чтобы затем с ними бороться.
КАК ребёнок ОБРАЗовывает понятия, представления, личный опыт, а, значит, - обучается? И почему он часто не обучается - ведь мы вроде бы всё для этого делали, старались, а результат совсем не тот, на который Вы рассчитывали ВМЕСТЕ с ребёнком?
КАК это обычно бывает практически у всех:
Мама начала учить с ребёнком буквы по кубикам с картинками или по книжке с картинками, или по модной сейчас магнитной Азбуке с картинками.
Нарисован Арбуз - буква А, нарисован Барабан - буква Б и так далее.
Сделав несколько удачных попыток связать в сознании ребёнка изображение буквы и образа нарисованного на кубике предмета, а затем, занеся всё это в память ребёнка в таком же виде, Вы добьётесь очень важного результата, а именно - Вы дадите ему в руки, образно говоря, КЛЮЧ.
КЛЮЧ - это психологическое понятие, означающее алгоритм или порядок действий в аналогичной ситуации.
Конкретно - Вы научите ребёнка тому, что всё, что он видит и ощущает вокруг, обозначается каким-либо словом и это слово начинается на какую-то букву. Причём - каждое слово на «свою букву». А поскольку ребёнок не понимает ещё разницы между понятиями «буква» и «звук» (а объяснять ему эту разницу в его возрасте всё равно бесполезно - он её не поймёт), то Вы неожиданно для себя обнаруживаете, что ребёнок довольно произвольно пользуется этими понятиями, отчего и происходит путаница в его голове и в его действиях.
Здесь Вы попадаете в первую психологическую и методическую ловушку. После нескольких удачно освоенных действий, когда ребёнок уверенно называет и показывает буквы на картинках, и он и Вы начинаете считать, что всё идёт хорошо, что Ваш ребёнок «умничка», и всё и дальше будет хорошо. И вдруг Вы оказываетесь в ситуации, когда ребёнок не желает правильно называть букву, а вернее он называет её так, как САМ считает нужным! Ведь Вы же сами его этому научили! Вы дали ему «в руки» КЛЮЧ - все предметы вокруг начинаются на «свою букву». Ребёнок ЭТО элементарно понял, освоил и применяет!
Рассказ мамы.
Всё у нас шло хорошо, пока не дошли до буквы К.
Это был кубик с кошкой и с буквой К, которую дочка называла буквой МУ, потому что дома у них жила кошка Муся. А ведь ДО этого они казалось бы букву М уже «прошли» на кубике, где был нарисован МЯЧ. Это был тупик непонимания, море слёз и отказ учить буквы дальше.
Сколько угодно примеров, когда дети, глядя на картинку, например с жуком и буквой Ж, говорят, что это буква Т, потому что нарисован Таракан, а показывая на картинку, где нарисован соловей и написано Соловей, и отдельно буква С есть, ребёнок говорит, что это буква П, потому что это Птичка.
Только поэтому дочка, пользуясь таким вот КЛЮЧЁМ, называет букву К на кубике, где нарисована кошка, буквой МУ. Она связывает образ нарисованной кошки с реальной кошкой Мусей и поскольку она усвоила, что всё, что её окружает, начинается на «свою букву», она и называет эту букву звуком МУ. Девочка намного умнее всех взрослых и уже ученых тётенек и дяденек, придумавших ТАКОЙ способ обучения грамоте.
Далее. Допустим, что Вам с малышом повезло, и вы вместе как-то избежали подобных проблем, - может картинки с буквами были не двусмысленные, может ребёнок Вас слушал и не спорил, может Вы что-то по ходу придумали, но вы вместе добились того, что малыш уверенно называет, везде находит и показывает ВСЕ буквы, на которые начинаются слова на нарисованных картинках. Ура! Мы знаем весь алфавит!
Но, - в этом случае Вы с ним попадаете в ещё более худшую ловушку, которая становится уже системной. Потому что выбраться ребёнку из неё самостоятельно невозможно - она логически вытекает из таких вот и подобных методов обучения. Вам придётся учиться с ребёнком сначала и - в принципе по другой системе, по другой методике.
Почему так?
Потому что при обучении через образ (как раз наш случай!) все люди пользуются АССОЦИАТИВНОЙ памятью. А дети, в силу своего возраста, пользуются в основном этим видом памяти! При попадании в память ТАКИХ «знаний» и закреплении их там, образуются прочные ассоциации.
Что это означает? А это означает то, что при вспоминании, мы ВСПОМИНАЕМ ТОЛЬКО ТО, и ТОЛЬКО В ТАКОМ ЖЕ ВИДЕ, ЧТО и КАК ЗАПОМИНАЛИ, используя свои же АССОЦИАЦИИ!
А вот и ловушка - АССОЦИАТИВНАЯ память на БУКВЫ в процессе чтения НЕ участвует!
В процессе чтения участвует АССОЦИАТИВНАЯ память на СЛОВА!
И это ещё не всё!
«Знания» эти не только оказались бесполезными для ребёнка на ДАННОМ этапе, - они оказываются ещё и сильнейшим тормозом в дальнейшем обучении - ни Вы, ни ребёнок не понимаете - почему не получается читать слова? - ведь это так просто! - сложил буквы, которые хорошо уже знаем и прочитал СЛОВО!
Вы, и ребёнок попадаете в стрессовую ситуацию - вроде всё делали правильно, старались, а ожидаемого результата нет и, главное - непонятно, - почему всё так плохо!
Это уже следствие. А где причина?
А причина в том, что Вы дали ребёнку неверный КЛЮЧ. Этим КЛЮЧЁМ он никогда самостоятельно не откроет дверь, на которой написано «ЧТЕНИЕ».
Не надейтесь, что в школе будет как-то по-другому, - там проблемы только добавятся и умножатся.
Выделенные в тексте слова - не просто слова – термины из психологии. Это то, от чего на 100% зависит - получите ли Вы то, что хотели или нет.
Вы с самого начала избрали неверный путь обучения умению читать. И пришли в тупик.
Как видите, ТО, ЧТО ОЧЕВИДНО И ПРОСТО ДЛЯ НАС С ВАМИ, НЕ ВСЕГДА ОЧЕВИДНО ДЛЯ РЕБЁНКА, А, ЗНАЧИТ, - И НЕ ПРОСТО!
Есть повод подумать над всем этим и попробовать посмотреть на всё это и на ребёнка другими глазами.
Предлагаемая мною методика обучения основана на самом главном в обучении детей - она создаёт ситуацию ВОСПРИЯТИЯ, когда МЫШЛЕНИЕ ребёнка включается само собой на основе его желания, его интереса, его природной потребности ВСЁ ВРЕМЯ узнавать что-то новое.
Всё это и есть условие, которое гарантирует ребёнку обучение умению читать за считанные дни. Обучается он легко, без слёз и принуждения, а самое главное - ему это понравится и он САМ будет брать в руки книжку, чтобы почитать.
↑ Перейти к этому комментарию
Говорю же, что я не умею учить читать (убивающийся смайлик должон быть тут)!
Отвечаю.
Глен Доман - американский врач. И методику обучения разрабатывал для больных детей. Результаты получил поразительные.Так, КАК он научил, не смогла научить ни какая другая методика. Потом решили, что раз смогли обучиться больные дети, то здоровые ещё лучше научатся! Методику адаптировали под здоровых детей, а потом она стала даже модной. Вот такая история.
Как я к ней отношусь? Отношусь нормально - она работает и очень даже развивает детей. Именно так - развивает, а обучает меньше. Это в классическом понимании смысла слов "развитие" и "обучение". Только надо учесть, что работает она где-то до возраста 3 лет. Это особенность её содержания, особенности приёмов и методов обучения и развития, заложенных в эту методику.
↑ Перейти к этому комментарию
Что-то я совсем запуталась.
↑ Перейти к этому комментарию
Я не умею учить читать!
У меня не хватает ни фантазии на это дело, ни нервов, ни.. чего-нить еще нужного.
Считаю, это очень важным навыком, жизненно важным.
Но я не умею!!! Учить, в смысле.
Спасибо за статью.
Спасибо.
И конечно, в слогах пошли эти "Э" вместо "мама" получалась "мэамэа"
Долго бадались за "чистоту" звуков.
Потом попались прописи Олеси Жуковой. Они нас сдвинули с мертвой точки.
У меня нервов на этот процесс не хватает.
Сейчас сложности у старшей в чтении: стесняется читать вслух и не запоминает длиные слова...
За сына даже боюсь браться.
вопрос:почему эти кубики ваши?вы их придумали сами производите поштучно?или что?
просто такие весчи начинались еще в моем детстве и ничего нового тут нет
А то, что вы занимаетесь с малышом - это замечательно и означает, что Вы думаете и заботитесь о нём. Кто это будет делать ещё, если не Вы?
А к лени, Валентина, приводят совершенно другие вещи и методики обучения здесь не причём.
вопрос:почему эти кубики ваши?вы их придумали сами производите поштучно?или что?
просто такие весчи начинались еще в моем детстве и ничего нового тут нет
↑ Перейти к этому комментарию
Спасибо.
Не в обиду другим мамочкам, но пока это самые грамотные вопросы, заданные на этом обсуждении, и эти два вопроса входят в первую пятёрку ВОПРОСОВ - ОТВЕТОВ, которые ПРИНЦИПИАЛЬНО отличают мою методику, от остальных.
Я нисколько не переоцениваю то, что придумал. Даже год назад (а кубики появились два года назад), я бы не написал такое, а теперь за меня пишут отзывы и рекомендации сами родители на различных форумах:
Катя-Катерина! 26.5.2010, 9:22
Регистрация: 26.5.2010
У всех детки разные, конечно
У нас на простых кубиках с буквами тоже картинки были. Но Машка "Аиста" (на кубике с А) называла "Птичка", а "Кота" (на кубике с К) звала "Муся", как нашу кошку. И сбивалась всё время - то на этих птичек - мусек, то на то, чтобы из кота – аиста – кота - аиста прочитать КАКА
А с этими кубиками Чаплыгина сразу зачитали, мне самой понравилось
********
14 янв 2010, 14:09
Есть какое классное средство для обучение чтению в игровой форме - Кубики Чаплыгина!
Вещь просто! Мой раздолбай на них учился читать быстро и САМ!!!!!!!!! А так мы никак научиться не могли. Тоже перед школой мучились, пока подруга не посоветовала, у неё четырёхлетняя девочка на этих кубиках училась.
************
Наталья* 22.10.2011 в 09:45:35
new!
Могу отзыв свой внести по этим кубикам - отличная вещь.
У меня старший буквы знал давным-давно, лет с 2-х, наверное. Позднее и слоги мог сложить... Но дальше этого никак не шло, я уж нервничать начала - на этих кубиках у нас , наконец-то, "прорвало" на нормальное чтение
И достаточно оказалось всего лишь дороги на юг в авто - мы с ним дорогой придумывали разные игры на кубиках - и к моменту приезда у него получалось слова прочитывать..причем даже достаточно сложные. Вот
***************
Чтобы развёрнуто ответить на Ваши вопросы, нужно будет написать статью и, даже не одну.
А пока отвечу совсем коротко.
И методика Николая Александровича Зайцева, и Глена Домана, и общепринятая, и те, что придумывают родители для своих малышей, все они основываются на ПАМЯТИ ребёнка.
Всё обучение опирается ТОЛЬКО на ПАМЯТЬ.
А все сопутствующие игры, задания и упражнения, которые прилагаются к этим методикам, призваны всего лишь ОБЕСПЕЧИТЬ более легкое, более эффективное, более интересное и т.д., и т.п. ЗАПОМИНАНИЕ!
Конечно ПАМЯТЬ у детей, не та, что у нас уже. НО ... .
Обучение ребёнка (да и нас тоже!) по природе своей требует участия и других умственных процессов.
Для справки - в обучении (в принципе чему угодно) участвуют: ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ и ПАМЯТЬ.
И если хоть немножко подумать (а ещё лучше - разобраться в этом), то становится очевидным, что память играет в этой цепочке процессов самую последнюю роль и, даже, - самую малую. Все знают, что ребёнок сходу запоминает всякую, на наш взляд!, ерунду - память для детей очень редко бывает проблемой.
И хотя должно быть понятно, что в обучении должны согласованно участвовать ВСЕ вышеперечисленные процессы, среди них ведущие роли принадлежат ВОСПРИЯТИЮ и МЫШЛЕНИЮ.
А теперь короткий ответ на Ваш вопрос:
Я построил свою методику, опираясь на ЭТИ два умственных процесса, потому, что есть закон Природы - КАК будет ВОСПРИНЯТО, ТОЧНО ТАК же будет и ПОНЯТО (мышление). А когда малыш всё ПРАВИЛЬНО воспринял, то он всё ПРАВИЛЬНО понял, и, главное, - он СРАЗУ же получает РЕЗУЛЬТАТ - составленное и прочитанное СЛОВО, а ТАКИЕ события не забываются.
Нет необходимости заучивать какие-то "кусочки знаний" типа букв, - всё делается в один приём и самостоятельно.
Конечно же, мама рядом, но НЕ УЧИТ, а направляет МЫСЛЬ ребёнка в НУЖНУЮ сторону, просто задавая НУЖНЫЕ вопросы.
По второму вопросу.
Нет, Ирина, таких проблем в конце обучения НЕ возникает, потому что эти вопросы решаются по ходу обучения. Методика предусматривает , что в итоге ребёнок будет УЗНАВАТЬ и ЧИТАТЬ слова, где бы они не были написаны.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: